a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Использование артикуляционной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда». (Консультация для родителей) 2016-2017 уч.год

Опубликовано: 2017-01-17 22:26:30

      Дефекты речевой моторики у детей с ФФН выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой; в нарушении тонуса мышц; ощущение от движения органов артикуляции; в наличии синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка ); трудность удержания артикуляционной позы.         Эти нарушения сказываются на фонетической стороне речи, а в некоторых случаях они приводят к недоразвитию фонематических процессов, в результате чего дети испытывают значительные затруднения в коррекции  звукопроизношения и обучения грамоте.

        Поэтому важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, координированности, и переключаемости движений, что достигается провидением специальной гимнастики.

        Артикуляционная гимнастика должна создать тот психологический настрой у детей, который будет способствовать эффективности занятий.

        Процесс развития  артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче, если логопед использует игровые формы работы. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти условия, не замечает, что его учат.

         Цель моего сообщения: познакомить с некоторыми игровыми приёмами, которые я сама и воспитатели применяют  при развитии артикуляционного аппарата у детей с ФФН. Упражнения начинаются с гимнастики губ.

           Упражнение «Лягушки улыбаются»

            Цель: выработать умение делать оскал зубов.

           Детям предлагаю отгадать загадку:

            Выпучи глаза сидит,

            Не по-русски говорит,

            Родилась в воде,

            А живёт на земле.

           Если дети затрудняются отгадать загадку, то помогаю им наводящими вопросами. Когда отгадка найдена, показываю картинку с изображением весёлых лягушат. Дети заучивают четверостишие:

              Тянуть губы прямо к ушкам

              Очень нравится лягушкам.

              Улыбаются, смеются,

              А глаза у них как блюдца.

           Отчётливо, с паузами читаю стихотворение, а дети выполняют нужное движение.

«Хоботок».

            Цель: выработать движение губ вперёд.

            Вопросы к детям:

       -У какого хорошо известного вам животного нос виде длиной трубы?

        Отгадав животного, детям показывается картинка с изображением слона.

       -Как мы назовем нос у слона? (хобот).

       -Каким словом мы назовём нос у маленького слонёнка? (хоботок).

       Затем даю описание упражнения  и предлагаю сделать из губ «хоботок». Можно произносить слова:

                    Подражаю я слону:

                    Губы хоботком тяну….

          Затем провожу работу над второй частью стихотворения:

                    И на трубочку похожи….

                    Подудеть в неё мы можем:

                    Ду, ду, ду-ду-ду,

                    Ду, ду, ду-ду-ду!

          (Можно сопровождать речь движениями, пальцами, изображая трубу).

          Обучая детей выполнять эти движения губами, можно предложить ещё одно четверостишие, обыгрывая его с детьми:

                   Вдоль по улице иду я

                   И в большую дудку дую:

                   Ду-ду-ду, да ду-ду-ду,

                   Я по улице иду.

           (Можно показать картинку на которой изображён кто-то с трубой).

           Детям очень нравится игра, при которой происходит чередование артикуляционных укладов для губ (оскал зубов – вытягивание губ хоботком), под названием «Ребята-лягушата, ребята-слонята».  Дети по сигналу (это слово или картинка) выполняют заданные движения. В данную игру ввожу элемент  соревнования, в котором учитывается и внимание детей, и качество выполнения упражнений.              

            Координированности движений и их чередование, быстрые переключения с одного на другое отрабатываю с помощью следующих стихов:

            Свои губы прямо к ушком

            Растяну я как лягушка.

            А теперь слоненок я,

            Хоботок есть у меня.

                       А сейчас я дудочка,

                        Дудочка – побудочка.

                        Мне понравилось играть,

                        Повторю - ка всё опять!

         А теперь упражнения для языка.

 

Статические упражнения.

                 «Лопаточка». Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Стихи:

Язык лопатой положи

И под счет его держи:

1,2, 3, 4, 5!

Язык надо расслаблять!

     С целью чередования артикуляционных уклонов для языка – «лопаточка – иголочка» использую стихотворение:

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык – иголочкой потом,

И потянем острием.

      «Пиала». Цель: выработать умение делать язык широким, поднимая края языка и удерживая форму чашечки. (Показ картинки с изображением пиалы или предмета). Объясняю слово «пиала» - круглая, расширяющаяся кверху чашка без ручки. Затем показываю движение и дети учатся его выполнять. Использую стихи:

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась пиала,

Округленная она.

В рот её мы занесем

И бока к зубам прижмем.

Динамические упражнения.

«Чищу зубы». Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами, делать круговые движения языком. Перед знакомством с упражнением предлагаю отгадать загадку:

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей:

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы).

    Когда ответ найден, показываю картинку с изображением губ и зубов, в дальнейшей беседе говорю, что зубы надо беречь. Что для этого надо делать? Чистить щеткой. (Показ картинки).

        Похожие движения, как будто чистишь зубы, можно делать и языком. Это движение надо делать старательно и тоже каждый день. Но цель другая – сделать речь отчетливой, красивой. Описание сопровождаю показом. Медленно и отчетливо произношу:

Чисти зубы, чисти зубы,

И снаружи, и внутри,

Ни болели, чтоб они.

     (Паузы между стихами заполняется выполнением движений).

      «Качели». Цель: выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа. (Показ картинки с изображением  девочки на качелях).

Читаю стихотворение:

На качелях я качаюсь,

Вверх, вниз, вверх, вниз.

А потом – вниз...

      Затем говорю, что для языка есть упражнение, которое называется «Качели». Проговариваю стихотворение, делаю движения вверх – вниз языком и соответствующие, поясняющие движения кистью руки. Затем с детьми разучивается упражнение и проделывается, постепенно ускоряя. Можно закончить это упражнение, используя четверостишье:

Все лето качели качались и пели,

И мы на качелях на небо летели.

                                       Настали осенние дни,  

                                       Качели остались одни.

     «Лошадка». Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

       Дети рассматривают картинку. Эту лошадку зовут Серый Бок; когда лошадка бежит, копыта цокают. Показываю короткий звонкий звук, а затем обучаю детей правильному выполнению артикуляционных движений. Объясняю, что цоканье получается хорошо тогда, когда работает только язык, а нижняя челюсть и губы остается неподвижными. Упражнение сопровождается произнесением стихов, после каждый строчки дети цокают. 4 раза.

Я лошадка – Серый Бок!

Я копытцем постучу.

Если хочешь – прокачу.

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Я лошадка – Серый Бок!

         Упражнения можно сочетать с движениями рук, согнутых в локтях (держать поводья), производимыми в такт «цоканью».

          «Индюшата». Цель: выработать подъем языка, подвижность его передней части.

           Показываю картинку и объясняю, что индюшата гуляют и разговаривают между собой «болбочут»: бл – бл – бл. Затем объясняю и показываю упражнение. Когда дети освоили артикуляционные движения, предлагаю стихотворение:

Малышата – индюшата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

Бл – бл – бл!

       «Дятел». Цель: упражнять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

      Знакомство с упражнением начинается с загадки:

Все время стучит,

 Деревья долбит,

 Но их не калечит,

 А только лечит.

        Затем дети рассматривают картинку с изображениями дятла, вспоминают, что многие слышали стук дятла в лесу, что у него длинный и сильный клюв, которым он стучит, издавая четкие звуки. Дети учатся подражать стуку дятла: д – д – д. Затем читаем стихотворение, после каждой строчки добавляя: д – д – д.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

         «Гриб». Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъемную уздечку.

          Показ картинки с изображением грибов. Дети считают их. Затем говорю, что каждый из них с помощью языка, если поднять его вверх, к небу, и губ может тоже изобразить гриб, и тогда появится целая «семейка грибов». Затем объясняю и показываю упражнение «Гриб», затем оно воспроизводится детьми. Здесь же можно привести загадки о грибах, которые дети знают. В конце работы можно использовать стихотворение:

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Нашла Маша (Даша) в лес пошла,

Наша Маша гриб нашла.

Вот и нет Волнушки

На лесной опушке.

        С той же целью разучивается с детьми упражнение «Гармошка»; сопровождается четверостишьем:

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

         Благоприятный эмоциональный фон для развития артикуляционной моторики создают упражнения, выполняемые по ходу рассказа о путешествии Веселого Языка. Такие сказки составляются с учетом звукопроизносительных дефектов детей. К ним можно сделать рисунки, составить книжки – раскладушки. Вот пример одной из таких сказок.

          Сейчас, ребята, я вам расскажу сказку про путешествие Веселого Языка, и мы вместе с Языком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.

         Жил – был Веселый Язычок. Он любил играть Захотелось ему порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (зубы) затем вторую дверку (губы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи

И спокойно удержи.

        Позагорал и опять спрятался в домик.

        Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник у старинных часов: вправо, влево (упражнение «Маятник». Покачался, Покачался и в домик спрятался.

        Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх, вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упражнение «Качели»).

         Посмотрел Язычок, а перед ним сказочный домик с тремя ступеньками.

Язык пошел гулять,

По ступенькам шагать.

         Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), на третью (кончик языка у альвиол), на третьей весело попрыгал: д – д – д (упражнение «Ступеньки»).

        Любопытный был Язычок, заглянул в окошко и увидел там… кого? (Картинка с изображением умывающейся девочки). Девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить (упражнение «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.

       В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора.

Пригласили Малера.

(челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем).

 (Упражнение «Маляр»)

        Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик спать. Спит Язычок и сниться ему Чебурашка с Крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Языку, проснулся он и запел: ла – ла – ла, ла – ла – ла (рот широко раскрытый, кончик (…….) языка бьет по бугоркам). Дети поют песню крокодила Гены, используя слоги: Ла, ло, лы, лу.

        Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино настукивал своими деревянными палочками по красному барабану: д – д – д – слышалось вокруг. Д – д – д – то же самое повторил Язычок. (Упражнение «Барабанщик»).

Увидев Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка!

Шерстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела

И снова за дело.

(После каждой строчки дети цокают).

       Вот мы и сделали разминку. Совершено целое путешествие, и такое веселое, интересное. Правда, дети? После такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа, дети справятся со всеми заданиями.

      Успех в работе с детьми во многом определяется содружеством логопеда, воспитателей и родителей. Нашей общей задачей должно быть регулярное проведение артикуляционной гимнастики. Игровые приемы,  которые я предложила при этом использовать, снимают у детей изменение напряжения и незаметно для них подготавливаю их к выполнению последующих заданий.

 

Литература.

  1. Фомичева М.Ф.

      «Воспитание у детей правильного произношения»

  1. Илларионова Ю. Г.

«Учите детей отгадывать загадки»

  1. Генинг М.Г., Герман Н.А.

«Воспитание у дошкольников правильной речи»

  1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.

«Основы логопидии»

  1. Селиверстов В.И.

«Игры в логопедической работе с детьми».

  1. Плотникова В.И.

«Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом».

Деф. №2, 89г. стр. 55-58

Оставить комментарий: