a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

Опубликовано: 2017-02-03 13:35:43

Документы для скачивания

«Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста» В содержании психолого- педагогической с детьми младшего возраста одним из направлений в работе является образ овательная область «Социально- коммуникативное развитие ». Одной из важных является решение задач развития игровой деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность. Классификация игр детей дошкольного возраста Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.   В работе с детьми   раннего возраста   дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра- игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая   взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний. Функции дидактической игры   – это: Как форма обучения детей   содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность( познавательное) и игровое( занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность   основана на осознанности процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе( «Краски») , чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Средство всестороннего воспитания личности. Умственное воспитание.   Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей раннего возраста. Формируются   нравственные представления   о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Эстетическое воспитание: Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. Физическое воспитание: Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности. Дидактические игры формируют культурно- гигиенические навыки. В игре дети ярко выражают социальные чувства, стремятся делать всё сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания. В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность. Воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно. Виды дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на   три основных вида:   Настольные игры,   разнообразные игры- пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры( " Где что растет" , " Когда это бывает" , " Кому это нужно" и др. ) ; игры, требующие двигательной активности, сноровки и т. д. ( " Летающие колпачки" , " Попади в цель" , " Гусёк" и др. ) ; игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2- 4 партнёров.   Настольно- печатные   игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках- ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке) . Особую группу составляют игры- забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение- повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм- забавам относятся такие известные, как" Поймай зайчика" , " Жмурки с колокольчиком" ( определение направления по звуку) , " Кто скорее соберёт картинку" ( на координацию движений) и др. Дидактическая задача. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в ввиду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться. Какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры( честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность) . В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз( «воспитывать внимание, память, мышление») . Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других- внимания, в третьих- мышления.   Воспитатель должен заранее это хорошо знать и соответственно определять. Своеобразие дидактических игр. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх" Ладушки" , " Сорока- белобока" , в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.           В дидактической игре содержатся все структурные элементы( части) , характерные для игровой деятельности детей: замысел( задача) , содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: " Узнаем, что в чудесном мешочке" , " Кто в каком домике живёт" и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно   учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.    В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников. При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.  Различен и объём игровых действий. В младших группах- это чаще всего одно- два повторяющихся действия, в старших уже пять- шесть. Одним из элементов дидактической игры являются   правила.   Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально- волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих. Правила игры имеют   обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.   Обучающие   правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения;   организующие  - определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие-   предупреждают о том, чего и почему нельзя делать. Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил. Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре. Результат дидактической игры- показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                      Педагогическая ценность дидактических игр. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные   задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Руководство дидактическими играми. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части( разборные игрушки) , вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Д идактическая задача" научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание" собери башенку правильно" . У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие- проверить правильность собирания башенки- предлагает детям самим это сделать. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. К наглядности относятся: 1)  предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)  картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил. Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает, о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т. п. Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения. Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно,   более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.   Умение удержать игру в пределах установленного времени- большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: " В следующий раз будем играть ещё лучше" или: " Новая игра будет ещё интереснее" . Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые- полезные и увлекательные.   Задачи развития речи образовательной области «Коммуникация»,   сохранение и укрепление физического и психического здоровья младшего дошкольного возраста большое значение имеют дыхательные упражнения, развитию которых служат такие   дидактические игры, как «Пузырь».   Играющие стоят тесным кругом и раздувают «пузырь»- наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные трубочкой( один на один) . При каждом раздувании все наклоняются вниз, впускают воздух, затем, выпрямляются, набирают воздух, а потом, вновь наклонившись, произносят « ф- ф- ф », выдувая в свою трубку. Так повторяется 2—3 раза. Затем, взявшись за руки, дети двигаются назад, расширяя круг, и говорят: «Раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». К концу проговаривания текста образуется большой растянутый круг. Ведущий, дотрагиваясь до соединенных рук детей, говорит: «Воздух, выходи! » Все дети сбегаются к центру, произнося звук «тс- тс», затем игра снова повторяется. Так несколько раз. Развертывая игровое действие   «Поезд», вслед за воспитателем повторяют звук   ш   и незаметно обучаются его правильному произношению. Дети стоят друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда — «паровоз»( ведущий) . Все дети вместе с ведущим изображают действиями и звуками ход поезда: « По- шел- по- шел » — постепенно поезд ускоряет ход. Затем « При- шел- при- шел » — ход замедляется, « ш- ш- ш » — паровоз выпускает пар. Играя с детьми и ведя «вагоны», воспитатель имеет возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука   ш   и что очень важно реализуется потребность малышей в двигательной активности. В другом варианте, играя в поезд, дети изображают гудок паровоза( «у- у- у») , с шумом выпускают пар( « ш- ш- ш, с- с- с ») . Когда поезд набирает скорость, дети говорят « чух- чух- чух », потом «чу- чу- чу»( поехал быстро) и, наконец, « ш- ш- ш »( выпускает пар) . К этой игре придумывается различное содержание( дети переезжают на дачу, едут в лес, в гости и т. п. ) . Воспитатель в процессе игры добивается правильной интонации голоса, эмоциональности, приучает детей к коллективным играм. Если в группе есть дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то, как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них интерес играть вместе со всеми. Воспитателю необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Например, название игрушек закрепляется в дидактических играх с разнообразным содержанием. То дети достают игрушки из «чудесного мешочка», то разыскивают их по комнате в игре «Найди игрушку», то отгадывают на ощупь в играх «Угадай, что в руке», «Угадай, что спрятано», то загадывают о них загадки и в других играх. В ряде   дидактических игр   для младшего дошкольного возраста решаются задачи   развития связной речи. Играя, ребенок называет предмет и рассказывает о его основных признаках( цвет, форма, величина) . Рассказывает, где живет животное, нарисованное на картинке, что делают с игрушкой- куклой. Задача   активизации бытового словаря   успешно разрешается в играх с   дидактической куклой, созданных Е. И. Тихеевой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья( мыло, полотенце и т. д. ) . В ходе игры взрослый обеспечивает умственную активность детей. Укладывая куклу в игре «Уложим куклу спать», дети называют постельные принадлежности. В игре дети, называя постельные принадлежности( простыня, одеяло, подушка, наволочка и т. д. ) , осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить». Воспитателям необходимо широко использовать в дидактических играх природный материал: камешки, листья, семена, ягоды, цветы, овощи, фрукты, снег, воду и др. Проводить наблюдения за животными( когда это возможно) , а если такой возможности нет, то использовать картинки. В группе младшего дошкольного возраста можно провести «Игру с овощами», в которой дети должны различать и называть морковь, свеклу, лук, картофель. Дидактическая игра как одна из форм обучения   проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.      

Оставить комментарий: