a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации о преподавании биологии в 2016/2017 уч.году

Опубликовано: 2016-12-09 14:34:22

Документы для скачивания

М етодическ и е рекомендации об особенностях преподавания биологии в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2016/ 2017 учебном году Нормативно- правовое обеспече ние преподавания предмета( законодательные и нормативно- правовые документы федер ального и регионального уровня) Федеральные документы Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897 ». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 07. 2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 №1015». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089( в ред. приказа от 23. 06. 2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09. 03. 2004 № 1312( ред. пр. от 03. 06. 2011 №1994) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»( с изменениями) . Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 12. 2015 №09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26. 08. 2010 №761н « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 10. 2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) ». Региональные документы: Закон Республики Крым от 06. 07. 2015 №131- ЗРК/ 2015 «Об образовании в Республике Крым». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18. 12. 2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/ 2017 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04. 12. 2014 №01- 14/ 2013 « О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1- 11( 12) классов общеобразовательных организаций». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04. 12. 2014 №01- 14/ 2014 «Об организации внеурочной деятельности». Место предмета «Биология» в учебных планах Класс Количество часов Р еализаци я основной образовательной программы в год в неделю в год в неделю ФГОС О ОО 5 35 1 6 35 1 7 70 2 ФК ГОС 8 70 2 9 70 2 Базовый уровень Профильный уровень 10 35 1 105 3 11 35 1 105 3 Деловая д окументация учителя биологии включает рабочие программы по биологии, календарно- темати ческое планирование. Согласно ст. 11 Федеральн ого закон а от 29. 12. 2012 N 273- ФЗ( ред. от 02. 03. 2016) « Об образовании в Российской Федерации » Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897 » в п. 18. 2. 2. регламентирует структуру р абочи х программ учебных предметов, которые должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования( примерных рабоч их программ учебных предметов) . Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов( пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273- ФЗ) Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273- ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой. Так же для работы учитель может использовать авторскую программу, разработанную Сухоруковой Л. Н. для предметной линии учебни ков «Сферы». Т ворческим коллективом крымских авторов разработаны рабочие программы для образовательных учреждений Республики Крым для 5- 6, 7- 9 и 10- 11( базовый уровень, профильный уровень) , которые рекомендованы( решение от 26. 05. 2016 № 3/ 5 заседания коллегии МОНиМ РК) для реализации федерального компонента государствен ного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования по биологии. Программа Автор Р абочая программа по биологии( 5- 6 класс) для образовательных учреждений Р еспублики К рым Терехова А. В. Кузнецова, Н. Н. , Черняева А. Ю. Р абочая программа по биологии( 7- 9 класс) для образовательных учреждений Р еспублики К рым Терехова А. В. , Капралова Н. М. , Кальченко И. В. , Бурлака Н. В. , Дризуль А. В. Р абочая программа по биологии( 10- 11 класс, базовый уровень) для образовательных учреждений Р еспублики К рым Терехова А. В. , Дризуль А. В. , Трещева Н. В. Р абочая программа по биологии( 10- 11 класс, профильный уровень) для образовательных учреждений Р еспублики К рым Терехова А. В. , Трещева Н. В. , Дризуль А. В. Ра бочие программы с оответству ю т требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Рабоч ие программ ы включа ю т содержательный минимум и составлен ы из расчета часов, указанных в базисном учебном плане. Программ ы соответству ю т требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897») и включа ю т пояснительную записку, планируемые предметные результаты освоения предмета «Биология», основное содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий, тематическое планирование, календарно- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабоч ие программ ы по биологии для образовательных учреждений Республики Крым отличает выраженный региональный краеведческий компонент, реализуемый в изучении многообразия и уникальности живой природы Крыма, взаимосвязи в природных комплексах, причин экологических проблем и пр. , что позволяет формировать чувство патриотизма, бережного отношения и любви к родному краю и гордости за отечественную науку. П реподавани е биологии в 5- 6 классах в 2016/ 2017 учебном году осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Преподавание биологии в 7- 11 классах осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования. Согласно действующему базисному учебному плану обучение биологии в 5 и 6 класс е предусматривает ся в объеме 1 часа в неделю- всего 70 часов( по 35 часов в каждом классе) , в 7, 8 и 9 класс ах- в объеме 2 часов в неделю – всего 210 часов( по 70 часов в каждом классе) . На изучение курса биологии в 10- 11 классе на базовом уровне выделено 70 часов, в том числе в 10 классе – 35 часов( 1 час в неделю) , в 11 классе – 35 часов( 1 час в неделю) . Однако возможно изучение курса в течение одного года( в 10 или 11 классе) при 2 часах в неделю. На профильном уровне в 10- 11 классе выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов( 3 часа в неделю) , в 11 классе – 105 часов( 3 часа в неделю) . В программе крымских авторов выделенное количество часов на изучение тем и их последовательность отличается от предложенных в программе Л. Н. Сухоруковой, что отражено в сравнительной таблице. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ч в неделю в 5, 6 классах, 2 ч в неделю в 7, 8, 9 классах. Всего за 5 лет обучения 280 ч. № П/ п Программа, рекомендованная для ОУ РК Программа Сухорукова Л. Н. Живо й организм. 5 клас с( 3 5 ч) Наименование темы Кол- во ч асов Наименование темы Кол- во ч асов 1 Введение 3 Введение 3 2 Разнообразие живых организмов. Среды жизни 12 Разнообрази е живы х организмов. Сред ы жизн и 1 2 3 Клеточное строение живых организмов 10 Клеточно е строени е живы х организмо в 8 4 Ткани живых организмов 9 Ткан и живы х организмо в 9 5 Резерв времени 1 Резерв: 3 Живо й организм. 6 клас с( 3 5 ч) 1 Органы и системы органов живых организмов 11 Введени е 1 2 Процессы жизнедеятельности живых организмов 21 Орган ы и систем ы органо в живы х организмо в 1 1 3 Резервное время 3 Строени е и жизнедеятельност ь живы х организмо в 2 3 Разнообрази е живы х организмов. 7 клас с( 7 0 ч) 1 Введение 3 Организаци я живо й природ ы 5 2 Эволюция живой природы 4 Эволюци я живо й природ ы 4 3 Многообразие живой природы. Б актерии, грибы, лишайники 5 Растени я — производител и органическог о веществ а 2 2 4 Многообразие живой природы. усложнение растений в процессе эволюции 23 Животны е — потребител и органическог о веществ а 2 8 5 Многообразие животных – результат эволюции 27 Бактерии, гриб ы — разрушител и органическог о вещества. Лишайник и 4 6 Биологическое разнообразие и пути его сохранения 4 Биоразнообрази е 5 7 Резервное время 4 Человек. Культур а здоровья. 8 клас с( 7 0 ч) 1 Введение 4 Введени е 2 2 О рганизм человека — целостная система. Системы регуляции жизнедеятельности 11 Наследственность, сред а и обра з жизн и — фактор ы здоровь я 7 3 Опорно- двигательная система и здоровье 7 Целостност ь организм а человек а — основ а ег о жизнедеятельност и 7 4 Системы жизнеобеспечения 30 Опорно- двигательна я систем а и здоровь е 7 5 Репродуктивная система и здоровье 3 Систем ы жизнеобеспечения. Формировани е культур ы здоровь я 2 8 6 Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы 6 Репродуктивна я систем а и здоровь е 3 7 Резерв ное время 9 Систем ы регуляци и жизнедеятельност и и здоровь е 7 8 Связ ь организм а с окружающе й средой. Сенсорны е систем ы 6 9 Резерв: 3 Живы е систем ы и экосистемы. 9 клас с( 7 0 ч) 1 Введение. Особенности биологического познания 2 Введение. Особенност и биологическог о познани я 2 2 Человек и его здоровье 15 Организ м 1 9 3 Признаки живых организмов 11 Вид. Популяция. Эволюци я видо в 2 5 4 Взаимосвязь организмов и окружающей среды 22 Биоценоз. Экосистем а 1 4 5 Многообразие и эволюция живой природы 11 Биосфер а 7 6 Биосфера 5 Резерв: 3 Резервное время 4 Содержание курса 5- 6 классов включает раздел «Живые организмы»( 70 часов, из них 4 часа резервного времени) . В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, получают сведения о строении бактериальной, растительной, животной и грибной клетке, о тканях растений и животных, углубляют знания о средах жизни и экологических факторах, о роли бактерий, грибов, растений и животных в сообществах и в жизни человека. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Для изучения в 7 классе выделен блок содержания «Многообразие и эволюция живой природы», в 8- « Человек. Культура здоровья », в 9 – « Живые системы и экосистемы ». Основу изучения курса биологии в 7 классе составляют эколого- эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Особенност ь раздела 7 класса «Многообразие и эволюция живой природы» состоит в том, что он начинается с теоретического введения: положений систематики, эволюционного учения. Рассмотрение фактического материала раздела на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы уже на стадии их формирования, что очень важно для обеспечения целостности биологии как общеобразовательной дисциплины. Систематический, экологический и эволюционный подходы к описанию каждого таксона дополняются сведениями о познавательном, эстетическом, практическом значении его представителей для человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу 8 и 9 класса включены самонаблюдения, лабораторные и практические работы, предусмотренные программой. Программа в 10 классе включает в себя темы: «Введение»( 3часа) , «Клетка»( 14 часов) , «Организм»( 15 часов) . В 11 классе – «Организм»( 13 часов) , «Вид»( 10 часов) , «Экосистемы»( 9 часов) . В программе крымских авторов выделенное количество часов на изучение тем в 10 и 11 классах и их последовательность отличается от предложенных в программе Л. Н. Сухоруковой, что отражено в сравнительной таблице. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 ч в неделю в 10 и 11 классах. Всего за 2 года обучения 70 ч. № П/ п Программа, рекомендованная для ОУ РК Программа Сухорукова Л. Н. 10 клас с( 3 5 ч) Наименование темы Кол- во ч асов Наименование темы Кол- во ч асов 1 Введение 3 Строение и функции клетки. Размножение и развитие 1 9 2 Клетка 1 4 Основные закономерности наследственности 15 3 Организм 1 5 Резервное время 1 4 Резерв ное врем я 3 11 класс( 35 ч) 1 Организм 13 Основные закономерности изменчивости. Селекция 9 2 Вид 10 Закономерности микро- и макроэволюции 11 3 Экосистемы 9 Происхождение и историческое развитие жизни на Земле. Место человека в биосфере 13 4 Резервное время 3 Резервное время 2 Программа на профильном уровне в 10 классе включает в себя темы: «Введение»( 3часа) , «Биологические системы: клетка и организм»( 59 часов) , «Основные закономерности наследственности и изменчивости»( 36 часов) . В 11 классе – «Организм и среда. Надорганизменные системы. Экосистемы»( 39 часов) , «Микро- и макроэволюция. Разнообразие органического мира»( 33 часа) , «Происхождение и развитие жизни на земле. Антропосоциогенез»( 25 часов) , так же выделено время( 11 часов) на «Повторение и обобщение курса 10- 11 класса». Рабоч ие программ ы для 10- 11 классов на базовом и профильном уровне содержат региональный компонент: изучение вклада научно- исследовательских учреждений региона, а также ученых- биологов, имя которых связано с Крымом, в развитие биологической науки; знакомство с типичными экосистемами и агроэкосистемами Крыма, проблемами охраны природы, сохранения био логического разнообразия и др. на примере Крымского региона. Система уроков в ходе преподавания биологии должна быть сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Исходя из особенностей построения примерных рабочих программ, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях Республики Крым и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций, на уроках рекомендуется использ овать следующие методы обучения: • словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение, работа с книгой, решение проблемных задач; • наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения; • практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов; • контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня, контрольные работы. Программа предусматривает резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса( экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут быть использованы учителем в процессе изучения нового материала или на этапе его закрепления. Лабораторные работы проводятся учителем с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно- урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч. Практические работы подлежат обязательному оцениванию. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Порядок заполнения предметных страниц классного журнала осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по ведению классных журналов учащихся 1- 11( 12) классов общеобразовательных организаций( Приложение к письму МОН и М РК от 04. 12. 2014 № 01- 14/ 2013) . В процессе преподавания и изучения предметов допускается использование только учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 №253( с изменениями) . Учебно- методическое обеспечение преподавания предмета Класс Учебник/ учебное пособие Автор 5- 6 Биология. Живой организм. 5–6 классы. Учебник для общеоб разовательных учреждений. Издательство «Просвещение» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова 7 Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс. Издательство «Просвещение» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. 8 Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко 9 Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко 10- 11 базовый уровень Биология( базовый уровень) Издательство «Просвещение» Сухорукова Л. Н. , Кучменко В. С. , Иванова Т. В. 10- 11 профильный уровень Биология. В 2- х частях( углубленный уровень) Издательство « Просвещение » Бородин П. М. , Высоцкая Л. В. , Дымшиц Г. М. и др. / Под ред. Шумного В. К. , Дымшица Г. М. 5- 11 Биология. Зачетная тетрадь М. : «Аркти», Изд- во «Наша школа» Д. В. Леонтьев 5- 11 Биология. Рабочая тетрадь М. : «Аркти», Изд- во «Наша школа» К. Н. Задорожный А. В. Терехова Перечень а вторских программ курсов по выбору, учебных пособий, допущенных к использованию в учебно- воспитательном процессе в общеобразовательных учреждениях Республики Крым приведен в информационно- методическом письме ГБОУ ДПО РК КРИППО « Об особенностях преподавания биологи и в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2015- 2016 учебном году ». А нализ результатов ГИА в форме ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ выявил проблемы в освоении выпускниками знаний и умений, составляющих основу их биологической подготовки. В наиболее тщательной проработке на уроках биологии нуждается материал, который традиционно вызывает з атруднение у многих выпускников в 9 классе- «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организмов», «Система, многообразие и эволюция живой природы», «Человек и его здоровье», «Взаимосвязи ор ганизмов и окружающей среды», в 11 классе – «О бмен веществ на клеточном и организменном уровнях », «М етоды селекции и биотехнол огии», «Х ромосомный набор клеток, деление клеток, митоз и мейоз», «Ц иклы развития растений, гаметофит и спорофит», «Движущие силы эволюции, результаты, пути и направления эволюции растений и животных, «Н ервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека ». На уроках биологии необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии и оперирования ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Учителям биологии задолго до экзамена следует продумать систему повторения и обобщения знаний( как на уроке, так и во внеурочное время) наиболее значимого и сложного для понимания школьников материала для подготовк и к государственной итоговой атте стации. В процессе повторения необходимо уделить осн овное внимание: изучению типич ных признаков представителей растительного и животного мира; развитию классифика ционных умений; работе с изображениями( рисунками или фотографиями) , схемами и таблицами, отражающими как строение, так и процессы, протекающие на уровне отдель ных организмов или целых экосистем. Одновреме нно с узнаванием объекта следу ет обращать внимание на его систематическое положение, особенности строения и жизне деятельности. При повторении раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» целесообразно вспомнить не только внешние признаки строения предс тавителей основных отделов спо ровых и семенных растений, но и особенности их жизнед еятельности, связанные с освое нием наземно- воздушной среды обитания, и их роль в жизни человека. Повторяя содер жание раздела «Животные» необходимо обратить внимание на связ ь между строением отдельного органа или системы и их функциями. При описании важ нейших отделов и классов позвоночных( костные рыбы, хрящевые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) , членистоногих, двустворчатых и брюхоногих следует обращать внимание на вопросы эволюции и экологии животных, а также их охраны. Строение и жизнедеятельность организма человека, его отдельных систем целесо образно повторять в контексте гигиены и санитарии. О собое вни мание необходимо обратить на вопросы нервно- гуморальной регуляции, ВНД и поведения, оказания первой доврачебной медицинской помощи, а также на развитие у учащихся умений объяснять и обосновывать то или иное гигиеническое правило или рекомендацию, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. В ходе преподавания биологии 10–11 классах необходимо повторить учебный материал, изученный в основной школе, и на его базе формировать новые понятия. На уроках биологии важно уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы. З адания по интерпретации информации, представленной в графической форме, анализу и толкованию данных ста тистических таб лиц и работе с биологическими текстами необходимо включать в тексты проверочных работ п ри про ведении различных форм контроля, шире использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий. Нормативные документы, определяющие содержание, порядок и условия проведения ГИА, а также о ткрытый банк заданий, учебно- методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, методические рекомендации прошлых лет доступны на сайте Федерального института педагогических измерений( http: / / www. fipi. ru/ ) . Информация о б и спользовани и электронных образовательных ресурсов в преподавании биологии, о рганизаци и работы кабинета биологии, И нтернет- ресурс ах дана в информационно- методическом письме ГБОУ ДПО РК КРИППО « Об особенностях преподавания биологи и в общеобразовательных учреждениях Республики Крым в 2015- 2016 учебном году », об организации вне урочной деятельности- в м етодическо м пособи и для курсов повышения квалификации учителей биологии «П одготовка к государственной( итоговой) аттестации, ЕГЭ. Внеклассная работа по пр едмету. Р абота с одаренными детьми » В условиях введения ФГОС в преп одавании биологии приоритетными направления ми работы муниципал ьного методического объединения учителей- предметников в 2016/ 2017 учебном году остаются следующие направления: О рганизация деятельности профессиональных объединений педагогов; С овершенствование методической деятельности учителя в ходе п реподавани я биологии в 5- 6 классах в 2016/ 2017 учебном году в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Система оценки планируемых результатов обучения( ФГОС) ; Организация самостоятель ной познавательной, проектной и учебно- исследовательской деятельности учащихся; И спользовани е электронных образовательных ресурсов в организации образовательного процесса по биологии; О рганизация подготовки к государственной итоговой аттестации школьников в форме ГИА, ОГЭ и ЕГЭ; С овершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей. Заведующая центром качества образования ГБОУ ДПО РК КРИППО Терехова А. В. 14 16 24 29 30 31 32 33 34 35 45 46 49 50 79 80 88

Оставить комментарий: