Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции ОНР у старших дошкольников
Документы для скачивания
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели, задачи и принципы коррекционной программы 3. Содержание логопедической работы 4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с общ им недоразвитием речи 5. Планируемые результаты освоения Программы 6. Содержательный раздел 1) Учебный план реализации ООП ДО У в логопункте 2) Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в логопункте 3) Взаимодействие с семьёй. 4) Формы и средства организации коррекционной непосредственно – образовательной деятельности 5) Комплексно – тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий 7. Организационный раздел 1) Оформление предметно- пространственной среды. 1. Пояснительная записка Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. С каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи( ОНР) . Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально- волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы. В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Детство»( авторский коллектив В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. И. Никитина) . Данная программа рассчитана на дошкольников без речевой патологии. В образовательной программе «Детство» внимание акцентируется на обогащении мотивации речевой деятельности детей, особо следует отметить выделение познавательных и речевых умений( для младших дошкольников) и уровней речевого развития( для старших дошкольников) ; реализация речевых задач предполагает использование развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребёнка. В связи с появлением в детском саду большого количества детей с общим недоразвитием речи, возникла необходимость введения при МКДОУ специализированной Рабочей программы по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта. Данная Программа представляет коррекционно- развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий языка, развитие связной речи. Обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Предлагаемая Программа дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников. Содержание рабочей Программы соответствует федерал ьным государственным образовательным стандартам( ФГОС) , устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательным стандартам, целям и задачам образовательной программы учреждения. В соответствии с ФГОС Программа основана на интеграции образовательных областей: социально- коммуникативной, познавательного развития, речевого развития, художественно- эстетического развития, физического развития. Направлена на развитие познавательно- речевой, игровой, оздоровительной деятельности, компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи и культуры поведения, на формирование индивидуального прогресса в развитии коммуникативных навыков. При разработке рабочей Программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми с ОНР: - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина; - Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Автор: Т. А. Ткаченко; - Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. Автор: О. Н. Лиманская. 2. Цели и задачи коррекционной программы Цель: Коррекция общего недоразвития речи и предпосылок к формированию нарушений письменной речи у дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико- грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи: Нормализация деятельности артикуляционного аппарата. Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи. Работа над произношением( постановка, автоматизация, введение в речь, дифференциация звуков) Формирование навыков звукового анализа и синтеза Обогащение словаря. Формирование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Формирование познавательных процессов. Развитие мелкой моторики. Принципы и подходы к организации образовательного процесса Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: этиопатогенетический принцип учета этиологии и механизмов речевого нарушения; принцип системности и учёта структуры речевого нарушения, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи; принцип дифференцированного подхода предполагает учет симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; принцип поэтапности; онтогенетический принцип, который предполагает учет той последовательности формирования функций, которая имеет место в онтогенезе. принцип учёта ведущей деятельности; принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка принцип обходного пути; принцип развития предполагает постепенное усложнение заданий. Методы логопедического воздействия: Словесные; Наглядные; Практические. 3. Содержание логопедической работы Направления работы: - диагностическая работа; обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР; - коррекционно- развивающая работа; обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; - информационно – просветительская работа; направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителям, педагогическим работникам. Развитие речи и коррекции её недостатков реализовывается на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Периодичность – 1 раз в неделю – подгрупповые, 2 раза в неделю – индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в журнале посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР( сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования( январь) . В плане индивидуальной работы отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 32 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность, социальная значимость, синхронность с тематическими неделями МКДОУ. Одно из важнейших условий реализации тематического принцип а- концентрированное изучение темы( в течение одной недели) , благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми( пассив) , так и для активизации( употребление) . Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с комплексно – тематическим планированием работы, которое строится по лексическим темам и направлено на изучение определенных звуков и букв. Подгрупповые занятия для детей в группе 6- 7 лет с ОНР( подготовительная группа) ориентированы на развитие моторных навыков, формирование лексико – грамматических категорий языка, развитие связной речи, развитие фонетико- фонематических процессов, развитие интонационной выразительности и дикции, дыхательной и голосовой функции, мимической мускулатуры, развитие связной речи, знакомство со звуками и буквами. Продолжительность каждого занятия 25- 30 мин. 4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Общее недоразвитие речи( ОНР 3уровня) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико- фонематическую, так и лексико- грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетического недоразвития( Р. Е. Левина) . Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением. Незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека, животных, наименований профессий и действий, связанных с ними. Неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видородовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. ( нор а- «дыра») Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи, ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно- следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями. В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации « неневик »- снеговик) , антиципации( « астобус »- автобус) , добавление лишних звуков( « мендведь ») , усечение слогов( « мисанел »- милиционер) , перестановка слогов( « восолики »- волосики) , добавление слогов или слогообразующей гласной « корабыль », « тырава ») . Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно- следственные отношения. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно- логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции. 5. Планируемые результаты освоения Программы В итоге логопедической работы дети должны научиться: понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно; использовать в спонтанном обращении слова различных лексико- грамматических категорий( существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д. ) ; выделять из слова любой звук, определять его положение: начало, середина, конец слова; определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры; употреблять в речи термины «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласные звуки», «согласные звуки», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»; определять звонкость- глухость согласных звуков; составлять графические схемы слов, предложений; строить при анализе звуков, слов, предложений связное высказывание с использованием терминологии; составлять слово из отдельных звуков; пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи( задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать) ; владеть элементарными графическими навыками; уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги. 6. Содержательный раздел 1) Учебный план реализации ООП МКДОУ в логопункте Период Основное содержание работы I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь Развитие моторных навыков развитие четких координационных движений артикуляционного аппарата; развитие ощущений от движений органов артикуляции; формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; развитие общей моторики, выработка координации речи с движением; развитие ритмического чувства; формирование пространственных представлений; развитее зрительного гнозиса и конструктивных навыков; развитие мелкой моторики рук; обучение самомассажу лица и шеи; Развитие дыхательной и голосовой функции работа по формированию правильного речевого дыхания; работа над нижнедиафрагмальным дыханием; обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать( не поднимая плечи) , спокойно и плавно выдыхать; выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; выработка умения произвольно изменять высоту голоса: говорить тонким и грубым голосом; формирование умения четкого проговаривания окончаний существительных, прилагательных, глаголов; формирование умения использовать в речи интонации повествования, вопроса, восклицания; формирование навыка выразительного рассказывания Совершенствование произносительной стороны речи Закреплять навыки четкого произношения звуков( гласных и согласных) , имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно- графическую символику. Корригировать произношение нарушенных звуков( [ л] , [ л’] , [ j] , [ с] , [ с’] , [ з] , [ з’] , [ ц] , [ ш] , [ ж] , [ р] и т. д. ) . Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам( гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие и т. д. ) . Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов. Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них. Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры. Воспитывать правильную ритмико- интонационную и мелодическую окраску речи. Развитие лексико- грамматических средств языка Расширять лексический запас в процессе изучения новых тем: ( черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша, занавес, выставка) . Активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб, белоствольная береза, длинноногая — длинноволосая девочка, громкоговоритель; прилагательных с различными значениями соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д. Учить употреблять существительные с увеличительным значением( голосище, носище, домище) . Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов — глаголов, прилагательных, существительных( вкатить — выкатить, внести — вынести, жадность — щедрость, бледный — румяный) . Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру( футболист — спортсмен, который играет в футбол) . Упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи( скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля) . Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных( добрее, злее, слаще, гуще, дальше) ; сложные составные прилагательные( темно- зеленый, ярко- красный) . Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений: широкая душа, сгореть со стыда. Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в профессию ж. р. ( воспитатель — воспитательница, баскетболист — баскетболистка) . Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в другую( танец — танцевать — танцовщик — танцовщица — танцующий) . Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов; составлять загадки с опорой на эти признаки. Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление рассказов- описаний каждого из них. Учить подбирать слова- рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов; словосочетаний с рифмами. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных членов( сказуемых, подлежащих, дополнений, определений) . Учить анализировать причинно- следственные и временные связи, существующие между частями сюжета. Закреплять навыки составления рассказа по картине( с опорой на вопросительно- ответный и наглядно- графические планы) . Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок; заучивать потешки, стихотворения. Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления предложений с элементами творчества( с элементами небылиц, фантазийными фрагментами) . Учить составлять рассказы с элементами творчества( дополняя, изменяя отдельные эпизоды) . Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Развивать произвольное внимание, слуховую память. Закреплять понятия «звук», «слог». Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых, гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова( у — утка) . Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух — трех — четырех гласных звуков. Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: an. Формировать умение выделять последний согласный звук в слове, например: ма к. Учить выделять первый согласный звук в слове, например: к от. Формировать умение выделять гласный звук в положении после согласного( в слогах, словах) . Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па. Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам( [ а] , [ о] , [ у] , [ ы] , [ п] , [ т] , [ к] , [ л] , [ м] — количество изучаемых букв и последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей детей) ; учить анализировать их оптико- пространственные и графические признаки. Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые. Учить осуществлять звуко- буквенный анализ и синтез слогов. Развивать оптико- пространственные ориентировки. Развивать графо- моторные навыки. II Январь, февраль, март, апрель, май Совершенствование произносительной стороны речи Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи. Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки( [ р] —[ л] , [ с] —[ ш] , [ ш] —[ ж] и т. д. ) ; формировать тонкие звуковые дифференцировки( [ т] —[ т’] —[ ч] , [ ш] —[ щ] , [ т] —[ с] —[ ц] , [ ч] —[ щ] и т. д. ) . Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности ее фонетического оформления. Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков( [ р] , [ р’] , [ ч] , [ щ] ) . Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее богатой интонационно- мелодической окраски. Развитие лексико- грамматических средств языка Уточнять и расширять значения слов( с опорой на лексические темы) . Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и употребление сложных слов( стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат, снегокат) ; объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением( кулак — кулачок — кулачище) . Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций( цветы: полевые, садовые, лесные) . Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов. Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением( ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др. ) . Совершенствовать умение подбирать синонимы( прекрасный, красивый, замечательный, великолепный) . Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде, падеже. Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной речи( молить — просить — упрашивать; плакать — рыдать — всхлипывать) . Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические формы в другие( веселье — веселый — веселиться — веселящийся) . Продолжать учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного значения( смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать спустя рукава, закидать шапками) . Развитие самостоятельной фразовой речи Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно- следственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в них однородных членов предложения. Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов: • с распространением предложений; • с добавлением эпизодов; • с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей сюжетной линии( начала, кульминации, завершения сюжета) . Заучивать стихотворения, потешки. Совершенствовать навыки составления рассказов- описаний( одного предмета, двух предметов в сопоставлении) . Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин. Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с рифмующимися словами. Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком- либо событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения Продолжать развивать оптико- пространственные ориентировки. Совершенствовать графо- моторные навыки. Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»; введение нового понятия «ударный гласный звук». Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания. Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам( [ с] —[ ш] , [ с] —[ з] , [ п] —[ б] и т. д. ) . Закреплять графические и оптико- пространственные признаки изученных букв, формировать навыки их дифференциации. Продолжать формировать навыки деления слова на слоги. Формировать операции звуко- слогового анализа и синтеза на основе наглядно- графических схем слов( например: вата, кот) . Вводить изученные буквы в наглядно- графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов аналитико- синтетическим способом. Формировать навыки написания слогов, слов( например: лапа) . Знакомить со словами более сложной слоговой структуры( шапка, кошка) , учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и писать. Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы( му — пу, мушка, пушка, кол — укол и т. д. ) . Учить определять количество слов в предложении, их последовательность. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки и читать небольшие предложения. Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения коротких текстов. 2) Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в логопункте- Пособия для тренировки речевого выдоха: машинки, пёрышки, вертушки, пузырьки, снежинки и другие. - Пособия для развития мелкой моторики: бусинки, крупа, массажные мячики, монетки, прищепки и другие. - Пособия по обучению грамоте: разрезная азбука, схемы слов, предложений, буквы, магнитные буквы, магнитная азбука, магнитные слоги. - Пособия для развития связной речи и лексико- грамматического строя речи: наборы картинок, сюжетные картинки, схемы для составления рассказов, мнемотаблицы настольно- печатные игры и другие. - Пособия для постановки звуков: игрушки, символы звуков, персонажи, логопедическое лото, картинки к артикуляционной гимнастике и другие. - Дидактический материал по обследованию звукопроизношения: сюжетные картинки, альбомы, предметные картинки. - Дидактический материал по исправлению недостатков произношения: логопедические тетради, тексты, картины, насыщенные звуком. Методическая литература: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ П од ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 2. О. Б. Иншакова. Альбом для логопеда 3. О. В. Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. - В олгоград, 2013. 4. Крупенгук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Издательский дом «Питер», 2005. ( Серия «Готовимся к школе») . 5. Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии. Крупенчук О. 6. Говорим правильно Ж- Ш- Ч- Щ: Логопедический альбом. - ( Говорим правильно) 7. Говорим правильно" Л- Л` " : Логопедический альбом. 8. Справочник логопеда. Поваляева М. А. 9. Звуки" Ш" " Ж" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" Ч" " Щ" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" С" , " З" , " Ц" я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" Р" " Л" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. 10. Стихи для развития речи. Для детей 4- 6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И. 11. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. 12. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков( свистящие, шипящие, соноры) : Пособие для логопедов, родителей и детей. Комплект из 8 тетрадей. — М. : Гном- Пресс, 1999. —( В помощь логопеду) . 13. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки( р) , ( р' ) : Логопедическая тетрадь. 2- е изд. Новоторцева Н. В. 14. Пишем и читаем. Тетрадь N 3: Пособие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Коноваленко В. В. 15. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Фомичева М. Ф. 16. Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки: Практикум по улучшению дикции. — М. : Гном- Пресс, 1997. —( Опыт работы практического педагога) . 17. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. , 1983. 18. Азова О. И. «Занимательное чтение»( КОНФЕТКА) 19. Алябьева Е. А. «Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями» 20. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4- 7 лет» 21. Большакова С. Е. «Формируем слоговую структуру слова» 22. Волина В. В. « Занимательное азбуковедение » 23. Леонова О. А. «Коррекция речевых нарушений у дошкольников в играх с мячом». 24. Головченко А. В. «Думай, решай, считай» 25. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 26. Жукова Н. С. «Букварь» 27. Журавель Н. И. «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ 28. Комарова Л. А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях»( альбом дошкольника) 29. «Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы» авт. - сост. Л. Е. Кыласова 30. Косинова Е. М. «Лексическая тетрадь для занятий с дошкольниками» 31. Кузьмина Е. В. «Бланковые методики в работе логопеда» 32. Лебедева Л. В. , Козина И. В. , Журавлева Н. Н. и др. «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» 33. Мазанова Е. В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» 34. Нищева Н. В. " Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп" 35. Новикова Е. В. «Зондовый массаж» 36. Перегудова Т. С. , Османова Г. А. «Вводим звуки в речь» 37. Рыжанкова Е. Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» 38. Теремкова Н. «Логопедические домашние задания для детей 5- 7 лет с ОНР» 39. Косинова Е. М. «Обо всём на свете» 40. Ткаченко Т. А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова( альбом для индивидуальной работы с детьми 4- 6 лет) » 41. Ткаченко Т. А. «Коррекция фонетических нарушений у детей» 42. Ткаченко Т. А. «Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4- 5 лет» 43. Уварова Т. Б. «Наглядно- игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» 44. Фадеева Ю. А. , Пичугина Г. А. , Жилина И. И «Игры с прищепками. Творим и говорим» 45. Ханышева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения» 46. Хохлова С. Л. «Интересное чтение» 47. Цуканова С. П. , Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» 48. Чистякова М. И. «Психогимнастика» 49. Чохонелидзе Т. А. 1. «Весна: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 2. «Лето: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 3. «Осень: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 4. «Зима: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 50. Чохонелидзе Т. А. «Знакомимся с гласными звуками» 51. Шаманская Л. Н. , Л. Ю. Козина. «Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР» 52. Яковлева О. В. «Узнаю буквы- 1», «Узнаю буквы- 2» 53. Азова О. И, Чернова О. О. «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5- 7 лет» 3) Взаимодействие с семьёй. Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями в условиях логопункта Цель: создание единого коррекционно- развивающего пространства Задачи Развитие позиции родитель- эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи Этапы работы учителя- логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте. Подготовительный: сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития; формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом; изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции. Основной- обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОО и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно- педагогический процесс с использованием следующих форм: участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов; включение родителей в проведение занятий; содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в про цессе логопедической коррекции; обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; мониторинг процесса логопедической коррекции в семье; содействие в создании коррекционно- педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка. Завершающий: • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции; • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции. Взаимодействие с педагогами МКДОУ Развитие речи детей- это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласован ность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком мо гут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы уч ителя- логопеда на логопункте ДОУ пред полагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учите ля- логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога- психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож дения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей обра зовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речев ых нарушений у воспитанников ДОУ предпола гает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для опти мального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства обще ния и познания; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и про цессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональ ные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; - развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодей ствовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей дея тельности. Задачами комплексног о подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают: закрепление речевых навыков; преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи; повышения качества образовательных достижений воспитанников Модель взаимодействи я учителя- логопеда с педагога ми в условиях логопедического пункта Цель: обеспечение преемственности в работе учителя- логопеда и педагогов ДОУ в образовательном процессе задачи Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции Направления взаимодействия Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития Обучение педагогов при емам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения Консультации для педагогов и родителей Педагогам Родителям «Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», «Пополнение, уточнение и активиза ция словарного запаса детей в процес се режимных моментов», «Использование дидактических игр для работы по формированию звукопроизношения во всех возрастных группах», «Организация речевых уголков в группах» «Пальчикам играем — речь развиваем», «Ура! Вот оно, первое слово», «Если ребенок плохо говорит», «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях», «Речевые нарушения и их причины», «На кухне играем — речь развиваем», «Игры в дороге», «В молчанку играем — слух развиваем» 4) Формы и средства организации коррекционной непосредственно- образовательной деятельности Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков. Тема: «Постановка звука …». Цели: Образовательные( программные, обучающие) : формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме( это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель») . Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно- рефлекторных связей на данный артикуляционно- акустический образ. Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и выдоха. Объявление темы занятия. Постановка звука( по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием) . Анализ артикуляции по плану: положение губ; положение зубов; положение языка( кончика, спинки, корня) ; участие голосовых складок; характер выдыхаемой струи. Закрепление изолированного звука, игры на звукоподражание. Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам; в слогах с учетом выше указанных рекомендаций; в словах; в предложениях; в тексте. Закрепление произнесения звука в слогах. Домашнее задание. Итог занятия: повторение, какой звук отрабатывался на занятии; анализ основных положений артикуляции изучаемого звука; заключительное проговаривание( хоровое, индивидуальное) . Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Тема: «Автоматизация звука. . . » Цели: Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: . . . Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно- рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «. . . » в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко- слоговому анализу. Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость. Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика( специальные артикуляционные упражнения) . Объявление темы занятия. Произношение изолированного звука. Анализ артикуляции по плану. Характеристика звука( гласный- согласный, глухой- звонкий, твердый – мягкий) . Связь звука с буквой. Развитие фонематического слуха. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение. ( Закрепление звука в словах. Звуко- слоговой анализ слов с графической записью. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения. Закрепление звука в тексте. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Формирование лексико- грамматических представлений. Обучение элементам грамоты. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Домашнее задание. Итог занятия. Оценка работы детей на занятии. Структура логопедического занятия по дифференциации звуков. Тема: «Дифференциация звуков. . . - . . . » Цели: Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков( закрепление навыков различения звуков) . Закрепление или уточнение словаря по теме. Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического( артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах( изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте. ) Закрепление навыков звуко- слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам. Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера. Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика( планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука) . Объявление темы занятия. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции. Характеристика звуков. Связь звуков и букв. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов. ( Дифференциация звуков в словах. Работа со словами- паронимами, звуко- слоговой и графический анализ слов. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков. Дифференциация звуков в тексте. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Формирование лексико- грамматических представлений. Обучение элементам грамоты. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Домашнее задание. Итог занятия. Оценка работы детей на занятии. 5) Комплексно – тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий тема содержание 1- 2н сент обследование 3 Моя станица. Волгоград город герой. Понятия: звуки гл. , согл. , буквы, слог, слово, предложение. Звуки[ а, у] , буквы: А а, У у Знать достопримечательности своей станицы, закрепить знания о строительных профессиях. Учить подбирать к предмету действие. Закрепить умение составлять рассказ по картине, пересказывать текст. Дать понятия: звук, буква, их отличия. Понятие речевые и неречевые звуки, гласный звук. Знакомство с органами речи, образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Воспитывать любовь к родному краю. 4 Во саду ли в огороде. звуки[ ы, о] , буква ы, О, о, И, и Ударение. Уметь подбирать определения к слову, учить составлять предложения с опорой на схему. Учить подбирать глаголы. Закреплять понятие о гласных звуках и буквах. Дать понятие об ударении. Закрепить знания о разнообразии овощей, фруктов. Дать понятия: корнеплод, клубень, стручок. Учить составлять предложения со словами, обозначающими признаки предмета. Уметь образовывать сущ. мн. и ед. ч исла. 1н окт Поле, Злаки. Как хлеб на стол пришёл. Профессии, Звук[ п, пь] , буква П п Уточнить и расширить представления о зерновых культурах, познакомить с сельскохозяйственной техникой, профессиями В оспитывать уважение к труженикам полей. Упражнять в согласовании сущ и прилагательных. Учить определять позицию звука в слоге. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов и слов: ап, па, папа, пума, паук, выкладывать буквы из палочек, штриховка П ознакомить с правилом: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Развивать слуховое внимание, интерес к занятиям. Познакомить с понятиями: согласный звук, звонкий, твердый, мягкий. Воспитывать слуховое внимание. Определять место звука в слове. Развивать мелкую моторику, речевое дыхание. 2 Лес, грибы, ягоды, звук[ м, мь] , буква М м ударение, относительные прилагательные. Учить образовывать относительные прилагательные. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, выкладывать буквы из палочек, штриховка. Закрепить понятие ударный звук. , его обозначением. М – плотно сомкнутые губы. Определение позиции звука М в слове. Звуковой анализ слогов: ом, ум, му, ма. Печатание и выкладывание буквы М. Место ударения в слове. Воспитывать любовь к природе. 3 Золотая осень, звук[ к, кь] , буква К, к. Предлоги к. от. Закрепить названия осенних месяцев, признаки осени, учить образовывать относительные прилагательные. Познакомить со схемами и значением предлогов. Звуковой анализ слогов и слов: ак, ка, слов: мак, кум, мука, Кама, кума Выкладывание звуко- слоговых схем. Развивать слуховое внимание. Воспитывать любовь к природе. 4 ОБЖ и пожарная безопасность. э лектроприборы. Предлоги в, на, под, Звуки[ н, нь] , буква Н, н Учить детей различать виды инструментов и электроприборов, их части. , знать их назначение. . Упражнять в составлении предложений с предлогами, опираясь на схемы предлогов. Звуко- буквенный анализ слов: ноты, кино, кон, кони. Чтение слогов: на, но, он, они, слов: Нина, п ик, кипа, папа, пони. 1н нояб Семейные традиции. Профессии мам, пап( орудия труда) . Звук[ х, хь] , буква Х, х. Сложноподчинённые предложения. Родственные слова Закрепить знания о профессиях мам, пап. Знать возраст и роль членов семьи З акрепить умение употреблять сущ. в разных падежах. Упражнять в звукобуквенном анализе слов типа: хва, хны, халат, халва, ходики, воздух, художник, хижина, хвалит, выкладывание слов, предложений, штриховка. Активизировать словарный запас. Воспитывать любовь и уважение к окружающим. 2 Домашние животные. Звук[ в, вь] , буква В в Домашние птицы. Падежные конструкции. Предлоги: на, над. Уточнить и обобщить знания о домашних животных. Составлять рассказы по картине. Учить подбирать синонимы. Познакомить с пространственным значением и схемой предлога. з вукобуквенный анализ и синтез слов со звуком в Учить определять место звука в слове, выкладывание буквы, штриховка. Звуковой анализ слогов и слов: ав, в а, ви, Вова, ва, ву, Вова, вата, Иван, волк, тыква, ватка, канава Выкладывание и чтение этих слогов и слов Учить образовывать сущ. в дательном падеже, согласовывая их с глаголом. Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным. 3 Птицы. Забота о зимующих птицах. Звук[ д, дь] , буква Д, д. Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Предлог под. Закрепить знания о зимующих птицах, составлять описательный рассказ. Определять место звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов типа: до, дно, ди, дни, ва, два, домик, дымок, диваны, сидит, сундук, садовник П ознакомить с пространственным значением и схемой предлога. Чтение предложений( анализ по словам, их подсчет в предложении) : Дима стоит под дубом. Собака спит под столом. Тапки были под диваном. у чить согласовывать местоимения с сущ. , образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 4 Животные холодных и жарких стран. Звук[ й] , буква й, дифференциация звуков[ j- ль] Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами Закрепить умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами – о чк, - ечк, - онок, - енок. Учить составлять рассказы по серии картин. Закрепить умение согласовывать числительные с сущ. Закрепить умение выкладывать звуковую схему слова. Познакомить с условиями жизни животных Крайнего Севера. Упражнять в звуко- слоговом анализе слов типа « йод, бой, Лиина, липа, Полина. . Выкладывание и штриховка букв, чтение слогов, слов. Уточнить название животных и их детёнышей, характерные повадки, внешний вид учить подбирать эпитеты, синонимы. Учить составлять предложения, уточнить понятия «слово», предложение». Воспитывать любовь и уважение к животным. 1н дек Архитектура. Дом и его части, Мебель. Согласование числит. , сущ. , прил. , Родственные слова. Звуки[ т, ть] , буквы Т, т Закрепить умение согласовывать в роде, числе и падеже, составлять предложения по опорным словам. Закрепить названия жилищ, отдельных комнат, мебели для них. Упражнять в выкладывание букв, звуко- слоговом анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов типа: Том, ток, утка, Тома, тук, маты. Закрепить умение определять позицию звука в словах. Закрепить умение классифицировать мебель, упражнять в употреблении и нахождение в тексте родственных слов. Воспитывать бережное отношение к мебели. 2 Труд учителя. Профессии. Согласование числительных. Звуки[ г, гь] , буква Г г Учить согласовывать числительные 2, 5 с сущ. Систематизировать знания о профессиях. Учить составлять рассказы. . Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов типа: га, гна, гудок, гамак, гном, глаза, гимн, флаги, магнит. Штриховка и выкладывание букв, чтение слоговых таблиц, предложений. Воспитывать уважение к людям любой профессии, труду. Выучить пословицы и поговорки о труде. 3 Зимний лес. Зимние забавы. Звуки[ б бь] , буква Б б. Родственные слова. Согласование числительных с сущ. и прилаг. Учить согласовывать числительные 2, 5 с сущ. Систематизировать знания о зиме. Учить составлять рассказы, подбирать родственные слова. Упражнять в звуковом анализе и синтезе и чтении слов типа: би, ба, баба, батон, бинт, кабан, банка, булка, , буквы, бант, бантик, кабина, кубики, Бобик, бублик. Выкладывание букв, штриховка, составление и чтение предложений типа: У Вовы был бинт 4 Новогодний праздник. Зимние забавы. Звук[ с, сь] , буква С с. Притяжательные прилагательные Предлог С( СО) Закрепить название зимних игр, инвентаря. Учить составлять рассказ по картине. Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Звукобуквенный анализ и синтез слогов, слов. Чтение слов типа: ас, сно, сла, смы, сумка, сноп, слон, смыл, стол, стул, Слава. Выкладывание букв, штриховка. Воспитывать заботливые отношения к своим товарищам, стремление помочь в трудную минуту. 3н янв Геральдика России. Россия – моя Родина. Волгоград – областной центр. Москва – столица России. Звук[ э] , буква Э, э. Многозначные глаголы и существительные. Закрепить знания о российской символике. Упражнять в употреблении многозначных глаголов, составлять с ними предложения. Звукобуквенный анализ и синтез слогов, слов. Чтение слогов и слов: мэ, сэ, э п, эму, Сэм, Развивать речь, память. Воспитывать любовь и уважение к Родине. 4 Правила поведения в обществе. Вежливость и доброта каждый день Звуки[ з, зь] , буква З з Предлоги за, из- за, из- под. Сложносочиненное предложение с союзом а( противопоставление) . Понятие действие предмета. Учить составлять сложносочиненные предложения с опорой на картинки. Уточнить понятие слово, предложение. Активизировать словарный запас. Закрепить знания о хороших и плохих поступках. Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию предметы( объекты) и наоборот. Определять позицию звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов типа: за. Зи, зва, зла, Лиза, замок, заноза, замки, Зина, знак, звали, тазик, лобзик, азбука, возит. Воспитывать стремление всегда быть добрым, вежливым, оценивать свои и чужие поступки. 1н фев Осторожно, улица! Дорожные знаки. Звук[ ш] , буква Ш ш. приставочные глаголы( пошёл, перешёл, ушёл…) Активизировать словарь наречий, глаголов. Умение образовывать качественные прилагательные. Закрепить значение предлогов, их схемы. Закрепить умение определять позицию звука в словах, звуко буквенный анализ и синтез слов типа: ша, аш, Маша, Миша, Наташа, шашки, мышки, штаны, бабушка, катушка, шкаф, школа. Выкладывание буквы, чтение слов и предложений( Миша возил машину) . Систематизировать знания о транспорте, расширить представление о профессиях на транспорте. 2 Золотые руки мастеров. Посуда. Зву к[ ж] , буква Ж ж. Предлоги в, из Продукты питания. Падежные конструкции творительный падеж. Превосходная степень прилагательных. Уточнять пространственное представление, выраженное предлогами в, из. Познакомить со схемами предлогов. Упражнять в звуко- слоговом анализе слов типа: жу, жма, жаба, лужа, ждал, жажда, лужок, лыжник, выкладывании буквы, штриховке. Учить составлять рассказ с опорой на схему. Закрепить знания о видах и назначении посуды. Закрепить и расширить знания о продуктах. Учить образовывать превосходную степень прилагательных. Учить употреблять сущ и прилагательные в тв. падеже ед. и мн. числа 3 Одежда, обувь, головные уборы. Звук[ л, ль] , буква Л, л относительные прилагательные. Закрепить умение составлять рассказы с опорой на схему. Совершенствовать навыки словообразования. Закрепить умение образовывать относительные прилагательные. Упражнять в звукобуквенном анализе слов: аал, ли, ла, лак, лапы, акула, кулак, выкладывании букв палочками, штриховка Воспитывать бережное отношение к своей и чужой одежде. 4 Защитники Отечества. Звуки[ ф, фь] , буква Ф, ф. Сравнительная степень прилагательных Упражнять в умении составлять предложения, используя сравнительную степень прилагательных. Упражнять в определении позиции звука в словах, звуковом анализе и синтезе слов типа: аф, фа, фата, Фаина, фанат, кофта, лифт, кафтан. Выкладывание букв, штриховка, чтение слогов и слов, составление с ними предложений. Закрепить умение составлять рассказ по картине. 1н мар Масленица. Звуки[ р, рь] , буква Рр. Сложноподчинённые предложения с союзом потому что. Закрепить знания о профессиях мам. Закрепить умение употреблять сущ. в разных падежах. Активизировать словарный запас. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов типа: бра, пру, парк, Родина, барабан, крот, трава, прутик, краски. Упражнять в умении составлять предложения с опорой на картинки, читать предложения типа: Захар купил краски. Закрепить умение составлять схему предложени я( простого) . 2 Международный женский день. Труд людей весной. Звуки[ р- л] , [ рь –ль] . Многозначные существительные. Учить подбирать признаки предмета, закрепить характерные признаки весны. Закрепить умение составлять рассказ по серии картин. Штриховка и выкладывание букв, слов, предложений, звукобуквенный анализ слов типа: рис –л ис, Алина – Арина, Марина – малина, жарит- жалит. Закрепить умение составлять предложения и схемы к ним, используя многозначные сущ. С опорой на картинный материал. 3 Рыбы. Морские обитатели. Родственные слова. Звуки[ йэ] , [ йо] , буква Я, Ю, Е, Ё Закрепить знания о месте обитания рыб, их внешнем виде, особенностях питания, дыхания. Учить выбирать родственные слова из потока слов. Учить выполнять звуковой диктан т( фишками выкладывать звук гласный, согл. мягкий, твердый) Дать понятие о том, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. ( Сказки Гласии и Согласии о смягчении звуков) Чтение и выкладывание слов, предложений: ем, енот, Егор, ёжик, ёрш, поёт, небо –нёбо, ёрш – ерши, зерно – зёрна, Ева моет полы. Лёва поёт. 4 Декоративно – прикладное искусство. Умельцы нашего края. Народные промыслы. Звук и[ йа] , [ йу] , буквы Я, Ю, Е, Ё. Родительный падеж мн. и ед. числа существительных. Закрепить знания о народных промыслах их многообразии и красоте, Учить правильно образовывать сущ. в родит. падеже множественного числа Р азвивать языковое чутьё. Находить место звука в слове, определять количество слогов, мягкость – твердость звуков. закрепить понятие о том, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. ( Сказки Гласии и Согласии о смягчении звуков) Ч тение и разбор предложений: У Яна новая кофта. Моя мама добрая и умная. Илюша надел брюки. Люся ела клюкву. 1н апр Школа, школьные принадлежности. Двузвучные гласные я, е, ё, ю, буквы Я Е Ё Ю. Несклоняемые существительные. А- я, у- ю, э- е, о- ё Штриховка и выкладывание буквы. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Закрепить понятие о том, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, ( Сказки Гласии и Согласии о смягчении звуков) Упражнять в употреблении несклоняемых сущ. Расширить и обобщить представления детей о школе, о школьных принадлежностях. Учить составлять рассказ по картине. Закрепить умение подбирать родственные слова. Воспитать положительное отношение к школе, стремление стать хорошим учеником. 2 Весна. Двузвучные гласные. А- я, у–ю, э–е, о- ё Упражнять в звукобуквенном анализе слов, выкладывании и штриховки букв. Закрепить названия перелетных птиц, составлять рассказ с опорой на схему. Учить дифференцировать звуки, оппозиционные по твердости – мягкости, закрепить навык выкладывания схем слов, продолжать учить читать односложные слова. ( Суда плывут сюда. Люба надела юбку. Эдик ест еду. Света поёт. ) 3 Покорители космоса. Профессии. звук[ ц] , буква Ц ц Составление рассказа по картине. Закрепить знания о космонавтах, космосе. Развивать фонематический слух, определять место звука в слове, знать его артикуляцию. Звуковой анализ слов: птица, цапля, улица, умница, супница. Чтение и выкладывание предложений: Над кустом синица. Около сосны лисица. Развивать творческие способности, побуждать придумывать различные варианты событий, не изображенных на картине. 4 В здоровом теле – здоровый дух. Звук[ ч] , буква Ч ч. Антонимы, синонимы. Закрепить умение определять левое и правое, ориентироваться в схеме собственного тела и схеме человека, стоящего напротив. Упражнять в умении подбирать антонимы. Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, слов типа: ча, чу, чашка, чулки, дача, грачи, трубачи. Упражнять в чтении предложений с последующим анализом: Папа чинит часы. Вовочка учит уроки. Тимочка катит тачку. 1н май Насекомые. Звук[ щ] , буква Щ щ. Приставочные глаголы. Учить составлять предложения с однородными членами. Активизировать словарь, закрепить умение образовывать приставочные глаголы. Выкладывание и штриховка букв. Звуко –с логовой анализ и синтез слов типа: ща, щу, щука, пища, плащ, щипцы, глазищи. Чтение предложений с последующим анализом: За домом роща. Наварила щука щи. Щи у щуки хороши. . 2 День Победы. Обучение правильной постановке вопросов. буквы ь, ъ Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости к ветеранам, стремление помогать им. Учить запрашивать информацию, правильно и самостоятельно формулировать вопрос. Грамматически правильно строить четырех- п ятисложные предложения, развивать речевую активность, память, внимание. 3 Комнатные растения. Цветы. Лето. Буквы ь, ъ Активизировать активный и пассивный словарь по теме. Закрепить названия цветов, знать признаки лета. Развивать слуховое внимание, память, отвечать на? полно и четко, закрепить понятия «звук», «буква», слово, предложение. 7. Организационный раздел 1) Оформление предметно- пространственной среды. Задача — обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями: коррекционно- развивающей; консультативно- диагностической; коррекционно- воспитательной. Функции кабинета Создание коррекционно- развивающей среды и благоприят ного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования ребенка с целью разработки инди видуальной программы развития. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям. Оснащение кабинета Настенное зеркало( 1, 5—0, 5) — 1 шт. Зеркала для индивидуальной работы — 6—8 шт. Детские столы — 2—5 шт. Детские стулья — 8—10 шт. Стол для логопеда — 1 шт. Стул для логопеда — 1 шт. Шкафы для пособий — 2—3 шт. Магнитная доска — 1 шт. Лампа дневного освещения над зеркалом — 1 шт. Чистое полотенце — 2 шт. Коробки, папки для хранения пособий. Пособия для индивидуальной работы( Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа) Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова. Материалы для обследования устной речи. ( Альбом для логопеда по диагностике речевого развития) Специальная литература Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя- логопеда в количестве( указать количество) книг. Документация Примечание. Документация хранится в течение двух лет. Дидактические игры и пособия Разделы Дидактические игры и пособия Формирование звукопроизношения Тетради для автоматизации разных звуков, предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах. Игры: «Космическое путешествие», «Веселая полянка», «В гостях у тигра», « Бегемотик Жужа учится жуж жать», «Буратино альпинист», Формирование фонема тического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Грамота Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза( семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые( картонные) круги, ( квадраты) разных цветов) . . Настольно- печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: « Шумелочки », «Веселая буквоешка », «Собери букет», «Елочка», «Ракета», «Лодочка», «Волшеб ная полянка», «Звуковые домики», «Умные часы», «Ромашка», «Солнышко», звуковые линейки, «Что увидел, что услышал? » Разрезной и магнитный алфавит Формирование лексико- грамматического строя речи Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели и рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, космос, школьные принадлежности. Лото, домино и другие настольно- печатные игры по изучаемым темам, альбомы лексико – грамматические, «Кто в домике живет? », «Чей, чья, чье, чьи? », «Парные картинки», «В гостях у гномов», пред метные картинки по лексическим темам, «Варим суп», «Осенние заготовки», Настольно- печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи Связная речь Серии картинок, сюжетные картинки, наборы предметных картинок и игрушек, схемы для со ставления рассказов, мнемотаблицы, «алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного Развитие мелкой моторики Счетные палочки, прищепки, шнуровки, мо заики, пазлы, кубики, массажные мячи, небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал, трафареты; твердые и мягкие конструкторы Формирование речевого дыхания Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания( свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, перышки и лепестки цветов Вертушки, мыльные пузыри, трубочки, листочки, бабочки, свечки Картотеки Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, за рядка для глаз, артикуляционная зарядка, дидактических игр по лексическим темам Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков( слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры)