a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт Глиновой Г.Ш.

Опубликовано: 2016-12-14 20:25:59

Документы для скачивания

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории  и обществознания Глиновой Галины Шамильевны.

    Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение  последних трех  лет  «Формирование исследовательской компетентности учащихся посредством проектной деятельности на уроках истории и обществознания».

  1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена значительными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению. 

    Традиционная цель исторического образования - усвоение и запоминание фактической истории. Но в условиях расширения информационного поля, появления различных интерпретаций и нередко противоположных оценок прошлого происходит изменение цели исторического образования. Оно предусматривает обучение способам обработки, анализа, структурирования и критики исторической информации. Модернизация российского образования, концепция профильного образования вызвали необходимость введения новых стандартов, программ и учебников. Образование направлено на обеспечение перехода от передачи знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода.

   Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

   Роль учителя в проектной деятельности велика: должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта с гордостью мог сказать: «Я сделал это сам!». Учитель берет на себя тьютерские функции: является консультантом на всех этапах, инициирует рождение и развитие проекта, помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование, является экспертом. Наши проекты мы представляем на научно-практических конференциях, различных исследовательских конкурсах, внеклассных мероприятиях и, конечно на уроках истории и обществознания.

    Анализируя свой педагогический опыт, я прихожу к выводу, что общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся посредством проектной деятельности обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому реализуется главное предназначение учителя сегодня-воспитание гражданина России. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  способствовать формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

  1. Концептуальность. В настоящее время многие учителя  истории и обществознания используют проектную деятельность на своих уроках.  Обучение школьников таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, критический анализ документов, формулировка своих суждений о важнейших событиях, теориях, концепциях, фактах, вовлекает учащихся в различные виды познавательной деятельности. Немаловажной задачей в современном мире является развитие информационной компетенции детей, которая демонстрирует готовность ученика самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Я, как учитель истории и обществознания, часто использую информационные технологии в учебном процессе. Использование информационных технологий на уроке является наиболее сложным и ответственным делом, так как это  связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы компьютерного  оборудования и программного обеспечения. В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. 

 Своеобразие применения метода проектной деятельности на уроках:

во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

во-вторых, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

в-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

в-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

в-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта. В процессе преподавания истории и обществознания  проектный метод в обучении может быть реализован в различных формах:    

 - мультимедийный продукт

-  бизнес-план

- исторический журнал

-  сценарий и т.д.

    В разработке исследовательской компетентности посредством проектной деятельности учитывается метапредметный подход к обучению:  регулятивный, познавательный, коммуникативный.

 В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:   принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы. Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью проектной деятельности.

  1. Теоретической базой опыта явились   работы
  2. Баранов П.А. История в профильной школе: пособие для учителя.
  3. Бычкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.

3.Гузеев В.В. «Метод проектов » как частный случай интегральной технологии   обучения.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.
  2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе.

А так же:

  • курсы повышения квалификации  «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» МРИО, 2015 г.
  • Элективный курс «Практическое обществознание», 2016 г. (утвержден методическим советом школы).
  1. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения истории и обществознания, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования компетентностного подхода   в учебном процессе.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Проектная деятельность позволяет:

  1. Согласовывать цели обучения педагогов и учеников.
  2. Повысить степень мотивации учения.
  3. Подготовить учащихся к сознательному обучению в других учебных заведениях.
  4. Подготовить учащихся к успешной жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Проектная деятельность делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

      Средства достижения   этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы;

- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика. 

  1. Результативность. Использование проектной деятельности в обучении предмету ведет к появлению следующих результатов:
  • Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках истории и обществознания, в практической деятельности.
  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в техникуме, колледже или профильном классе.
  • Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
  • Учащиеся овладевают  знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне по предмету.
  • У учащихся формируется представление об истории как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, анализируются полученные результаты.
  • Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников.
  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
  1. Возможность тиражирования.

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях,  выступлениях на методических объединениях, семинарах. С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личном сайте учителя, сайте ОУ.  Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что  проектная деятельность в обучении предмету играет важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями. 

 

 

Начальник управления по социальной

работе администрации Зубово-Полянского

муниципального района                                                        /И.А. Степушкин

 

 

Оставить комментарий: