a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации о преподавании физической культуре в 2016/2017 уч.году

Опубликовано: 2016-12-09 14:42:55

Документы для скачивания

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Республики Крым в 201 6/ 201 7 учебном году Образовательной целью учебного предмета « Физическая культура » является формирование физической культуры личности учащегося в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач. Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 201 6/ 201 7 учебном году направлено на: - формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; - содействие в сохранении и улучшении здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта; - создание условий для развития школьного спорта; - ориентаци ю учащихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта. Основной задачей физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня общеобразовательной организации является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно- гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно- оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением П равил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерств а спорта и туризма от 06. 10. 2014 № 61. М естом проведения физкультурно- оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физической культуры Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 201 6- 201 7 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня: Федеральные документы Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 07. 2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 №1015». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05. 03. 2004 №1089( в ред. приказа от 23. 06. 2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03. 2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»( с изменениями) . Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14. 12. 2015 №09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26. 08. 2010 №761н « Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 10. 2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог( педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) ( воспитатель, учитель) ». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29. 12. 2010 г. № 189( ред. от 25. 12. 2013 г. ) «Об утверждении СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( вместе с «СанПиН 2. 4. 2. 2821- 10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эп идемиологические правила и нор мативы») ( Зарегистрировано в Минюсте России 03. 03. 2011 г. № 19993) . Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»( ГТО) / Пост ановление Правительства Россий ской Федерации от 11. 06. 2014 г. № 540 Региональные документы: Закон Республики Крым от 06. 07. 2015 №131- ЗРК/ 2015 «Об образовании в Республике Крым». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18. 12. 2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений». Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11. 06. 2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/ 2016 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/ 2017 учебный год». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04. 12. 2014 №01- 14/ 2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1- 11( 12) классов общеобразовательных организаций». Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04. 12. 2014 №01- 14/ 2014 «Об организации внеурочной деятельности». Программно- методическое обеспечение и контроль по предмету: Особенности учебной работы по предмету «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 1- 6 классах общеобразовательных организациях Республики Крым в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования( ФГОС) . В 7- 9 и 10- 11 классах образовательный процесс по физической культуре осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, 2004 г. На ступенях основного и среднего общего образования, согласно учебному плану на обязательное изучение программы по физической культуре отводится 3 часа в неделю с 5 по 11 класс по 102- 105 часов в каждом классе в зависимости от продолжительности учебного года( 34 или 35 учебных недель) . Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Физическая культура» являются: укрепление здоро вья, содействие гармоническому физическому, нравственному и социальному раз витию учащихся, обогащение их двигательного опыта физическими упражнениями, обучение навыкам и умениям самостоятельной организации занятий физическими упражнениями. Содержание школьного предмета «Физическая культура» определяется рабочей программой, которая разрабатывается образовательной организаций. Основой для определения содержания предмета остается Примерная программа основного общего образования. Однако, в содержании предмета «Физическая культура» должны находить отражение упражнения, виды двигательной активности, отражающие специфику образовательной организации, ее традиции, регионально- национальные особенности, интересы детей. В целях совершенствования преподавания предмета «Физическая культура», ра знообразия содержания школьных уроков физической культуры Мин истерство обр азования и науки Российской Федерации рекомендует использовать в общеобразовательных организациях по предмету «Физическая культура» программы, одобренные на заседании экспертного совета Министерства образования и науки Р оссийской Ф едерации( протокол от 30. 