Конспект урока развития речи по теме "Выборочное изложение "Слепой бельчонок"
Документы для скачивания
КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа – интернат» Урок русского языка в 8 классе А. Учитель Глумова О. В. Тема. Выборочное изложение «Слепой бельчонок». Цель: формирование умения передавать текст на письме выборочно своими словами. Задачи: познакомить с содержанием текста, развивать умение пересказывать текст по плану, передавать его на письме выборочно, используя способы перефразирования, развивать способность к созданию связного высказывания, воспитывать бережное отношение к природе, осознание себя частью природы, следить за произношением дежурных звуков\ м- б\ , контрольных звуков, работать над речевым дыханием. Ход урока. Орг. момент. Мотивация к деятельности. - Какое у вас настроение? - Какой сей час урок? Что мы делаем на уроках русского языка? Для чего мы это делаем? - Как мы работаем? ( Повторение общих правил работы на уроке) - На уроке говорите хорошо, слитно, внятно, следите за произношением дежурных звуков\ м- б\ , контрольных звуков, за речевым дыханием. Работа по теме урока. Актуализация личного опыта. - Что сегодня будем делать на уроке? ( Писать изложение) - Какие мы пишем изложения? ( Подробное, сжатое, выборочное) - Сегодня будем писать\ выборочное изложение. Что значит ВЫБОРОЧНОЕ? - На доске вы видите картинки. Кто на них изображён? 40062151905- Как вы думаете, какое животное лишнее? Почему? ( Белка – лишнее, т. к. она – дикое животное, а собака и кошка – домашние) - Что вы знаете о белках? Где они живут? Чем питаются? Видели ли вы белок в нашем лесу? Что интересного в их поведении заметили? - Догадались, о ком будем писать изложение? ( О белке) - \ Будем писать выборочное изложение текста «Слепой бельчонок». - Что значит СЛЕПОЙ? Что вы знаете о слепых людях? Какие трудности они испытывают? - Какая цель нашего урока? ( Будем учиться передавать текст на письме выборочно своими словами) - Что мы должны сделать для достижения цели? План работы над изложением дан вразброс, учащиеся располагают его в нужной последовательности. Прочитаем текст. Выясним значение непонятных слов. Будем беседовать по содержанию. Разделим текст на части( выделим микротемы) Составим план. Выберем главное к каждому пункту плана. Выпишем ключевые слова, словосочетания. Перескажем текст. Напишем изложение. - Расположите план работы над изложением по порядку. Что будем делать сначала? Чтение текста. - Какие слова были вам не понятны? Словарная работа. Беседа, направленная на выяснение содержания текста. Где папа нашёл бельчонка? Как мальчик и папа ухаживали за бельчонком? Что они заметили, когда он открыл глаза? Каким был бельчонок? Что он любил? Как он прятал орешки? Как бельчонок передвигался по квартире? В каких случаях бельчонок падал? Как бельчонок понимал, что вещи передвигали? - Вам жалко бельчонка? - Как поступили папа и мальчик? Оцените их поступок. А с вами в жизни происходила подобная ситуация? - Разделите текст на части. Сколько частей у вас получилось? Составление плана. ( д ля слабых учащихся план даётся в готовом вида вразброс) Примерный план. Папа нашёл бельчонка. Забота о детёныше. Бельчонок был слепой. Описание бельчонка: - весёлый и ласковый; - любимая еда; - ловкость; - случаи падения; - уши словно зрячие. - Какое мы пишем изложение? ( Выборочное) - Будем писать изложение только той части, где описывается бельчонок. - Выберите главное к каждому пункту плана, используя способы перефразирования. - Выпишите ключевые слова к каждому пункту плана. - Что будем делать дальше? Пересказ текста. Организация ситуации выбора. - Будем пересказывать текст по частям. Кому для пересказа нужны вопросы? Кому нужны ключевые слова? Кто может пересказать текст с помощью плана? - Перескажите текст полностью. ( Описание бельчонка) ( Один ученик пересказывает весь отрывок из текста( описание бельчонка) , далее – работа в пара х: учащиеся пересказывают друг другу) . Написание выборочного изложения. Итог. - Какая была тема урока? - Чему учились на уроке? Что вы для себя поняли?