a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочая программа кружка по обучение граммоте "Предшкольная пора"

Автор: Неня Марина Николаевна Опубликовано: 2017-01-26 11:07:17

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Тисульский детский сад №2 «Лукоморье» Рабочая программа кружка по обучение грамоте « Предшкольная пора » н а 2016- 2017 учебный год подготовительная группа «Кот ученый» Автор – составитель: воспитатели Неня М. Н Ануфриева И. Н Тисуль 2016 Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи( проблемы) , используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.   Актуальность  и  целесообразность  создания данной образовательной программы. Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка( наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Отличие  данной дополнительной образовательной программы от других программ. Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.   Цель программы:    Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности. Программа состоит из  двух разделов. Первый раздел:   развитие речи и обучение грамоте. Второй раздел:   развитие математических представлений и логики   Основные задачи  при реализации данной программы: По  первому  разделу: Развитие речи и обучение грамоте: • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др. • развитие фонематического слуха( умение выделять звук из ряда других) ; • развитие фонематического анализа( умение делать звуко- буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука) ; • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать; • подготовка руки к письму( «печатание» букв, слов, предложений) По  второму  разделу: Развитие математических представлений и логики: • развитие математических представлений о числах и цифрах; • знакомство с математическими знаками; • развитие умение решать и составлять арифметические задачи; • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление; • подготовка руки к письму( «печатание» цифр, рисование геометрических форм) Данная дополнительная образовательная программа  рассчитана  на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – 9 месяцев( период с сентября месяца по май месяц включительно) , что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю по: 1. Подготовке к обучению чтению( 1 и 3 неделя месяца) 2. Развитию элементарных математических представлений( 2 и 4 неделя месяца) Форма заняти й-   совместная игровая- познавательная деятельность взросло и детей. Ожидаемые результаты  после реализации программы. По  первому  разделу: - ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв( алфавит) ; - различать гласные и согласные звуки; - правильно ставить ударение в знакомых словах; - свободно и осознанно читать простые слова- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; - проявлять интерес к родному языку. По  второму  разделу: - ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки( сложени я- вычитания, знаки больше- меньше, равно) ; - уметь составлять и решать арифметические задачи; - уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство; - ориентироваться в тетради Организация  учебно- воспитательного процесса: Основная форма организации работы- и гровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка( введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти) ; используется разнообразный дидактический материал( подвижная азбука( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами) ; фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков( красный –г ласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий) ; предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клет ку; мнемотаблицы, прописи букв, цифр) .   Новизна Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Способы проверки  освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Календарно- тематическое планирование занятий по речевому развитию Задачи: 1. Сформировать понятия «звук», «буква» 2. Научить выделять их из состава слова 3. Различать гласные и согласные звуки( буквы) 4. Различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки 5. Подбирать слова к заданным звуковым схемам 6. Развитие речи: обогащение словарного запаса, умение правильно строить предложение, составить связный рассказ 7. Развитие памяти и внимания: переключаться с одного вида на другой, запоминание 10 не связных между собой слов, группирование предметов 8. Чтение слогов, маленьких слов, предложений СЕНТЯБРЬ 1 неделя           Звук        и        буква         А,         игра        " подбери        словечко" Звук и буква О, игра" Доскажи слово" 3 неделя         Звук        и        буква         У,         игра        " подбери        словечко" Звук и буква Ы, игра" придумай слово с заданной буквой" ОКТЯБРЬ 1 неделя Чтение слов АУ, У А, закрепление пройденного материала в игре- соревновании 3 неделя          Звук        и        буква        JI,         чтение слогов, отгадывание загадок Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение НОЯБРЬ 1 неделя                   Звук и         буква Н, Разучивание стишков на звук Н Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением 3 неделя                   Закрепление        пройденного        материала,         гласные        и        согласные звуки и буквы, чтение слогов Буква Я, (   Буква Я обозначает два звука [ й] ,  [ а] . )  чтение слогов, учимся отвечать на вопросы ДЕКАБРЬ 1 неделя                   Буква Ю, ( состоит из двух звуков: й и у) чтение слогов Буква Е, ( состоит из двух звуков й и э) чтение слогов, разучивание четверостиший 3 неделя                 Буква Ё, ( состоит из двух звуков й и о) , чтение слогов Буква И, чтение слогов, разучивание четверостиший ЯНВАР Ь 1 неделя                   Деление слов на слоги, игра" волшебный мяч" Звуки Г- К, Г Б- КБ, буквы Г, К, чтение слогов, составление предложений с заданным словом Звуки В- ВЬ, Ф- ФЬ, буквы В. Ф, чтение слогов, разучивание четверостиший ФЕВРАЛЬ 1 неделя             Звуки 3- 3, С- С Ь, буквы 3, С, чтение слогов Звуки Б- Б Ь, П- ПЬ, буквы Б, П, чтение слогов 3 неделя                   Звуки X- Хь, буква X, чтение слогов, разучивание четверостиший Звуки и буквы Ж- Ш, чтение слогов, слов МАРТ 1 неделя          Звуки и буквы Ч- Щ, чтение слогов Звук и буква Ц, чтение слогов, игра" доскажи словечко" 3 неделя                   Звук        и        буква        Й,         чтение        слов Буквы Ь и Ъ; чтение слов, учимся задавать вопросы АПРЕЛЬ 1 неделя          Закрепление пройденного материала: чтение слов, с оставление предложений, рифма Закрепление пройденного материала: алфавит, чтение слогов 3 неделя Закрепление пройденного материала, игра" Доскажи предложение" МАЙ 1 неделя Закрепление пройденного материала, гласные буквы Закрепление пройденного материала, согласные буквы Закрепление пройденного материала, глухие согласные 3 неделя Закрепление пройденного материала, звонкие согласные Закрепление пройденного материала: парные звуки, составление и чтение слогов, повторение алфавита. Календарно- тематическое планирование занятий по ФЭМП Задачи: 1.  Научить детей считать в пределах 20( прямой и обратный счет) 2. Познакомить с цифрами 0- 9 3. Решать примеры и задачи в пределах 10 4.  Ориентироваться в пространстве и во времени 5.  Устанавливать равенства и неравенства между группами предметов и числами 6. Знакомство с геометрическими фигурами 7. Выполнять различные виды графических диктантов 8. Срисовывать и дорисовывать предметы по точкам и клеточкам 9.  Учить думать, сравнивать, сопоставлять, рассуждать и принимать решение СЕНТЯБРЬ 2 неделя   Понятие: с лева, справа, вверху, внизу; использование предлогов: над, перед, на, в, под, между. Число и цифра 1. Первый, последний. 4 неделя           Больше, меньше, столько же. Знаки& lt;         , & gt; , = , + , Число и цифра 2. Пара. Первый, второй. ОКТЯБРЬ 2 неделя          Решение задач, графические диктанты. Число 3. Состав числа 3. Равенство Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. 4 неделя            Число и цифра 4. Состав числа 4. НОЯБРЬ 2 неделя          Сложение; Решение задач. Логические задания. Число и цифра 5. Состав числа 5. 4 неделя          Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины. Работа со счёт, палочками. Проверочная работа. ДЕКАБРЬ 2 неделя          Число и цифра 6, Состав числа 6. Вычитание; Развивающие задания. 4 неделя          Число и цифра 7. Состав числа 7. Занимательная математика: решение логических заданий ЯНВАРЬ 2 неделя          Число и цифра 8. Состав числа 8. Число и цифра 9. Состав числа 9. 4 неделя          Цифры 0- 9; знаки+ .   = , Графический диктант Ориентация в пространстве и на плоскости. ФЕВРАЛЬ 2 неделя          Знакомство с нулём. Математический диктант Число и цифра 10. Состав числа 10. Понятие десяток  4 неделя          Образование чисел второго десятка, знакомство с цифрами 11- 13 Решение примеров, знакомство с ромбом МАРТ 2 неделя Определение понятий" шире" , " уже" , " выше" , " ниже" . Игра" вставь знак" Найди лишний предмет, цифры 14- 17 4 неделя Игра" следующий, предыдущий" , порядковый счёт до 17 Образование чисел второго десятка, цифры 17- 20 АПРЕЛЬ 2 неделя Закрепление пространственных отношений( слева, справа, сверху, снизу. ) Составление геометрич. фигур из счётных палочек, логич. задания 4 неделя Образование чисел второго десятка; составление примеров. Счёт парами. Понятие узкий, широкий, высокий, низкий. МАЙ 2 неделя Игра" Назови соседа" , с чёт от 1 до 20 Порядковое значение чисел: первый, второй и т. д. ( закрепление) 4 неделя Ориентация в пространстве и на плоскости( закрепление) Итоговое занятие: повторение счёта до 20 в прямом и обратном порядке; повторение цифр; решение логических задач в игре" Найди клад" Список литературы: «Математика для детей пяти- шести лет» Е, В. Колесникова;  «Развитие математического мышления у детей 5- 7лет. » Е. В, Колесникова.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М. , 1992.  Михайлова 3. А Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. , 1990.  Дидактические игры- занятия в ДОУ. Выпуск 2: Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"  Методистов ДОУ/ Авт. - с ост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ЧК Лакоценин         С. С. ,         2007. - 96с.  Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз- ступенька, два- ступенька». Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»  Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»  Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».  Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».  Е. Н. Панова «Дидактические игры- занятия в ДОУ».  Е. В. Колесникова" От А до Я"  Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009  К. В. Шевелёв" Готовимся к школе"

Оставить комментарий: