a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования по конструированию из бумаги в старшей группе

Опубликовано: 2017-02-20 15:03:41

Документы для скачивания

Утверждаю: Заведующая МБДОУ « Пятинский детский сад»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Логунова Л. И. МБДОУ « Пятинский детский сад» Программа дополнительного образования по конструированию из бумаги в средней и подготовительной группе Разработала: воспитатель Костерина И. А. 2016- 2017 уч. г Пояснительная записка “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок” В. А. Сухомлинский Данная программа раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной форме. Необходимость создания данной программы бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п. , организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности( игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок) . Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук. Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными. Цель программы: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой. Задачи программы: Образовательные: - развивать мотивацию к конструированию из бумаги; обучать конкретным приёмам художественного творчества; знакомить с различными техниками работы с бумагой; Развивающие: формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми; развивать мелкую моторику пальцев рук; Воспитательные: - содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих; - воспитывать культуру общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. Построение программы. Программа состоит из трех циклов: 1. Квиллинг 2. Оригами 3. Бумагопластика Принципы построения педагогического процесса. 1. От простого к сложному. 2. Системность работ. 3. Доступность 4. Индивидуальн ый подход. Методы и приемы обучения. 1. Наглядные( показ педагога, пример, помощь) . 2. Словесные( объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок) . 3. Практические( самостоятельное и совместное выполнение поделки) . Ожидаемый результат Разовьются конструктивные, познавательные и творческие способности. Разовьется мелкая моторика рук, таким образом, п одготовится рука к письму. Дети освоят умение анализировать поделку. Ра зовьется поисковая деятельность. Сформируется положительное отношение к труду. Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в см отрах, конкурсах детского сада. Материально – техническое обеспечение 1. Книги по конструированию из бумаги 2. Набор для творчества на каждого ребёнка( цветная бумага и картон разной фактуры, ножницы, клей, мягкая проволока, двусторонний скотч, цветные карандаши, спицы) Квиллинг Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. Задачи обучения квиллингу · Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. · Обучать различным приемам работы с бумагой. · Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. · Развивать внимание, память, воображени е. · Развивать мелкую моторику рук и глазомер. · Развивать художественный вкус, творческие способности и фантази ю детей. · Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. · Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. · У чить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. № п/ п Тема занятия Кол- во часов Программное содержание 1 Беседа «Что такое квиллинг? » Основные формы 1 Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус. 2 « Ветка рябины ». Ягоды( форма « плотная спираль ») 2 Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость 3 « Ветка рябины ». Листья( форма «глаз») 1 Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. 4 « Пчелы на сотах » Коллективная работа 1 Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе, сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций. 5 « Бабочка »( форма «капля», «лист») 1 Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. 6 « Ромашка »( формы « свободная спираль », «глаз», «капля») 2 Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форм у «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам 7- 8 « Снежинка »( формы «глаз», «капля» и «полу- месяц» 2 Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. 9 «Аквариум с рыбками» 2 Учить детей скручивать новый элемент( форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент( форму) «капелька», «глаз». 10 «Открытка к празднику» Практичес- кая работа 1 Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. Оригами Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае- на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского- «ори»- бумага, « ками »- складывать. Задачи обучения оригами: - Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. - Знакомит ь детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина. - Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. - Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться. - Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей. - Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. . № п/ п Тема занятия Кол- во часов Программное содержание 1 Беседа « История о любопытном уголке » 1 Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базов ую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. 2 Кукла- наперсток. «Мишка» 1 Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкци и воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору. 3 Кукла- наперсток «Волк» 1 Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. 4 Кукла- наперсток «Заяц» 1 Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации. 5 Кукла- наперсток «Лиса» 1 Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим. 6 «Золотая рыбка» 1 Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову. 7 «Корона для короля» 1 Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно- образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца. 8- 9 « Снегуроч- ка » 2 Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям. 10 «Дед мороз». П рактическая работа 2 Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения. Бумагопластика Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия- оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре- либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается( отсекается) лишнее. Задачи обучения бумагопластике: - Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами. - Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного. - Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции. - Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство соп е реж и вания, желание трудиться. № п/ п Тема занятия Кол- во часов Программное содержание 1 « Нарцисс » 1 Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов. 2 « Роза с гофрированными листьями » 2 Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность. 3 « Собачка » 1 Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги. 4 « Домик для Буратино» 1 Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову. 5 « Колокольчик » 1 Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке. 6 « Средневековый замок ». Коллективная работа( начало работы) 1 Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. 7 « Средневековый замок ». Коллективная работа( продолжение работы) 1 Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши- конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре. 8 « Средневековый замок ». Коллективная работа( продолжение работы) 1 Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории. 9 Практическая работа. «Подарок другу» 1 Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной. 10 Заключительное занятие 1 Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу; продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по итогам года к программе «Конструирование из бумаги» Задание 1 Тема «Инструменты» Отгадай загадки Два кольца 2. Над бумажным над листом Два конца, Машет палочка хвостом. а посередине – гвоздик. И не просто машет – Бумагу клеем мажет. 3. Я люблю прямоту, 4. Инструмент бывалый, И сама я прямая. Не большой, не малый. Сделать ровную черту У него полно забот – Всем я помогаю. Он и режет, и стрижет. 5. Черный Ивашка – Деревянная рубашка. Где носом ведет, Там заметку кладет. Задание 2 Тема «Техника безопасности» При работе с клеем следует: ответить «Да» или «Нет»: 1) застилать стол перед работой с клеем; 2) оставлять клей открытым после окончания работы; 3) мыть руки с мылом после работы с клеем; 4) беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея; 5) тереть глаза во время работы с клеем. При работе с ножницами следует: Ответить «ДА» или «НЕТ»: 1) оставлять ножницы на столе после окончания работы; 2) размахивать руками, держа в них ножницы; 3) передавать ножницы ручками вперед; 4) держать ножницы за режущую поверхность. Задание 3 Тема «Свойства бумаги» Перед ребенком размещается набор бумаги и картона разной фактуры. Педагог предлагает объяснить какую бумагу и как можно использовать при изготовлении поделок. Почему? Задание 4 Тема «Композиция» Ребенку предлагается набор геометрических фигур разного размера. Необходимо разместить их на стандартном листе, предложив возможные варианты декоративного оформления. Задание 5( практическое) Тема «Подарок другу» Ребенку предлагается самостоятельно выбрать материалы для поделки, технику выполнения и сюжет. Необходимо выполнить самостоятельно декоративную поделку. Оборудование: набор картона, набор цветной бумаги, клей, ножницы, мягкая проволока, двухсторонний скотч, шаблоны, цветные карандаши. При проверке теоретических знаний оценка проводится по трём уровням: «Высокий» уровень усвоения- 80- 100% правильно выполненных заданий; «Средний» уровень- 60- 80% ( включительно) правильно выполненных заданий; «Минимальный» уровень- 20- 60% ) ( включительно) правильно выполненных заданий. Оценка умений: В течение года проводится 3 самостоятельных практических работы. Практическая работа оценивается по следующим критериям: Организация рабочего места; Качество выполнения отдельных элементов; Качество и аккуратность готовой работы; Самостоятельность выполнения работы; Креативность. Оценка практического задания проводится также по 3 уровням: «Высокий»- 15- 12 баллов; «Средний»- 9- 11 баллов; «Низкий»- 8 и менее баллов. Критерии качества выполнения практической работы. 1. Качество выполнения отдельных элементов Низкий уровень( 1 балл) Средний уровень( 2 балла) Высокий уровень( 3 балла) Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу. Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу. 2. Качество готовой работы Низкий уровень( 1 балл) Средний уровень( 2 балла) Высокий уровень( 3 балла) Сборка отдельных элементов не соответствует образцу. Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. 3. Организация рабочего места Низкий уровень( 1 балл) Средний уровень( 2 балла) Высокий уровень( 3 балла) Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места Готовит рабочее место при помощи педагога Способен самостоятельно готовить свое рабочее место 4. Трудоемкость, самостоятельность Низкий уровень( 1 балл) Средний уровень( 2 балла) Высокий уровень( 3 балла) Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия. Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения. 5. Креативность Низкий уровень( 1 балл) Средний уровень( 2 балла) Высокий уровень( 3 балла) Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет. Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что- то свое. Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка. Литература Л. Куцакова «Творим и мастерим»- М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», - 2004. - 112 с. . Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги »- Ярославль: , 2001. – 144с. . «200 лучших игрушек из бумаги и картона». - М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2006- 256с. . Б. Г. Гагарин. Конструирование из бумаги. - Т ашкент 1988г. Интернет- источники: http: / / 50ds. ru/ detsad/ psiholog/ 6986- programma- tvorcheskoe- konstruirovanie- iz- bumagi- origami- 5- - 7- let. html; http: / / nayrok. ru/ index. php? newsid= 8770

Оставить комментарий: