a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педсовет " Мотивация познавательной активности обучающихся. Формирование познавательных УУД"

Опубликовано: 2017-02-03 13:47:05

Доброжелательный настрой урока. Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.   Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения « Хотите мотивировать детей — найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».

. Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе в свете введений ФГОС В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком( собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося( а также связанных с ними навыков учебной работы) , обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: - носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечив ают целостность общекультурного- личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально- предметного содержания. Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармонического развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, в ыделяют четыре блок а универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся( умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Познавательные обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией. Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - смысловое чтение текстов различных жанров как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение информации из прослушанных текстов различных жанров в соответствии с целью чтения; - определение основной и второстепенной информации; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста( соответствие жанру, теме, стилю речи и др. ) ; - рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - экспериментирование( проанализировать и повторить чужой эксперимент, спроектировать собственный эксперимент: сформулировать гипотезу, придумать способы её проверки, провести эксперимент, записать результаты, проанализировать их, сделать вывод, предсказать поведение исследуемого процесса) . Знаково – символические- предварительный анализ текста( работа над отдельными словами и терминами, перефразирование, переформулирование текста, постановка вопросов, выделение «смысловых опорных пунктов» текста) ; - кодирование- декодирование( выбор адекватных графических средств построения модели, перевод текста на знаково- символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели) ; - моделирование( преобразование объекта из чувствительной формы в пространственно- графическую или знаково- символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта) ; - работа с моделью: преобразование модели( достраивание, включение в модель новых элементов с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область) ; видоизменение модели( перегруппировка элементов модели, установление связей и отношений между элементами модели) ; - соотнесение результатов решения, полученного на модели, с реальностью( текстом) : подстановка результата решения, полученного на модели, в текст задачи с целью проверки его правильности; придумывание задачи, обратной решенной. Логические- анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; - задание собственного основания и проведение классификации; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; - построение логической цепи рассуждения; - доказательство, опровержение, приведение примеров и контрпримеров; - выстраивание аналогии; - анализ истинности утверждений; - выдвижение гипотез, их обоснование. Постановка и решение проблемы- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Анализ образовательной ситуации в МКОУ СОШ № 21 позволяет выделить элементы универсальных учебных действий, формированию и развитию которых необходимо уделить особое внимание. Речь идёт о целеполагании, прогнозировании, оценке( регулятивные универсальные учебные действия) , о рефлекси и способов и условий действия, их контрол е и оценк е, критичност и, умении моделировать( элементы познавательных универсальны х учебны х действи й) , а также о самооценке( элемент личностных универсальны х учебны х действи й) . Педагогический коллектив МКОУ СОШ № 21 с 2014 – 2015 учебного года работал над методической темой «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС, обеспечивающей сформированность ключевых компетенций для успешной социализации личности обучающегося». Требования к результатам формирования УУД у учащихся основной школы Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • основам реализации проектно- исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 6 класс • строить классификацию на основе дихотомического деления( на основе отрицания) ; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • давать определение понятиям; 7 класс • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • устанавливать причинно- следственные связи; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. 8 класс • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 9 класс Выпускник получит возможность научиться: •  основам рефлексивного чтения; •  ставить проблему, аргументировать её актуальность; •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; •  организовывать исследование с целью проверки гипотез; •  делать умозаключения( индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Учителям МКОУ СОШ № 21 при разработке рабочих программ по предмету необходимо учитывать следующее: - усилить поисково – исследовательский, проблемный характер предметного содержания, связанный с моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей( особенно это актуально при составлении рабочих программ для 7 – 9 классов основной школы) ; - используя предметное содержание, усилить роль проектной деятельности обучающихся; - максимально использовать содержание предмета для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Организационный компонент системы представлен методическим содержанием и организацией образовательного процесса и включает совокупность взаимосвязанных элементов: 1) технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать универсальные учебные действия; 2) формы организации образовательной деятельности; 3) система заданий; 4) система организации и формы контрольно – оценочной деятельности; 5) учебно – исследовательская и проектная деятельность как способ повышения мотивации и эффективности деятельности обучающихся Задача любого учебного предмета в рамках системно- деятельностного подхода определяется как разворачивание и поддержка собственной ориентировочно- опробующей( квазиисследовательской) деятельности учащихся относительно содержания учебного предмета. Каждый учебный предмет пытается по- своему решить возрастные задачи подростковой школы. Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование основы для понимания особенностей разных куль тур и воспитания уважения к ним, нацеливает на формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. П редмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании у стных и письменных высказываний. Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия. Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Русский язык» Познава- тельные Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова? » Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия». Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи( глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи? ». Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова» Правила, определения и т. п. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей, «иллюстративного» визуального ряда( даны в учебнике или составляются детьми) . «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5» Формирование универсальных учебных действий средствами учебного предмета «Литература» Познавательные Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности Этап 1 обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения; Этап 2( работа с текстом во время чтения) – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения; Этап 3( после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий. Формирование универсальных учебных действий средствами учебных предметов «История» и «Обществознание Познава- тельные Формирование моделирования как необходимого универсального учебного действия. Широкое использование продуктивных заданий, требующих целенаправленного использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. Использование заданий, позволяющих научить школьников самостоятельному применению знаний в новой ситуации, т. е. сформировать познавательные универсальные учебные действия. - Рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; - задания на извлечение информации из источника; - описание объекта по схеме; - составление характеристики исторического деятеля. 7. 3. Технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать универсальные учебные действия Технологии, позволяющие наиболее эффективно развивать универсальные учебные действия, являются метакогнитивными, рефлексивными. Это технологии, основанные на личностных механизмах мышления( осознание, самокритика, самооценка и др. ) , формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; технологии, основанные на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приёмами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность. В качестве технологической парадигмы, преобразующей положения личностно- ориентированного развивающего образования в педагогические технологии, методы и приемы принята концепция критического мышления, вошедшая в рамочную технологию Юнеско и ставшую основой целого ряда педагогических и когнитивных технологий: технология ТРИЗ, технология самообразования, кейс- технология, образовательная идеология П е йперта, ассоциативные мнемонические карты. Технология развития критического мышления( ТРКМ) . К ритическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. Применение данной технологии способствует воспитанию личности, которая способна использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненно- практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями. Может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать. Основа технологии  – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Например, на стадии осмысления, возможно эффективно применять метод « Инсерт ».   Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна.   Синквейн является достаточно известным и распространенным спо собом рефлексивной деятельности. Диаманта  –  это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: 1- я строка – существительное, тема диаманты; 2- я строка – два прилагательных, раскрывающих какие– то и нтересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты; 3- я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействи я и т. д. , свойственные данному явлению; 4- я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты( 4 существительных, переход к антонимичным понятиям) ; 5- я строка –  три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д. , свойственные явлению антониму; 6- я строка –  два прилагате льных( по отношению к антониму) ; 7- я строка – существительное, антоним теме. Пример диаманты по истории, тема «Принятие христианства на Руси», 6 класс: Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство Идеология системно – деятельностного подхода, лежащего с основе формирования универсальных учебных действий, диктует отказ от монополии классно – урочного формата учебного занятия, хотя этот формат занимает определённое место среди разнообразных форм организации учебного процесса. В образовательном процессе с целью формирования и развития универсальных учебных действий могут использоваться следующие виды урочных( аудиторных) и внеурочных( внеаудиторных) занятий: - урок – аудиторное занятие, при котором осуществляется коллективная постановка и решение учебных задач, педагогическое взаимодействие педагогов и обучаемых с целью передачи ученикам определенной системы знаний и одновременного контроля уровня их усвоения и сформированности соответствующих навыков и умений; - экскурсия – внеаудиторное занятие( внеурочная форма) , при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью( завод, учреждение культуры, природа, историко- художественные памятники) ; - творческая мастерская — аудиторное занятие( внеурочная форма) , которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и/ или коллективного открытия. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует к постановке множества вопросов. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности, главное – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы( в форме исследования, путешествия, открытия) ; - конференция- аудиторное занятие( внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников; - спортивные соревнования- это внеаудиторное занятие( состязание) учащихся в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания; - познавательная лаборатория- аудиторное занятие( внеурочная форма) , создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. Это база для специфической игровой деятельности ребенка( работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, на блюдения по разной тематике) ; - школьная театральная студия – внеаудиторное занятие, способствующее развитию коммуникабельности, творческого подхода к любому делу, умению подать себя; - кафедра – аудиторное занятие( внеурочная форма) , направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету. - спортивная секция- внеаудиторное занятие; - поход- внеаудиторное занятие; - элективные курсы- аудиторное занятие( внеурочная форма) , направленное на развитие личной обр азовательной траектории ученика, расширение и углубление его знаний, а также способов действия; - индивидуальные занятия( мастерские, консультации) - аудиторное занятие( внеурочная форма) , направленное на развитие личной обр азовательной траектории ученика; - социальные проекты- внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив в « культуросообразных видах деятельности», приобретение опыта взаим одействия со взрослыми и детьми; 7. 5. М етод ы и приём ы развития универсальных учебных действий Среди методов и приёмов развития универсальных учебных действий в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых универсальных учебных действий. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как: -   ситуация- проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения( с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения) ; -   ситуация- иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал( визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения) ; -   ситуация- оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение; -   ситуация- тренинг — прототип стандартной или другой ситуации( тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению) . Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать развивающий тип задач. Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Познавательные универсальные учебные действия- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач- задания на нахождение отличий, сравнение, поиск лишнего, упорядочивание, цепочки, оценивание и т. д. - задания на поиск информации из разных источников- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования- задачи и проекты на проведение теоретического исследования- задачи на смысловое чтение- составление схем- опор- работа с планом, тезисами, конспектами- составление и расшифровка схем, диаграмм, таблиц- работа со словарями и справочниками Задание «Жильцы твоего дома»( формирование умения проводить эмпирическое исследование) . Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование на примере сбора сведений о жильцах, населяющих твой дом. Описание задания: учащимся следует выяснить, сколько в их доме( подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей. Набор вопросов можно продолжить самостоятельно. Интересно соотнести полученные данные в разных группах и определить сходство и различия в возрастном, профессиональном и других составах. На подготовительном этапе определяются вопросы, способы получения информации, место проведения исследования. На основном этапе осуществляется сбор информац ии и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов. Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» Цель: формирование умения выдвигать гипотезы( предположения – что получиться в результате) и проверять их) Учебная дисциплина: математика Задание «Найти правило» Цель: формирование умения выделять закономерности в построении серии Учебная дисциплина: математика Задание «Работа с метафорами» Цель: формирование умения работать с метафорами( возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов) Учебная дисциплина: литература. Задание «Составление слов из элементов по правилу» Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов( по определенным правилам) , формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Учебная дисциплина: литература. Задание «Отсутствующая буква» Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Учебная дисциплина: литература. Задание «Робинзон и Айртон » Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно- следственные связи. Формирование умения проводить эмпирическое исследование Задание «Эмпирическое исследование» Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование. Учебная дисциплина: литература. Задание «любимые передачи» Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса. Учебная дисциплина: литература( другие предметы социально- гуманитарного цикла) . Задание «Выбор транспорта» Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование Учебная дисциплина: география. Формирование умения проводить теоретическое исследование Задание «Сказочные герои» Цель: формирование умения проводить теоретическое исследование на материале анализа сказочных героев. Учебная дисциплина: литература. Формирование смыслового чтения Задание «Диалог с текстом» Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приемом «диалог с текстом» Учебные дисциплины: гуманитарные( литература, история и др. ) и естественнонаучные( физика, биология) Задание «Учимся задавать вопросы» Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам. Учебная дисциплина: литература. Задание « Озаглавливание текста» Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста Учебные дисциплины: гуманитарные( литература, история и др. ) и естественно- научные( физика, биология) Задание «Пословицы» Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры. Учебные дисциплины: литература, история. Задание «Эпиграф» Цель: развитие умения выделять концепт( основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа. Учебная дисциплина: литература. Задание «Сочиняем сказку» Цель: формирование читательского воображения на основе овладения приемов сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приемом антиципации. Учебная дисциплина: литература. Задание «Понимание научного текста» Цель: развитие умения структурировать научный( познавательный) текст и составлять краткий конспект. Учебные дисциплины: гуманитарные( география, история и др. ) и естественнонаучные( физика, биология, химия) Задание «приемы осмысления текста в ознакомительном чтении» Цель: усвоение приемов осмысления текста, включая приемы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса- предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации( мысленного возвращения к ранее прочитанному) . Учебные дисциплины: гуманитарные( литература, география, история и др. ) и естественно- научные( физика, биология, химия) Задание «Постановка вопросов к тексту» Цель: овладение приемом постановки вопросов к тексту и составления плана. Учебные дисциплины: гуманитарные( география, история и др. ) и естественнонаучные( физика, биология, химия) Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченного из текстов Цель: освоение приемов логического запоминания информации, извлеченного из текстов Учебные дисциплины: гуманитарные( литература, география, история и др. ) и естественнонаучные( физика, биология, химия)

Оставить комментарий: