a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес»

Автор: Чумак Юлия Владимировна Опубликовано: 2017-01-22 10:59:23

 Конспект по познавательному развитию

«Путешествие в весенний лес»

для детей среднего возраста

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе весной, на примере леса через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать представление детей о характерных признаках весенней природы.

2.Учить  составлять рассказ по  мнемотаблице (мнемотехника).

  1. Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу.

Развивающие:

1.Закреплять знания детей знакомых  о деревьях, цветах, животных; расширять представления о простейших связях в природе.

  1. Развивать любознательность, память, умение делать выводы.
  2. Развивать двигательную активность детей, координацию, ориентацию в пространстве, координацию слов с движениями через использование физических упражнений, хороводной игры, пальчиковой гимнастики.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению в природе, учить видеть красоту леса и радоваться ею.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Оборудование: иллюстрации  деревьев, игровые зоны «Лес», «Поляна», аудиозаписи «Голоса птиц», «Шум леса», картинки:  к игре «Назови дерево», к подвижной игре « Создай лес: хвойный и лиственный»,   «Правила поведения в лесу».

                                                  Ход занятия6

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце.

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо?

Воспитатель: Дети, вы поняли,  от кого пришло письмо?

 Дети: От кошки, воробья.

Воспитатель:

Нам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Вам загадку отгадать.

 Загадка:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: весна.

Воспитатель: Пришла к нам весёлая гостья весна

                         И всё пробудилось от зимнего сна.

- В письме весна нам еще прислала интересные картинки, с разными своими приметами. Посмотрите внимательно  и расскажите что происходит в природе с приходом весны?  (Рассматривание мнемотаблицы)

 (Дети по очереди называют приметы весны)

- Ярко светит солнце;

- Набухают почки и появляются первые листочки;

- Пробивается первая травка;

- Прилетают птицы из тёплых краёв;

- Просыпаются насекомые;

- Распускаются первые цветы.

- Зайцы меняют свои шубки, у медведей появляются детеныши.

(Воспитатель обобщаю ответы детей)

Воспитатель: Сегодня  весеннее Солнышко приглашает нас в лес. А раз у нас весна, то в  какой же лес мы с вами пойдём? (весенний)

    - Собирайтесь скорей в необычный поход,
      Ждут нас тайны лесные,
      В лес тропинка зовёт.

Воспитатель: Не будем терять время, отправляемся в путешествие. Идите за мной. В лесу нельзя далеко уходить от взрослых, можно заблудиться.

Прохождение пути препятствий:

- Вот узкая тропинка (ходьба по шнуру)

- Перешагиваем через пеньки (ходьба с перешагиванием через 3 кубика)     

- Здесь бежит широкий ручеек (на полу лежат два шнура) Как мы его можем пройти? Мы его перепрыгнем, перешагнем (прыжки на двух ногах через препятствие).

- Вот деревья наклонились низко-низко и нам надо наклоняться (подлезание под дугу)

-  Ребята, вот мы дошли до болота, на болоте нужно быть  осторожными, если мы упадём в болото, то можем утонуть. Чтобы нам не упасть в болото, мы пойдём по кочкам. Идите аккуратно, осторожно друг за другом, не толкайтесь.

Воспитатель: Мы с вами преодолели все  препятствия. Вот  мы и  очутились в весеннем лесу. 
- Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок, и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои! (звучит запись шума леса) 

Воспитатель: Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. 
– Назовите деревья, которые растут в лесу. (Береза, ель, сосна, рябина, клен и т.д.)
– Много разных деревьев в лесу, вы правильно назвали их. А как их отличить? (У березы ствол белый, листочки мелкие, круглые, а у рябины ствол темно-коричневый, листочки узкие, продолговатые. У елки иголки.)
Воспитатель: Молодцы!  А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки  о деревьях. А отгадки вы найдете  на картинках.

- Стоит в белой одёжке, на ветвях серёжки. ( берёзка)

 - Что же это за девица не швея, не мастерица.

   Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год.(ель)                                          - Развесила бабуся оранжевые бусы,

     прилетели свиристели, все бусы съели. (рябина)                                                 -  У меня длинней иголки, чем у ёлки,

       очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Воспитатель: Молодцы. А сейчас  я предлагаю поиграть в игру «Что есть у дерева»

    Игра: «Что  есть у дерева?» (на закрепление знаний о строении дерева)

 –Есть у дерева  крепкие корни,                         –Есть ствол, а на стволе кора,     

 глубоко схоронились в земле,                            если жара укроет она,                  

чтобы дерево крепко стояло,                              ну а если сильный мороз,                

чтобы ветки и листья питало.                          ствол защитит, чтобы он  не  

                                                                              замерз.

Воспитатель: Скажите, как называется лес,  где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети: Лиственный.    

Воспитатель:  Как называется  лес,  где растут ели, сосны, кедр?

Дети: Хвойный.    

Воспитатель:  Молодцы. Предлагаю поиграть в игру « Создай лес»

                                           Игра «Создай лес»

дети, у которых картинки с лиственными деревьями, собираются у веточки берёзы, а у кого картинки с хвойными деревьями, собираются у веточки сосны.           

Воспитатель: Молодцы, какой замечательный лес мы с вами посадили.  А скажите в лесу можно рвать цветы, траву? (Нет) вот и на знаке нарисовано (показ знаков)

Воспитатель: А теперь пройдем на полянку. 

Физминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идём,

 Не спешим, не отстаём.

 Вот выходим мы на луг.   (Ходьба на месте).

Тысяча цветов вокруг!    (Потягивания - руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,

 Медуница, кашка, клевер.

 Расстилается ковёр

 И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,

 Позвоночник растянули.   (Потягивания - руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

 И тихонечко присели.

Воспитатель: Посмотрите, какие травы вы здесь видите? (Крапива, одуванчик, лопух, мать-и-мачеха и т.д.). 
– Многие растения не только украшают лес, поляну, но и приносят большую пользу людям – лечат их. Например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, тогда она быстрее заживет. Такие растения называют лекарственные.

Воспитатель:

Послушайте такую историю:

«Дождя давно не было, и цветы завяли.

Сначала опустили головки (раз),   на раз -опустили головы.

 

Потом – листочки (два),        на два- быстро опускают руки вдоль туловища

 

А потом и весь стебелек согнулся до самой земли (три), на три-садятся на корточки

 

Вдруг пошел дождь, и цветы начали оживать. Встают. Поднимают руки, голову.

Воспитатель:  Что нужно цветам, чтобы они росли?

Дети: Солнце, воздух и вода.

Воспитатель: Послушайте,  а что за звуки раздаются по весеннему лесу?  

 ( звучит  запись пения  птиц)

В лесу всюду слышен их веселый щебет. Может, праздник, какой или что случилось? 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чему радуются птицы? 

Дети: Солнышку, теплу, травке, вернулись в родные края.

Воспитатель: Дети, назовите птиц, которые прилетают к нам весной? (Ответы детей). Как они называются? (перелетные)

Воспитатель: А нам пора продолжить прогулку по весеннему лесу.

Физминутка   «Лес»

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы. Ребятишки.
Замедляем дети шаг.
И на месте стой! Вот так.

Воспитатель: Скажите кого можно еще кроме растений, деревьев, цветов встретить в лесу?

Словарная работа «Назови жителей леса»

Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк, ежик)

Воспитатель: Правильно, а если они все живут в лесу, как их можно назвать одним словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Весной  в лесу просыпается не только природа, но и звери, которые спали зимой. В жизни животных тоже происходят изменения. Скажите, какие звери просыпаются весной? (Медведь, ежик). А где медведь спал зимой? (в берлоге). Правильно, весной у медведицы рождаются маленькие медвежата. Весной некоторые животные меняют свои шубки на более легкие, например, белка, становится серой. А какие животные еще меняют свою шубку? (заяц)  Правильно. Он становится серым.
Воспитатель: Сколько интересного мы с вами увидели сегодня  в весеннем лесу.

Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Человек многим обязан природе, лесу.

Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

- Лес – это наше богатство!

-  Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

-  Лес – это дом для зверей и птиц.

- Лес – это кладовая, щедро отдающая свой дары: орехи, ягоды, грибы.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица

                          Не всегда умеют защититься.

                         Если будут уничтожены они,

                         На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

- Мы с вами всегда должны помнить  о правилах поведения в лесу (не шуметь, не разорять гнёзда, муравейники, не ломать веточки, не мусорить и т.д.)

Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.

А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, 

 и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:

БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!   

 

 

 

 


       

 

 

 

 

Коментарии
Ольга написано 2021-04-25 08:05:15
Спасибо. Интересное занятие.
Ответить

Оставить комментарий: