a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дополнительная общеразвивающая программа Развитие конструктивных способностей детей 6-7лет. «Мир конструирования»

Автор: Разманова Татьяна Фёдоровна Опубликовано: 2017-01-31 08:10:23

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад №8»( структурное подразделение) Дополнительная общеразвивающая программа Развитие конструктивных способностей детей 6- 7лет. «Мир конструирования » Срок реализации программы: 1 год Составитель программы: воспитатель Разманова Татьяна Фёдоровна г. Ялуторовск, 2016г. СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка. 3 II. Уч ебно- тематический план. 6 II I. Содержание программы 8 IV. Годовой ка лендарный учебный график 10 V. Организационно- педагогические у словия реализации программы 17 VI. Планируемы е результаты 20 VII. Оценочные и методические материалы 21 Форм ы контроля 21 Критерии отслеживания усвоения программы 22 Условия реализации программы 23 Литература 24 1 Раздел. Пояснительная записка Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: 1. Б ыть мыслящими, инициативными, вырабатывать свои новые самостоятельные решения. 2. Б ыть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями- активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что- то, что до тебя еще никем не было сделано, или,  хотя то, что до тебя существовало, сделать по- новому, по- своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке- это всегда стремление вперед к лучшему, к прогрес су, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому  задачей  программы  является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.   Программа опирается на концепцию художественно- эстетического образования дошкольников. Основная цель- развить конструктивные умения и художественно- творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения. Цели и задачи программы. Цель рабочей программы- развитие к онструктивных и художественно- творческих способностей детей. Задачи программы: 1. Расширять представления детей об окружающей действительности, познакомить с профессией архитектор, инженер – конструктор. 2. Формировать: Умение действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора. Умения согласовывать свои действия с партнёрами по игре и собственно – конструктивной деятельности. 3. Развивать: п роизвольность психических процессов, абстрактно- логических и наглядно- образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения. 4. Закреплять навыки ориентировки в пространстве. 5. Обучать: вариативным способам крепления элементов разных видов конструктора, планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта. 6. Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, аккуратность. Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Программой преду сматривается годовая нагрузка 35 часов. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц в вечернее время.   Программа рассчитана на детей подготовительной к школе группы( 6- 7 лет) .     Форма работы: Групповые занятия( до 12- и человек) Программа предусматривает проведение кружковых  занятий в различной форме: Индивидуальная самостоятельная работа детей. Работа в парах. Групповые формы работы. Дифференцированная. Фронтальная проверка и контроль. Самооценка выполненной работы. Дидактическая игра. Соревнование. Конкурсы. 2 Раздел. Учебно- тематический план: Структура непосредственно образовательного процесса. Первая часть занятия  – это упражнение на развитие логического мышления( длительность – 10 минут) . Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются: Совершенствование навыков классификации. Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа. Активизация памяти и внимания. Ознакомление с множествами и принципами симметрии. Развитие комбинаторных способностей. Закрепление навыков ориентирования в пространстве. Вторая часть  – собственно конструирование. Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи: Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта. Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме. Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора. Развитие речи и коммуникативных способностей. Третья часть  – обыгрывание построек, выставка работ. Формы организации обучения конструированию. Техническое конструиро вание – это конструиро вание из строительных материалов. Различают несколько видов технического конструирования. конструирование из различного материала: конструкторы, модули. конструирование по образцу; конструирование по модели; конструирование по условиям; конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам; конструирование по замыслу; конструирование по теме. Конструирование по образцу: э тот вид конструирования заключается в том, что детям предлагают образцы построек, как правило, показывают способы их воспроизведения. Обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевает техникой возведения построек( учатся выделя т ь пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия) . Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщённым способом анализа – умение определять в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях. В качестве образца использовать фотографии, рисунки. Предлагать детям преобразовывать образцы с целью получения новых конструкций. Конструирование по образцу обеспечивает переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по условиям: Не давая детям об разца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое её назначение( мост для пешеходов, что бы под мостом прошел корабль определённой ширины) . Задачи конструирования носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. Это способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по чертежам и схемам: Сначала детей обучить построению простых схем – чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам. Конструирование по замыслу: Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. 3 Раздел. Содержание программы Данная программа по конструированию представляет собой с истему занятий для детей подготовительной группы, посещающих обычный детский сад. Дети седьмого года жизни продолжают совершенствовать умение различать и называть такие строительные детали, как куб, кирпичик, пластина, сооружать элементарные постройки путём комбинирования знаком ых форм строительного материала, осваивать новые виды конструкторов. К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из разных видов строительного материала. Они свободно владею т обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся систематичными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию логических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов( внимания, памяти, мышления) , мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются логические загадки, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями( анализ, синтез, сравнение, обобщение) . Много внимания уделяется самостоятельной р аботе детей. Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально- дифференцированного подхода к детям. При конструировании в качестве наглядных пособий используются модели из различных конструкторов, разнообразные игрушки, иллюстраций к сказкам, картинки с изображением реального мира. Конструирование и ручной труд не только совершенствуют сенсорику, но улучшает внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, побуждающий воображение и фантазию. 4 Раздел. Годовой календарный учебный график. Сентябрь «Я в детском саду»( 1- я тематическая неделя) Занятие №1: «Мой любимый детский сад» Цель: Составление графической модели детского сада. Анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы, используя мерки. Развивать мышление: Ориентироваться в пространственных свойствах комбинаций. Развивать трудовые и творческие навыки. «Праздник осени»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 2: «Грузовые машины для транспортировки овощей» Цель: Конструирование по замыслу. Создавать задуманную конструкцию по готовой постройке, создавать второе схематическое изображение с другой стороны. Развивать умение анализировать созданную постройку. Воспитывать аккуратность при создании схемы. «Деревья осенью»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 3: «Архитектура и дизайн: План парка» Цель: Составление простейших графических моделей. Закреплять умение составлять схематические изображения отдельных строительных деталей и простейших композиций из трёх фигур. Развивать умственные способности в процессе ориентировки в пространственных свойствах деталей и их композиций. Воспитывать желание помогать друг другу. «День воспитателя»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 4: «Архитектура и дизайн: План участка детского сада» Цель: Составление трёх схем одного объекта. Составлять схематическое изображение комбинаций из трёх фигур. Закреплять навыки применения трафаретов. Развивать внимание, собранность. Воспитывать аккуратность при составлении схем на листах. Октябрь «Семейные прогулки»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 5: «Концертный зал» Цель: Составление схем развёрток на новом материале. Создавать задуманную конструкцию по готовой постройке, создавать второе схематическое изображение с другой стороны. Развивать внимание, устойчивость. Воспитывать самостоятельность в выполнении задания. «Всемирный день здоровья»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 6: «Стадион» Цель: Графическое изображение готовой постройки. Познакомить с архитектурным сооружением стадиона. Развивать способность анализировать постройку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь. «Мои друзья в природе»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 7: «Кормушка для диких животных» Цель: Графическое изображение готовой постройки. Соизмерять друг с другом элементы постройки и переносить их пространственные и размерные отношения в графическое изображение. Развивать устойчивость внимания, умение переключаться. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим. «День народного единства»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 8: « Кремль: Спасская башня» Цель: Конструирование по замыслу. Учить обдумывать постройку, её назначение и зарисовать в виде схемы. Развивать воображение в освоении узловых моментов конструктивного замысла. Поощрять инициативные, самостоятельные действия. Ноябрь «Как звери готовятся к зиме»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 9: «Зимовье» Цель: Конструирование по замыслу. Закреплять умение самостоятельно придумывать будущую сюжетную композицию на тему сказки. Развивать внимание, память. Формировать бережное отношение к животным. «Как люди готовятся к зиме»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 10: «Микрорайон города» Цель: Конструирование по образцу. Познакомить с конструированием разных видов высотных зданий. Развивать мышление: анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением, составлять два вида схем. Воспитывать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей. «Всемирный день приветствий»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 11: «В гостях у сказки» Цель: Конструирование по замыслу. Закреплять умение самостоятельно придумывать будущую сюжетную композицию на тему сказки. Развивать творческие способности: уточнять и развивать композиционный замысел, детализировать образы и ролевую функцию героев. Учить дифференцировать поступки сказочных персонажей. «День матери»( 4- я тематическая неделя) Занятие №12: «Дом для любимой мамы» Цель: Составление графической модели по образцу готовой модели. Закреплять умение анализировать образец готовой постройки, соизмерять элементы конструкции и схемы, используя мерки. Развивать умение анализировать постройку. Воспитывать аккуратность при составлении графической модели. Декабрь «В мире путешествий»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 13: «Здание вокзала» Цель: Составление графических моделей по конструкции. Закреплять умение составлять схему по образцу постройки. Развивать способность анализировать, выделять основные структурные части, форму, размеры и расположение деталей. Развивать навыки сотрудничества: согласовывать друг с другом действия. «День юного пожарного»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 14: «Пожарная станция » Цель: Конструирование по замыслу на заданную тему. Закреплять умение составлять схему постройки и использовать её для обдумывания замысла и обозначения нужного материала. Развитие творческого воображения – создавать свой замысел конструкции по предложенной теме. Формировать внимательное отношение к другим детям, их творчеству. «Новый год»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 15: «Транспорт для Деда Мороза» Цель: Конструирование по замыслу на заданную тему. Продолжать учить детей самостоятельно составлять схему постройки и использовать её для обдумывания замысла и обозначения нужного материала. Развитие творческого воображения – создать свой замысел конструкции по предложенной теме. Формировать внимательное отношение к другим детям, их творчеству. «Встречай праздник»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 16: «Рождественская ярмарка» Цель: Конструирование по образцу. Продолжать учить составлять схемы постройки. Развитие творческого воображения – создать свой замысел конструкции по предложенной теме. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Январь «Зимние забавы»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 17: « П утешествие по любимым сказкам» Цель: Конструирование по замыслу. Продолжать учить составлять схемы постройки по заданной теме. Развивать внимание при переводе одного вида схемы в другой. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «Народные игрушки»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 18: «Крепость» Цель: Конструирование по образцу. Учить анализировать объёмное схематическое изображение предмета. Развивать внимание при переводе объёмной схемы в плоскостные изображения с 1- 2 позиций. Воспитывать трудолюбие, желание доводить работу до конца. «Любят девочки читать, любят мальчики играть»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 19: «Домик друзей» Цель: Конструирование по замыслу( по сказке Э. Успенского «Крокодил Гена») . Воспроизводить конструкцию с помощью созданных плоскостных схем. Воспитывать умение выполнять работу совместно с партнёром. «Неделя игры и игрушки»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 20: «Цветочный городок» Цель: Конструирование по замыслу( по сказке Н, Носова «Приключение незнайки и его друзей») . Учить анализировать схему и соотносить её с предложенным материалом. Развивать воссоздающее воображение. Формировать коммуникативные навыки. Февраль «День доброты»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 21: «Городской парк» Цель: Конструирование по схеме – образцу. Закреплять умение самостоятельно воспроизводить постройку, опираясь на графические модели. Развивать внимание при анализе фронтальной схемы конструкции. Воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания. «Военная техника. Самолёты и вертолёты»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 22: «Конструкторское бюро» Цель: Конструирование по образцу. Закреплять умение конструировать разные виды военной техники. Учить конкретизировать представление о конструкции предмета. Развивать воображение, внимание. Развивать навыки доброжелательного поведения в процессе совместной деятельности. «Какой бывает транспорт»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 23: «На реках и морях» Цель: Конструирование по замыслу. Учить составлять целостную сюжетную композицию. Развивать воображение – придумывание образа по отдельным предметам, обозначенным схематически. « День Защитника Отечества »( 4- я тематическая неделя) Занятие № 24: «Военный крейсер» Цель: Продолжать знакомить детей с различными видами морских судов, этапами строительства судна. Развивать мышление – переводить объёмное и изображение постройки в изображение отдельных её сторон. Воспитывать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей. Март «Международный женский день»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 25: «Беседка для любимой мамы» Цель: Конструирование по замыслу. Создавать схематический набросок будущей постройки и использовать его при обдумывании замысла. Развивать конструктивное воображение. Воспитывать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней. « Дом доброты »( 2- я тематическая неделя) Занятие № 26: «Мамина профессия» Цель: Конструирование по замыслу. Развивать внимание. Воспитывать желание совместно выполнять работу. «Широкая Масленица»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 27: «Ярмарочная площадь» Цель: Конструирование по образцу. Продолжать учить схемы постройки. Развитие творческого воображения – создать свой замысел конструкции по предложенной теме. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «Международный день театра»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 28: «Детский театр» Цель: Конструирование по образцу. Закреплять умение правильно определять вид изображения, выделять основные и вспомогательные части. Развивать сообразительность. Воспитывать самостоятельность при выполнении постройки. Апрель «Международный день детской книги»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 29: «Библиотека» Цель: Конструирование по образцу. Закреплять умение реализовывать в постройке идею создания заданной конструкции. Развивать конструктивное воображение. Создавать условия для реализации творческих способностей детей. «День космонавтики»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 30: «Ракета» Цель: Конструирование по образцу. Продолжать знакомить с разными видами летательных аппаратов, способами их строительства. Развивать мышление – самостоятельно возводить постройку, опираясь на графические модели. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «Международный день птиц»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 31: «Парк птиц» Цель: Конструирование по схеме- образцу. Закреплять умение самостоятельно воспроизводить постройку, опираясь на графические модели. Развивать внимание при анализе фронтальной схемы конструкции. Воспитывать самостоятельность в процессе выполнения задания. «Деревья, кусты, трава весной»( 4- я тематическая неделя) Занятие № 32: «Детская площадка» Цель: Конструирование по схеме- образцу. Продолжать знакомить с разными видами построек. Развивать сосредоточенность при выполнении постройки. Воспитывать бережное отношение ко всему, что сделано руками людей. Май «Праздники мая»( 1- я тематическая неделя) Занятие № 33: «Парад военной техники» Цель: Конструирование по образцу. Закреплять умение самостоятельно продумывать будущую постройку, определять нужное количес тво деталей. Развивать мышление, внимание. Развивать трудовые и творческие навыки. «Моя семья»( 2- я тематическая неделя) Занятие № 34: «Дачный дом» Цель: Конструирование по замыслу. Закреплять знания об элементах архитектуры различных стилей. Развивать мышление – самостоятельно возводить постройку. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. «Безопасная дорога»( 3- я тематическая неделя) Занятие № 35: «Автомобильный мост» Цель: Конструирование по образцу. Продолжать знакомить с разными видами мостов, способами их строительства. Развивать мышление – самостоятельно возводить постройку, опираясь на графические модели. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 5 раздел. Организационно- педагогические условия реализации программы. Выбор форм проведения образовательной д еятельности по конструированию, форм и методов обучения обусловлен психолого- педагогическими особенностями дошкольников. Внимания заслуживает тот факт, что в 6- 7 лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в его темпераменте: ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный стиль деятельности, активно ищет приемы и способы, соответствующие своему темпераменту. По мнению ученых эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно ярко проявляются уже в младшем раннем возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т. д. Таким образом, конструирование в детском саду реализуется в виде игровых занятий с детьми дошкольного возраста 1 раз в неделю, длительностью 25- 30 минут. Образовательный процесс подчинен достижению практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей в их неразрывном единстве. Работа планируется таким образом, чтобы она органично вписывалась в образовательно- воспитательный процесс всего учреждения и гармонично сочеталась с деятельностью других педагогов. Методы проведения занятий: 1. Словесные: Рассказ Беседа Объяснение Загадывание загадок Художественное слово 2. Наглядные: Показ иллюстраций Показ исполнения педагогом Наблюдение Работа по образцу 3. Практические: Изготовление постройки Помощь сверстнику в процессе изготовления постройки 4. Объяснительно- иллюстративные 5. Частично- поисковые 6. Исследовательские Формы работы: - игры( круговые и хороводные, подвижные, с правилами, настольно- печатные, ролевые, сюжетные, драматизации, а также собственно речевые, языковые и коммуникативные) ; - народные или собственно методические песенки, стихи, сказки, рассказы демонстрация книжек, картинок, предметов, видеофильмов, игрушек и т. п. ; - непосредственное общение воспитателя с детьми в непринужденной, эмоционально насыщенной, занимательной, проблемной, юмористической и иных формах. Виды общения педагога и детей: со всей группой, с подгруппой, индивидуально, с двумя- четырьмя детьми, со всеми по очереди, с парами. Виды общения детей между собой: по кругу, в командах, в малых группах. В процессе обучения детей конструированию, согласно программе используются следующие основные методы: коммуникативный, наглядный, проектный. Коммуникативный метод с помощью данного метода решается первоочередная задача- овладение элементарными навыками и умениями в процессе конструирования. Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся. Проектный метод позволяет реализовать межпредметные связи в обучении, расширить «узкое пространство» общен ия в групповой комнате, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для детей указанного возраста. Таким образом, у детей развивается элементарная компетенция. Фактор педагога способствует успешному обучению конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Педагог обеспечивает развитие, познание и самоутверждение каждого дошкольника на основе максимальной помощи и по ддержки, сочетания различных путей- методов- подходов к обучению конструированию. Компетенции педагогического работника 1. Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям 2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. 3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные( в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности установление правил поведения в помещении, в непосредственной образовательной деятельности, предъявление их в конструктивной( без обвинений и угроз) и понятной детям форме. 6 раздел. Планируемые результаты. В резуль тате конструктивной деятельности у дошкольник а Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива. Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей. Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Дети будут иметь представления: о деталях конструктора и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкций и ее функциями. Форма представления результатов Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей; Выставки по конструированию из разных видов конструкторов; Конкурсы, соревнования, фестивали. Составление картотеки лучших работ. 7 раздел. Оценочные и методические материалы. Диагностика проводится на начало конец учебного года. Основной метод – метод наблюдения. При проверке уровня подготовки детей используются варианты игр и заданий уже известных детям. Очень важно, чтобы воспитанники не понимали, что педагог проверяет их знания, умения, навыки, наблюдает за мотивацией и поведением на занятии. В ходе диагностики осуществляется оценка: Мотивации детей; Коммуникативных возможностей; Навыков конструирования КРИТ ЕРИИ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ: Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеразвивающей программы «Мир конструирование » включает следующие блоки информации о результатах деятельности: воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой; методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса; материально- техническое и финансовое состояние. Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой( результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника. В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. ( Диагностический инструментарий Е. В. Фешиной из методического пособия «конструирование в детском саду»- М. , ТЦ «Сфера», 2012 г. ) . Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельн ости ребенка( ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности) , возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление( воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что- либо сделать и т. д. ) . Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко». Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом. Преобладание оценок « часто » свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы. Если по каким- то направлениям преобладают оценки « иногда », следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы. Если по каким- то направлениям присутствуют оценки « редко », процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования. Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности( построек, моделей) , несложные эксперименты( в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий) , беседы, проекты. Диагностическая карта в подготовительной группе ФИ ребенка Называет все детали конструкторов Строит более сложные постройки Строит по образцу Строит по инструкции педагога Строит по творческому замыслу Работает в команде Использует предметы заместители Работа над проектами Условия реализации программы. Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности должна быть увлекательной, содержащей проблемно- игровые ситуации. Программа способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей. Деятельность начинается в игровой форме, в процессе длительной мыслительной деятельности используются упражнения на релаксацию, подвижные физ культурные минутки. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группа оснащена современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного и интеллектуального развития детей. В ДОУ создана предметно- развивающая среда, максимально  отражающая интересы и потребности детей дошкольного возраста. Стратегия и тактика построения среды в ДОУ определена особенностями личностно- ориентированной модели воспитания и обеспечивает чувство психологической защищенности каждому ребенку. - условия для познавательного развития детей в процессе конструирования: помещение с удобными рабочими местами( групповая комната, музыкальный зал) ; в группах имеется демонстрационный и раздаточны й материал для занятий с конструкторами; в детском саду имеется достаточное количество различных видов конструкторов; имеются наборы картин и настольно- печатные игры, схемы в соответствии с возрасто м детей; в группе оформлен книжный уголок; имеется детская литература в соответствии с возрастом; имеются разнообразные виды кукольного театра для драматизации и театрализации; в групповой комнате, раздевалке, спальне  выделено пространство для игр и имеется игровое оборудование( сюжетно- образные игрушки, дидактические игрушки, театральные игрушки, и т. п. ) На занятиях используются: экранно- звуковые пособия( CD- диски, мультимедийные презентации) , печатные пособия( ал фавит, тематические картинки) , обучающие компьютерные программы. Список литературы: 1. Л. В. Куцакова" Конструирование и ручной труд в детском саду" Программа и методические рекомендации. Из- во" Мозаика- Синтез 2008" 2. Л. В. Куцакова" Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада" . Из- во" Мозаика- Синтез 2010" 3. Л. В. Куцакова" Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада" . Из- во" М озаика- Синтез 2010" 4. З. В. Лиштван «Конструирование» Из- во" Просвещение" 1981 г. 5. Л. А. Парамонова «Особенности поисковой деятельности детей в конструировании». Содержание и методы умственного воспитания дошкольников М. : «Педагогика» 1972 г. 6. Парамонова Л. А. , Урадовских Г. В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: старший дошкольный возраст.

Оставить комментарий: