a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогические требования к организации каникул в ДОУ

Опубликовано: 2016-12-01 05:25:06

Документы для скачивания

Педагогические требования к организации каникул в ДОУ. Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв в занятиях для отдыха.  Детские каникулы- это ответственность для взрослых. Перед педагогами и родителями стоит задача приложить максимум сил для смены деятельности детей, предоставить возможность для более активного время препровождения, чтобы отдых дошкольников был полезным, здоровым и безопасным. Каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомляемости. Режим дня насыщается активной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. Педагогические требования к организации каникул в детском саду. Каникулы в ДОУ проводятся несколько раз в год в год: , первая неделя ноября, в течение последней недели декабря, последняя неделя марта и в летние месяцы. По времени они совпадают с традиционными зимними и летними каникулами в школе. Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется годовыми задачами ДОУ. Содержание педагогической работы в этот период направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др. Во время каникул организованная образовательная деятельность не проводится, за исключением художественно- эстетической и физкультурно- оздоровительной направленности, но и они обогащаются игровым материалом и организуются в разнообразных интересных формах. При продуманном планировании программный  материал, который дети должны усвоить в каникулы, может быть внесён в другие виды и формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания, длительной статической позы. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников. Подготовка к каникулам. Для того чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Заранее продумать, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определить степень участия в них взрослых. В подготовке к каникулам могут принять участие и сами дети. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели, включая в режим разные виды деятельности. Разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься  различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными. Планирование каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. В течение зимних каникул планируются зимние виды спортивных игр и упражнений( катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега) , прогулки на площадь к нарядной ёлке и т. д.   Летом – катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и скакалками, рисование на асфальте цветными мелками и др. В зимнее время, когда рано темнеет, можно посмотреть телевизор, а летом со старшими дошкольниками сходить  на экскурсию  или в кинотеатр. За несколько дней перед каникулами можно провести с детьми небольшую беседу. Рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их интересы и желания, выслушать предложения. Целесообразно провести беседу и после каникул. Выяснить, что больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят также помогут оценить проведённую воспитателем работу. При организации каникул, важное, значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель рассказывает родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями обсуждаются некоторые мероприятия( посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др. ) , выслушиваются их советы, предложения. Содержание и методика работы в каникулярное время.  Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Один- два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий. Продумывается разнообразная и интересная организация физкультурных занятий, их обогащают сюжетно- игровым содержанием. Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость. Во время каникул целесообразно проводить музыкальные занятия в форме музыкально- литературных утренников, концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней рождения, игр- драматизаций с музыкальным сопровождением. При этом можно объединить детей  по две группы. Большой интерес у дошкольников вызывает взаимное посещение разных возрастных групп( если нет карантина) , так называемый «приход в гости». Такие посещения не только нравятся детям, но и способствуют развитию дружеских взаимоотношений, положительных контактов. В дни каникул организуют выставки детских работ( рисунки, поделки) . Содержание каникул не ограничивается какими- то определёнными мероприятиями. Каждый педагог разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей. Один день посвящается какой- либо теме. Тематика дней может быть самой разнообразной. Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогом, в дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.  Для стимулирования игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно- практический материал, например, атрибуты для сюжетно- ролевой игры, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно- печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др. В группе выделяют место для занятий изобразительной деятельностью, положить здесь соответствующий материал. На одном из столов можно расположить природный материал для поделок( камешки, мох, глину, шишки и др. ) В процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы. Однако это не значит, что ребёнок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Воспитатель создаёт условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие её развёртыванию в соответствии с их интересами и желаниями. Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в воспитательном отношении или без помощи взрослого ребёнок начинает повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают. В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнёров( 2- 3 человека) , которые объединяются на основе общих интересов и симпатий. Но и здесь воспитатель должен руководить детской деятельностью, углублять положительные взаимоотношения детей, развивать отзывчивость, обогащать интеллектуальными и эмоциональными впечатлениями. Интересными могут быть каникулы при условии активной творческой деятельности воспитателя, гораздо большей, чем в обычные дни и что это одна из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.

Оставить комментарий: