Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ № 54 Столыпиной Елены Юрьевны Не ошибусь, если скажу, что з абота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста. Каждый человек, родившись, получает от матушки- природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. 3790950 Некоторые педагоги считают, что голос способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В. М. Бехтерёв, И. П. Павлов. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Новизна здоровьесберегающих технологий заключается в использовании этих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности. Цель ю использования здоровьесберегающих технологий, включен ных в процесс работы над песней является; укрепление физического здоровья дошкольников; выявление и развитие певческих навыков. Задачи: Развивать певческие навыки у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей. Повысить с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивные возможности детского организма( активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям) . В основе обучения детей пению я использую следующие общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, доступности, постепенности, последовательности и систематичности, наглядности, сознательности, прочности. Все эти принципы мы выполня ем постоянно и одновременно. При обучении детей пению, я развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. 379095814705 Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. К ак педагог я стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Громкий крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. В работе с семьями обучающихся я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата. Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша. 3790951905 На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание. Здоровьесберегающие технологии позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, это предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей. Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение простейшим массажным приемам я провожу в игре. Цель – обучение детей по средствам правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела. При проведении массажа считаю важным научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. 160020267970 Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности. Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят ь детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга. Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п. Считаем необходимым проводить на занятии а ртикуляционн ую гимнастик у для выработк и качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовки к правильному произношению фонем. Задачи артикуляционной гимнастики: формировать артикуляцию различных звуков; закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах; совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ; увеличить объем слуховой памяти и внимания; учить выделять сильные доли в цепочке слогов; развивать музыкальную память, запоминания текста песен; совершенствовать дикцию; развивать чувство ритма; пространственную ориентировку. с овершенствовать Вам знакомо, что а ртикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На св оих музыкальных занятиях я прово жу упражнения под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно- голосовыми упражнениями. Считаю, что а ртикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3- х минут перед пением. Упражнения мы выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки н аходятся в спокойном положении. В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка. На музыкальных занятиях я провожу артикуляционную гимнастику эмоционально, в игровой форме. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова. В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание. Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных. . Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях: Укреплять физиологическое дыхание детей( без речи) . Формировать правильное речевое дыхание( короткий вдох – длинный выдох) . Тренировать силу вдоха и выдоха. Развивать продолжительный вдох. Принимая во внимание о собенность работы над дыханием, мы под контролем постепенно и индивидуаль но увелич иваем нагруз ку. Часть упражнений выполняе м под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнений сначала показыва ем его с пояснениями, затем предлага ем детям повторить упражнение вместе, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала на занятиях использу ем сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает. Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. На музыкальных занятиях наряду с разработками Б. Толкачева и К. Бутейко возможно использование несложных упражнений А. Н. Стрельниковой. Осуществляя работу по распеванию мы, прежде всего готовим голосовые связ ки к пению и упражнени ю в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни- распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Задачи по распеванию: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению. Валеологические песни- распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению Все эти песенки- упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т. д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “ Потешки ”. О высоком уровне развития певческих способностей свидетельствуют результаты диаг ностики проведенной в конце 2015 – 2016 учебного года в сравнении с 20 14 – 201 5 годом Таким образом, вокальные упражнения позволяют до стичь положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение. Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на музыкальных занятиях, перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Дети стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурса х.