a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы по теме:"Создание речевого пространства группы во взаимодействии с семьёй"

Автор: Бурцева Елена Викторовна Опубликовано: 2017-01-07 02:15:19

Документы для скачивания

Опыт работы по теме: « Создание речевого пространства группы во взаимодействии с семьёй». Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В качестве основного «проводника» в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка выступа ет взрослый, от которого зависит также организация содержательного детского общения. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все условия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. Следует донести до родителей, что проблему формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью. Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами как максимум и умение рассказывать стихотворения как минимум. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая при этом внимания на многие другие стороны его формирования. Давно известно, что навыки чтения и письма не являются показателем развития детей. Овладение грамотой – этап речевого развития дошкольника, подразумевающий серьезную работу. В нашем ДОУ эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам: - звукопроизношение; - словарь; - грамматический строй речи; - связная речь. Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе. Далее происходит «распределение обязанностей» между педагогами и семьей по дальнейшей работе. Объясняется родителям, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым, что каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Учитывая результаты анкетирования, все необходимые рекомендации по речевому развитию де тей размещаем в родительских уголках, а именно: - советы по словарной работе с детьми; - артикуляционную гимнастику; - игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; - пальчиковые игры и упражнения; - игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи; - памятки с рекомендациями «Как правильно читать книгу детям», «Как проводить беседу по художественному произведению», «Дидактические игры по литературным произведениям», среди которых «Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»; - информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; - списки необходимой литературы. Отдельно в родительских уголках отмечаем семьи, активно участвующие в совместной с педагогами работе по развитию речи детей. Также проводим консультации о театре, играх- драматизациях как важнейших способах разностороннего развития речи, методах игрово го речевого общения с ребенком. Особое внимание обр ащаем родителей на наличие книжного уголка дома со стихами, сказками, рассказами, так необходимыми для всестороннего развития речи ребенка. Рекомендуем родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов- классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. В группах с помощью родителей организовываем выставки «Моя любимая книга». Ребята приносят из дома свою любимую книгу. При этом каждый должен хорошо знать ее название, автора, жанр, уметь пересказать содержание. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки и экскурсии в лес, парк, поездки в зоопарк, цирк, интерес ные случаи, события, праздники, развлечения. Для успешного заучивания детьми стихотворений используем сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную и э моциональную. Для этого советуем родителям не использовать многократное повторение текста, а превращать заучивание в веселое обыгрывание содержания стихотворения. Беседа по содержанию, разыгрывание его разными способами( драматизация, пальчиковая игра, диалоги и т. д. ) , выразительное чтение развивают образную память и помогают быстро запомнить в форме игры «Скажи строчку», когда мама и ребенок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняются порядком строк. Развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук. Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Проводя игровые дыхательные упражнения( «Попади в ворота», «Лыжники», «Чей листок улетит дальше») в детском саду на занятиях и в свободной деятельности, рекомендуется родителям продолжать эту работу и в семье. Для улучшен ия речевого дыхания предлагается родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие « чистоговорки », загадки, пословицы, короткие считалки. Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, мы включаем родителей в систематическую работу по тренировке тонких движений пальцев малышей. Для этого организуем игровые тренинги для родителей, где они обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования их со своими детьми дома( «Строим дома», «Скакалка», «Я – художник», «Корзина», «Колокольчик», «Птичка» и др Обогащение словаря и развитие грамматического строя речи. Составление ярких выразительных рассказов предшествует, безусловно, работе по обогащению словаря ребенка, развитию грамматического строя речи. Учитывая это, мы знакомим родителей с играми и заданиями на закрепление речевых навыков, подбор образных средств языка( например, «Какой? », «Какая? »( подбор определений, синонимов) , «Сравнения») . В данных играх советуем им называть слова по очереди с ребенком, чтобы избежать нередкого замыкания на одной теме( например, называние только овощей) . Игра «Почему так назвали? » позволяет научить ребенка вдумываться, вслушиваться в слово, объяснять смысл некоторых слов. Игры на описание самых ярких предметов( «Кто больше назовет? », «Что из чего сделано? », «Какого цвета? ») , родители вовлекают детей в игровой диалог, при этом создается атмосфера общности интересов. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталос ть, рекомендуем «играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения( перебрать крупу, сложить из спичек домик, кружечку и т. п. ) , игры на обогащение словаря( «Какие слова вытащим из супа, компота, плиты? » «Вкусные слова( кислые, сладки…) », «Чудесный мешочек»( угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств) ) . С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру «Сварим варенье»( из яблок – яблочное) , «Приготовим сок»( яблочный) . Ремонтируя одежду, предлагают ребенку выложить из пуговиц узор, сделать из них панно на пластилиновой основе. Можно играть на прогулке, а также по дороге в детский сад в игры: «Что я видел? », «Какой он? », «Упрямые слова». Обратная связь во взаимодействии с родителями При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателями для достижения единой цели, но подразумевается контроль( или «обратная связь») за этой деятельностью. Осуществляется он ненавязчиво, тактично и опосредованно со стороны воспитателей. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, воспитатели могут узнать по поделкам, сделанным дома детьми самостоятельно или с небольшой помощью родителей, из которых организуются выставки. На родительских собраниях семьи с интересом обменивают ся своим опытом по развитию речи детей дома, обсуждают вопросы интересующие их вопросы. Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, шаг за шагом преодолевается сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.

Оставить комментарий: