Рабочая программа воспитателя 1-ой младшей группы
Документы для скачивания
Содержание 1. Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи образовательной программы Принципы и подходы к организации образовательного процесса Содержание психолого- педагогической работы Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников Планируемые результаты освоения Программы 2. Содержательный раздел Учебный план реализации ООП ДО в группе Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Взаимодействие с семьёй, с социумом. Перспективно- тематическое планирование. 3. Организационный раздел Оформление предметно- пространственной среды. Режим дня. Структура НОД Расписание НОД. Двигательный режим. Схема закаливания детей. 4. Региональный компонент. Целевой раздел 1. 1 Пояснительная записка Рабоча я программа по развитию детей первой младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ Кумылженского дет ского сада №1, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Рабоча я программа по развитию детей первой младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до трех лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическо му, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому и строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарн о- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; • Устав учреждения. 1. 2 Цель программы: – создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации; ‒ развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; ‒ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; ‒ создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. З адачи: ‒ укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры; ‒ целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности; ‒ обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей; ‒ развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; ‒ развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка; ‒ пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность; ‒ органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; ‒ приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; ‒ приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки. - е динство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. 1. 3 Принципы и подходы к организации образовательного процесса: ‒ полно ценное проживани е ребёнком этапа раннего возраста, обогащение( амплификация) детского развития; ‒ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования; ‒ содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; ‒ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ‒ сотрудничество с семьёй; ‒ приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; ‒ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; ‒ возрастная адекватность дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ; ‒ учёт этнокультурной ситуации развития детей. 1. 4 Содержание психолого- педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие. ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3- ГО ГОДА ЖИЗНИ К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с предметами, подражая действиям взрослого( кормит и укладывает спать куклу, прокатывает машинки и др. ) . Ребёнок передает несложный сюжет из нескольких игровых действий. Дети становятся способными действовать с предметами- заместителями, появляются действия и без предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия. Основная черта игровой деятельности детей 3- го года жизни – стремление многократно повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать её в коляске. Постепенно игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями. На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссёрской игры, деятельности в которой ребёнок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения детей к предметам( одушевление предмета, придание ему неспецифических значений) . Задачи развития игровой деятельности детей: 1. Развивать игровой опыт каждого ребенка. 2. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности. 3. Поддерживать первые творческие проявления детей. 4. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками. Сюжетно- отобразительные и сюжетно- ролевые игры. Отображение в сюжетно- ролевой игре бытовых действий, взрослых, семейных отношений, передача рисунка роли: как доктор «слушать больного» и делать укол, как шофер крутить руль, как парикмахер подстригать волосы, как кассир выдавать чек и пр. В совместной игре со взрослым воспроизведение действий, характерных для персонажа, проявл ение добрых чувства по отношению к игрушкам( приласкать зайчика, накормить куклу) . Установление связи игровых действий с образом взрослого( как мама, как папа) , с образом животного( как зайчик, как петушок) . Подбор необходимых для развития сюжета игрушек и предметов, замещение недостающих игрушек или предметов другими. Отражение в игровом сюжете эпизодов знакомых стихотворений, сказок или мультфильмов. К концу 3- го года жизни выстраива ет цепочки из 2- 3 игровых действий, установление связи между действиями в игровом сюжете( сначала…- потом…) . Наблюдение за игровыми действиями других детей, спокойные игры рядом с другими детьми. Во втором полугодии кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками. Передача в движении образов зверей, птиц в играх- имитациях, участие в играх- имитациях, сопровождаемых текстом( «Котик и козлик», «Я люблю свою лошадку» и др. ) . В сюжетных играх использование построек( строим диванчик, кроватку для куклы и укладываем куклу спать) . Режиссерские игры Содержанием элементарных режиссерских игр становятся непосредственные впечатления от окружающей действительности( по улице едут машины и идут люди; мама укладывает дочку спать и накрывает одеялом и пр. ) . Разыгрывание сюжетов многократно повторяемых сказок и потешек. Сюжетная и предметная игра тесно переплетаются: ребёнок действует с шариками, бусинами как с предметами, закутывает их в платочек, качает, возит; шарики становятся птенчиками в гнездышке, и опять превращаются в шарики. По побуждению воспитателя сопровождение режиссерской игры игровыми репликами персонажей: «Ау, мама! Где моя мама? »; «Я спрятался, меня не видно! », сопровождение речью движений игрушек. Обыгрывание построек в режиссерской игре: поездка на «транспорте»; катание с горки( «Крепче куколка держись, покатилась с горки вниз») ; постройка из песка «будки» для собачки; прогулка игрушек по песочным дорожкам. Дидактические игры Игры с дидактическими игрушками — матрешками, башенками, предметами. Настольные игры с картинками, мозаика, кубики и пр. Ребенок учится принимать игровую задачу: разбирать и собирать игрушки в правильной последовательности( пирамидки, башенки, матрешки) ; называть цвет, форму, размер. Сравнение двух предметов, составление пар. Действия в соответствии с игровой задачей( положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому — маленькую) . Развитие умения разговаривать с воспитателем по ходу игры: о названии предмета, о его цвете, размере. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной деятельности- Способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально- положительное состояние детей. - Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности. - Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия( пожалеть, помочь, ласково обратиться) . - Формировать элементарные представления о людях( взрослые, дети) , об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях( радость, веселье, слезы) , о семье и детском саде. - Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение. Содержание образовательной деятельности Люди( взрослые и дети) . Узнавание имен мальчиков и девочек в группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых. Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов, обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках. Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью — детей и родителей. Узнавание членов семьи, название их, понимание заботы родителей о детях. Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентация в помещении группы. Понимание правила «можно», «нельзя». По показу и напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо», «пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя, действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх. Труд. Представление о простых предметах своей одежды( названия) , назначении их, способах надевания( колготок, маечек, футболок, штанишек) . Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что расширяет их кругозор. Называние определе нных действий, которые взрослый помогает ребенку выстроить в определенной последовательности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной деятельности- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом. - Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. - Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы. - Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов. - Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов, названий, свойств( цвет, ф орма, размер) и результатов сравнения по свойству( такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше) . Содержание образовательной деятельности Дети 2- 3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства- различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу( по цвету, форме, размеру) . Дети осваивают простейшие умения в различении пред метных эталонов( это, как мячик; как платочек) . Начинают пользоваться эталонами форм( шар, куб, круг) . Различают среди двух- трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий. Проявление интереса к количественной стороне множе ств пр едметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета. Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов- названий цвета, часто без соотнесения с данны м цветом. Освоение фигур( круг, к вадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест) , подбор по образцу, « опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине. В процессе ознакомления с природой малыши узнают: объекты и явления неживой природы, которые доступны ребенку для непосредственного восприятия. Знакомство с животными и растениями, которых можно встретить в ближайшем природном окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях. Общие представления о конкретном животном или растении, отдельных его частях, их характерных признаках, особенностях образа жизни. Освоение отдельных признаков конкретных животных и растений как живых организмов. Получение первичных представлений о себе через взаимодействие с природой. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной деятельности- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками; - Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения; - Развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность. - Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов- названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свой ств пр едмета( цвет, форма, размер, характер поверхности) . Содержание образовательной деятельности Связная речь. Понимание обращенной речи, сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее. Реагирование на обращение, используя доступные речевые средства, ответы на вопросы воспитателя используя фразовую речь или форму простого предложения. Отнесение к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимать ее содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и познания окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой речи к использованию в речи предложений разных типов, отражающих связи и зависимости объектов. В словарь входят: - названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; - названия некоторых трудовых действий и собственных действий; - имена близких людей, имена детей группы; - обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребенка взрослых и сверстников. Грамматическая правильность речи. Освоение большинства основных грамматических категорий: окончаний слов; уменьшительно- ласкательных суффиксов; явление словотворчества. Проявление способности выражать свои мысли посредством трех- четырехсловных предложений. Самостоятельная речь детей. Звуковая культура речи. Развитие звуковой культуры речи включает в себя три основных раздела: В звукопроизношении для детей характерна общая смягченность речи. В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек. В словопроизношение ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова. Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого. Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой( движениями) . Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных средств. Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной деятельности ‒ Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно. ‒ Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов( в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства) . ‒ Формировать умения создавать( в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу. ‒ Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов( их возможностей и правил использования) , поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно- моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения. ‒ Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать умение связывать движение с музыкой. Содержание образовательной деятельности Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети узнают их названия, функциональную направленность( что с ними можно делать: игрушки – играть, посуда – используется в процессе еды и приготовления пищи и т. п. ) . Восприятие, рассматривание разных образов: животных( лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п. ) , человека( барышни, няньки) . Соотнесение изображения с предметами окружающего мира. Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных промыслов. Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил использования книги. Познание того, что рисунки в книгах- иллюстрации созданы художниками. Учатся внимательно рассматривать изображение, слушать описание взрослого, соотносить изображенное с собственным опытом. Освоение детьми некоторых изобразительных материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого. В практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с ними, правил использования. В совместной с педагогом деятельности познание об элементах строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства, способы крепления. Освоение способов создания простых изображения: на основе готовых основ – нарисованных взрослым образов, линий, точек и отпечатков. Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание инструментальной музыки( небольшие пьесы для детей) в живом исполнении взрослым. Музыкально- ритмические движения дети воспроизводят по показу воспитател я- элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно- ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку. Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Задачи образовательной деятельности- Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям. - Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей. - Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада. - Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания. - Продолжать формирование умения ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры. Содержание образовательной деятельности Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазанья, катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих упражнениях. Освоение простейших общих для всех правил в подвижных играх. Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых им зверей, домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей. На 3 году жизни происходит освоение разнообразных физических упражнений, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил. По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя, активно включаться в подвижные игры. Участие в многообразных играх и игровых упражнениях, которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте скоростнос иловых, качеств и быстроты( особенно быстроты реакции) , а также – на развитие силы, координации движений. Упражнения в беге содействуют развитию общей выносливости. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. 1. 5 Возрастные и индивидуальные особенности детей первой младшей группы. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2, 5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей( через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно- действенное и наглядно- образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение( обмен положительными эмоциями) , и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К трем годам: ‒ ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчёски, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении ‒ владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек ‒ стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого ‒ проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им ‒ ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства ‒ у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения( бег, лазанье, перешагивание и пр. ) Содержательный раздел 2. 1 У чебный план реализации ООП ДО в 1- ой младшей группе по Программе Направления развития Виды детской деятельности Количество НОД в неделю Формы образовательной деятельности Физическое развитие Двигательная деятельность 10 мин. ( 2 игровые ситуации) Подвижные игры, игровые упражнения, физкульт урные занятия, спортивные игры Познавательное развитие Действия с предметами 10мин. ( 1 игровая ситуация) Б еседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, реализация проектов Ознакомление с окружающим 1 0 мин. ( 1 игровая ситуация) Дидактические и развива ющие игры, реализация проектов Речевое развитие Развитие речи 1 0 мин. ( 1 игровая ситуация) Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность в режимные моменты ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы Самообслуживание и элементарный бытовой труд не более 10 мин. ( согласно СанПин, п. 12. 22) поручения, игры, беседы Игровая деятельность в режимные моменты Сюжетно- ролевые, дидактические и др. Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность 10 мин( 2 игровые ситуации) Рисование, лепка. Проект. Конструирование 10 мин. ( 1 игровая ситуация) Конструирование из строительного материала Музыкальная деятельность 10 мин. ( 2 игровые ситуации) Слушание, исполнение, музыкально- подвижные игры, досуги, праздники и развлечения ИТОГО 10 2. 2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе Направления развития Методические пособия Наглядно- дидактические пособия Социально- коммуникативное развитие Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2- 3- х лет» «Уроки безопасности»- обучающие карточки, «Собери птичку» Познавательное развитие Л. Н. Павлова «Раннее детство: развитие речии мышления». Т. П. Высокова « Сенсорномоторное развитие детей раннего возраста» Т. В. Смирнова «Ребенок познает мир» « Что нас окружает»- познаем мир, «Фрукты и овощи» «Комнатные цветы» «Птицы», «Мебель» «Деревья» Речевое развитие Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в 1- ой младшей группе» по программе «Детство» «Давай расскажем», «Слово не воробей»- речевые игры и упражнения, «У солнышка в гостях»- пальчиковые игры, Художественно- эстетическое развитие Т. С. Комарова «Детское художественное творчество»; О. В. Павлова «Изобразительная деятельность»; О. Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 2- 7 лет» «Музыкальные инструменты»_ обучающие картинки Физическое развитие Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми» Набор спортивного инвентаря: мячи, обручи, кегли, массажный коврик, гимнастические палочки, гантели, дуги разного размера для пролазывания Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе Направление развития Формы реализации программы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность НОД В режимных моментах Социально- коммуникативное Игровые ситуации Экскурсии по участку Наблюдения на участке Ситуативный разговор Игры Чтение Самообслуживание Беседа Рассказ Проблемные ситуации Игры со сверстниками: с/ ролевые, д/ и, театрализованные самообслуживание Рассматривание иллюстраций Познавательное развитие Игровые ситуации Экскурсии по участку Наблюдения Игра- экспериментирование Развивающие игры Игры- экспериментирования Проблемные ситуации Игровые упражнения Проекты Беседа Рассказ Чтение Игры со строительным м а териалом Д/ и гры Продуктивная деятельность Рассматривание иллюстраций Игры с песком и водой Речевое развитие Игровые ситуации Обучающие игры с использованием предметов и игрушек Коммуникативные игры с включением малых фольклорных Беседы Хороводные игры. Пальчиковые игры. . Артикуляционная гимнастики. Речевые д/ игры. Чтение. Слушание, имитирование. Разучивание чистоговорок. Индивидуальная работа. Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром. Праздники и развлечения. Игры с предметами и сюжетными игрушками. совместные игры Сюжетно- ролевые игры. Д/ игры. Настольно- печатные игры. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Художественно- эстети ч еское развитие Музыкальные занятия Игровые ситуации Рассматривание. Чтение. Коллективная работа. . Беседа. Наб людение. Проблемные ситуации. Обсуждение. Проектная деятельность. Занимательные показы. Индивидуальная работа. Тематические праздники и развлечения. Игры со строительным м а териалом Сюжетно- ролевые игры. Наблюдение физическое развитие Физкультурные занятия в группе Занятия- развлечения Беседа, рассматривание иллюстраций. Комплексы закаливающих процедур. Дыхательная гимнастика. Физкультминутки Утренняя и бодрящая гимнастика, упражнения и подвижные игры, игры с правилами Самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, 2. 4 Взаимодействие с семьёй, с социумом. Дата Взаимодействие с семьёй Сентябрь 1. Родительское собрание на тему «Задачи обучения и воспитания детей на новый учебный год» 2. Беседа с психологом на тему «Кризис трех лет» 3. Обновление группового инвентаря, участка. 4. Беседа с родителями на тему «Адаптация» Октябрь 1. Консульт ация на тему «Чем и как занять ребенка дома » 2. Уборка участка совместно с родителями 3. Выставка рисунков на тему «Золотая осень» 4. Выставка фотографий к о дню пожилого человека Ноябрь 1. Консультация на тему «Как отвечать на детские воп росы? » 2. День открытых дверей 3. Беседа с родителями «Одежда детей в осенний период» 4, День добрых дел – совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. Декабрь 1. Совместная деятельность по подготовке к Новогодним праздникам. 2. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку 3. Беседа «Одежда детей в зимний период» 4. Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду». Январь 1. Родительское собрание на тему «Чему мы научились за четыре месяца» 2. Фотовыставка «Новогодние каникулы дома» 3. День добрых дел «Снежные постройки» Февраль 1. Консультация на тему «Какие игрушки нужны вашим детям» 2. Подготовка к оформлению «Огород на окне» 3. Совместная деятельность по изготовлению атрибутов в уголок двигательной деятельности. 4. Родительское собрание: «Речь младшего дошкольника». МАРТ 1. Консультация на тему «Можно ли обойтись без наказаний? » 2. Фотовыставка на тему «Папа, мама, я – любимая семья! » 3. Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя! » 4. Выставка рисунков для родителей «Весна красна» Апрель 1. Совместная деяте льность по оформлению участка, выставке «Самая красивая клумба» 2. Консультация учителя- логопеда на тему «Игры по развитию речи у детей» 3. День открытых дверей 4. Выставка рисунков для родителей «Весна красна» МАЙ 1. Родительское собрание на тему «Итоги года» 2. Совместная деятельность по подготовке участка к летнему периоду 2. 5 Перспективное планирование работы с детьми в группе СЕНТЯБРЬ НОД 1 неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами диагностика диагностика «Собираем петушка» «Собираем пирамидку» Ознакомление с окружающим «Наша группа» «Грибок» «Кукла Маша обедает» «Мишка» Развитие речи «Мохнатенькая – усатенькая» «Ходит по двору Петушок» «Ты, собачка, не лай» «Ранним- р ано по утру» Рисование «Вам, малыши, цветные карандаши» «Воздушные шарики для Мишутки» «Кисточка шагает: топ- топ- топ» «Осенние листья» Конструирование «Волшебные кирпичики» «Петушок и Машенька» «Машин двор на даче» «К Машеньке гости пришли» Лепка «Столбики для заборчика» «Орешки для Белочки» «Зернышки для птичек» «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем» физкультурное диагностика диагностика № 5- 6 стр. 37 № 7- 8 стр. 50 ОКТЯБРЬ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами «Огурчики и помидорчики» «Цветными колпачки» «Матрешки» «Волшебный фонарь» Ознакомление с окружающ им «Бабушка Арина в гостях у ребят» «В гостях у бабушки Арины» «Репка» «Дети в детском саду» Развитие речи «Падают- падают листья…» « Еду- еду на лошадке» « Чики- чики- чикалочки «Живёт в норке, грызет корки» Рисование «Дождик- дождик кап- кап- кап» «Машины едут по дороге» «Яблоки для ёжика» «Веселые Петрушки» Конструирование «Маша уезжает с дачи» «Машина улица» «Машина комната» «Дома на Машиной улице» Лепка «Морковки для зайчика» «Собираем яблоки в саду» ««Посадил дед репку» «Испечем баранки, калачи» Физкультурное НОЯБРЬ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами «Найди такую же» «Игрушки для Миши и Мишутки» «Соберем пирамидку» «Занимательная коробка» Ознакомление с окружающ им «Комната для кукол» «Куклы Маша и Андрюша» «Кукла Зоя ложится спать» «Колобок» РЕЧЬ «Я козочка Ме- ке- ке » «Кто душистый любит мед» «Спать пора» «Курочка Рябушечка » конструирование «Домик для Машиных игрушек» «Машин детский сад» «Маша гуляет по парку» «Первый снег» рисование «Кто живет в осеннем лесу? » «Украсим платье куклы» «Коврик для куклы» «Котята играют в клубочки» лепка «Построим избушку для зайчика» «День рождение куклы Кати» «Разноцветные колечки для пирамидки» «Колобок» Физкультурное Декабрь НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами «Найди предмет по картинке» «Цирковые собачки» «Пирамидки разного цвета» «Достань колечко» Ознакомление с окружающ им «Кукла Катя собирается на прогулку» «Как зовут твоих друзей? » «Кто живет в лесу? » «Зайки играют» Развитие речи «Уж ты, котя- коток » «У лесного родничка пили воду два бычка» « ХОЛОДНО» «Есть в лесу под елкой хата» Конструирование «Горка во дворе» «Делаем снежки» «Ёлочные гирлянды» «Ёлочные шарики» Рисование «Снег, снег кружится» «Веселый цирк» «Матрёшки идут на праздник» «Новогодняя ёлка» ЛЕПКА «Наша Маша маленькая» «Лепим пирожки, лепим булочки» «Нарядим ёлочку» « Зайки длинные ушки» физкультурное ЯНВАРЬ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами ДИАГНОСТИКА «Украшения для снеговика» «Я пеку всем друзьям по пирожку» «Чудесный мешочек» Ознакомление с окружающ им Диагностика «Петрушка и его друзья» «Еду, еду к бабе, деду» «Теремок» Развитие речи Диагностика «Маленькой елочке холодно зимой» «Баранки, калачи с пылу, с жару из печи» «Шла лисичка по мосту» Конструирование Диагностика «Снеговик» «Башенка с заборчиком» «Мостик для машин» Рисование Диагностика «В зимнем лесу» «Шарики – лошарики » «Петушо к- Золотой гребешок» ЛЕПКА Диагностика « Угадай кто к нам пришел? » «Зимние забавы» «Подарим игрушки Зайке и Мишке» Физкультура ФЕВРАЛЬ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами «Соберем матрешку» «Пирамидка с сюрпризом» «Цветные машинки» «Фигурные пирамидки» Ознакомление с окружающ им « Курочка- пеструшечка » «Кошка и собака» «Моряки и летчики» «Сорока, сорока» Развитие речи «Мчится поезд» « Диди- ладо- ладу шки » «Вечерняя песенка» «Поиграем» Конструирование «Маша едет на автобусе» «Маша и дружок гуляют по улице» «Подарок для папы» «Делаем самолетики» Рисование «Д орисуй картинки для Маши и Маринки» «Коврики для кошечки и собачки» «Праздничный салют» «Кормушка для птиц» ЛЕПКА «Наши четвероногие друзья» «Мисочка и блюдечко для кошечки и собачки» «Папин праздник»( аппликация) «Прилетели птички, прилетели невелички» Физкультурное МАРТ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Действия с предметами «Забавные ленточки» «Что потеряли котятки? » « Большой- поменьше- маленький » «Разрезные картинки» Ознакомление с окруж ающ им «Что подарим маме? » «Животные и их детеныши» «Козлятки и волк» «Как зовут лошадку? » Развитие речи «Мама дорогая крепко любит нас! » «Нос, умойся» «Что за зверушка- в еселая квакушка» «Птичий двор» Конструирование «Подарок для мамы» «Машенька в театре Петрушки» «Машенька в парке» «Подснежники» Рисование «Цветы для мамы» «Кошкин дом» «Рисунки для друзей» «Весна пришла! » ЛЕПКА « Оладушки для любимой мамочки» «Котятки играют в прятки» «Кошкин дворик» «В лесу расцвел подснежник»( аппликация) Физкультурное АПРЕЛЬ НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Ознакомление с окружающим «Весенние забавы» «Маша с друзьями обедает» «Вот и люди спят, вот и звери спят» «Как зовут лошадку» Действия с предметами «Пирамидки» «Верстачки и молоточки» «Расписные яички» «Чудесный мешочек» Развитие речи «Наши гуси у ручья» «Дождик песенку поет» «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок» «Длинное ухо и клубок – колючий бок» Конструирование «Башенка с домиком для птичек» «Воробушки купаются» «Машенька катается на лодочке» «Наш зеленый лук» Рисование «Звенит капель» «Солнышко – ведрышко» «Травка зеленеет» «Вырос наш зеленый лук» ЛЕПКА «Веселые воробушки- чив- чив- чив » «Дом веселого скворца»( аппликация) «Птичка поет, гнездышко вьет» «Лошадка: цок- цок- цок» Физкультурное М А Й НОД 1- ая неделя 2- ая неделя 3- ья неделя 4- ая неделя Ознакомление с окружающим «Жили- были у бабуси два веселых гуся» «На экскурсию в зоосад» «На чем люди ездят? » Диагностика Действия с предметами «Забавные лодочки» «Ловись, ловись, рыбка» «Летающие бабочки» Диагностика Развитие речи «От дома начинается, у дома и кончается» «Мой мишка» «Лейка, лейка, воды не жалейка» Диагностика Конструирование «Маша едет на дачу» «Наши одуванчики» «Машин двор на даче» Диагностика Рисование «Посадим деревца» «Одуванчик и- цветы, словно солнышко желты» «Божья коровка, черная головка» Диагностика ЛЕПКА «Два веселых гуся» «Улитка, улитка, покажи рожки» «Едем на дачу» Диагностика Физкультурное Организационный раздел Оформление предметно- пространственной среды. Предметно- пространственная среда в группе создает условия для познавательной, творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительног о процесса. Предметно- пространственная среда эстетична, гармонична, доступна, оформлена с учетом потребностей и интересов детей. Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с раздевалки- это помещение перед групповой комнатой. В раздевалке находится: - стенд детских работ( рисунки, поделки и т. д. ) , - родительский уголок – «Информация для родителей », а также папки- передвижки с консультациями для родителей. - «Наш зимний сад»- на подоконнике и на шкафчиках стоят разного вида комнатные растения, за которыми бережно ухаживают дети. При создании развивающего пространства в группе учитывается ведущая роль игровой деятельности. Особое внимание уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в развитие личностных качеств дошкольников. В группе расположены игровые уголки для девочек и мальчиков: «Семья», «Аптека», «Парикмахерская », «Кухня», «Больница», «Гараж»; - уголок настольно- печатных игр: парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов; - уголок природы – совмещен с уголком экспериментирования. Здесь дети не только учатся наблюдать за изменениями погоды, но и проводят опыты, экспериментируют. Зимой мы вместе с детьми выращиваем лук, укроп, редис и кон е чно же расс аду, для будущего огорода. Дети проводят вместе с воспитателем наблюдения за ростом растений, помогают за ними ухаживать: поливать, рыхлить, протирать пыль с листьев. - «Уголок ИЗО »- ранний возраст наиболее благоприятен для развития изодеятельности. Поэтому в уголке изодеятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандаш ей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Изобразительная деятельно сть доставляет ребенку радость, он с интересом видит, как на чистом листе бумаги появляются линии, пятна, очертания простейших форм. - «Книжки в гости к нам пришли »- главным стимулом для привития детям любви к художественному слову, уважения к книге, развития стремления общаться с ней является книжный уголок. - «Уголок по сенсорному развитию»- способствует развитию познавательной активной деятельности детей, обогащает их представления об окружающих предметах и явлениях, учит выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; – «Уголок по развитию речи»- т. к. развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. - «Уголок ряженья»- На третьем году жизни речевое развитие происходит в процессе предметной, п ознавательной деятельности, игр, общения. Детям очень нравится играть в сюжетно- ролевые игры, наряжаться в наряды, Они учатся строить отношения, находить выход, из каких- то проблемных ситуаций, договариваться о сюжете игры. - «Музыкально – театральный уголок»- д ет и в восторге от нашего уголка, з десь есть музыкальные инструменты, которые достав ляют им много радостных минут. И, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен: - настольный театр, куколь ный, пальчиковый, театр из брос ового материала, фланеллеграф. Встреча с куклой помогает дошколятам расслабиться, создать радостную атмосферу. – уголок по физическому развитию «СПОРТЛАНДИЯ»- потребность в движении является важной задачей при организации предметн о- развивающей среды. Здесь есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия для утренней и бодрящей гимнастик и. Режим дня № п/ п Вид деятельности Время 1. Прием детей, самостоятельная деятельность. Прогулка. 7. 30- 8. 30 2. Совместная деятельность: Утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, дежурство. 8. 30- 8. 45 3. Совместная деятельность: подготовка к завтраку, завтрак. 8. 45- 9. 30 4. Непосредственно образовательная деятельность( в соответствии с расписанием ДОУ) . 9. 30- 9. 40( 10) 9. 50- 10. 00 5. Совместная деятельность. 10. 00- 10. 30 6. Второй завтрак. 10. 30- 10. 45 7. По дготовка к прогулке, прогулка( в соответствии с расписанием ДОУ) . 10. 45- 11. 30 8. Возвращение с прогулки, самостоятельная игровая деятельность. 11. 30- 12. 00 9. Обед. 12. 00- 12. 30 10. Подготовка ко сну, сон. 12. 30- 15. 00 11. Совместная деятельность( постепенный подъем, оздоровительные мероприятия, игры, чтение худ. л ит- ры) . 15. 00- 15. 45 12. Подготовка к полднику, полдник. 15. 45- 16. 00 13. Совместная деятельность( игры, чтение художественной литературы) . 16. 00- 16. 30 14. Подготовка к прогулке, прогулка. Уход домой. 16. 30- 18. 00 Структура непосредственно образовательной деятельности № п/ п Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю 1. Двигательная деятельность 2 занятия физической культурой 2. Коммуникативная деятельность: Развитие речи 1образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 3. Познавательно- исследовательская деятельность: Ознакомление с окружающим Действия с предметами 1 образовательная ситуация 1 образовательная ситуация 4. Изобразительная деятельность( рисование, лепка) и конструирование 3 образовательные ситуации 5. Музыкальная деятельность 2 образовательные ситуации 6. Всего в неделю 10 Продолжительность непрерывной непосредственно образова тельной деятельности не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводим физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности 10 минут. Расписание непосредственно образовательной деятельности День недели Вид деятельности Время проведения Понедельник 1. Развитие речи 2. Музыкальное развитие 9. 45- 9. 55 10. 05- 10. 15 Вторник 1. Лепка 2. Физкультура 9. 30- 9. 40 9. 50- 10. 00 Среда 1. Ознакомление с окружающим 2. Музыкальное развитие 9. 45- 9. 55 10. 05- 10. 15 Четверг 1. Конструирование 2. Физкультура 9. 30- 9. 40 9. 50- 10- 00 Пятница 1. Действия с предметами 2. Рисование 9. 30- 9. 40 9. 50- 10. 00 Двигательный режим № п/ п Формы организации Физкультурно- оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада 1. Утренняя гимнастика Ежедневно 4- 5 минут 2. Физкультминутки Ежедневно по мере необходимости( до 3- х минут) 3. Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 6- 10 минут 4. Физкультурные занятия 2 раза в неделю по 10 минут 5. Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя( продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка) 6. Физкультурные досуги и развлечения раз в квартал 3. 6 Схема закаливания детей. № п/ п Формы организации В иды оздоровительной деятельности Сроки проведения 1. Воздушные ванны после сна, на физкультурных занятиях Ежедневно 2 раза в неделю 2. Умывание рук прохладной водой перед приемом пищи и после каждого загрязнения Ежедневно 3. Полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры( прохладной) Ежедневно 4. Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой( время увеличивается постепенно) Ежедневно 5. Сквозное проветривание помещений группы в то время, когда дети находятся на прогулке Ежедневно 6. Прогулка: утренняя, дневная, вечерняя Дневная прогулка ежедневно, утренняя и вечерняя в теплое время года