Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции ФФНР у старших дошкольников
Документы для скачивания
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели, задачи и принципы коррекционной программы 3. Содержание логопедической работы 4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с ФНР, ФФНР. 5. Планируемые результаты освоения Программы 6. Содержательный раздел 1) Учебный план реализации Программы в логопункте. 2) Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в логопункте 3) Взаимодействие с семьёй, воспитателями МКДОУ №1 4) Формы и средства организации коррекционной непосредственно – образовательной деятельности 5) Комплексно – тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий 7. Организационный раздел 1) Оформление предметно- пространственной среды. 1. Пояснительная записка Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин- недоста точное развитие процессов звуко буквенного анализа и синтеза. Дети получают коррекционную помощь в дошкольном логопункте. В связи с тем, что для работы с детьми в условиях логопункта нет программ, учитель- логопед в своей работе использует программы, предназначенные для логопедических групп, разработанных для детей с ФФНР, на основе которых специалист составляется свою рабочую программу. Психофизические особенности детей с ФФНР. Эти дети, обладая нормальным слухом и интеллектом, имеют недоразвитие речи, обусловленное дефектами восприятия и произношения звуков. У них наблюдается также нерезко выраженное отставание развития лексико- грамматического строя речи. Для них характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому коррекционно- воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей – обучение органически связано с развитием ВПФ, произвольности, самоконтроля и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Своевременное и личностно ориентированное коррекционное воздействие будет способствовать интеграции детей, созданию равных стартовых возможностей для полноценного усвоения школьной программы в будущем. Решение обозначенной проблемы требует внедрение в МКДОУ программы коррекции фонетического и фонетико- фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта. Настоящая рабочая программа создана на основе программы Каше Г. А. , Филичева Т. Б. , Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи( 7 год жизни) » – М. : Министерство Просвещения, 1986 г. ; Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда». – М. : Просвещение, 1985 г. ; Коррекционная работа осуществляется на индивидуал ьных и подгрупповых занятиях. При комплектовании груп п для подгрупповых занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе. На коррекционно- развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психо гимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоле ния психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между детьми. Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: развитие артикуляционного и голосового аппарата; развитие просодической стороны речи; формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуко вой стороны речи; формирование грамматической и синтаксической сторон речи; развитие диалогической и монологической речи. Коррекционно- развивающая работа учителя- логопед а с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения 2. Цели и задачи образовательной программы Цель: коррекция недостатков устной речи у старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи, а также комплексная подготовка этих детей к овладению школьно- значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению. Задачи: 1) Своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников. 2) Коррекция недостатков звукопроизношения. 3) Развитие фонематического восприятия. 4) Развитие фонематического анализа и синтеза. 5) Формирование фонематического представления. 6) Формирование предпосылок учебной деятельности и профилактика нарушений письма и чтения при обучении в школе. 7) Развитие лексико- грамматических навыков и связной речи. 8) Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму. 9) Распространение логопедических знаний среди педагогических работников ДОУ и родителей воспитанников( лиц их замещающих) . Принципы и подходы к организации образовательного процесса Содержание коррекционно- логопедического воздействия строится с учётом основных теоретических положений( принципов) . - Патогенетический принцип предполагает учёт коррекции нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте, является недоразвитие различных операций фонематического анализа и синтеза, работа логопеда направлена на развитие у учеников фонематического восприятия, представления, фонематического анализа и синтеза. - Онтогенетический принцип предполагает учёт той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе. С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т. к. данная функция в процессе становления речи учеников формируется одной из первых и является основной для развития операций анализа и синтеза. - Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе этиологии, симптоматики нарушения с учётом уровня сформированности высших психических функций и особенностей эмоционально- волевой сферы, а также с учётом сложности речевого материала. - Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предполагает постепенное включение сложного материала в коррекционную работу с учётом уровня ближайшего развития каждой речевой функции: занятия начинаются с того уровня знаний и умений, которым ребёнок владеет достаточно прочно. - Принцип поэтапного формирования умственных действий. При овладении фонематическим анализом определение места звука в слове, последовательности звуков в слове, положение звука по отношению к другим звукам в слове происходит постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства( фишки, готовые схемы слов) , затем в плане громкой речи и — как заключение – формирование во внутреннем плане. С первых же занятий привлекается внимание учеников к работе артикуляционного аппарата, чтобы приучить их оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическим раздражителем. В начальном периоде отрабатываются артикуляции гласных 1 го ряда. Опираясь на гласные, ученики подводятся к пониманию и практическому, усвоению одного из способов соединения согласных. Обязательным этапом коррекции фонематического недоразвития является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану: 1. Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука. 3. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане. На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности учеников, расширение объёма всех форм внимания и памяти. 3. Содержание логопедической работы 4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Коррекционно- развивающая работа учителя- логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОУ и родителей, учитель- логопед добивается высокой и устойчивой результативности. В логопедический пункт ДОУ зачисляются воспитанники, имеющие следующие речевые заключения: фонетико- фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи. Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем, при сохранности лексико- грамматической стороны речи. Определяющим признаком фонетико- фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико- фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. В фонетико- фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее лёгкая степень фонетико- фонематического недоразвития; - недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо; - при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Специфика нарушения речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: - замена звуков более простыми по артикуляции; - наличие диффузной артикуляции звуков в различных формах речи; - искажённое произношение одного или нескольких звуков. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Словарный запас детей приближен к норме, отмечается незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными. Фонетическое недоразвитие речи – при фонетическом недоразвитии речи нарушена фонетическая сторона речи( звукопроизношение, звуко- слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие- либо отдельные компоненты фонетического строя речи, например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко- слоговая структура слова. При этом относительно сохранным остается фонематическая и лексико- грамматическая стороны речи. Причиной искажённого произношения звуков, в данном случае, является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Также к фонетическому нарушению речи относится отсутствие звука в речи ребёнка, т. е. неумение произносить его. Нарушение звукопроизношения у детей, зачисляемых на логопункт, носит как мономорфный, так и полиморфный характер. Патология охватывает от 1 звука до 4 – 6 групп звуков: шипящие, свистящие, сонорные, аффрикаты, звонкие, глухие. Многие дети не дифференцируют акустически или артикуляторно сходные звуки. Это говорит о несформированности фонематического восприятия, неподготовленности артикуляционного аппарата к произнесению звуков речи. Искажается звуковая и слоговая структура слова. 5. Планируемые результаты освоения Программы К концу обучения дети должны уметь: проводить устный звуковой анализ слов, правописание которых не расходится с произношением; различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные; различать на слух и в произношении смешиваемые звуки; подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками; составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и текст с заданными звуками; У детей должны быть: выполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов; уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований; поставлены, автоматизированы и дифференцированы все звуки; уточнён и активизирован имеющийся у учеников слоговой запас и уточнены конструкции простого предложения( с небольшим распространением) ; введены в активный словарь, необходимые на данном этапе обучения, слова- термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие согласные, предложение и т. д. 6. Содержательный раздел Учебный план реализации программы Разделы календарного планирования подгрупповой работы с детьми Календарное планирование предусматривает следующие разделы: развитие общих речевых навыков; развитие слухового и зрительного внимания, памяти; развитие лексики и грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие фонематического анализа, синтеза, представле ний, обучение грамоте; развитие моторики; постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Календарное планирование составляется с учетом возраста Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми План индивидуальной работы логопед составляет ежеднев но на каждого ребенка с учетом структуры речевого дефекта. Основные направления( задачи) работы учителя- логопеда с детьми: 1. Развитие артикуляционного аппарата: общая и специальная артикуляционная гимнастика, на правленная на развитие подвижности губ, языка, мягкого неба; логопедический массаж( расслабляющий, активирующий, лицевой мускулатуры, точечный) . Развитие физиологического дыхания с помощью специ альных упражнений. Развитие общей, тонкой моторики. Развитие динамической стороны речи( темп, ритм, инто нация) . Развитие голоса( сила, высота, тембр) . Постановка и автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, связной речи. Коррекционно- развивающая работа с дошкольниками с ФФНР включает в себя следующие разделы: 1. Логопедическое обследование. А) Стартовое( 1- я и 2- я недели сентября) . Полное обследование речи детей и составление индивидуальных перспективных планов коррекционной работы. В) Промежуточное – отслеживание динамики развития после каждого периода обучения. С) Мониторинговое – оценка результатов коррекционно- речевой работы за учебный год в соответствии с индивидуальным перспективным планом коррекционной работы( 3- я и 4- я недели мая) . Задачи диагностики: 1. Выявить, какие языковые средства сформированы к моменту обследования; 2. Обнаружить, какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; 3. Определить характер несформированности языковых средств; 4. Установить, в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки( говорение, аудирование, звуковой анализ, синтез) ; 5. Проанализировать, какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. Обследование строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. Цели и задачи обследования: 1. Выявление отклонений в строении артикуляционного аппарата, обуславливающих дефекты звукопроизношения; 2. Определение недостатков двигательных функций артикуляционного аппарата( нарушения тонуса, ограничения движений, трудности переключения, др. ) ; 3. Выяснение состояния двигательных функций мимических мышц. Обследование звуковой стороны речи Цели и задачи обследования: 1. Выявление правильно произносимых ребенком звуков и дефектно произносимых; определение характера дефекта, особенностей проявления; 2. Определение уровня владения слоговыми структурами; наличие трудностей в воспроизведении слогоритмических структур и их характер; Обследование фонематического слуха. Цели и задачи обследования: 1. Выяснение уровня сформированности фонематического восприятия; 2. Выяснение уровня сформированности фонематического анализа; 3. Выяснение уровня сформированности фонематического синтеза; 4. Выяснение уровня сформированности фонематического представления. Обследование лексико- грамматической стороны и связной речи. Цели и задачи обследования: 1. Выявить своеобразие словарного запаса ребенка( количественный и качественный состав, соотношение активного и пассивного словаря, адекватность использования словарных единиц) ; 2. Выявить своеобразие грамматического строя речи ребенка( количественный и качественный состав, соотношение активной и пассивной грамматики, адекватность использования грамматических форм и конструкций) ; 3. Определить характерные особенности фразовой речи II Коррекция речевых дефектов. Коррекция звукопроизношения. Выработка чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения, имеющие, в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты. Уточнение произношения и постановка звуков происходит одновременно с работой по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а чёткая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Это воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия. Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно- перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко- слоговых структур. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи происходит с помощью сопоставления изучаемых звуков, выводов о сходстве и различии между ними и артикуляционном укладе, их артикулирования и звучания. Дифференциация поставленных звуков в случаях дефектов произношения в виде замен или смешения звуков предусматривает работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами. Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. Это обеспечивает основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты. Коррекция звукослоговой структуры слова. Работа над короткими словами со стечением согласных идёт по определённой системе: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук. В анализ и синтез включают слова со стечением согласных в составе слога( стол, шкаф) ; двусложные с одним закрытым слогом( кошка, гамак, клубок) , некоторые трёхсложные( канава) , происхождение которых не расходится с написанием. Кроме того, вводятся упражнения в преобразовании слов путём замены отдельных звуков( лук – сук; мак – рак) . Работа над словами со сложной звукослоговой структурой идёт путём деления слов на слоги. В качестве зрительной опоры используется при этом схема, в которой длинной чертой или полоской бу маги обозначены слова, короткой – слоги. Из полосок составляют( или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных и трёхсложых слов. Проводят разнообразные упражнения для формирования навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звуко- слоговым анализом односложных трёхзвуковых( типа мак) и двусложных( типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Коррекция темпоритмической стороны речи. Данная работа проводится при наличии у ребенка тахилалии, брадиолалии или запинок. Работа над темпом, ритмом и интонацией проводится с помощью упражнений. При проговаривании ряда слогов разным темпом, ритмом( са- а – са- са) , интонацией( ударение сначала на первом слоге, на втором и т. д) . Формирование сильного длительного выдоха способствуют упражнения с дутьём на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки. Здесь же необходимо проводить работу по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом проводится на каждом занятии. Ребёнка просят сказать или повторить за педагогом шёпотом, затем громко ряд звуков( лучше гласных) , слогов, слов. Коррекция фонематического слуха. Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков у, а, о, и. Чётко артикулируя, дети произносят указанные звуки( о, у или и, у, а) , а затем определяют количество их и последовательность. Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога( ап, ут, ок) . Дети учатся выделять последний согласный из конца слова( кот, мак) . Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных( дом, танк) . После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога( са) . Деление слов на слоги сопровождается отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов увеличиваются и варьируются. Сюда включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных открытых и закрытых. Введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям, определение количества слов в предложении. Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой. Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в « нескладушках- неладушках » и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия. Параллельно с усвоением лексико- синтаксических отношений между членами предложения ведётся работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда. Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Развитие лексико- грамматических навыков и связной речи. Развитие лексико- грамматических навыков и связной речи происходит в процессе работы над коррекцией звукопроизношения, нарушений звуко- слоговой структуры слов, темпоритмической стороны речи, фонематического слуха. В период работы над автоматизацией поставленных звуков в словах, словосочетаниях, фразах и текстах обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй и фразовая речь. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму. Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики. 1. Пальчиковая гимнастика: а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук( перед собой, в стороны, вверх) ; б) специальные упражнения на столе( выполняются сидя) 2. Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам( зрительные и слуховые диктанты) , закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». 3. Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки. 4. « Печатание букв » из мелкого материала. Конструирование и работа с мозаикой. Выкладывание фигур из спичек( палочек) . 5. Письмо печатных букв, слогов, слов, предложений, текстов( 2- 5 предложений) в тетрадях в клетку. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в логопункте. - Пособия для тренировки речевого выдоха: пёрышки, вертушки, пузырьки, снежинки и другие. - Пособия для развития мелкой моторики: бусинки, крупа, массажные мячики, монетки, прищепки и другие. - Пособия по обучению грамоте: разрезная азбука, схемы слов, предложений, буквы, магнитные буквы, магнитная азбука, магнитные слоги. - Пособия для развития связной речи и лексико- грамматического строя речи: наборы картинок, сюжетные картинки, схемы для составления рассказов, мнемотаблицы настольно- печатные игры и другие. - Пособия для постановки звуков: постановочные зонды, игрушки, символы звуков, персонажи, логопедическое лото, картинки к артикуляционной гимнастике и другие. - Дидактический материал по обследованию звукопроизношения: сюжетные картинки, альбомы, предметные картинки. - Дидактический материал по исправлению недостатков произношения: логопедические тетради, тексты, картины, насыщенные звуком. Методическая литература: 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ П од ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 2. О. Б. Иншакова. Альбом для логопеда 3. О. В. Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия. - В олгоград, 2013. 4. Крупенгук О. И. Пальчиковые игры. СПб. : Издательский дом «Питер», 2005. ( Серия «Готовимся к школе») . 5. Научите меня говорить правильно: Пособие по логопедии. Крупенчук О. 6. Говорим правильно Ж- Ш- Ч- Щ: Логопедический альбом. - ( Говорим правильно) 7. Говорим правильно" Л- Л` " : Логопедический альбом. 8. Справочник логопеда. Поваляева М. А. 9. Звуки" Ш" " Ж" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" Ч" " Щ" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" С" , " З" , " Ц" я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. Звуки" Р" " Л" , я вас различаю! : Настольные логопедические игры- занятия для детей 5- 7 лет. Ильякова Н. Е. 10. Стихи для развития речи. Для детей 4- 6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И. 11. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. 12. Коноваленко В. В. , Коноваленко С. В. Домашние тетради для закрепления произношения звуков( свистящие, шипящие, соноры) : Пособие для логопедов, родителей и детей. Комплект из 8 тетрадей. — М. : Гном- Пресс, 1999. —( В помощь логопеду) . 13. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки( р) , ( р' ) : Логопедическая тетрадь. 2- е изд. Новоторцева Н. В. 14. Пишем и читаем. Тетрадь N 3: Пособие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Коноваленко В. В. 15. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Фомичева М. Ф. 16. Куликовская Т. А. Скороговорки и чистоговорки: Практикум по улучшению дикции. — М. : Гном- Пресс, 1997. —( Опыт работы практического педагога) . 17. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. , 1983. 18. Азова О. И. «Занимательное чтение»( КОНФЕТКА) 19. Алябьева Е. А. «Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями» 20. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4- 7 лет» 21. Большакова С. Е. «Формируем слоговую структуру слова» 22. Волина В. В. « Занимательное азбуковедение » 23. Воробьева Т. А. , Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом для детей 4- 6 лет» 24. Головченко А. В. «Думай, решай, считай» 25. Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» 26. Жукова Н. С. «Букварь» 27. Журавель Н. И. «Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ 28. Комарова Л. А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях»( альбом дошкольника) 29. «Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы» авт. - сост. Л. Е. Кыласова 30. Косинова Е. М. «Лексическая тетрадь для занятий с дошкольниками» 31. Кузьмина Е. В. «Бланковые методики в работе логопеда» 32. Лебедева Л. В. , Козина И. В. , Журавлева Н. Н. и др. «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста» 33. Мазанова Е. В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» 34. Нищева Н. В. " Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп" 35. Новикова Е. В. «Зондовый массаж» 36. Перегудова Т. С. , Османова Г. А. «Вводим звуки в речь» 37. Рыжанкова Е. Н. «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» 38. Теремкова Н. «Логопедические домашние задания для детей 5- 7 лет с ОНР» 39. Косинова Е. М. «Обо всём на свете» 40. Ткаченко Т. А. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова( альбом для индивидуальной работы с детьми 4- 6 лет) » 41. Ткаченко Т. А. «Коррекция фонетических нарушений у детей» 42. Ткаченко Т. А. «Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4- 5 лет» 43. Уварова Т. Б. «Наглядно- игровые средства в логопедической работе с дошкольниками» 44. Фадеева Ю. А. , Пичугина Г. А. , Жилина И. И «Игры с прищепками. Творим и говорим» 45. Ханышева Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения» 46. Хохлова С. Л. «Интересное чтение» 47. Цуканова С. П. , Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» 48. Чистякова М. И. «Психогимнастика» 49. Чохонелидзе Т. А. 1. «Весна: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 2. «Лето: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 3. «Осень: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 4. «Зима: задания по развитию речи у детей дошкольного возраста» 50. Чохонелидзе Т. А. «Знакомимся с гласными звуками» 51. Шаманская Л. Н. , Л. Ю. Козина. «Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР» 52. Яковлева О. В. «Узнаю буквы- 1», «Узнаю буквы- 2» 53. Азова О. И, Чернова О. О. «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5- 7 лет» 3) Взаимодействие с семьёй. Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями в условиях логопункта Цель: создание единого коррекционно- развивающего пространства Задачи Развитие позиции родитель- эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи Этапы работы учителя- логопеда с родителями воспитанников, обучающихся на логопункте. Подготовительный: сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития; формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом; изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции. Основной- обеспечивает преемственност ь логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно- педагогический процесс с использованием следующих форм: участие родителей в составлении индивидуальных маршрутов; включение родителей в проведение занятий; содержательное информирование родителей о динамике речевого развития ребенка в про цессе логопедической коррекции; обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; мониторинг процесса логопедической коррекции в семье; содействие в создании коррекционно- педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка. Завершающий: • анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции; • разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции. Взаимодействие с педагогами МКДОУ Развитие речи детей- это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласован ность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком мо гут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы. Достижение положительного результата работы учителя- логопеда на логопунк те ДОУ пред полагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учите ля- логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога- психолога. Только систематическое взаимодействие специалистов ДОО по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровож дения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей обра зовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речев ых нарушений у воспитанников ДОУ предпола гает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для опти мального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся: речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства обще ния и познания; организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и про цессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональ ные; обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи; систематическое развитие предпосылок речевого развития; - развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодей ствовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей дея тельности. Задачами комплексног о подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают: закрепление речевых навыков; преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи; повышения качества образовательных достижений воспитанников Модель взаимодействи я учителя- логопеда с педагога ми в условиях логопедического пункта Цель: обеспечение преемственности в работе учителя- логопеда и педагогов ДОУ в образовательном процессе задачи Оптимизация деятельности воспитателей по профилактике речевых нарушений Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития детей Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции Направления взаимодействия Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения Обучение педагогов при емам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников Консультации для педагогов и родителей Педагогам Родителям «Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», «Пополнение, уточнение и активиза ция словарного запаса детей в процес се режимных моментов», «Использование дидактических игр для работы по формированию звукопроизношения во всех возрастных группах», «Организация речевых уголков в группах» «Пальчикам играем — речь развиваем», «Ура! Вот оно, первое слово», «Если ребенок плохо говорит», «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях», «Речевые нарушения и их причины», «На кухне играем — речь развиваем», «Игры в дороге», «В молчанку играем — слух развиваем» Формы и средства организации коррекционной непосредственно- образовательной деятельности Основными направлениями являются: • формирование полноценных произносительных навыков; • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза. • р азвитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально- оценочному значению слов; • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН. Учитель- логопед: • подгрупповые коррекционные занятия, • индивидуальные коррекционные занятия. Родители: • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики, автоматизацию поставленных звуков; • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка; • выполнение рекомендаций учителя- логопеда Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков. Тема: «Постановка звука …». Цели: Образовательные( программные, обучающие) : формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме( это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель») . Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно- рефлекторных связей на данный артикуляционно- акустический образ. Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки. Артикуляционный профиль, различные схемы. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная зарядка: общие артикуляционные упражнения; специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и выдоха. Объявление темы занятия. Постановка звука( по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием) . Анализ артикуляции по плану: положение губ; положение зубов; положение языка( кончика, спинки, корня) ; участие голосовых складок; характер выдыхаемой струи. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание. Развитие фонематического слуха: опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам; в слогах с учетом выше указанных рекомендаций; в словах; в предложениях; в тексте. Закрепление произнесения звука в слогах. Домашнее задание. Итог занятия: повторение, какой звук отрабатывался на занятии; анализ основных положений артикуляции изучаемого звука; заключительное проговаривание( хоровое, индивидуальное) . Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью. Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука. Тема: «Автоматизация звука. . . » Цели: Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: . . . Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно- рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы «. . . » в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко- слоговому анализу. Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость. Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика( специальные артикуляционные упражнения) . Объявление темы занятия. Произношение изолированного звука( хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное) . Анализ артикуляции по плану. Характеристика звука( гласный- согласный, глухой- звонкий, твердый – мягкий) . Связь звука с буквой. Развитие фонематического слуха. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение. ( Закрепление звука в словах. Звуко- слоговой анализ слов с графической записью. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения. Закрепление звука в тексте. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Формирование лексико- грамматических представлений. Обучение элементам грамоты. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Домашнее задание. Итог занятия. Оценка работы детей на занятии. Структура логопедического занятия по дифференциации звуков. Тема: «Дифференциация звуков. . . - . . . » Цели: Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков( закрепление навыков различения звуков) . Закрепление или уточнение словаря по теме. Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического( артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах( изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте. ) Закрепление навыков звуко- слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам. Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера. Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки. Ход занятия. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика( планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука) . Объявление темы занятия. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются( хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания) . Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции. Характеристика звуков. Связь звуков и букв. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов. ( Дифференциация звуков в словах. Работа со словами- паронимами, звуко- слоговой и графический анализ слов. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков. Дифференциация звуков в тексте. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. Формирование лексико- грамматических представлений. Обучение элементам грамоты. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. Домашнее задание. Итог занятия. Оценка работы детей на занятии. Комплексно – тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий Каждое занятие включает следующие разделы: Раздел Продолжительность Коррекция звукопроизношения 10 минут Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза Формирование лексико- грамматического строя речи 15 минут Развитие мелкой моторики. Навыки чтения и письма 5 минут Примерные планы занятий № Формирование фонематического восприятие и навыков звукового анализа и синтеза. Формирование лексик о- грамматического строя речи Развитие мелкой моторики. Навыки чтения и письма 2н сент Моя станица. Волгоград- город герой. Звук и буква А. Определение позиции звука в слове. Звук и буква У. Определение позиции звука в слове. Определение наличия- отсутствия звука в слове. Формирование понятий о предмете и действии. Согласование существительного и прилагательного в роде. Печатанье букв, штриховка. Пальчиковые игры, шнуровка, штриховка. 3н сент Во саду ли в огороде. Звук и буква О. И. Определение позиции звука в слове. Анализ и синтез сочетаний из 2- 3- х гласных звуков. Звук и буква Ы. Понятие «предложение». Составление 3- словных предложений. Печатанье букв. Полный звуковой анализ односложных слов. Чтение слогов. Штриховка. 1н окт Поле, Злаки. Как хлеб на стол пришёл. Звук и буква П. Анализ и синтез обратного слога. Предложные конструкции существительных в единственном числе Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. Штриховка, обводка контура предметов 2н окт Лес, грибы, ягоды Звук и буква М. Анализ и синтез обратного слога. Предложные конструкции существительных в единственном числе Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 3н окт Золотая осень, Предложные конструкции существительных в единственном числе Звук и буква К. Анализ и синтез прямого слога. Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 4н окт ОБЖ и пожарная безопасность. э лектроприборы Согласование числительных «один», «одна», «два», «две» с существительными. Звук и буква Н. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 1н нояб Семейные традиции. Согласование числительных с существительными. Дифференциация звуков и букв Х. Анализ и синтез прямого и обратного слогов. Печатанье букв и слогов. Чтение слогов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н нояб Домашние животные. Согласование числительных с существительными Звук и буква В. Полный звуковой анализ односложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 3 н нояб Птицы. Забота о зимующих птицах. Притяжательные прилагательные Звук и буква Д. Полный звуковой анализ односложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 4н нояб Жи вотные холодных и жарких стран. Притяжательные прилагательные Звук и буква Й. Полный звуковой анализ односложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 1н дек Архитектура. Дом и его части, Мебель. Предлоги В, НА, ПОД, ИЗ. Звук и буква Т. Полный звуковой анализ односложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н дек Труд учителя. Профессии Дательный падеж мн. ч. сущ. Звук и буква Г. Дифференциация звуков и букв С- З. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 3н дек Зимний лес. Зимние забавы. Относительные прилагательные Звук и буква Б. Полный звуковой анализ двусложного слова. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 4н дек Ново годний праздник. Зимние забавы. Творительный падеж мн. ч. сущ Дифференциация звуков и букв С. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 3н янв Геральдика России. Россия – моя Родина. Волгоград – областной центр. Москва – столица России. Предложный падеж мн. ч. сущ. Дифференциация звуков и букв Э. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 4н янв Правила поведения в обществе. Вежливость и доброта каждый день. Предлоги К, ОТ Звук и буква З. Дифференциация звуков и букв Ш. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 1н фев Ос торожно, улица! Дорожные знаки. Родительный падеж мн. ч. сущ. Звук и буква Ж. Дифференциация звуков и букв Ж- Ш. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н фев Золотые руки мастеров. Посуда. Предлог С( СО) Звук и буква Л. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 3н фев Одежда, обувь, головные уборы. Составление предложения с союзом А Звук и буква Ф. Дифференциация звуков и букв В- Ф. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 4н фев Защитники Отечества. Предлог ПО Звук и буква Р. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 1н март Масленица. Составление предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО. Буква Е. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н март Международный женский день. Труд людей весной. Предлог ИЗ- ПОД. Буква Я. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 3н март Рыбы. Морские обитатели. Предлог ИЗ- ЗА. Звук и буква Ю. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 4н март Декоративно – прикладное искусство. Умельцы нашего края. Народные промыслы. Предлог НАД Звук и буква Ё. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 1н апр Школа, школьные принадлеж ности. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин Звук и буква Ч. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н апр Весна. Составление рассказа по серии сюжетны картин. Дифференциация звуков и букв Ч- Т` . Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. 3н апр Покорители космоса. Составление рассказа по сюжетной картинке. Буква Ь. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Пальчиковые игры, шнуровка. 4н апр В здоровом теле – здоровый дух. Составление рассказа по сюжетной картинке Звук и буква Ц. Дифференциация звуков и букв С- Ц. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 1н мая Насекомые. Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин Звук и буква Я, Ю, Е, Ё. Дифференциация звуков и букв. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 2н мая День Победы. Составление рассказа по сюжетной картинке Звук и буква Щ. Дифференциация звуков и букв Ч- Щ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры 3н мая К омнатные растения. Цветы. Лето. Составление рассказа по серии сюжетны картин Буква Ъ. Полный звуковой анализ односложных слов и двусложных слов. Печатанье букв, слогов и слов. Чтение слогов и слов. Штриховка, обводка контура предметов, пальчиковые игры На заключительном этапе проводится повторная диагностика. По результатам логопедического обследования даются рекомендации родителям и определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка. Организационный раздел 1) Оформление предметно- пространственной среды. Задача — обеспечение специализированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями: коррекционно- развивающей; консультативно- диагностической; коррекционно- воспитательной. Функции кабинета Создание коррекционно- развивающей среды и благоприят ного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования ребенка с целью разработки инди видуальной программы развития. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям. Оснащение кабинета Настенное зеркало( 1, 5—0, 5) — 1 шт. Зеркала для индивидуальной работы — 6—8 шт. Детские столы — 2—5 шт. Детские стулья — 8—10 шт. Стол для логопеда — 1 шт. Стул для логопеда — 1 шт. Шкафы для пособий — 2—3 шт. Магнитная доска — 1 шт. Лампа дневного освещения над зеркалом — 1 шт. Чистое полотенце — 2 шт. Коробки, папки для хранения пособий. Пособия для индивидуальной работы( Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа) Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова. Материалы для обследования устной речи. ( Альбом для логопеда по диагностике речевого развития) Специальная литература Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя- логопеда в количестве( указать количество) книг. Документация Примечание. Документация хранится в течение двух лет. Дидактические игры и пособия Разделы Дидактические игры и пособия Формирование звукопроизношения Тетради для автоматизации разных звуков, предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах. Игры: «Космическое путешествие», «Веселая полянка», «В гостях у тигра», « Бегемотик Жужа учится жуж жать», «Буратино альпинист», Формирование фонема тического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Грамота Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза( семафоры, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые( картонные) круги, ( квадраты) разных цветов) . . Настольно- печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: « Шумелочки », «Веселая буквоешка », «Собери букет», «Елочка», «Ракета», «Лодочка», «Волшеб ная полянка», «Звуковые домики», «Умные часы», «Ромашка», «Солнышко», «Загадки курочки Рябы», звуковые линейки, «Что увидел, что услышал? » Разрезной и магнитный алфавит Формирование лексико- грамматического строя речи Тематические папки: игрушки, семья, мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения, животные, насекомые, птицы, морские обитатели и рыбы, времена года, профессии, инструменты, электроприборы, техника, спорт, космос, школьные принадлежности. Лото, домино и другие настольно- печатные игры по изучаемым темам, альбомы лексико – грамматические, «Кто в домике живет? », «Чей, чья, чье, чьи? », «Парные картинки», «В гостях у гномов», пред метные картинки по лексическим темам, «Варим суп», «Осенние заготовки», Настольно- печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи Связная речь Серии картинок, сюжетные картинки, наборы предметных картинок и игрушек, схемы для со ставления рассказов, мнемотаблицы, «алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного Развитие мелкой моторики Счетные палочки, прищепки, шнуровки, мо заики, пазлы, кубики, массажные мячи, небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал, трафареты; твердые и мягкие конструкторы Формирование речевого дыхания Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания( свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, перышки и лепестки цветов Вертушки, мыльные пузыри, трубочки, листочки, бабочки, свечки Картотеки Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, за рядка для глаз, артикуляционная зарядка, дидактических игр по лексическим темам Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков( слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры)