Общение детей со взрослыми и детьми
Документы для скачивания
Воспитание ребенка в общении со взрослыми и сверстниками Проблема Воспитательная задача Коррекционная помощь педагога Ребенок не может запомнить свое имя, фамилию Воспитывать уважение к самому себе* Для запоминания своего имени ре бенку следует объяснить его значение, какими чертами характера обладают люди стаким именем. * Игровая ситуация: Ребята пришли в школу, учитель спрашивает их фами лию, имя. Какие чувства будут испыты вать дети, которые не ответят на этот вопрос? Ате, кто ответит? Ребенок не знает свой адрес Воспитывать уверенность в самом себе, умение рассказывать элементарные сведения о себе* Игровая ситуация: Если дети потеря лись в городе, можно ли добраться до дома, не зная своего адреса? * На карточке написать печатными бук вами адрес ребенка, стараться запом нить зрительно и на слух. Ребенок не запоминает имя и отчество своих родителей Воспитание уважительного отношения к родителям* Игровая ситуация: Мы пришли в гости к Катиной маме, Ирине Владимировне. Она угостила нас вкусным пирогом. Как мы поблагодарим Катину маму? { Ирина Владимировна, спасибо вам за пирог) Ребенок не умеет мечтать о своей будущей социальной роли Воспитание чувства уверенности в будущем* Игровая ситуация: Приходит волшеб ник и превращает ребенка в доктора или шофера, рассказывает, какие дей ствия надо выполнять. Желает успеха. Ребенок не желает содержать свои вещи в чистоте и порядке, быть аккуратным, чистым Воспитывать опрятность, аккуратность, умение видеть и исправлять недостатки* Чтение: « Мойдодыр », «Маша растеряша»* Прилетает Карлсон, хвалит всех детей за порядок и аккуратность. Помогает ребенку исправить недостатки. Нравится ли тебе порядок? Расскажи ребятам, как ты научился складывать вещи и умываться. Карлсон прилетает несколько раз, проверяет за крепление навыков Ребенок не умеетдружно играть и трудиться с другими ребятами Воспитывать доб рожелательное от ношение к друзь ям, умение считать ся с чужим мнени ем, согласовывать свои действия с действиями других* Ситуация: Двое детей играют снача ла дружно, потом ссорятся. Что ты по советуешь ребятам? * Ситуация: Дети строят дома из песка. Один мальчик подходит и ломает его. Какие чув ства испытывают дети, которые строили? Какие чувства испытывает мальчик, кото рый ломал? Каким бы ты хотел быть? Ребенок не хочет видеть своих ошибок в общении со сверстниками Воспитывать тер пение, уважи тельное и спра ведливое отноше ние к друзьям* Блок карточек, на которых изображены поступки детей: плохие и хорошие. Как бы ты поступил в данной ситуации. Каких друзей ты хотел бы иметь? А ты хочешь быть таким? Ребенок не соблюдает правил культуры поведения в общении с деть ми Воспитывать со знательность, умение осознан но относиться к социальным нор мам поведения* Буратино похитили Кот Базилио и Лиса- Алиса. Чтобы его спасти, ребенок должен пройти по дороге «некрасивых» поступков. И «некрасивые» поступки исправить на добрые и справедливые. Ребенок остается равнодушным кэмоцио- нальным состояниям окружающих Воспитывать чуткость, милосердие, умение сопереживать* Пиктограммы «Угадай эмоции»* По фотографиям догадаться, что чувству ет ребенок? Что могло случиться? Как бы ты помог ему? Что бы ты сказал? Ребенок не знает социальных ролей членов семьи Воспитывать уважение к труду взрослых* Сюжетно- ролевая игра «Семья»* Чтение худ. л итературы* Рассказы детей из личного опыта: Что умеют делать мамы и папы? За что я люб лю маму и папу? Ребенок не желает мириться с друзьями Воспитывать чув ство милосердия, умение прощать друг другу обиды, стремление к поло- жител ьн ы м спосо бам решения конф ликтных ситуаций* Игра «Мирись, мирись»* Ситуация: «Поссорились- помири лись. . . »( каждый ребенок в роли обидчи ка и обиженного) . Какие чувства испыты вает обидчик? Какие чувства испытывает обиженный? Как помочь друзьям? Кто должен первым пойти на примирение? Ка кие чувства испытывает тот, кто мирится?
Общение ребенка с детьми Дети разного возраста Иметь представление о детях разного возраста( малыш дошкольник, школьник) , о некоторые характерных осо бенностях их внешности, одежды, любимых занятиях. Уметь по набору предметов сделать умозаключение I отом, детям какого возраста и пола они нужны( школь ные принадлежности, игрушки, вещи ит. д. ) . Понимать, что самые младшие дети, младшие братья и сестры нуждаются в заботе и внимании старших детей. Про являть по отношению к малышам и сверстникам доб рожелательность, внимание, готовность к взаимопо мощи, сотрудничеству. Знать, в чем конкретно может I проявиться внимание и забота старших детей о малы шах( в помощи, в обучении тем умениям, которые ос воили старшие дети, в напоминании малышам, как' себя вести, в положительных примерах старших де тей, желании развлечь малышей, доставить им ра дость) . Дети разных национальностей Иметь представление о жизни детей в других странах, об играх, любимых занятиях детей разных народов. Понимать, что везде дети уважают старших, любят сво их родителей, опекают малышей, защищают слабых, оберегают природу, мечтают о мире. Проявлять инте- 1 рее к событиям жизни детей разных стран. Уметь на I картинках различать детей разных национальностей. Задавать вопросы о жизни детей в других странах, об! их занятиях, играх, любимых сказках, стихах, песнях, фильмах. Сравнивать игры, сказки детей разных стран, находить черты сходства и различия( образы, сюжеты, действия) . Эмоциональное состояние детей Представлять внешнее выражение в мимике, пантоми мике, действиях, интонации речи различных эмоцио нальных состояний сверстников: радости, огорчения, удивления, обиды, доброты, нежности, сочувствия, вос хищения. Представлять некоторые особенности харак тера поведения других детей в группе; учитывать настро ение сверстника в общении с ним( успокоить обижен ного, развеселить скучающего, разделить радость, вы разить восхищение, защитить, поддержать) . Понимать, что нельзя смеяться над недостатками внешности дру гих детей, дразнить, давать прозвища, недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему ре бенку, к несправедливости по отношению к слабому. Уметь «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса в жизни, на картинках, в скульптурном изображении. Уметь высказать свое мне ние о причинах того или иного эмоционального состоя ния сверстника( почему оно возникло, как его поддер жать или изменить, что сделать, чтобы все уладилось) . Культура поведения в общении Хорошо представлять правила культурного поведения в группе, среди детей( быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь науч ить другого тому, что умееш ь са м, и грать друж но, быть справедливым) . Понимать, почему надо выпол нять правила, их гуманистический смысл. Представлять возможные негативные последствия для других своих неосторожных действий( толкнул, напугал, бросил кам нем, песком и пр. ) . Понимать, что дружеские отношения сверстников зависят оттого, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собе седником и партнером в игре, понимать, что чем больше дети знают и умеют, тем интереснее и веселее их жизнь в д/ саду. Проявлять интерес к правилам поведения, вы ражать свое отношение к поступкам сверстников, геро ев литературных произведений. Уметь оценить поведе ние сверстника через сравнение его поступка с поступ ками и чертами личности литературных героев( Бурати- но, Чиполлино и т. д. ) . С помощью воспитателя и самосто ятельно уметь объединяться в общей деятельности( в игре, втруде) , определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями свер стников, оценивать результаты и характер взаимоотно шений в общей деятельности. Проявлять организован ность, действовать согласованно вместе с другими деть ми. Знать конкретные способы распределения ролей, иг ровых материалов( считалки, жеребьевки, очередность, договоренность) . Соблюдать установленный порядок, со гласовывать свою активность с ситуацией. Не шуметь, когда все спят, соблюдать очередность, учитывать права других детей. Проявлять ответственность: насорил- убе ри, толкнул друга- извинись. Высказывать свое мне ние, вносить предложения.
Общение ребенка со взрослыми Возрастные отличия Представлять общий ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, мо лодой человек, пожилой человек. Уметь различать людей по картинке, фото, рисунку, скульптуре, по описанию. Половые различия Различать девочку и мальчика, мужчину и женщину по внешним признакам( черты лица, одежда, при ческа, обувь, голос) ; по поведению, чертам характе ра( мужские- мужественность, сила, смелость и т. д. , женские- нежность, ласка, доброта и т. д. ) . Многообразие социальных ролей Понимать многообразие социальных ролей, вы полняемых взрослыми: женщина дома- любящая мать, на работе- умелая труженица( врач, учитель, портниха и т. д. ) , в свободное время- спортсмен ка, туристка, художник, в пути- пассажирка, в по ликлинике- пациент, в магазине- покупатель, в парикмахерской- клиент и т. д. Природа мира Знать, что на Земле живут представители белой, черной, желтой рас. Узнавать их по внешнему виду, национальной одежде, языку. Знать народ ные песни, традиции, национальную кухню, про мыслы и т. д. Интересоваться прошлым, настоя щим и будущим людей на Земле, мечтать о добрых делах для всех народов( избавить всехлюдей от болезней, голода, войны и т. д. ) . Уважать все на роды и их традиции. Представление о семье Иметь представление о семье, семейных и род ственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Поддержка родственных связей( переписка, разговоры поте- лефону, посещение) . Как проявляется забота, лю бовь, уважение друг к другу. Знать семейные тра диции своей семьи( любимые занятия) . Понимать, как образуется «взрослое» имя и отчество, знать свое полное имя и отчество. Знать ласковые сло ва: «бабуля», «мамочка». Интересоваться здоровь ем, самочувствием, делами близких в семье. Рас сказывать членам семьи о своих делах, проблемах, событиях, радостях, горестях. Культура поведения с близкими и взрослыми Уметь самостоятельно выбирать линию поведения по отношению к людям разного возраста. Проявлять уважение к старшим: пропустить в дверях, предло жить сесть, поднять оброненный предмет, помочь до нести тяжелую вещь, не мешать взрослым работать, выполнять поручения, исправляться, если было сде лано замечание, проявлять вежливостьк старшим, называть их по имени- отчеству и на «Вы», смотреть на собеседника, говорить приветливо, внятно, не пе ребивать в разговоре старших, самостоятельно здо роваться, прощаться, благодарить, просить извине ния, обращаться вежливо с просьбой и т. д. Культура поведения в общественных местах Осваивать культуру поведения в общественных мес тах, в транспорте, в библиотеке; на улице, в театре, в школе, в детском саду, в поликлинике, в магазине, на отдыхе( в лесу, на речке, в парке) , знать способы обра щения к незнакомым людям, уметь общаться по теле фону со знакомыми и незнакомыми. Язык чувств Знать, что взрослые испытывают разные эмоциональ ные и физические состояния. Это проявляется в осо бенностях мимики, ж естов, действий, интонации голо са( радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение) . Понимать связь между поясне нием детей и соответствием чу вств взр ослых( «Маму обрадовало, что я. . . », «Папа рассердился, потому что я. . . ») . Уметь узнавать эмоциональное состояние близ ких людей. Понимать сравнения человеческого на строения и музыки, природы( печаль человека и пе чаль поздней осени) . Угадывать настроение с помощью художественных средст в( цвет, композиция, темп ит. д. )
Развитие произвольности поведения детей В двигательной сфере В эмоциональной сфере В сфере общения В поведении Умение произ вольно направ лять свое внима ние на мышцы, участвующие в движении. Умение разли чать и сравнивать мышечные ощу щения. Умение опреде лять соответству- ющий характер ощущений( напря жение- расслаб ление, тяжесть- л егкость и др. ) , ха рактер движений, сопровождающих эти ощущения( сила- слабость, резкость- плав- ность, темп, ритм) . Умение менять характер движе ний, опираясь на контроль своих ощущений. Умение ребенка произвольно на правлять свое внимание на эмо циональные ощу щения, которые он испытывает. • Умение разли чать и сравнивать эмоциональные ощущения, опре делять их харак тер( приятно, не приятно, беспо койно, удивитель но, страшно. . . ) •Умение одновре менно направлять свое внимание на мышечные ощуще ния и на экспрес сивные движения, сопровождающие любые собствен ные эмоции и эмо ции, которые испы тывают окружаю щие. • Умени е« воспро изводить » произ вольно и подража тельно или по за данному образцу • Умение улавли вать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния. • Сопереживать( т. е. принимать позицию партне ра по общению и полноценно про живать- прочув ствовать его эм о- циональное со стояние) . •Умение отвечать адекватными чув ствами( т. е. в от вет на эмоцио нальное состоя ние товарища проявить такие чувства, которые принесутудовле т- ворение участни кам общения) . Умение опреде лять конкретные цели своих поступ ков. Умение искать и находить, выби рая из множества вариантов, сред ства достижения этих целей. Умение прове рять эффектив ность выбранных путей; действия ми, ошибаясь и исправляя ошиб ки, опытом чувств или прошлых ана логичных ситуа ций. Умение предви деть конечный ре- зультат своих действий и поступ ков. •Умение брать на себя ответствен ность.
Общение детей в игровой деятельности Компоненты ифы 1этап II этап III этап IV этап Замысел игры, постановка игровых целей и задач Обычно начинают иг рать, не задумываясь. Выбор игры определя ется попавшей на гла за игрушкой, подра жанием другим детям. Цель возникает в про цессе игры. Дети начи нают ставить цель сна чала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. Начина ют готовить условия для игры, обозначают замысел. Самостоятельно ста вят игровые задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг дру га, поэтому взрослый помогает словесно обозначить игровую задачу. Воплощение замыс ла в игре происходит путем решения не скольких игровых за дач. Усложняется способ их решения. Как правило, дети сами договариваются перед началом игры. Замыслы игр более ус тойчивые, развиваю щиеся. Дети совместно обсуждают замысел игр, учитывают точку зрения партнера, дос тигают общего реше ния. Появляется дли тельная перспектива игры, что говорит о вы соком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети наме чают общий план, вклю чают новые идеи и об разы. Содержание игр Основноесодержание игры- действие с предметами. Научив шись действовать с предметами, дети пе реходят к отображе нию простейших взаи моотношений между персонами Сюжетно- отобрази- тельная игра перехо дит в сюжетно- роле- вую. В игре дети отра жают не только на значение предметов, но и взаимоотноше ния взрослых Содержанием стано вится отражение раз нообразных взаимо отношений взрослых. Значение действий с орудиями, предмета ми отодвигается на второй план В игре дети создают модели разнообраз ных взаимоотношений междулюдьми Сюжет игры Сюжеты по преимуще ству бытовые. Они не многочисленны, одно образны, неустойчи вы. Начинают объеди няться в игры два- три человека, объединяют в игре два- три хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок. Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее ста тичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты развернуты и разнообразны. П о являются обществен ные сюжеты. В играх дети комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Совершенствуются умения совместно строить, твор чески развивать сюжеты игр. Больше узнают о том, во что они играют. Значи тельное место в играх зани мают этюды из сказок, об щественные сюжеты; зна ния, почерпнутые из наблю дений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Выполнение роли и взаимодей ствие детей в игре Обозначают роль сло вом, появляются осно вания для содержа тельного ролевого об щения, разговаривают с игроками как с парт нерами по игре. Роль партнеров переносит ся на сверстников, ко торые понимают смысл воображаемых дей ствий, значение пред метов- заместителей. Играют вдвоем. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. С интере сом воспроизводит ролевые действия, эмоционально пере дает ролевое пове дение. Развивается ролевой диалог. Тя готеют к совмест ным играм со свер стниками. Активно включаются в игры других детей. Сна чала их объединение носит кратковремен ный характер, затем становится длитель ным Закрепляются новые формы общения через роли: ролевое взаимо действие, ролевой ди алог. Дети передают характерные особен ности персонажа игры спомощьюсредств вы разительности( дви жения, мимика, жес ты, интонация) . Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитают играть вместе, т. к. им легко уда ются взаимодействия в игре, самостоятельное распределение ролей, реализация замысла Ролевое взаимодействие содержательно, разнооб разны используемые деть ми средства выразительно сти, речь занимает все больше места в реализации роли. Она не только обозна чается словом, но через речь раскрывается сущ ность ролевых отношений. У детей насчитывается 7 ро лей в играх, из них 2- лю бимые. Игровые действия, игровые предметы Дети принимают от взрос лого и выполняют дей ствия с предметами- за местителями. Восприни мают воображаемую си туацию, играют с вообра жаемыми предметами, им становится доступна условность игры( «это по нарошку ») . Дети перехо дят к обобщенным дей ствиям. В совместных иг рах они сначала выпол няют одинаковые дей ствия, функции играю щих разделяются. Появ ляются первые подлинно коллективные игры. Хорошо изображают действия сюжетно- об- разными игрушками, начинают свободно при менять в игре предме ты- заместители. Приду мывают разнообразные замещения, изменяют первоначальное и игро вое назначение пред мета. Избирательно от носятся к предметам- заместителям, часто предлагают свой вари ант сверстникам. Дети заменяют недостающие тематические игрушки другими предметами. Дети самостоятельно выбирают предметы- заместители. Совер шенствуются способы действий с предмета ми. Хорошо освоены предметно- игровые действия, свободно иг рают с игрушками, предметами- замести телями, воображаемы ми предметами, л егко дают им словесные обозначения. Игровые дейст вия часто заменя ются словом. Дети осуществляют иг ровое действие с предметами- за местителями, иг рушками, собст венными само делками. Широко используют в игре подсобный мате риал. Походу игры они подбирают или заменяют не обходимые пред меты.