05. 2012 г. ) . Все программы, рекомендованные экспертным советом, размещены на с айте ФГБУ «Федеральный центр организационно- методического обеспечения физического воспитания»( http: / / fcomofv. org/ main_ data. html Документы- Программы) , а также на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО. В 2016- 201 7 учебном году рекомендуется использовать следующие основные программы, имеющие гриф «допущено( рекомендовано) Министерством образования и науки Российской Федерации»: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 11 классов»( Лях В. И. , Зданевич А. А. , - М. Просвещение 2008 – 2012 гг. ) ; «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа( 5- 9 классы) . Средняя( полная) школа( 10- 11 классы) . Профильный уровень»( А. П. Матвеев, - М. ; Просвещение 2012) ; «Программа по физической культуре для учащихся I- XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». ( А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, - М. ; Дрофа 2010г. ) ; Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение. 2010. Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) общеобразовательно й организации Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы( ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретно й образовательно й организации и определенного класса( группы) , определяющая содержание, последовательность изучения тем и количеств о часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т. п. Р абоч ая программ а составляется с учетом: - требований федеральных государственных образовательных стандартов; - обязательного минимума содержания учебных программ; - требований к уровню подготовки выпускников; - объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) ; - познавательных интересов учащихся; - выбора педагогом необходимого комплекта учебно- методического обеспечения. Основным документом планирования уроков по физической культуре является рабочая программа, которая должна содержать: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы( в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897») . Анализ качества рабочих программ из опыта работы некоторых регионов России позволяет выявить и систематизировать некоторые наиболее типичные недостатки, на которые необходимо обратить внимание учителя при разработке программы. 1. В пояснительной записке программ отсутствую т: - указание на базисный учебный план, по которому осуществляется обучение; - ссылки на федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования по физической культуре или обязател ьный минимум общего образования или на нормативные региональные документы; - ссылки на примерные или авторские про граммы, на базе которых была с оставлена рабочая программа. - соответствие с Устав ом и локальным и актам и общеобразовательных организаций, где они реализуются; - в добавление к материалу рабочих программ ксерокопий из методических изданий без соответствующих ссылок на источники; - в ссылках на устаревшие источники на специальную научно- методическую пери одику и материалы сети Интернет; - о существляется «слепое» копирование содержания примерных программ б е з учёта локальных интересов общеобразовательно й организации; - о тсутству ю т отдельные типовые разделы прог р а ммы. Рекомендации по составлению календарно- тематического планирования( КТП) В процессе практической деятельности учителя физической культуры испытывают определённые трудности при выполнении требований школьной программы по физическому воспитанию. Это связано со многими причинами, но основной является проблема разработки чёткого, конкретного и оптимального планирования материала программы. Календарно- тематическое планирование( тематический план) входит в структуру рабочей программы и является важнейшей часть ю работы учителя физической культуры. Одним из показателей компетентности учителя является умение планировать свою работу, ставить цели и задачи урока и прогнозировать конечный результат. КТП разрабатыва е тся непосредственно учителем физической культуры или творческой группой педагогов и при его составлении рекомендуется соблюдать следующие требования: 1. придерживаться дидактического правила «от простого к сложному», при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе занятий; 2. учитывать взаимосвязь упражнений различных разделов программы; 3. использовать средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие и подготовленность учащихся; 4. давать знания о технике изучаемого двигательного действия, о влиянии физических упражн ений на организм и правилах обеспечения безопасности на уроках; 5. предусматривать соответствие количества и содержания задач на четверть с возможностями учащихся, материальным обеспечением уроков, местами проведения занятий. 6. выделять основные теоретические сведения, которые должны усвоить учащиеся; 7. включать в каждый урок с учётом разделов программного материала и задач( общих и частных) н ародные, подвиж ные и спортивные игры( элементы спортивных игр) ; 8. конструировать домашние задания с учётом решения задач, направленных на укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного материала на уроках, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни; 9. планировать учебные нормативы, контрольные упражнения и тесты, определяющие успешность освоения программного материала и уровень физической подготовленности учащихся. При составлении календарно- тематического планирования для 7- 11 класса в рамках рабочей программы рекомендуется применять следующую форму: № п/ п Наименование раздела и тем Дата проведения Домашнее задание запланиров. фактическая 1 2 3 4 5 В целях полного отражения специфики предмета и соблюдения преемственности планирования учебного процесса рекомендуется использовать годовой план- график про хождения программного материала. Рекомендации по ведению записей в классных журналах На основании Закона РФ «Об образовании»( ст. 28, ч. 7) образовательн ая организация несет ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников». К компетенции образовательно й организации относится «осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся. . . »( ст. 28, ч 3, п. п. 10) . Классный журнал является государственным документом, отражающим этапы и результаты фактического усвоения учебных программ учащихся. О тметки за уровень освоения учебных программ выставляются в соответствии с закрепленной в Уставе образовательно й организации 5- балльной системой оценивания. Использование других, произвольных знаков в журналах( «4- », «3+ » и т. д. ) не допускается. Учителю физической культуры при заполнении журнала рекомендуется следующее: 1. Новая тема( легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и т. д. ) начинается с записи инструктажа по технике безопасности в графе «Содержание урока». 2. В графе «Содержание урока» указывается методическая задача урока согласно календарно- тематическому планированию. 3. В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно- тематическому планированию( Например: «Комплекс упражнений №2», «карточка – задание №5» и т. д. ) . Цель домашних заданий- способствовать успешному овладению двигательными навыками, развитию двигательных качеств, выполнению требований учебной программы. 4. Отметки по физической культуре могут быть выставлены на каждом уроке за любые слагаемые программного материала( усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т. д. ) . 5. Итоговая отметка успеваемости за четверть, семестр и год выводится с учетом всех отметок, полученных учащимся за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая отметка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Организация работы специальных медицинских групп С целью оптимизации физических нагрузок принято выделять медицинские группы для занятий физкультурой. Формирование групп позволяет дифференцировано подойти к физическому воспитанию детей с учетом состояния их здоровья, физического развития, функциональной способности важнейших систем организма и его физической тренированности. Распределение на группы проводит врач с учетом состояния здоровья учащихся( или на основании справок об их здоровье) . К специальной группе «А»( 3 группа здоровья) относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного( хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных организациях по специальным программам( профилактические и оздоровительные технологии) . При занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося. При этом резко ограничивают скоростно- силовые, акробатические упражнения. Рекомендуются использ овать дыхательные, корригирующие и общеразвивающие упражнения; подвижные игры умеренной интенсивности; прогулки и развлечения на открытом воздухе. К специальной группе «Б»( 4 группа здоровья) относятся учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного( хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной физической культуры местной поликлинике, врачебно- физкультурного диспансера. Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное выполнение режима и других э лементом здорового образа жизни. Группы учащихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врачебной комиссии и заявлению родителей( законных представителей) , оформляются приказом директора школы в начале учебного года и в начале второго полугодия. В соответствии с письмом Департамента развития системы физкультурно- спортивного воспитания Министерство образования и науки Российской Федерации «О направлении учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений», в программе по физической культуре для учащихся V- IX классов общеобразовательных организаций, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А» указано, что «занятия планируются в школьном расписании и могут проводиться во время уроков физической культуры( другим педагогом) , а также после основных уроков из расчета 3 раза в неделю по 40- 45 минут». Электронные версии программ и методические рекомендации размещены на сайте fsdusshor. ru. Посещение занятий учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, являются обязательными. Во время уроков физической культуры по расписанию учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с классом в спортивном зале или на спортивной площадке. Ответственность за их посещение возлагается на родителей, учителя, ведущего эти занятия и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно- воспитательной р аботе. Учет посещаемости и успеваемости учащихся специальной медицинской группы и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для специальных медицинских групп, который заполняет учитель, ведущий занятия в спецгруппе. Отметки из журнала специальной медицинской группы переносятся в классн ый журнал на предметн ую страниц у «Физическая культура». В классном журнале на странице «Листок здоровья» медицинский работник совместно с учителем физической культуры напротив фамилии учащегося делают отметку: «спецмедгруппа, приказ от_ _ _ №_ _ ». Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний( двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность) , а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Для освобождения уча щегося от физических нагрузок на уроках физической культуры родители( законные представители) предоставляют в школу заключение врачебной комиссии детской поликлиники( больницы) и заявление об освобождении ребенка от физических нагрузок на уроках физической культуры. Справка, выданная медицинской организацией, служит основанием для освобождения от физических нагрузок, но не от освоения дисциплины. Поэтому учащийся присутствует на занятиях и выполняет иные задания, исключая физические нагрузки, по указанию учителя. Если уча щийся освобожден от физических нагрузок на уроках физической культуры более месяц а: - общеобразовательн ая организация издает приказ об освобождении уча щегося от физических нагрузок на уроках физической культуры к началу учебного года или во время учебного года незамедлительно после предоставления справки и заявления; - в классном журнале на странице «Листок здоровья» медицинский работник совместно с учителем физической культуры напротив фамилии обучающегося делает отметку: «освобожден от физических нагрузок, приказ № от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ 20 г. »; - присутствие этой категории уча щихся на уроках физической культуры обязательно, так как общеобразовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье уча щихся во время образовательного процесса( ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об обра зовании в Российской Федерации») . Освобождение учащегося от занятий по физической культуры не освобождает его от прохождения аттестации по предмету. Физическая культура является учебной дисциплиной, для которой предусмотрены как теоретические так и практические занятия. Проводится аттестация по теоретической подготовке( о проведении физических упражнений, по истории спорта, режиме дня, здоровом образе жизни и т. п. ) и в этом случае учитель должен руководствоваться учебной программой и требованиями государственного образовательного стандарта общего образования. Не допускается запись «освобожден» ни на предметной странице, ни в сводной ведомости классного журнала. Особенности внеурочной деятельности по физическому воспитанию Важным моментом в организации внеурочной деятельности является системный подход, который предп олагает вовлечение уча щихся к регулярным занятиям ф изической культурой и спортом, развитие соревновательной деятельности уча щихся и выявление сильнейших команд и участников, а также способствовать социализаци и и адаптаци и уча щихся с ограниченными возможностями здоровья( Письмо Мин истерства обр азования и науки Российской Федерации от 2 марта 2015 года № ВК- 457/ 09 «О методических рекомендациях» по ис полнению Поручения Правительства РФ от10 декабря 2014 г. ) . Одн ой из форм работы, позволяющей комплексно реализовывать в образовательной организации все эти направления работы, может стать школьный спортивный клуб( Приказ Мин истерства обр азования и науки Российской Федерации от 13. 09. 2013г. №1065 «Об утверждении порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов») . ФГОС общего образования предусмотрена организация внеуро чной деятельности, в том числе физкультурно- оздоровительной и спортивно- оздоровительной направленности. Система общешкольных с портивно- массовых мероприятий должна быть разнообразной и соответствовать запросам общества, учитывать интересы детей, возможности и традиции о бщеобразовательной организации. В планах спортивно- массовых м ероприятий необходимо отражать социально- значимые спортивные соревнования и мероприятия( »Президентские спортивные игры» и «Президентские состязания») . В 2016- 2017 учебном году с целью пропаганды ВФСК ГТО рекомендуется проводить фестивали ГТО, дни ГТО, недели ГТО и др. Более разнообразным должно стать содержание спортивных кружков и секций. Программы, разрабатываемые педагогами, должны раскрывать возможности физического совершенствования учащихся разными видами двигательной активности, а не только ограничиваться программными видами спорта. Необходимо о рганизовывать кружки и секции для детей с ограниченными возможностями здоровья и слабым физическим развитием. В содержании таких кружков и секций должны преобладать оздоровительные упражнения и виды двигательной активности. Рекомендации по оформлению программы внеурочной деятельности спортивно- оздоровительной направленности Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование. Примерные программы внеурочной деятельности спортивно- оздоровительной направленности Винер И. А. , Горбулина Н. М. , Цыганкова О. Д Программа дополнительного образования «Гармоничное развитие детей средствами гимнастики», М. , Просвещение, 2011г. Горский В. А. , Тимофеев А. А. , Смирнов Д. В. и др. «Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование, М. , Просвещение, 2010г. Григорьев Д. В. , Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников» Методический конструктор. , М. , Просвещение, 2014г. Степанов П. В. , Сизяев С. В. , Сафронов Т. С. «Программы внеурочной деятельности» М. , Просвещение, 2011г. ( туристско- краеведческая деятельность, спортивно- оздоровительная деятельность) Пособия, которые можно использовать для разработки программ по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительной направленности: Колодницкий Г. А. , Кузнецов В. С. , Маслов М. В. «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика», М. Просвещение, 2011г. Колодницкий Г. А. , Кузнецов В. С. , Маслов М. В. «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», М. Просвещение, 2011г. Колодницкий Г. А. , Кузнецов В. С. , Маслов М. В. «Внеурочная деятельность учащихся. «Футбол», М. Просвещение, 2011г. Кузнецов, В. С. , , Колодницкий Г. А. «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол», М. Просвещение, 2013г. Кузнецов, В. С. , , Колодницкий Г. А «Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика», М. , Просвещение, 2014г. Кузнецов, В. С. , , Колодницкий Г. А «Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка», М. , Просвещение, 2014г. Кузнецов, В. С. , Колодницкий Г. А. «Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре»( бадминтон, настольный теннис, конькобежная подготовка, хоккей с шайбой, атлетическая гимнастика, туристические походы) , М. Просвещение, 2014г. Рекомендации по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по физической культуре Одна из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры – это качественная подготовка учащихся к участию в о Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми. Для успешной работы с одарёнными и способными школьниками педагоги должны знать: - организацию олимпиадного движения и нормативно – правовое обеспечение проведения олимпиад; - требования к разработке олимпиадных заданий; - организационно- методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах; - психолого- педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых де те й. Педагоги должны уметь: - организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми; - уметь осуществлять индивидуальную работу педагогов – наставников и психологов. Библиографический список литературы в помощь учителю физической культуры Седашов О. А. Правила игры в мини- футбол: Учебно- методическое пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2003. – 55 с. Юный футболист: сб. / Под ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. – М. : Физкультура и спорт, 1983. – 255 с. : ил. Андреев С. Н. Футбол – Твоя игры: Кн. для учащихся сред. и ст. классов. – М. : Просвещение, 1988. – 114 с. : ил. Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских спортивных школ, олимпийского резерва( этапы: спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно- тренировочный) - М. : Советский спорт, 2003. - 112с. Клещев Ю. И. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 192 с. Официальные Правила баскетбола. – М. : СпортАкадемПресс, 2003. – 112 с. Сортэл Н. 100 упражнений и советов для юных игроков/ Н. Сортэл; Пер. с англ. – М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство «Астрель», 2002. – 240 с. : ил. –( Первые шаги в спорте) Нестеровский Д. И. , Поляков В. А. Обучение основам техники нападения игры в баскетбол: Учебно- методическое пособие для студентов факультета физической культуры: педагогических вузов, учителей школ и тренеров. – 2- е изд. Доп. и перераб. – Пена, 2003. – 120 с. Игнатьева В. Я. , Петрачёва И. В. Многолетняя подготовка гандболистов в детско- юношеских спортивных школах: Методическое пособие. – М. : Советский спорт, 2004. – 216 с. Игнатьева В. Я. , Портнов Ю. М. Гандбол: Учебник для физкультурных вузов. – М: ФОН, 1996. – 314 с. : ил. Шестаков М. П. , Шестаков И. Г. Гандбол. Тактическая подготовка. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 132 с. ( Методика спортивной тренировки) Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва/ Игнатьева В. Я. и др. – М. : Советский спорт, 2003. – 116 с. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5- 7 лет. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 112 с. : ил. 500 игр и эстафет. – Изд. 2- е – М. : Физкультура и спорт, 2003. – 304 с. : ил. –( Спорт в рисунках) Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002. – 160 с. Русская лапта. Правила соревнований/ Коллектив авторов. – М. : Советский спорт, 2004. – 36 с. : ил. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно- методическое пособие. – М. : «ЦГЛ», 2002. – 80 с. Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб. : Издательство «Союз», 2002. – 336 с. –( Азбука развлечений) . Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6- 10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 64 с. ( Серия «Вместе с детьми») Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1 – м. : Советский спорт, 2002. – 160 с. : ил. Бергер Г. И. , Бергер Ю. Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5- 9 кл. : Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого- педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с. Красников А. А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. – М. : СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. ( Наука – спорту) Физическая культура. Учебник для учащихся 10- х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - Физическая культура. Учебник для учащихся 11- х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура» М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 174с: ил. Петров В. К. Новые формы физической культуры и спорта. - М. : Советский спорт, 2004. - 40 с. : ил. С правочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно- методические документы, практический опыт, рекомендации/ Автор- составитель А. В. Царик. – М. : Советский спорт, 2002. – 700 с. Анализ проведения урока физкультуры/ Авт. - сост. В. А. Муравьёв, И. П. Залетаев. – М. : СпортАкадемПрес, 2002. - 92 с. ( Физическая культура и спорт в школе) . Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений/ Ю. Д. Савин и др. , Под ред. Ю. Д. Железнякова, Ю. М. Портнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с. Настольная книга учителя физкультуры: Справ. - метод. пособие/ Сост. Б. И. Мишин. - М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526, ( 2) с. - ( Настольная книга) Фетисова С. Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 155 с. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В. С. , Колодницкий Г. А. – М. : Дрофа, 2003. – 256 с. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 6 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В. С. , Колодницкий Г. А. – М. : Дрофа, 2006. – 331 с. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 7 класс. Методическое пособие/ Кузнецов В. С. , Колодницкий Г. А. – М. : Дрофа, 2008. – 319 с. Настольная книга учителя физической культуры: Подготовка школьников к олимпиадам( Всероссийским, региональным, городским, районным, школьным) / Автор- составитель П. А. Киселёв, С. Б. Киселёва. - М. : Глобус, 2008. - 320 с. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М. : ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 864 с. : ил. - ( Профессия – тренер) 4 0. Н. М. Моисеев Планирование и проверка как факторы управления учебным процессом, на уроках физической культуры в школе. - Л, 1974. - 24с. 4 1. Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе. - Смоленск, 1993. - 48 с. 42. Погадаев Г. И. Методическое пособие «Физическая культура. Спортивные сооружения, учебное оборудование и инвентарь образовательного учреждения». – М. : Дрофа, 2008 г. 43. Собянин Ф. И. Методическое пособие «Физическая культура. Организация и проведение викторин в образовательных учреждениях». – V – XI классы. – М. : Дрофа, 2008 г. 44. Матвеев А. П. , А. А. Красников, А. Б. Лагутин. Методическое пособие «Физическая культура. Школьные олимпиады. IX – XI классы». – М. : Дрофа, 2008 г. Адреса порталов и сайтов в помощь учителю по физической культуры Электронный адрес Название сайта http: / / www. beluno. ru: Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области http: / / ipkps. bsu. edu. ru/ : Белгородский региональный институт ПКППС http: / / www. apkro. ru: Академия повышения квалификации работников образования http: / / www. s chool. edu. ru: Федеральный российский общеобразовательный портал http: / / www. edu. ru: Федеральный портал «Российское образование» http: / / www. km. ru: Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» http: / / www. uroki. ru: Образовательный портал «Учеба» http: / / www. courier. com. ru: Электронный журнал «Курьер образования» http: / / www. vestnik. edu. ru: Электронный журнал «Вестник образования» http: / / www. td- shkolnik. com: Торговый дом «Школьник» http: / / www. vgf. ru: Издательский центр «Вентана –Граф» http: / / www. drofa. ru: Издательский дом «Дрофа» http: / / www. profkniga. ru: Издательский дом «Профкнига» http: / / www. 1 september. ru: Издательский дом «1 сентября» http: / / www. eidos. ru: Центр дистанционного обучения «Эйдос» http: / / www. sovsportizdat. ru/ : Издательский дом «Советский спорт» http: / / www. armpress. info: И здательский дом «Армпресс» http: / / www. informika. ru/ goscom: Федеральное государственное учреждение «Государственный научно- исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» http: / / teacher. fio. ru: Федерация Интернет образования http: / / www. metodika. ru: Авторский сайт Ольги Соболевой и Василия Агафонова http: / / lib. sportedu. ru: Электронный каталог центральной отраслевой библиотеки по физической культуре http: / / lib. sportedu. ru/ press/ tpfk/ : Научно- теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» http: / / minstm. gov. ru/ Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации http: / / www. mifkis. ru/ : Московский институт физической культуры и спорта http: / / www. vniifk. ru/ : Научно- исследовательский институт физической культуры и спорта http: / / www. shkola- press. ru Журнал « Физическая культура в школе» http: / / www. volley. ru/ Всероссийская федерация волейбола http: / / www gorodki. ogr/ Федерация городошного спорта http: / / www. rfs. ru/ Российский футбольный союз http: / / www. basket. ru/ Российская федерация баскетбола http: / / www. lapta. ru/ Федерация лапты России http: / / www. sportgymrus. ru/ Федерация спортивной гимнастики России http: / / www. rusgymnastics. ru/ Всероссийская федерация художественной гимнастики России http: / / rusolymp. ru/ Портал Всероссийской олимпиады школьников Методист центра по воспитательной работе и основам здоровья А. В. Огаркова

Оставить комментарий: