Картотека зимних прогулок с элементами народных игр.
Документы для скачивания
Зимние познавательные прогулки для детей средней группы с элементами народных игр Прогулка № 1 Тема: Снежинки Цель Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок- шесть лучиков в форме веточек. Наблюдение Сегодня тихий морозный день. Посмотрите, как красиво вокруг: сверкая на солнце, кружатся снежинки и тихо опускаются на землю. Поймайте снежинки на варежку, посмотрите, какие они разные. С чем вы можете их сравнить? Одна похожа на звездочку, другая- на цветочек. Снежинки- это кристаллики, которые состоят из шести лучиков- веточек. Что произойдет со снежинкой, если она упадет нам на ладонь? Да, она растает. А почему так? Когда наступает потепление- снег падает хлопьями, которые состоят из множества снежинок, при похолодании снег идет в виде крупы, снежинки круглые, в ветреную погоду- он игольчатый, колючий. Словарь. Снежинки, кристаллики, пушистый, игольчатый. Художественное слово Народные приметы • Тучи плывут низко- будет холодно, а против ветра- жди снега. Первый снег Белый снег, пушистый, В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. И. Суриков Загадка Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. ( Снежинка. ) Подвижная игра «У зайчика» Дети становятся в круг и берутся за руки. «Зайчик» стоит в центре круга. Дети идут вокруг него, приговаривая: Зайчик прыгнул за плетень И не выскочит теперь, Плетень, заплетайся, Зайчик прыгает, спасайся! «Зайчик» пробует, где бы выскочить. А дети, которые стоят в кругу, не дают: преграждают путь крепко скрепленными руками, становятся плотнее. Когда «зайчик» прорвется, все начинают его ловить. Кто поймает- становится «зайчиком». Основные движения во время прогулки: - ходить, переступая через снежные комья; - кружиться, как «снежинки». Прогулка № 2 Тема: Лед, гололед, гололедица Цель Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость- чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность. Наблюдение Посмотрите, сегодня на лужах появился первый ледок, сквозь него видно листочек, который остался на земле с осени. Если стать на лед, он трещит, легко ломается, очень хрупкий. Через время мороз усиливается и толщина льда увеличивается, он становится блестящим, прозрачным, образуются ледяные дорожки. Зимой можно наблюдать гололед- это осадки в виде слоя плотного стекловидного льда, образующегося на растениях, проводах, предметах. После оттепели может замерзнуть подтаявший слой снега- это гололедица. Через какое- то время покажите детям, как изменились свойства льда, предложите покататься по ледяным дорожкам. Спросите, легко ли скользить по льду? Лед какой? Словарь. Скользкий, твердый, трещит, хрупкий, ломается, замерзает, гололед, гололедица. Художественное слово Пришла зима веселая С коньками и салазками, С лыжнею припорошенной, С волшебной старой сказкою. И. Черницкая Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется? ! В. Берестов Подвижная игра « Горю- дуб » Дети становятся по двое- пара за парой. Один- « горю- дуб »- впереди на расстоянии и поет: Горю, горю, сгораю, Кого хочу, поймаю! Раз, два, три! Беги! Первая пара бежит к «горю- дубу», разорвав руки, пытается обежать его с двух сторон, чтобы опять соединиться. Если « горю- дуб » кого- то поймает, то становится с ним последней парой, а кто остался без пары- становится « горю- дубом ». Основные движения во время прогулки: - кататься по ледяной дорожке между снежными комьями, положенными на расстоянии; - ходить приставным шагом. Прогулка № 3 Тема: Снегопад, метель Цель Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление. Наблюдение Посмотрите, как красиво вокруг. Это прошел снегопад: улицы стали сказочными, на ветках деревьев лежит снег, земля укрылась снежным ковром, образовались большие сугробы. Принесли такой снегопад серые снежные тучи. Давайте померяем: много ли снега намело, какая толщина снежного покрова? Такой слой снега полезен природе, он защищает ее от мороза. Детям очень нравится играть, когда много снега. А еще можно лопатками расчистить от снега дорожки, крыльцо. Но бывают метели, когда сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и переносит его в другое место. Это явление лучше наблюдать, стоя в укрытии. Обратите внимание, где снег задерживается? На каких местах снег не остается? Почему? Словарь. Снегопад, снежный покров, метель, заносы. Художественное слово Объясните детям приметы • Снег идет хлопьями- долго будут непогода и слякоть. • Январю морозы, а февралю- метели. Загадка Как по небу с севера Плыла лебедь серая. Плыла лебедь сытая, Вниз кидала- сыпала На поля, озерушки Белый пух да перышки ( Снежная туча. ) Подвижная игра «Метелица» Дети выбирают «Метелицу» и становятся группой. «Метелица», оседлав метлу, подъезжает на ней к детям. Во время движения «Метелицы» дети проговаривают слова: Снежная метелица На улице вертится, Закружила, замела, Вся земля белым- бела. После этих слов дети разбегаются, а «Метелица» старается «заморозить» как можно больше игроков. К кому она дотронется- тот замирает на месте и стоит до тех пор, пока взрослый не скажет: «Метелица прочь уехала». «Замороженные» фигуры «оттаивают», и игра повторяется. Основные движения во время прогулки: - ходить, повторяя движения конькобежца; - кататься на санках с горки. Прогулка № 4 Тема: Свойства снега Цель Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры. Наблюдение Предлагаю вам поиграть со снегом. Возьмем его в руки- он очень холодный, мокрый, поэтому обязательно нужно надеть варежки, будет удобнее. Сегодня снег хорошо лепится, так как на улице оттепель, поэтому и цвет его меняется: он темнеет. А лепить можно снежные комочки- снежки, «пирожные» в различных формочках, разные фигурки зверушек, снеговика, снежную крепость и многое другое. Со снегом играть очень интересно. А вот в морозный день снег под ногами скрипит и совсем не лепится, рассыпается. Опыт Мы принесли снег в помещение. Почему он растаял? Чистая ли талая вода? Почему? Словарь. Снег: белый, рыхлый, скрипит, тает. Художественное слово Объясните народные приметы • Если снегопад прекратится после полудня или вечером, а небо не станет ясным- завтра опять жди снегопада. • Если снег сильно скрипит под ногами- быть морозу. • Глубокий снег зимой- на дождливое лето. ^ ч Загадка Что за покрывало Белое у нас Все вокруг застлало Сколько видит глаз? ( Снег. ) Подвижная игра «Мост» Игроки становятся по двое, лицом друг к другу, и берутся вверху скрещенными руками. Последняя пара проходит под руками других пар и становится первой, за ней идет вторая пара, которая была предпоследней, и так далее. Игру еще называют «Длинная лоза», потому что она не имеет конца. Прекращается игра по желанию или тогда, когда на пути возникает преграда, например, возле дерева или беседки и т. п. Основные движения во время прогулки: - ходить шагом лыжника; - размахивать руками, как будто дует ветер. Прогулка № 5 Тема: Морозные узоры на окнах Цель Показать детям морозные узоры на окнах, объяснить, что они образуются, когда на улице большой мороз, а в комнате воздух влажный; учить видеть в узорах сказочные рисунки. Наблюдение Посмотрите, какие красивые узоры на окнах. Они блестят на солнце, привлекая нас своими необычными рисунками. Это мороз- волшебник создал такую красоту. А сделал он так, потому что на улице сильный мороз, а у нас в комнате влажный воздух. Посмотрите, все ли рисунки на окнах одинаковые. На что они похожи? Что произойдет, если дотронуться пальчиком до узора на окне? Всегда ли в мороз окна украшены узорами? ( Нет, если в комнате воздух сухой. ) А еще мороз может украсить деревья, кусты, траву игольчатыми украшениями- сказочные тоненькие белые листочки будто вырастают из веточек, стволов. Это- иней. Словарь. Узоры, разрисовать, заморозить. Художественное слово Наблюдайте вместе с детьми, бывает ли так • Если «заплачут» окна- мороз станет слабее, будет потепление. Мороз- волшебник! Это видно сразу: Я свой альбом Еще не открывал, А он уже Без кисточек, Без красок Все окна За ночь нам разрисовал! К. Билич Подвижная игра «Молчанка» Перед началом игры все играющие произносят: Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок- Молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается вызвать игроков на разговор. Кто заговорит первым, тот проиграл. Основные движения во время прогулки: - кидать снежки вдаль; - пролезать под шнуром, пригнувшись. Прогулка № 6 Тема: Зимнее солнце Цель Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней. Наблюдение Зимой солнце показывается редко и совсем не греет. Когда на улице солнце, говорят: погода солнечная, ясная, а когда солнце за тучами и его не видно- то пасмурно. Больше всего пасмурных дней в декабре, да и дни эти очень короткие. Поэтому декабрь считается самым темным месяцем в году. В январе дни становятся чуть длиннее, солнышко появляется чаще, но на улице становится холоднее. В конце февраля солнечные лучи начинают дарить земле тепло, хотя зима еще борется за свое превосходство. Однако уже чувствуется приближение весны. Словарь. Солнечно, пасмурно, светить, зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. Художественное слово Объясните народные приметы • Чистое голубое небо зимой- признак стойкой ясной погоды. • Сильный снег ночью и на рассвете при слабом ветре обещает солнечную погоду днем. Почему так говорят? Пришел новый год- день увеличился на заячий скок. Где ты, солнце, В самом деле? Мы совсем Окоченели. Без тебя Вода замерзла, Без тебя Земля промерзла. . . Выйди, солнышко, Скорей! Приласкай и обогрей! Т. Эльчин Подвижная игра «Щенки» Собираются игроки, десять или больше, меряются на палке, беря ее кулаком друг к другу, и чья рука окажется сверху, тому пасти. Забивают колышек, привязывают к нему веревку; возле колышка все кладут «шапки»( пластиковые тарелки) - это «щенки». «Пастух» держится за веревку и оберегает «щенят», бегая, насколько достает «повод». «Пастух» стережет, а все игроки «крадут щенков», хватая руками или выбивая ногой из круга. Как только «пастуху» удается поймать кого- то, он кричит: «Чур- чура! » А если не закричал, значит, не поймал. Когда разберут всех «щенков», считается, что игра закончена, и назначают «пастухом» другого игрока, используя считалку. Основные движения во время прогулки: - перепрыгивать через снежные комья; - бросать снежки в кольцо. Прогулка № 7 Тема: Мороз или оттепель Цель Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру. Наблюдение Погода зимой бывает разная. Собираясь на прогулку, мы должны знать температуру воздуха и соответственно одеваться. Это легко сделать: нужно только посмотреть на термометр за окном. Если он показывает нулевую отметку, то мы понимаем, что на улице оттепель. А если мы видим на термометре градус ниже 0- это уже мороз, одеваться нужно теплее, руки прятать в теплые рукавицы, завязывать покрепче шарф. А по каким признакам во время прогулки мы можем определить: мороз в воздухе или оттепель? Словарь. Мороз, оттепель, термометр, температура. Художественное слово Народные приметы • Если вокруг солнца или луны видны круги- жди мороза. • Мороз не огонь, а жжет. • Снег сыплется, как крупа, - жди мороза на всю неделю. Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берез; Ходит, бородою Белою трясет, Топает ногою, Только треск идет. С. Дрожжин Сразу градусник отметил – Прилетел морозный ветер: Между черточек и точек Синий столбик стал короче. Е. Трутнева Подвижная игра «Зайчик» Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбранный «зайчик» прячется в кустах, а все его просят: Зайчик, зайчик, выйди к нам, Беленький, выйди к нам. «Зайчик» выходит из кустов и становится посередине круга. Дети опять поют: Зайчик, зайчик, ложись спать. Зайчик, зайчик, ложись спать. «Зайчик» как будто ложится. После этого снова поют: Зайчик, зайчик, ты вставай, Беленький, ты вставай. «Зайчик» встает. Тогда его просят умыться, обуться, причесаться. Он делает все, что ему загадывают. Дети говорят: Зайчик, зайчик, потанцуй, Серенький, потанцуй! «Зайчик» танцует и выбирает другого на свою роль, а сам становится в круг. Основные движения во время прогулки: - катание на санках; - ходьба парами между двумя натянутыми шнурами. Прогулка № 8 Тема: Птицы зимой Цель Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц. Наблюдение Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях. В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц. Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были. Словарь. Зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать. Художественное слово Народные приметы о птицах • Вороны зимой раскаркались всей стаей- на мороз; вьются в воздухе- на снегопад; сидят на земле- будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев- жди ветра. • Синицы начинают с утра пищать- ночью будет мороз, а собираются под крышей- на холод, метель. • Воробьи прячутся в укромное место- на мороз и метель. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! А. Яшин Подвижная игра «Снегири и кот» Все дети- «снегири»- стоят группкой, один ребенок( «котик») стоит в стороне. Ведущий говорит: К нам пришли морозы, детки, Снегири сидят на ветке. Птички прыг, прыг, прыг, Маленькие дыб, дыб, дыб. Крошки ищут на снегу. Я пойду, им помогу. «Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», - кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается. Основные движения во время прогулки: - провезти санки, толкая их; - кидать снежки в большой снежный ком. Прогулка № 9 Тема: Деревья зимой Цель Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада. Наблюдение Зимой деревья находятся в состоянии покоя, отдыхают, потому что очень холодно, мало света, вместо воды- снежный ковер. Когда на улице морозные дни, ветки деревьев и кустов легко ломаются, поэтому их нужно оберегать. Если подсыпать снег под деревья и кусты, то во время таяния он напоит их корни. И мы лопатками подсыплем снег поддеревья. Зимой деревья различают по коре на стволе, расположению веток, плодам, которые остались на дереве. Очень красивы деревья после снегопада, но веткам тяжело держать много снега. А в инее деревья выглядят сказочно. Словарь. Дерево, состояние покоя, ствол, кора, ветки. Художественное слово Гуляй и наблюдай • Дуб не сбросил листья- к суровой зиме. • Пушистый иней на деревьях будет погожий день. • Деревья ночью покрылись инеем- на тепло. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой – Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. Сергей Есенин Подвижная игра «Найди дерево» Взрослый вместе с детьми рассматривают деревья, хорошо знакомые детям( клен, березу, рябину, ель и др. ) . После этого взрослый говорит: Кто быстрее всех найдет рябину? Раз, два, три- к рябине беги! Дети должны найти дерево и подбежать к нему. Основные движения во время прогулки: - ходить по дорожке с приседанием; - подскакивать, доставая рукой до ветки дерева. Прогулка № 10 Тема: Зимняя ночь Цель Учить детей наблюдать, как наступает ночь зимой, обратить внимание, что она длинная; любоваться, как блестит снег в свете фонарей; находить в небе месяц, звезды. Наблюдение Зимой день очень короткий. Это связано с тем, что солнце светит мало, поднимается невысоко и быстро садится, на улице очень рано темнеет. Когда зимним вечером мы гуляем, то на улице уже темно и горят фонари. Посмотрите, как красиво блестит снег в свете фонарей. Интересно наблюдать за вечерним небом: как появляется месяц, рассматривать звезды. Все звезды образуют созвездия, которые имеют интересные названия: Большая( Малая) Медведица, созвездия Льва, Рыбы, Весов и др. Словарь. Зимняя ночь, фонари, блестит, длинный- короткий. Художественное слово В народе так говорят • Зимний день такой: сюда тень, туда тень- да и прошел день. • Вечерний звездопа д- на ночной мороз. Загадки По синему морю серебристый кораблик плывет. ( Месяц. ) Тох, тох, тох, рассыпался горох, Начало светать- нечего собирать. ( Звезды. ) Подвижная игра «Мороз и печь» Дети выбираю двух ведущих- «мороз» и «печь». С одной стороны площадки становятся дети, с другой- «печь». «Мороз» остается в стороне. Печь: Я мороза не боюсь, С тех, кто мерзнет, я смеюсь, Всех детишек я согрею – Не зря печкою зовусь. С последними словами дети бегут к «печке», чтобы спрятаться за ней. «Мороз» старается их «заморозить». К кому он прикоснется рукой, тот замирает на месте до следующей перебежки. После 2- 3 перебежек назначаются новые «мороз» и «печь», и игра повторяется. Основные движения во время прогулки: - бросание снежков через, два обруча; - ходить «змейкой». Прогулка № 11 Тема: Ель и сосна зимой Цель Обратить внимание детей на то, что зимой ель, сосна- единственные деревья, которые остаются зелеными, дать объяснение, почему именно так, показать шишки ели и сосны, семена в них. Наблюдение Ель и сосна- очень полезные деревья, любят песчаную почву. Зеленые они и зимой, и летом, форма листа- игольчатая и называется хвоей. Эти деревья имеют приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок- смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Ель и сосна- хвойные деревья, обладающие целебными свойствами( особенно живица) , поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растут эти деревья. Словарь. Ель, сосна, иголки, хвоя, смола, живица, шишки. Художественное слово Намело, Навьюжило. Все деревья В кружеве: Снег на соснах, На кустах, В белых шубках ели. И запутались в ветвях Буйные метели. Н. Гончаров На дворе такой мороз Колет иглами до слез. Но не страшен он совсем Для зеленой елки, Потому что у нее Тоже есть иголки. В. Орлов Подвижная игра «Горячая рука» Дети образуют круг. Ведущий стоит в центре круга, приговаривая: «Холодно! Холодно! » Все участники выставляют руки ладонями вверх. Ведущий, у которого «горячая рука», идет вдоль круга, старается дотронуться до рук, а дети должны вовремя спрятать руки за спину. Ведущий проходит по кругу 2- 3 раза. Тот, до кого он дотронется, делает шаг назад и выходит из круга. Основные движения во время прогулки: - ходить между разложенными высокими игрушками или вставленными прутиками; - кататься на санках в парах по очереди. Прогулка № 12 Тема: Зимние месяцы Цель Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь- начинает. Наблюдение Зима- чудесное время года. Зимние месяцы имеют такие названия: декабрь, январь, февраль. Интересно, что декабрь год заканчивает, а январь- начинает. Каждый месяц имеет свои особенности: в декабре земля замерзает раньше, чем выпадает снег( особенно это заметно на вспаханном поле или вскопанном участке) ; в январе мороз сечет- припекает нос, щеки; в феврале бываю сильные ветры, зима лютует морозами, снегопадами, метелями. Словарь. Месяцы, начинает, заканчивает, изменяется. Художественное слово Расскажите, почему так говорят в народе • Пришел декабрь- студено стало, глаза снег радует, а уши морозом рвет. • Если декабрь сухой, то и весна будет сухой, и лето сухим долго продержится. • Январь наступает- мороз людей обнимает. Январь снегом сечет, а мороз огнем печет. • В феврале зима впервые с весной встречается. Вот зима пришла серебристая, Белым снегом замела поле чистое. Днем с детьми на коньках все катается, Ночью в снежных огоньках рассыпается. В окнах пишет узор льдом- иголочкой И стучит к нам во двор со свежей елочкой. Р. Кудашева Подвижная игра «Два мороза» Определяют место двух «домиков» на противоположных концах площадки. Все дети находятся в одном из «домиков». Два «мороза» стоят в центре площадки. Они говорят: Мы два брата молодые, Два мороза удалые, Я мороз- Красный нос. Я мороз- Синий нос. Кто из вас не боится В путь- дорогу пуститься? Дети вместе отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз. После этого дети перебегают к противоположному «домику». Морозы стараются «заморозить» бегущих, прикасаясь к ним рукой. «Замороженные» останавливаются на месте до следующей перебежки. После 2- 3 перебежек назначаются новые «морозы», и игра повторяется. Основные движения во время прогулки: - пронести снежку на лопатке на дальность, не уронив ее; - катание по ледяным дорожкам.