a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы "Русская народная игра - активные, двигательные действия"

Автор: Опубликовано: 2014-09-21 17:26:13

Документы для скачивания

Управление образования Кушвинского городского округа Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей Опыт работы по теме «Русская народная игра – активные, двигательные действия». Автор: воспитатель МКДОУ №54 Марченко. С. Н 2012 год. В законе РФ «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». В президентской образовательной стратегии- инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития образования является здоровье детей и создание условий для формирования здорового образа жизни, а также внедрение новых физкультурно- оздоровительных технологий. Поэтому приоритетным направлением в работе с детьми для меня является физическое развитие детей и формирование привычки к здоровому образу жизни. Реализуя это направление деятельности, я особое внимание уделяю организации и проведению подвижных игр с дидактической направленностью. В настоящее время наблюдается снижение двигательной активности детей, и стремление родителей преподнести ребенку наибольший объем информации через неограниченный просмотр телевизионных передач, мультфильмов и игр с компьютером. При этом они забывают, что интересно организованная подвижная игра оказывает особое, стимулирующее воздействие на организм, обеспечивает восстановление ранее утраченного здоровья. Подвижные игры с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным для детей, дают им радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому прекрасному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем любые другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей, воспитанию у них морально- волевых и прикладных качеств. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается как одно из главных средств воспитания. Но среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры, в процессе которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми и самими играющими. При составлении перспективного планирования подвижных игр я ставила следующие задачи: Формирование двигательной активности детей и развитие психофизических качеств. Охрана и укрепление здоровья ребенка через здоровьесберегающие технологии. Воспитание у детей чувства коллективизма, партнерства, умения подчиняться правилам поведения в детском коллективе. В современных методических разработках интегрируются две группы игр: подвижные и дидактические. В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоравливающее влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Проведение мною подвижных игр с дидактической направленностью стало для детей эффективным средством закрепления знаний, умения и навыков в математике, сенсорике, грамматике, движении под музыку, коммуникабельности. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, у них активизируется мыслительный процесс, каждому ребенку предоставляется возможность личностного выражения. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе игры, способствуют решению ее дидактических задач, которые влияют на восприятие, внимание, память, способность быстро ориентироваться, обобщать и делать выводы. При проведении игр с дидактической направленностью я руководствуюсь следующими принципами: Активность и сознательность( дети активно и сознательно выполняют поставленные двигательные и дидактические задачи) . Постепенность( от знакомых игр к незнакомым) . Соответствие возрастным и физиологическим особенностям детей( готовность к выполнению двигательных и дидактических задач) . Соответствие месту( соответствуют ли место, время и условия поставленным в игре задачам) . В процессе игры я учила детей понимать, что: Достичь успеха в одиночку невозможно, выполнять задачу должны все дети в команде. Важна и индивидуальная ответственность – необходимость личного вклада в достижение цели. Большое значение имеет совместная оценка результата деятельности, успешности или неспешности выполнения задачи. В ходе работы с детьми я выявила, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста на начальном этапе превалирует двигательный компонент, причем не качественный, а скоростной. У старших дошкольников чаще ведущим является дидактический компонент, скорость выполнения, а качество двигательного процесса подчас отступает на последнее место. При организации подвижных игр я стараюсь, чтобы занимательная, дидактическая часть игры и динамическая задача была доступна и интересна ребенку, чтобы у него создавалось благоприятное эмоциональное отношение к ней, что в свою очередь стимулирует мыслительный процесс. Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются. При этом обеспечивается физиологическая необходимость двигательной активности и благоприятное психоэмоциональное состояние ребенка. При подборе подвижных игр с дидактической направленностью я учитываю следующие требования: Дидактическое и двигательное содержание должно соответствовать содержанию воспитательной- образовательной программы для данной возрастной группы. Игра должна развивать способности детей( быстроту реакции, пространственные и временные отношения) . Степень сложности должна соответствовать знаниям, умению и навыкам данной группы детей. Постепенное усложнение двигательных и дидактических задач с учетом психофизиологических особенностей детей. Постепенный переход от индивидуальных игр к играм, с совместными действиями с разделением на подгруппы. При организации и проведении подвижных игр я придерживаюсь условий: Правила игры должны быть просты, понятны детям той возрастной группы, для которых она проводится. Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной деятельности. Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью. Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие. В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи. Игру нельзя оставлять незавершенной. Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным. Подвижная игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Подвижные игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственные силы ребенка, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми, улучшают речевые навыки. «Между речью и подвижной игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Подвижная игра, сопровождаемая словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей»[ Репина Т. А. ] «Игра подвижная является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка- дошкольника. Именно через подвижную игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению. Подвижные игры, сопровождаемые словами, помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций. Подвижные игры способствуют ускорению развития речи у детей, потому что воспитатель, проводя подвижные игры старается вызвать желание у детей говорить, подталкивает их к речевым контактам, к подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с воспитателем потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр»[ Высоготский Л. С. ] . Для проведения подвижных игр в группе создана предметно- развивающая среда, которая находится в центре активности и доступна для детей. Каждый ребенок может выбрать занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания( пособия, атрибуты, маски, физкультурное оборудование) . По результатам проведенной в этом направлении работы можно сделать следующие выводы: Дети активно и сознательно выполняют двигательные и дидактические задачи. Дети запоминают и соблюдают правила игр. У детей формируются физические качества Воспитывается интерес к различным подвижным играм. Формируется привычка к здоровому образу жизни. На практике проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста я убедилась, что хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры: когда он полностью отдается игре, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Важнейший результат подвижной игры – это радость и эмоциональный подъем у ребенка. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию детей. «Правильное проведение подвижных игр укрепляет и закаливает организм у ребенка, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей»[ Студеникин М. Я. ] . Перспективное планирование подвижных игр для младшей группы Игры с бегом. 1. «Бегите к флажку! », цель: развивать навыки бега и реакцию на сигнал. 2. «Птичка в гнездышке», цель: закреплять навыки бега в разных направлениях, реагировать на сигнал. 3. «Лохматый пес», цель: закреплять умение бегать свободно, не наталкиваясь, друг на друга. 4. «Мыши и кот», цель: закреплять умение выполнять ведущую роль в игре. 5. «Найди свой цвет», цель: развивать внимание, координированные движения рук и ног. Игры с прыжками. 1. «Поймай комара» цель: закрепление умение прыгать на двух ногах на месте. 2. «Лягушки» цель: обучать прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. 3. «Воробушки и кот» цель: обучать детей спрыгиванию и бегу в разных направлениях. 4. «По ровненькой дорожке», цель: закреплять умение принимать исходное положение в прыжках в длину. 5. «С кочки на кочку» цель: закреплять умение прыгать на двух ногах с предметов. Игры с метанием и ловлей. 1. «Прокати мяч», цель: закрепить умение прокатывать мяч в прямом направлении. 2. «Кто дальше бросит мешок» цель: обучать метанию в даль. 3. «Подбрось выше», цель: закреплять умение подбрасывать мяч вверх и ловить его. 4. «Поймай мяч» цель: закреплять умение ловить и бросать мяч. 5. «Попади в круг» цель: обучать метанию в горизонтальную цель. Игры с ползанием и лазанием. 1. «Доползи до кубика» цель: закрепить умение ползать на четвереньках. 2. «Наседка и цыплята», цель: закрепить умение подлезать под дугу, не задевая её. 3. «Мыши в кладовой», цель: закреплять умения подлезать под дугу. 4. «Обезьянки» цель: обучать лазанию по гимнастической стенке. 5. «Кролики» цель: закреплять умение подлезать под предмет, навыкам бега и прыжкам. Игры для оздоровления детей. 1. «По ровненькой дорожке» цель: развивать согласованность движений. 2. «Насос» цель: тренировка навыка правильного носового дыхания. 3. «Найди свое место» цель: развивать ориентировку в пространстве. 4. «Мы топаем ногами» цель: развивать внимание, ловкость. 5. «Аист» цель: развивать равновесие. Игры с бегом 1. «Воробышки и автомобиль» цель: закрепить умение бега и ходьбы не шаркая ногами, не опуская головы. 2. «Самолеты» цель: закрепление умения бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. 3. «Не опоздай» цель: обучать бегу, не задевая предметы. 4. «Солнышко и дождик» цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал. Игры с прыжками 2. «Зайка беленький сидит» цель: закреплять умение приседать и подпрыгивать. 2. «Птички в гнездышке» цель: закреплять умение спрыгивать с высоты и бегать врассыпную. 2. «Мой веселый звонкий мяч» цель: закреплять умение энергично отталкиваться двумя ногами 2. «Через ручеек» цель: обучать правильно, приземляться. Игры с метанием и ловлей 1 «Мяч в кругу» цель: закрепить умение отталкивать мяч двумя руками и прокатывать его. 2. «Попади в воротца» цель: закреплять умение прокатывать мяч в горизонтальную цель. 3. «Сбей кеглю» цель: закрепить умение прокатывать мяч в прямом направлении до предмета, развивать глазомер. 4. «Целься вернее» цель: закрепить умение бросать мешочек в горизонтальную цель. Игры с ползанием и лазанием 1. «Обезьянки» цель: закреплять умения лазать по гимнастической стенке не пропуская реек. 2. «Перелезь через бревно» цель: закреплять умение перелезать через предметы, сохраняя равновесие. 3. «Не наступи на линию» цель: закреплять умение ползать на четвереньках между линиями. 4. «Белые медведи» цель: закреплять умения ползать на четвереньках. Игры для оздоровления детей. 1. «Где звенит» цель: развивать ориентировку в пространстве, слуховое внимание. 2. «Перешагни через ручеек» цель: развивать равновесие, координацию движений. 3. «Найди шарик» цель: тренировка навыка правильного носового дыхания. 4. «Птицы и дождь» цель: закрепить умение сохранения правильной осанки, в положении сидя, стоя, ходьбе. Диагностика уровня развития народной игры. Средний возраст: 1. Знает несколько русских народных подвижных игр. 2. Знает и выполняет правила в игре. 3. Знает несколько считалок, дразнилок, потешек, пословиц. 4. Знает и понимает слова диалекта. 5. Умеет совместно играть. Старший возраст: 6. Знает несколько способов распределения ролей( считалки, жеребьёвка 7. Умеет самостоятельно использовать спортивно- игровое оборудование. 8. Знает народные праздники, обычаи. Каждый показатель оценивается отдельно. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Исключение составляет 1, 3, 6 пункт:  3 балла –  ребенок   называет 4 и более подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей. 2 балла- ребенок   называет 2- 3 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей. 1 балл-  ребенок   называет 1 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей. Таким образом, оценка  уровня развития игры ставится если: От 11 до 14 баллов – высокий уровень. От 6   до 10 баллов – средний уровень. От 1   до  5  баллов – низкий уровень. Ориентируясь на обобщённую оценку, можно выявить уровни развития игры. Год Возраст Количество исследуемых детей Начало года Конец года 2010- 2011 г. средний 22 В – 4- 18% С – 11- 50% Н- 7- 32% В – 6- 27% С- 11- 50% Н – 5- 23% Литература: Еременко Н. И. «Здоровье – сберегающие технологии в ДОУ» Торговый дом «Корифей» 2005г. Кирилова Ю. А. «Подвижные игры в ДОУ» Детство – Пресс С- Петербург 2006 г. Страковская В. Л. «Подвижные игры для оздоровления детей» Москва издательство 2005 г. Кенеман А. В. «Детские подвижные игры» Москва « Владос » 2003 г. Кожукова Н. Н «Руководитель физического воспитания» Москва издательство 2005 г.

Оставить комментарий: