"Проведение мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Документы для скачивания
" Проведение мероприятия по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма" Проблема профилактики детского дорожно- транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему свои ми методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма в Уметский детский сад- проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогичес кой деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными ор ганизациями и ведомствами. Таким образом целью наших профилактических мероприятий является проведение внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. задачи: - Рассматривает методику организации и проведения вн еклассных мероприятий. - Рассматривает направления по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. - Разрабатывает планы- конспекты внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. - Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД. Успех о бучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий. Результаты творческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям. Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы о рганизации процесса обучения и главного элемента классно- урочной системы. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и п роводится во внеклассное время. Цель внеклассных мероприятий обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, мора льную чистоту и физическое совершенство. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является фор мирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др. Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общ ества. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися по предмету является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знако мством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов « Безопасное колесо » и т. д. Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности яв лений. Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарище й воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессион альной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность. Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитател ьную и развивающую. Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании систе мы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр. Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно- воспитательной де ятельности. Внеклассное мероприятие служат эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа компенсирует его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из- за ее большой насыщенности обязательными занятиями. Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответству ющую деятельность. Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами: - преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т. е. к разуму через эмоции; - в содержании внеклас сного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т. е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатывают ся умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает на д теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта. Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, слушательские конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературн ые, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим комп онентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей, — факультативные занятия. От обязательных уроков они о тличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение. Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделит ь и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо- аналитическую и творческо- практическую деятельность. Занятия проводятся и как комплексные, и посвящаться лишь одному ви ду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиоте ках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением ин дивидуальных мнений. Критико- аналитический структурный элемент становится господствующим на занятиях, посвященных анализу произведений искусства, исторических документов, фактов, исследовательских работ, а также критической оценке творческо- практической д еятельности самих учащихся. Например, на факультативе современной поэзии проводится специальное занятие по критическому разбору стихотворений. Учащиеся пишут самостоятельные рецензии, посвященные творчеству поэта, и на занятии подвергают их критико- аналити ческому обсуждению. На факультативах по кино и театру критико- аналитический разбор только что воспринятого произведения искусства является главной целью и средством формирования культуры восприятия, воспитания подлинного художественного вкуса. Важнейшим элементом факультативной формы является творческо- практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводи тся творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации. Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопрос ов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным у ченым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и коорд инируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанно стью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут. Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим пре дметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно- круж ковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучен ия школьников. Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Конференции по книге, творчеству писателя, кинофильму, театральной или телеви зионной постановке, радиоспектаклю ставят в центр внимания учащихся актуальное произведение искусства, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. В процессе подготовки школьники внимательно знакомятся с художественным произведением и пр одумывают выступления. Во вступительном слове учитель намечает круг основных проблем, которые обсуждаются в докладах и выступлениях. Подводя итоги, педагог сосредоточивается на важнейших выводах и обобщениях. Выставки посвящаются результатам детского тв орчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно- воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках в ыступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности. Массовые праздники как форма учебно- воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели безопасности, детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведе ниях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами. Экскурсии- форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естес твенных условиях. Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучени я. В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и поло жительное отношение участников. В образовательно- развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно- эстетическое отношение к действительности. Вст реча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД осуществляется, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов. Внеурочные формы организации обучения дают в озможность школьникам посредством свободно избранной духовно- творческой, физкультурно- спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную инф ормацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера. В результате изучения проблемы мы пришли к следующим выводам: 1. Внекл ассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем- нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Цель внеклассных мероприятий обеспечение всестороннего и гармонич еского развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 2. Все названные виды внеклассной мероприятий в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, логического мышления. 3. Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются: · учет интересов и потребнос тей учащихся конкретного класса; · четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов; · тесная связь с другими; · внимание к общественно полезной деятельности учащихся. 4. Под профилактикой детского дорожн о- транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно- транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эффективность профилактики детского дорожно- транспортного травматизма, с одной стороны зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении БДД, сохранения жизни детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы современных научных достижений и новых педагогических технологии. Нами были разрабатываются план- конспекты внеклассных мероприятий и интегрированных уроков по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма, соответствующих плану внекла ссных мероприятий школы. Таким образом, мы считаем цель нашей работы достигнутой.