a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развиваем интерес к чтению

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2017-01-11 21:04:05

Документы для скачивания

Развиваем интерес к чтению В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри. По словам Пушкина «Чтение- вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Одна из главных задач моей педагогической деятельности: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению. Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя: Работа с детьми по приобщению к чтению стоится следующим образом: Создание предметно- развивающей среды: - - книжный уголок, книжные выставки по различным темам( к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п. ) ; - - уголок для театрализованной и режиссерской игры( настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т. п. ) , - - уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки- раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов; - выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т. п. Проведение занятий: по ознакомлению с художественной литературой и развитие речи, на которых идет ознакомление детей с загадками, пословицами и поговорками, стихами и песенками, рассказами и сказками. Именно эти занятия способствуют приобщению детей к чтению, способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к познанию. Детям открывается мир словесного искусства, у них возникает интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на изображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям. Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят. Этому он учится на занятиях по овладению основами первоначальной грамоты. На этих же занятиях дети овладевают послоговым и слитным способами чтения. Однако, чтение- не самоцель, здесь закладывается фундамент будущей грамотности человека. Занятия по развитию экологических представлений, изобразительному искусству, художественному конструированию, музыкальному воспитанию и развитию выразительности движений также помогают приобщать детей к чтению( в книгах дети с помощью педагогов подыскивают необходимую информацию, «иллюстрируют» персонажей известных художественных произведений на музыкальных занятиях, на занятиях по изодеятельности) . В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные на занятиях: театрализованные игры( кукольный театр «Теремок», настольный театр «Волк и семеро козлят, пальчиковый театр «Репка» и др. ) ; режиссерские игры- драматизации сказок И. Истомина( «Снегирь и мышонок», «Почему у зайца длинные уши» и др. ) , русских народных сказок; конкурсы чтецов, литературная викторина «Узнай сказку»; проектная деятельность( «Сказка: правда или вымысел? », «Книжки- малышки») - акции( «Книга детскому саду», « Книжкина больница», « Книга- малышам ») ; с амостоятельное чтение в книжном уголке; свободная изобразительная деятельность. Работа по приобщению детей к чтению очень многогранна, и за короткий срок представить ее невозможно. Очень хочется немного подробнее остановиться на работе со сказкой, т. к. считаю, что именно сказке принадлежит большая роль в привитии любви к чтению. Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло. Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге. Наряду с традиционными приемами ознакомления со сказкой( ознакомление с содержанием сказки через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. На каждом возрастном этапе работа с детьми имеет свои особенности. Младший дошкольный возраст. Важнейший период в развитии дошкольника. При знакомстве ребенка с литературными текстами особенно важна эмоциональность взрослого и яркая красочная наглядность. Важно эмоционально, красочно наглядно донести до детей содержание сказки, поэтому использую яркие красочные иллюстрации, настольный, кукольный и пальчиковый театр. Неоценима также работа с заместителями. Заместитель – условный знак, замещающий персонажа сказки, например лиса- оранжевый кружок, заяц- серый кружок. Давайте( представим) придумаем, заместители к сказке «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка»…. Средний дошкольный возраст. Продолжаю использование выше упомянутых приемов, но в более усложненной форме, также применяю такой прием технологии ТРИЗ- РТВ как проживание сказки. Прием проживания сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача- ввести детей в сущность сказки, т. е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации. Сказка «Волк и семеро козлят». На вопрос, какой был волк? Дети приходили к выводу злой и хитрый, потому что он обманул и съел козлят, но нашелся тот- кто его хитрее. При работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие приемы работы со сказкой: моделирование сказок( схема+ пример) , сочинение новых сказок с использованием элементов ТРИЗ: сказки с новым концом( что было бы, если бы волк не съел Красную шапочку и бабушку) , - сказка по- новому( Красная шапочка встретила не волка, а Винни Пуха) , Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи. Для этого: - вывешиваю в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой; - провожу совместные с родителями литературные викторины, досуги по литературным произведениям различных детских писателей и поэтов; - привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности; - поощряю родителей и детей, посещающих библиотеку( совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей как активных читателей) ; - привлекаю к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы. В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего. Взрослый человек воспринимает детскую литературу по- разному: один уважительно относится к ее истории, наслаждается богатством ее художественных достижений; другой видит в ней забаву для маленьких, недостойную глубокого внимания; третий вообще не имеет представления о том, что такая литература существует. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге мы начинаем уже в первой младшей группе. Большое внимание уделяем устному народному творчеству: потешки, прибаутки, шутки, пословицы, поговорки используются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком. Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моей группы не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Оставить комментарий: