a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Основные направления деятельности педагога-психолога

Опубликовано: 2017-02-02 15:14:33

Документы для скачивания

Основные направления деятельности педагога- психолога Психодиагностика Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно- образовательного процесса. Проводится: Обследование детей первой, второй младшей группы( 3- 4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. Диагностика воспитанников средней( 4- 5 лет) и старшей группы( 5- 6 лет) с целью определения уровня психического развития для организации и коорд инации работы по подготовки детей к школе. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей старшей группы( 5- 7 лет) . Дополнительно: По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно- образовательного процесса. Психопрофилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно- образовательного процесса. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Для этого предусмотрено: Работа по адаптации детей, педагогов, родителей к условиям новой социальной среды: -  анализ медицинских карт( карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; -  групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; -  информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса.  Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: Отслеживание динамики социально- личностного развития детей. Содействие благоприятному социально- психологическому климату в ДОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Участие в экспертной оценке проектируемой предметно- развивающей среды. Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познават ельно- речевое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива( группы) , отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог- психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого- медико- педагогической комиссии на основании решения медико- психолог о- педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико- психолого- педагогической службы. Обязательно: Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры. Проведение коррекционно- развивающих занятий с детьми старшей группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности( с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года) . Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования. Психологическое сопровождение воспитательно- образовательной работы групп для детей со сложными сочетаемыми диагнозами.   Психологическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компе тентности педагога- психолога ДОУ. При необходимости, педагог- психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса. Обязательно: Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Дополнительно: Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.   Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. Психологическое просвещение Цель: создание условий для повышения психологической компетентно сти педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: -  повышение уровня психологических знаний; -  включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных ос обенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно: Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам: 1.      Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. 2.      Закономерности развития детского коллектива. 3.      Особенности работы педагога с проблемными детьми. 4.      Стили педагогического общения. 5.      Психологические основы взаимодействия с семьей. 6. Особенности построения воспитательно- образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам: 1.     Адаптация ребенка к ДОУ. 2.     Кризисы 3- х лет и 6- 7 лет. 3.     Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. 4.     Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее. 5.     Воспитание произвольности поведения и управляемости. 6.     Психологическая готовность к обучению. 7.     Половое воспитание и развитие. Дополнительно: Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информаци онного стенда в пространстве ДОУ. Развивающая и корригирующая работа с детьми, педагогами родителями Диагностика плановая и по запросу: эмоционально- волевая сфера и поведение; детские- родительские отношения в семье; готовность к школьному обучению; уровень адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению; навыки коммуникативного общения; уровень тревожности. Организованная образовательная деятельность: продуктивная деятельность; ООД, направленная на улучшение адаптации; ООД развивающей направленность в каждой возрастной группе; ООД, направленная на развитие графо моторных навыков; ООД профилактической направленности; ООД, направленные на социализацию детей. Сопровождение: по улучшению отношений между детьми; индивидуально- психологических отклонений в поведении, развитии ребёнка; по развитию эмоционально- чувствительной сферы ребёнка; поддержка детей группы риска с повышенной тревожностью, агрессивностью, депрессивностью; помощь в урегулировании отношений детей и родителей; помощь в урегулировании отношений с системе педагог- ребёнок. Контроль над эффективностью программ и инноваций: диагностика развития; диагностика актуального состояния; диагностика действий педагога; Взаимодействие с родителями: - групповые консультации; - индивидуальные консультации; - подбор и знакомство с психологической литературой по заявленной тематике; - лекции- выступления на родительских собраниях; - диагностика детско- родительских отношений в семье: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы; Работа с воспитателя м и- обучение воспитателей личностно- ориентированной модели общения с ребёнком; - индивидуальные консультации; - подбор и распространение психолого- педагогической литературы; - проведение лекций и бесед на педагогических советах; - помощь в организации специальной предметной среды в группах; - разработка индивидуальных программ и рекомендаций для развития ребёнка; Взаимосвязь со специалистами: разработка планов совместной диагностики; совместное обсуждение результатов диагностики; организация консультаций по вопросам корригирующего воспитания на основе интеллектуального, личностного и эмоционально- волевого развития ребёнка. Деление детей на подгруппы Распределение детей для индивидуальной работы Содержание корригирующей помощи С педагогами С детьми Составление перспективного планирования Работа с родителями: тематические занятия, семинары, консультации, «круглые столы, индивидуальные и групповые беседы и т. п. Психологическое просвещение Психологическая профилактика Психологическое консультирование Взаимодействие с воспитателями: консультации, мастер- классы, семинары; согласование планов работы Составление плана работы, его тематики; согласование с планами работы других специалистов Проведение занятий( групповых, подгрупповых, индивидуальных) Прослеживание динамики умственного развития, индивидуально- психологических качеств Комплексное обследование детей Педагогический процесс Взаимодействие со специалистами ДОУ: логопедом, взаимодействие с врачом, медицинской сестрой Схема организации работы п сихолога Согласование плана и тематики работы Дни радос- ти Индивидуаль- ная работа Психологическая служба «Включение» родителей вновь поступивших детей Игро- вая терапия Зимние канику- лы Психо- эмоциональная разгрузка Диагностика дезадаптации Домашние задания Эмоциональный комфорт детей и родителей Психологичес- кий тренинг Взаимодействие с родителями Педагогическая гостиная Анкетирова- ни е Социальная адаптация Психологическое консультировани е Психологическая поддержка детей группы риска Углублённая личностная диагностика – определение внутреннего конфликта ребёнка Информирование о зоне конфликта и помощь во взаимодействии с ребёнком Индивидуальное консультирование родителей Индивидуальное консультирова- ние педагогов Элементы арттерапии: Рисование страхов; Использование музыки в целях релаксации, снятия эмоционального напряжения Игровая терапия: отреагирование проблемы; принятие ребёнком себя; нахождение конструктивных способов поведения Группы риска: дети с повышенной тревожностью; дети с повышенной агрессивностью; дети с повышенной гиперактивностью Формы образов ательной деятельности область п едагога- психолога Разделы( задачи, блоки) возраст Режимные моменты Совместная Деятельность с педагогом Совместная Деятельность с детьми Совместная с родителями деятельность Адаптация. - Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации. Младший возраст Игровая деятельность Занятия Наблюдения Обучение приемам и методам работы. Участие в играх. Подгрупповые или индивидуальные занятия Цикл занятий с родителями. Обучение приёмам работы с детьми Формирование графомоторных навыков Младший возраст Игровая деятельность Занятия Штриховка Раскрашивании Подгрупповые или индивидуальные занятия по формированию графомоторных навыков. Развивающие игры, упражнения, пальчиковая гимнастика Старший возраст Развивающие игры Занятия Развивающие игры Коммуникативная компетентность- умение сотрудничать- умение активно слушать- умение перерабатывать информацию- умение говорить самому Старший возраст Игровая деятельность Занятия Наблюдения Проведение занятий, интегрированные занятия Досуги Развлечения Игровая деятельность Тесты Оформление газеты для родителей по итогам занятия Консультации ВПФ Младший возраст Игровая деятельность Занятия Наблюдения Беседа Досуги Подгрупповые или индивидуальные занятия Коррекционно- развивающие занятия Консультации Посещение занятий и использование полученных знаний в повседневной жизни. Старший возраст Игровая деятельность Занятия Наблюдения Беседа Досуги Коррекционно- развивающие занятия Занятия, лабиринты- обучение положительному самоотношению и принятию других людей; - обучение рефлексивным умениям; - формирование потребностей в саморазвитии; - содействие росту и развитию ребенка. Младший и старший возраст Занятия. Использование в повседневной жизни раннее разученных игр. Обучение новым играм. Обучение при сохран ении психологического здоровья; правилам и приёмам поведения Посещение занятий, использование полученных знаний в дома шних праздниках, днях рождениях; разработка индивидуальных рекомендаций по психолого- педагогическому сопровождению

Оставить комментарий: