a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

доклад

Автор: Шевченко Елена Ивановна Опубликовано: 2017-01-11 23:52:06

Формирование географической культуры на уроках географии и крымоведения. Ш евченко Е. И. 2015 г Тема моего доклада продиктована календарными событиями РГО – 170 лет основания, написание Всероссийского географического диктанта, памятными днями о В. П. Максаковском. Мой доклад не исследование проблемы, а скорее –р азмышление на заданную тему. Русское географическое общество на XV съезде, который прошёл в 2014 году, в Москве, предложило правительству РФ обратить внимание на то, как сегодня преподаётся география в школах. Президент общества Сергей Шойгу высказался о том, что необходимо ввести этот предмет в качестве обязательного для сдачи ГИА; «. . . усилить государственную поддержку географических исследований, формировать географическую культуру молодежи в школе и на уроке, и на кружковых занятиях, обратить самое серьезное внимание на формирование географического образа нашей великой Родины в СМИ, показывать уникальность ее природы, возможности развития туризма в стране, в том числе и экологического туризма ». Он считает, что безграмотный в географии ребёнок никогда не сможет стать активным, ответственным гражданином. География в школе, как и история Отечества и литература, должна формировать национальное мировоззрение. В. П.   Максаковский, выделяя понятие « географическая культура», назвал четыре важных ее признака: а)  географическая картина мира, б)  географическое мышление, в)  методы географии и г)  язык географии. Я думаю, что они интересны и открывают широкие возможности для описания географической культуры разных времен и народов. О днако, есть и другие признаки, которые также будут характеризовать географическую культуру отдельного человека, группы людей и даже целых этносов с мировоззренческой, не менее важной точки. Очень важен общий уровень знаний об окружающем нас мире. Выступая в 2006 году на XIV съезде Русского географического общества, Премьер- министр РФ В. В. Путин особо подчеркнул, что «. . . проекты, адресованные детям и юношеству, будут реальными приоритетными для РГО и его партнёров », «Важно задействовать ресурс РГО в работе, связанной с продвижением, популяризацией истрико- культурного и географического наследия России. Это направление наиболее значимо для выполнения главной миссии общества ». Действующий Президент Р Ф поддержал инициативу проведения в 2015 году Всероссийского географического диктанта, который призван привлеч ь в нимани е российского общества  к проблеме географической грамотности населения; мотив ировать различны е сло и населения к изучению географии родной страны, знание которой   является неотъемлемой составляющей образованного человека. В наши дни издаются книги, пишется много статей по географии, но проблема овладения географической культур ой школьников остается. О собенно остро она поставлена перед преподавател ями – для которых главным, стержневым моментом остается- яз ы к географии–основ а преподавания географии в школе. Не устарело выражение Н. Н. Баранского: « надо все же помнить, что география–не математика, не физика, и не химия. Основным способом выражения мысли для географии остается речь, а не формула». В. П. Максаковский считает, что язык географической науки складывается из понятий и терминов основы научного знания: общенаучные и общегеографические понятия; физико- географические и смежные понятия; понятия географического ресурсоведения и геоэкологии; понятия географи и населения, геодемографии и этнодемографии; понятия экономической и политической географии; понятия картографии. Факты, цифры, даты, географические названия, географические представления это отражение реальной действительности в сознании человека. Его создают как с помощью органов чувств, так и на уровне мышления –посредством понятий, суждений, умозаключений. Это мо гут б ы ть образ мирового пространства, или образ реки, горы, населенного пункта, транспортной магистрали, природного ландшафта, района, страны и т. д. –словом «образ места », «образ территории ». Ученик с помощью учителя должен представить и ощутить, задействовав все органы чувств, то место, о котором идет речь. Услышать пение птиц, почувствовать запах влажного леса, увидеть солнечные блики на вершине горы, испытать жалость и сочувствие, гордость и страх. Это го достичь на уроках возможно не только словесными методами, но и с использованием фото- , видеоматериалов для усиления яркости образов, а также при важном условии –максимальном использовании краеведческого материала. Краеведческий материал всегда интересен, он помогает поднять мотивацию учащихся к изучению географии, у малой Родины всегда есть свои достопримечательности, свои красоты, много можно увидеть, узнать « вживую »! Учитель вместе с учеником на уроке, во внеурочных занятиях должны начинать разговор вместе с картой и завершать исследование вместе с ней, помнить о том что карта – «альфа и омега географи и ». Поэтому на уроках часто провожу географические диктанты на знание географической номенклатуры. Индикатором овладения географической культурой на уроках может служит прием « Включенного м икрофон а » или написание синквейна, а в привычной жизни- любознательности к познанию окружающего, желании самому протоптать дороги, услышать, осязать, почувствовать, открыть для себя новое, удивиться и восхититься Мирозданием. Формирование географической культуры не мыслимо без истории географии –науки, изучающей развитие географических представлений и идей на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Н. И.  Пирогов говорил о том, « что география в школ е- призвана я содействовать умственному развитию детей и сообщать им много замечательных и полезных сведений обращается учителями- статистами в мертвую номенклатуру, в перечни: собственных имен, произведений трех царств природы, исторических событий и пр. Заучив на память этот лексикон слов, с которым не связано никакой мысли, ученики выносят одно отупение, чувство умственной усталости, тогда как география, при надлежащем преподавании, должна бы возбудить охоту к занятиям и к чтению, наконец, дать наставнику нравственное влияние на учащихся ». В своё время Д. И. Менделеев, говоря об образовании, особо выделил по значению математику и родной язык, а « ко второму ряду основных предметов » отнес естествознание, физику, географию, историю, русское законоведение, «Закон Б ожий». Сегодня, как и раньше примером географической необразованности в России остается госпожа Простакова из комедии Д. И. Фонвизина « Недоросль », полагавшая, что « г еография » не нужна, извозчик и так довезет. К б о льшому сожалению Простаковых не становится мен ь ше, наооборот их ряды пополняют высокопоставленные чиновни к и. В. П. Максаковский призывает нас « всем географическим миром» встать на защиту того, что было достигнуто отечественной школьной географией. Ни в коем случае не отказываясь от совершенствования, модернизации в духе времени, активно использ ова т ь компьютерные технологии и мультимедиа, проводить реформы постепенно, взвешенно, разумно, рационально- это если мы хотим не только сохранить, но и поднять географическую культуру народа. На мой взгляд, школьный курс географии должен быть проникнут тем, что в конце концов возьмет с собой в жизнь( это значит, возьмет и будет помнить) и врач, и шофер, и бизнесмен, министр и президент. Спросите у ученика, где по дороге чаще всего бывают лужи и как он их обходит, почему они возникают на одном и том же месте. Мне кажется, что можно и наблюдать, и запоминать все это, можно даже ввести осознанные представления о повторяемости явлений. Нужно, чтобы его наблюдения помогали ему жить. А это не может быть ничем иным, кроме географической культуры. Уходящие от нас, из школы в иную деятельность, берут в дорогу некоторый запас знаний. Они потом делят эти знания на две части — важные для них и не важные. Новые дела и обязанности отодвигают школьную жизнь, отгораживают географическую память «занавеской». Важным становится лишь то, что помогает чем- то им в жизни( не вообще, а сейчас! ) , остальное же оказывается вроде бы даже излишним. Чему учили, зачем учили — в юности чаще оцениваешь по тому, весело или скучно учиться. А вот соотношение   полезного   и   лишнего я думаю необходимо относить к показателям географической культуры. И, может быть, сейчас уже настало время нам всем — географам и негеографам — выработать кодекс гражданской чести современного человека. Ведь, право же, всем нам нужна общая «моральная установка» — нужно как- то определить то, что такого специфически географического каждый из нас должен   обязательно   знать в соответствии с этой установкой. Хочется верить, что благодаря учителю, наша школа стан ет по длинным очагом культуры, когда в ней царят четыре культа( по Сухомлинскому) : культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова. Стремление научить школьника самостоятельно учиться далее чрезвычайно важно. Но делать это нужно осторожно и так, чтобы учащийся не усвоил себе истину — учиться можно только по рекомендованным учебникам.

Оставить комментарий: