a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Опубликовано: 2017-02-21 13:05:36

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Тальжинский детский сад » комбинированного вида Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ» Автор- составитель: Т арасова Елена Сергеевна п. / ст. Т альжино 2016 Содержание Пояснительная записка 3 Учебно- тематический план 9 Содержание программы 10 Информационно- методическое обеспечение программы 1 2 Рекомендации к проведению занятий 1 3 Характеристика развивающей среды 1 3 Список литературы 1 6 Приложение 1. Диагностический инструментарий 1 7 Приложение 2. Художественная литература 21 Приложение 3. Опыты 3 5 Приложение 4. Декорирование бутылочек 38 Приложение 5. Соленая песочница 39 Пояснительная записка Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»( Р. Эмерсон) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром ». ( ФГОС ст. 1. 6) Результаты современных психологических и педагогических исследований( Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, И. Д. Зверев, В. В. Запорожец, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Г. И. Щукина и др. ) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а, в основном, в наглядно- образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Дополнител ьная общеразвивающая программа «Волшебная соль» реализуется в рамках общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой и основной обр азовательной программы МБДОУ « Тальжинский детский сад» комбинированного вида. При разработке программы был учтен собственный педагогический опыт и опыт педагогов- практиков « Организация опытн о- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет » Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир; « Неизведанное рядом» В. В. Щетинина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова; «Организация экспериментальной деятельности дошкольн иков» под редакцией Л. Н. Прохоровой. Общеразвивающая программа построена в соответствии с общедидактическими и методическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской( поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность детей принципиально отличается от любой другой  тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, что накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробующий характер. В настоящее время р ебёнок- дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Дети любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества педагог просто обязан всячески поддерживать и развивать. Учеными доказано, что ознакомление с каким- либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому( «Почему? », «Зачем? », «Как? ») Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно- исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно- следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей в любом возрасте. Опыты- словно фокусы. Только загадка фокуса так и остается неразгаданной, а всё, что получается в результате опытов, можно понять и объяснить. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между явлениями живой и неживой природы. Исследования помогают ребенку самому найти ответы на вопросы: «Как? » и «Почему? » Как показала практика, знания полученные детьми во время проведения опытов, запоминаются надолго. Детское экспериментирование, как метод обучения: д ает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта; с тимулирует развитие речи; о богащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца. Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще на глядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенн остям. Экспериментирование представляет для ребенка живой интерес. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них природой. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, порождает вопросы, догадки. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем- то проблема или просьба. Основываясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта, была определена ц ель программы: с оздать необходимые условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности. Поставлены з адачи: в ызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характера использования человеком; п риобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию: п обуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату. п ознакомить с нетрадиционным использованием соли в качестве средства продуктивной деятельности. Новизна: представлен опыт формирования познавательного интереса в продуктивной деятельности. Практическая значимость: пр ограмма может быть использована в качестве кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста, в рамках группы кратковременного пре бывания, в досуговой деятельности неорганизованных детей, в рамках группы выходного дня, в летний период, для семейного воспитания. Реализация дополнительной обще развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная соль» основывается на принципах: р азвивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения инф ормации( у взрослых, из книг и интернета) ; п ринцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме неско лько раз: наблюдени я и экскурсии, в свободной игровой и творческой деятельности, в познавательно- исследовательской деятельности- при проведении опытов и экспериментов, ( при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняютс я методы и приемы исследования) ; интеграции образовательных областей- позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире; р ациональное сочетание ра зных видов детской деятельности; с отрудничество между детьми, педагогами, родителями. Форма обучения- совместная деятельность педагога и ребенка. Программа направлена на тесное сотрудничество с семьями воспитанников, оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей. Активное участие родителей в образовательном процессе предусматривает: посещение занятий, индивидуальные и групповые консультации, участие для создания и наполнения экспериментального уголка, информационные стенды, буклеты, родительские собрания, совместная деятельность родителей и детей, мастер- классы для родителей с участием детей. Общая трудоемкость программы составляет: 32 занятия в год. Календарный учебный график: 1 раз в неделю, во второй половине дня. Режим обучения: старший дошкольный возраст – 1 занятие в неделю, по 25 минут. Программа реализуется через теоретические и практические занятия, индивидуальные и групповые формы работы. Ожидаемый результат: и спользование дошкольниками таких мыслительных процессов как анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и классификация, абстрагирование; у мение дошкольников делать обобщение и выводы, находить связи между изучаемыми предметами и явлениями окружающей действительности; с овершенствование у детей самоконтроля и самокоррекции, умения правильно ставить вопросы, формулировать ответы, осуществлять оценку правильности решения задания, сравнивать свое решение, выбранный способ действия с образцом, уметь высказывать и доказывать свою точку зрения. Учебно- тематический план Раздел, тема Общее количество часов Ч асы теория практика Раздел Поговорим о соли 3 2 1 Тема 1. Значение соли в жизни человека 1 0. 5 0. 5 Тема 2. Соль дороже золота 1 0. 5 0. 5 Тема 3. Откуда берется соль 1 1 Раздел Удивительная соль 6 2 4 Тема 1. С ходство и отличие сахара и соли. 1 0. 5 0. 5 Тема 2. Как получить соль? 2 0. 5 1. 5 Тема 3. Эффект моря 2 0. 5 1. 5 Тема 4. Ф окусы с солью 1 0. 5 0. 5 Раздел Соленые сказки 20 6. 5 13. 5 Тема 1. Соленый скульптор 5 2 3 Тема 2. Соль художница 8 2 6 Тема 3. Юный дизайнер 5 2 3 Тема 4. Соляная песочница 2 0. 5 1. 5 Раздел Фестиваль соли 3 2 1 Тема 1. Семейные фантазии. 1 0. 5 0. 5 Тема 2. Чудо- соль 2 1. 5 0. 5 И того: 32 12. 5 19. 5 Содержание программы Раздел П оговорим о соли( 3 ч. ) Тема 1. Значение соли в жизни человека. П росмотр презентации «Волшебная соль». О бсуждение применения человеком соли в быту. Тема 2. Соль дороже золота( П риложение 2. ) Ч тение сказок- р. н. с. « Как Иван- к упеческий сын за солью ходил», словатская народная сказка «Соль дороже золота». З агадывание и отгадывание детьми загадок о соли. П оговорки и пословицы о соли. Тема 3. Откуда берется соль. Просмотр мультфильмов «Откуда берется соль», «Как казаки соль покупали». Просмотр презентации «Полезное ископаемое- соль». Буклет для родителей №1 « Волшебница- соль»( пословицы, загадки, опыты) . Раздел Удивительная соль( 6 ч. ) Созд ание картотеки опытов с солью( П риложение 3. ) Тема 1. Сходство и отличие сахара и соли. Прове д ение опыт а «Сахар и соль». В ывод: соль и сахар одинаковы по цвету, растворяются в воде; разные по форме и запаху. Тема 2. Как получить соль? Прове дение опыт а «Испарение соли». В ывод: при растворении в воде соль никуда не исчезает, вода испаряется, а соль остается; соль можно получить выпариванием. Декорирова ние сосновой веточк и солью. Тема 3. Эффект моря П роведени е опыт а «Эффект моря». В ывод: в соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде. У становил и влияние соли на рост растений( О пыт № 6) . Тема 4. Фокусы с солью Проведение о пыт а «Лавовая лампа», объ яснение: м асло легче воды, а соль тяжелее масла, поэтому пузырьки масла всплывают вверх. Выращивание кристал л ов. Буклет для родителей №2 «Волшебница- соль»( советы по использованию соли, р ецепт приготовления соленого теста) . Раздел Соленые сказки( 20 ч. ) Тема 1. Соленый скульптор З накомство с соленым тестом. П тица. Р ождественские игрушки. Тема 2. Соль- художница Р исование «Зимний лес»( синяя акварель, свеча, соль) . Р аскрашивание готовых рисунков( краски, соль, клей ПВА) . О ткрытка для папы к празднику День защитника отечества( клей ПВА, соль, гуашь) . П одарок для мамы к праздни ку 8 марта( клей ПВА с узким горлышком, соль, гуашь, цветная одноразовая тарелка) . К оллективный рисунок «В гостях у лета»( картон( формат А3) , краски, соль, клей ПВА с узким горлышком) . Р исование «Подснежники». Буклет для родителей №3 «Волшебница- соль»( Окрашивание соли. Декорирование бутылочек и баночек) . Тема 3. Юный дизайнер О крашивание соли мелом и гуашевыми красками для дальнейшег о ее использования в творчестве. Рисование на цветной соли. Д екорирование бутылочек и баночек( П риложение 4. ) . Тем а 4. Соляная песочница Б еседа с детьми о влиянии соли на организм человека. И гры в соляной песочнице( П риложение 5. ) . Оформление информационного стенда «Соляная песочница своими руками». Раздел Фестиваль соли( 3 ч. ) Тема 1. Семейные фан тазии. Мастер класс д ля родителей с участием детей. Тема 2. Чудо- соль Вы ставка работ из соли и соленого теста. С оздание энциклопедии о соли. Оформление информационного стенда «Научные игрушки для детей». Информационно- методическое обеспечение программы Методы и приемы: Наглядные( рассматривание иллюстраций, использо вание ТСО, показ воспитателя) . Словесные( чтение сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок, составление рассказов, сказок, обсуждение тем занятий, беседы) . Практические( проведение опытов с солью, декорирование цветной солью, рисование солью различными способами, изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках) . Рекомендации к проведению занятий Учет возрастных особенностей детей. Предоставление ребенку максимальной свободы для проявления инициативы. Широкий выбор дополнительных материалов и инструментов для свободного пользования. Подготовка и поддержание в порядке своего рабочего места. Создание творческой доброжелательной атмосферы. Побуждение детей к самостоятельности. Р езультаты труда ребенка не получают отрицательной оценки. Ощущение детьми радости от достигнутых результатов. Организация выставок детских работ. Характеристика развивающей среды М ини- лаборатория для исследовательской работы  ( лупы, трубочки, тарелочки, лед, клеенки на столы) . К артотека опытов. Н абор разной соли. Е мкости для проведения опытов  ( пол- литровые банки, стаканы) . В ода, чайные ложки, яйца, растительное масло, веточка сосны. П одбор литературы с произведениями о соли  ( загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы) . Н абор от крыток, иллюстраций, фотографий. К раски, свечки, мел, кисти, стеки, стаканы- непроливайки для продуктивной деятельности. Список литературы Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ П од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИК А- СИНТЕЗ, 2014г. Куликовская И. Э. , Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – Педагогическое общество России, 2005 г. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. Организация опытн о- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. - Учитель, 2014 г. Прохорова Л. И. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. - АРКТИ, 2008. Щетинина В. В. , Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. – Сфера, 2013 г. Шумакова Н. Б. Возраст вопросов. – М. : Знание, 1990 г. Приложение 1. Диагностический инструментарий Мониторинг разработан на основе методик и « Вопрошайка » Н. Б. Шумаковой, «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоров ой. Мониторинг проводится методом наблюдения. Таблица 1.     Критерии отношения ребенка к деятельности.        Показатели  критерия  Количественное и качественное выражение показателей    И нтерес к самостоятельным действиям в условиях выбора между новым и известным  - проявляет опасения по отношению к новому-  0 баллов; - устойчиво предпочитает привычную ситуацию новой- 1 балл; - проявляет интерес к ситуации с отдельными элементами новизны- 2 балла; - устойчиво предпочитает выбор нового- 3 балла.  Наличие интереса к деятельности, его направленность- отсутствие интересов- 0 баллов; - интерес к действиям- 1 балл; - интерес к получению результата- 2 балла; - интерес к поиску нового не традиционного результата- 3 балла. Таблица 2.         Критерий проявления познавательных умений.  Показатели критерия Количественное выражение показателей Прогнозирование деятельности- отказ от прогнозирования( неприятие задачи) - 0 б аллов; - попытка прогнозирования( постановка цели) - 1 б алл; - неполное прогнозирования( простановка цели, определение способов некоторых действий по реализации) - 2 б алла; - полное прогнозирование- 3 б алла.   Способы осуществление деятельности- преобладание нерезультативных действий- 0 б аллов; - хаотические и частично- поисковые действия- 1 б алл; - поисковые практические действия – 2 балла; - поисковые мыслительные действия- 3 б алла.  Характер результата  - результата нет или он не соответствует цели- 0 б аллов; - низкое качество результата- 1 б алл; - качественный результат репродуктивного характера- 2 б алла;   - качественный результат творческого характера- 3 б алла.       Таблица 3. Критерий волевых проявлений ребенка в деятельности Показатели критерия Количественное и качественное выражение показателей Настойчивость в достижении цели- переключается на другую деятельность при первой трудности- 0 б аллов; - преодолевает некоторые трудности в начале деятельности, но после этого быстро теряет интерес к ней- 1 б алл; - доводит дело почти до конца- 2 б алла; - добивается осуществления цели- 3 б алла.   Автономность выполнения деятельности- полная зависимость от взрослых- 0 б аллов; - частичная зависимость от взрослого- 1 б алл; - частичная независимость от взрослого- 2 б алла; - полная независимость от взрослого- 3 б алла. Способность к самоконтролю- не осуществляет самоконтроль- 0 б аллов; - попытки к самоконтролю по результатам- 1 б алл; - самоконтроль по результату- 2 б алла; - осуществление самоконтроля в процессе деятельности и по результатам- 3 б алла. Таблица 4.     Результаты исследования уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Ф. И. ребенка                                 Количество баллов по отдельным                           показателям познавательной активности 1 2 3 4 5 6 7 8 н к н к н к н к н к н к н к н к   Условные обозначения: Н- начало года; К- конец года; интерес к самостоятельным действиям   в условиях выбора между новым и известным;     направленность интереса;   прогнозирование деятельности;   спо собы осуществления деятельности;                           5- характер результата; 6- настойчивость в достижении цели;   7- автономность выполнения деятельности; 8- способность к самоконтролю. Познавательная активность, являясь сложным образованием, характеризуется различной степенью проявления, поэтому возникает необходимость поуровневого измерения этого качества. Нулевой уровень – п редсамостоятельность. Характеризуется положительным отношение ребенка к знакомым игровым материалам, проявлением опасения по отношению к новому. У ребенка проявляется неустойчивость, частые отвлечения от деятельности, неумение прогнозирования деятельности. Действия преимущественно нерезультативные. Адекватного результата без помощи взрослого не достигает( 0- 4 б алла) .       Первый уровень- низкий( отражательно – репродуктивный) . Характеризуется выраженным интересом к результативной стороне деятельности в хорошо знакомой ситуации. Ребенок самостоятельно определяет цель, но не может раскрыть способы действий для ее реализации, в процессе деятельности постоянно обращается за помощью или пассивно ожидает ее от воспитателя. Характерны частые отвлечения от деятельности( 5- 9 б аллов) . Второй уровень- средний( частично поисковый) . Характеризуется выраженной направленностью на результат деятельности. Ребенок проявляет интерес к самостоятельному участию с отдельными элементами новизны, в новой ситуации проявляет неуверенность, активно обращается за помощью разъясняющего характера. Самостоятельно определяет цель и некоторые действия по ее реализации. Действия преимущественно практические поисковые, при затруднении- хаотические. Качество полученного результата среднее, деятельность носит выраженный репродуктивный характер. Сравнивает результат с образцом, но стремления к его улучшению не выражает( 10- 14 б аллов) . Третий уровень- п оисковый( высокий) . Характеризуется устойчивой направленностью ребенка на выбор нового, выражением желания самостоятельно разрешить ситуацию; проявлением стремления к независимости от помощи взрослого. Ребенок самостоятельно определяет цель и действия по ее реализации. Действия практические и мыслительные поискового характера. Качество полученного результата высокое, однако, деятельность преимущественно  репродуктивная. Проявляется настойчивость в достижении цели, самостоятельность в преодолении затруднений. В процессе деятельности и после ее окончания ребенок самостоятельно сравнивает результат своей деятельности с образцом( 15- 19 б аллов) .   Четвертый уровень- т ворческая самостоятельность. Характеризуется выраженным стремлением к деятельности, интерес направлен на поисковую сторону деятельности. Ребенок устойчиво предпочитает выбор нового, самостоятельно разрешает ситуацию: определяет цель и основные действия по ее реализации. Действия поисковые практические и мыслительные. Качество полученного результата высокое, результат отличается новизной. Деятельность носит творческий характер, интенсивна и продолжительна по времени. Ребенок независим в своих действиях, помощь взрослого отвергает, стремиться действовать самостоятельно( 20- 24 б алла) . Приложение 2. Чтение художественной литературы. Пословицы и поговорки Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей, хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков- славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни. Без денег торговать, как без соли хлебать. Без соли и стол кривой Без соли и хлеб не естся Без соли не вкусно, без хлеба не сытно Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без соли, без хлеба — худа беседа Без хлеба не сытно, без соли не сладко Без хлеба смерть, без соли смех. В людях форсит, а дома без соли сидит. Велика твоя хлеб- соль, а всё корочки. Всем угодишь — себе насолишь Думай не думай, а лучше хлеба- соли не придумаешь За хлебом- солью каждая шутка хороша И старая кобыла до соли лакома И тесно и на брюхе пресно На хлебе, на соли, да на добром слове Несолоно есть — что с немилым целоваться От пресной еды и бары хворают От хлеба- соли и царь не отказывается Помяни соль, чтоб дали хлеба Пуд соли вместе съесть Сердись, бранись, дерись, а за хлебом- солью сходись. Сколько ни думай, а лучше хлеба- соли не придумаешь. Соли не жалей, так и есть веселей Соли нет, так и слова нет Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб- соль помнит Хлеб да соль и обед пошел. Хлеб- соль — заемное дело. Хлеб- соль ешь, а правду режь Хлеб- соль и во сне хорошо Хлеб- соль кушал, а нас не послушал Хлеб- соль разбойника побеждает Хоть бы песок, лишь бы солил Щепотка соли делает сахар слаще Запас соли не просит И старая кобыла до соли лакома Камзолы зеленые, а щи не соленые Кинь хлеб- соль назади, очутится впереди Кто ворует, тот горюет, а мы живем — хлеб- соль жуём Лень без соли обедает Лень добра не делает, без соли обедает Лень и щи без соли хлебает На соль пьётся, на хлеб спится Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать Нам хоть песок, только б солил Не солоно хлебавши После хлеба- соли обед сном золотят Русский человек хлеб- соль водит Соль варим, а сами в нужде сидим Старая хлеб- соль не забывается Загадки Родилась я в воде И по вкусу будут мне: Мясо, рыба и капуста, Помидор, арбуз и сало, Огурец, растёт что густо. Может, хватит или мало?   Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть. Не вкусна в борще фасоль Если пожалели ( СОЛЬ) Рассказать обо мне хоть немножко позволь. У меня на Земле очень важная роль: Я от порчи храню сало, овощи, рыбу. В море есть я в воде, а в земле лежу- глыбой, Без меня суп- не суп, и салат- не салат, Нет меня- и невкусно, и повар не рад. В рану, глаз попаду- будет едкая боль. Как назвали меня, догадался ты? . . . ( СОЛЬ) . Хоть неприметна я всегда, Но без меня никак нельзя-   Когда варится еда, Чтоб была она вкусна, Меня в меру, чур бери, Только не. . .                  ( соль) РНС «Как Иван- к упеческий сын за солью ходил» В некоем городе жил- был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван- дурак. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами. В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшой сын Иван завсегда ходил по кабакам, по трактирам, и потому отец ничего не доверял ему по торговле; вот как узнал он, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть да своим умом барыши зашибить. Купец долго не соглашался: «Ты- де все пропьешь и головы домой не привезешь! » — да, видя неотступную его просьбу, дал ему корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками. Собрался Иван в путь- дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев; плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову. «Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу». Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел- шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе ни песок, ни камень, а чистая русская соль. Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью. Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился в пристани и якорь бросил. Иван купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли. Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает: «Говори, в чем дело — какая нужда? » — «Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене». — «А каким товаром торги ведешь? » — «Русской солью, ваше величество! » А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар? «А ну, — говорит, — покажь! » Иван купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто- напросто белый песок! » И говорит Ивану с усмешкою: «Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают! » Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут? » Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад- вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на чумичке вшей бьет. Видит Иван купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы. Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось. Призвал царь поваров и говорит им: «Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали? » Отвечают повара: «Ваше величество! Мы готовили по- старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить: уж не он ли подложил чего? » — «Позвать его сюда! » Привели Ивана купеческого сына к царю на допрос; он пал на колени и стал просить прощения: «Виноват, царь- государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так- де в нашей стороне водится». — «А почем соль продаешь? » Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал: «Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота». Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар. Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее. Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро убежали от того города на далекое расстоянье. Царевна вышла на пулубу, глянула — кругом море, и заплакала. Иван купеческий сын начал ее утешать, уговаривать, от слез останавливать; и как он собою красавец был, то царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться. Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю; нагоняют его старшие братья, узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море; а после кинули промеж себя жребий и поделились так: большой брат взял царевну, а середний — корабль с серебром и золотом. И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову. Вышел он на землю и пошел по берегу — попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах вачеги 1  висят — после дождя сушит. «Что тебе здесь надобно? » — спрашивает великан. Иван рассказал ему все, что случилося. «Хочешь, я тебя домой отнесу; завтра твой старший брат на царевне женится; садись- ка ко мне на спину». Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала. «Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил! » — «Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась», — отвечал великан; принес его на родину, спустил наземь и говорит: «Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — раздавлю тебя! » Иван купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой. Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят, собираются в церковь ехать. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из- за стола, бросилась на шею. «Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит! » — «Что такое? » — спрашивает отец; Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули. Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана обвенчал на царевне. Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться; кто силою, кто богатством, кто молодой женою. А Иван сидел- сидел да спьяна и сам похвастался: «Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через все море верхом проехал! » Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан: «А, Иван купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал? » — «Прости меня! — молит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился». — «А ну, покажи: какой- такой хмель? » Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить; много доброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток; а как пробудился, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит: «Ну, Иван купеческий сын, узнал я, каков хмель; хвались же ты мною отныне и до веку». Соль дороже золота( словатская народная сказка) Жил- был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны. Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит. Позвал он дочерей и говорит: – Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь? – О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь. – Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя! – О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь. – Добро! А ты, моя доченька младшая, ты- то как меня любишь? – Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца. – Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью! – Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца. Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой- то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет! – Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король. Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, не разбирая пути- дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина. – Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка. – Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра! Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю». По правде говоря, старая женщина и сама все про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже голод да жажда мучат. – Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить? – Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка. – Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится. Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо- дорого посмотреть. А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая- то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры- балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец- старик. Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу. – Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит. Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно. – Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая! – Ты что умом тронулся? – удивляется король. – Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем? – Вот дурень! Пошли кого- нибудь за другой! – Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли! – Тогда соли без соли, иль стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал разозлившись король. А повару что? – «Будь что будет! Хозяин- барин, коли так велит, пусть так и будет! » И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее никогда не было! Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся. Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет! Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну. А нашей Марушке тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая- то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает. Зовет как- то она Марушку к себе и говорит: – Я ведь тебе когда- то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться! – Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка. – Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти! Все ей вещунья рассказала, а потом добавила: – Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить? – Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца. – Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья. – Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка. – Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь- остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу! Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит: – Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят! Вот и лесная опушка. Хочет Марушка еще раз старушку поблагодарить- глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому. Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать. – Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит! Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает: – Хлеб- то у нас есть, да вот соли нету! – Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает. – Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь! – Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок. Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. – Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит. Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются и сестры тоже. Да не столько Марушке, сколько соли. Марушка зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться. – Не спеши добро раздавать, – говорит, а она отца успокаивает: – Всем хватит, батюшка! И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет! Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь. Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают: – Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь все твое! Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх- вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет! – Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала! – Все это соль! – отвечают подданные. – Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль? – Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы. Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась. Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы. А Марушка все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок. Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки- дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться. В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь. Приложение 3 ОПЫТЫ Опыт № 1 «Сходство и отличие сахара и соли». - Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? Они в несколько раз увеличивают предмет. Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? - На что похожи одни частицы? - А другие?  ( ответы детей) . - Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики? - Что можно сказать об их величине?  ( ответы детей) п очему? - Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках  соль и сахар. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль? - А  сахар? - Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? - Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество?  ( ответы детей) . - В каком он находится стаканчике?  ( в первом) . - А можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? ( соленые) . Потому что это  соль. - В чем сходство и различие соли и  сахара?  ( ответы детей)   Соль и сахар одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина частиц и форма. Опыт №2 «Как получить соль? » На столе три стакана: в одном  соль, во втором вода, третий пустой. Дети насыпают немного соли в стакан с водой, перемешиваем. В пустой стакан наливаем немного соленого раствора, ополаскиваем стакан. Посмотрим через некоторое время, что произойдет. Дети рассматривают, на стенках стакана после испарения воды осталась  соль.   Вывод:   соль можно получить выпариванием. Опыт №3 «Эффект моря» Пустые стеклянные банки объемом 0. 5 л, два сырых яйца, стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водой. В первую банку налить воды и опустить яйцо – оно утонет. Во вторую банку налить воды и добавить 2 столовые ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности. Воспитатель: А теперь ребята отгадайте секрет яйца. Дети: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде. Опыт №4 «Лавовая лампа» Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка. Опыт: Стакан на 2/ 3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли. Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным. Опыт№5 «Выращивание кристаллов» Делаем соляной раствор( смешиваем соль с водой до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Пропускаем соляной раствор через фильтр. После фильтрации раствор становиться чистым. Опускаем нитку для налипания соли. Наблюдаем, через неделю поаявляются кристалл ы( эффект выпаривания) . Опыт№6 «Влияние соли на рост растений» Взяли два одинаковых ростка календулы. Одно растение посадили в обычную землю, а второе – в землю с большим количеством соли. Полили и оставили растения на подоконнике. Проверили наши растения. Первый цветок продолжал расти, а второй – погиб. Сделали вывод: большое количество соли вредно для живых организмов. Приложение 4. Декорирование б утылочек Понадобится бутылочка и цветная соль. Бутылочка должна быть совершенно сухой! Берем специальную воронку и слоями засыпаем цветную соль в бутылку. Цвета смешиваем по вашему усмотрению и слои можно делать различной толщины. В любом случае результат вас не разочарует. Окрашивание соли. 1 способ гуашью. Соль выбирается мелкая, типа   «экстра». Гуашь разводят в баночке водой. Если хотят получить более насыщенный   цвет, то используют меньшее количество воды. Если требуется   соль светлых оттенков, добавляют большее количество воды. Разведённую гуашь вливают в миску с   солью   и тщательно перемешивают. Полученную   цветную   массу ставят сушить в духовку. Главное не пересушить. После сушки протираем через сито. 2 способ. Окрашивание соли   цветными мелками Для получения соли пастельных оттенков можно использовать школьные мелки.   Соль высыпается на стол и её раскатывают мелом. При этом способе просушивание соли не требуется. Мелки трутся. Получается сыпучая масса мелков. Эту массу смешиваем с солью, получается цветная соль. Приложение 5. С оленая песочница. П онадобится мелкая соль «Экстра», вода, перчатки, со вочки и формочки из песочного набора. Заполняем формочки солью, формируем фигурки. После того, как фигурки высохнут, раскрасим их акварельными красками.

Оставить комментарий: