a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступления доклады

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-02-21 21:02:51

МБДОУ ДСКВ № 67 « Лесная сказка» ВЫСТУПЛЕНИЕ на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ « Внедрение ЛЕГО- конструирования в образовательный процесс ДОУ » Воспитатель: Грибач Елена Ивановна г. Нижневартовск 2013г. Введение" Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: • развивающего образования; • научной обоснованности и практической применимости; • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; • интеграции образовательных областей; • решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей; • учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры. Пред ставляется возможным дополнить сложившуюся в ДОУ модель воспитательно- о бразовательной работы, включив в нее ЛЕГО- технологии. В педагогике Лего- технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. . LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно- игровую среду обучения и развития ребёнка. Всё больше и больше новых познавательных интересов у детей за последнее время. Один из них – ЛЕГО- конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Чем занимаются дошкольники в кружке по ЛЕГО- конструированию: играют или учатся? И каковы другие области применения ЛЕГО в дошкольной жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы Игра – важнейший спутник детства Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают- и так исследуют мир вокруг. Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равно й степени, и голову, и руки. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу в обучении. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Использование технологии ЛЕГО конструирования позволяет решать следующие задачи: - Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно- техническое творчество; тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук; - Развивать интеллектуальные качества: воображение, внимание, зрительную; память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки способность предвидеть результаты своих действий. - Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Обеспечить дальнейшее развитие детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности. LEGO конструирование может быть включено в регламент образовател ьной деятельности детского сада и реализовано в рамках образовательной области «Познание», раздела «Конструирование», реализуемой ДОУ, и базировать ся на методических разработках Комаровой Л. Г. «Строим из LEGO. Рекомендации предполагают проведение непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО- конструированию, а также интеграцию содержания с другими образовательными областями и блоки «Совместная деятельность детей с педагогом», «Самостоятельная деятельность детей». Совместная деятельность педагога с детьми включает: Индивидуальные с ребенком игры, подгрупповые, дидактические игры, органи зацию развлечений, досугов. В самостоятельной деятельности детей имеет место коллективная спонтанная игра, конструирование по замыслу, схемам, чертежам Непосредственно образовательная деятельность проводится в первую половину дня, ее продолжительность соответствует требованиям п. 12. 11 СанПиН и составляет: - в средней группе – не более 20 минут, - в старшей группе – не более 25 минут, в подготовительной к школе группе – не более 30 минут. В процессе игры с конструктором ребенок развивает: • Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать • Концентрацию внимания • Мелкую моторику • Умение следовать образцу • Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек • Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий • ЛЕГО конструирование способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры создает основу формированию учебных навыков Одним из важнейших условий реализации ЛЕГО технологии является создание развивающей среды. Она представлена ЛЕГО- уголками в каждой возрастной группе. Методический комплекс может быть рассчитан на освоение дошкольниками LEGO технологии на протяжении пребывания их в детском саду с 3 до 7 лет. У никальность ЛЕГО технологии заключается в адаптации компьютерных сред: LEGO WeDO, ROBOLAB для детей старшего дошкольного возраста. Материально- техническое оснащение комплекса включает: Компьютер стандартной комплектации( колонки, микрофон, желательно наличие интерактивной приставки MIMIO Интернет Программное обеспечение: Macromedia Flash, Smart, Microsoft Office Power Point Методическое обеспечение ЛЕГО технологии предполагает подготовку педагогов. Необходимо проведение обучающих семинаров для педагогов. Педагогам необходимо ознакомиться с разнообразием конструкторов ЛЕГО, изучить литературу по теме, методические рекомендации по организации работы с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной группы, проанализировать возможности предметно- развивающей среды для создания уго лков ЛЕГО в группах, обеспечить достаточное количество с оответствующего возрасту конструктора. Необходимо о пределить уровень готовности педагогов в работе с семьей и детьми, выяснить отношение родителей к проблеме ЛЕГО- конструирования дошкольников, провести диагностику уровня развития детей по ЛЕГО- конструированию. Затем планировать цели и задачи деятельности, Учитывая методические рекомендации по организ ации работы с детьми, составляется перспективное планирование по ЛЕГО- конструированию, картотека построек, готовятся схемы- образцы построек. Для отслеживания эффективности использования Лего- конструирования как средства развития творческих способностей детей на различных этапах( в начале и конце учебного года) нужно разработать методику диагностики конструктивной ЛЕГО деятельности, разработать критерии и определить параметры по уровням развития конструктивной деятельности. В процессе диагностики обследовать технические возможности детей, эмоционально- личн остное отношение к данной деятельности. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к ЛЕГО- конструктору, развития мышления необходимо создание развивающей среды: - картотеки игр; - схем – образцов построек- создание фото- картотеки Для успешного проведения деятельности с Лего- конструктором рекомендуется создать определенные условия: - с формировать группы детей по 8- 10 человек; - организовать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали; - осуществить подробное знакомство детей с деталями конструктора и их использованием, с образцами построек- специально подобрать музыку для сопровождения продуктивной деятельности; - обеспечивать сохранность построек на некоторое время. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и осознать свое место в этом мире. Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам. Работа с Лего- деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из Лего, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, Лего –конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры. . Принцип интеграции реализуется в конструктивной деятельности, в том числе при использовании конструктора ЛЕГО. Занятия Лего- конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций. На занятия х по Лего- конструированию дети: получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии; расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте; развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности; развивают пространственное воображение; развивают творческие способности, эстетическое восприятие; развивают логическое и аналитическое мышление( умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое) ; занятия по Лего- конструированию учат детей работать в коллективе и находить совместное решение задач На занятиях дети знакомятся с основными видами конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить( например, изображение или схема дома) . При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать( например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим) . Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: с этапа знакомства с конструктором ЛЕГО. Д етям вторых младших групп можно предложить конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, с пособами скрепления кирпичиков. Затем организуются непосредственно образовательная деятельность с детьми, о сновой которых является сказка. К концу года дети могут построить простую конструкцию, с оотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В средней группе( с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с кон структором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором LEGO D АСТА. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимуще ственная форма работы — это кон струирование по замыслу. Дети сво бодно экспериментируют со строи тельным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается. 2 этап – В старшей группе LEGO конструирование с использованием информационно- коммуникативных технологий( программа LEGO Digital Designer) может реализовано в рамках вариативной части общ еобразовательной программы ДОУ. Дети не только закрепляют приобретенные навыки работы с конструктором LEGO D АСТА, но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO Digital Designer. LEGO Digital Designer- программа представляющая собой виртуальный конструктор LEGO, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D- модели. Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотра. Важным является тот факт, что в процессе виртуального конструирования у дошк ольников формируются навыки компьютерной грамотности; навыки и умения, необходимые в работе с различными видами цифрового оборудования( компьютером, интерактивно й приставкой MIMIO, диктофоном. В старшей группе приемы организации детской деятельности самые разнообразные: конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения, использовать при этом подвижные, крутящиеся детали, конструировать во фронтальной плоскости, формирует навыки работы с партнёром и в коллективе. 3 этап – LEGO конструирование с использованием робототехники. Возрастная категория: с 6 до 7 лет Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO WeDO, ROBOLAB предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. В подготовительной группе главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные приемы, используемые в работе с детьми – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу. Методические приёмы определяются психическими особенностями, уровнем развития речи детей. Они направлены на развитие восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности. . В работе используются следующие м етоды и приемы: Обследование Лего- деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов( зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения п ространственных соотношений между ними( на, под, слева, справа) , восприятия целостности постройки из Лего – деталей. Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления. Предъявление речевого образца. Педагог должен предъявить детям образцы высказываний. Выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятия сначала формулируются воспитателем, а потом – детьми. Использование словесного объяснения, просьбы, поручения. Показ картинок с изображением Лего- деталей и предметов окружающего мира. Проведение бесед. Оценка работы. В процессе деятельности с Лего- конструктором исп ользуются разнообразные формы заданий: по образцу; по карточкам с моделями; по собственному замыслу; задание дает воспитатель, выполняют дети; задания формулируется ребенком, и выполняются детьми и воспитателем задания дают дети друг другу; задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком. . Используются следующие формы взаимодействия с родителями: - открытые мероприятия; - выставки совместных работ; - участие в интернет- конкурсе; - игротеки; - оформление стендового материала; - консультации; - пополнение ЛЕГО- уголков в группах. Велико воздействие конструктивной деятельности на развитие ребенка. Она воздействует на развитие двигательных навыков( общие двигательные навыки; движения головой, глазами, руками; хорошее управление движениями) , чувств( цвет, дизайн, обследование, прикосновение) , творчества( нацеленность на успех, экспериментирование, стимулирование, заинтересованность, открытие возможностей, отношение к собственному миру, решение проблем, творческая фантазия, самопроверка, инициатива) , личных качеств( самомотивация, энтузиазм, доброжелательность, понимание собеседника, терпение, аккуратность, внимание, умение работать одному или в группе) , интеллекта( языковое развитие, концептуальное мышление, техническое мышление, способности: конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, распознавать причину или результат) . Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической и целенаправленной работы по ЛЕГО у детей развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, а также развивается речь Приложение к презентации СЛАЙД 1 Заглавие, ТЕМА СЛАЙД 2 Введение" Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие следующим принципам. СЛАЙД 3 Представляется возможным дополнить сложившуюся в ДОУ модель воспитат ельн о- образовательной работы. В настоящее время актуально использование всем известной, но в силу определенных причин недостаточно востребованной ЛЕГО- технологии. В педагогике Лего- технология интересна тем, что интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно- игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. ЛЕГО- конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Чем занимаются дошкольники в кружке по ЛЕГО- конструированию? К аковы другие области применения ЛЕГО в дошкольной жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы С ЛАЙД 4 Игра – важнейший спутник детства Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Использование технологии ЛЕГО конструирования позволяет решать следующие задачи СЛАЙ Д 5 Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. В процессе игры с конструктором ребенок развив ает С ЛАЙД 6 LEGO конструирование может быть включено в регламент образовательной деятельности детского сада и реализовано в рамках образовательной области «Познание», раздела «Ко нструирование», реализуемой ДОУ и базироваться на методических разработках Ком аровой Л. Г. «Строим из LEGO» Рекомендации предполагают проведение непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО- конструированию, а также интеграцию содержания с другими образовательными областями и блоки «Совместная деятельность детей с педагогом», «Самостоятельная деятельность детей» Непосредственно образовательная деятельность проводится в первую половину дня, ее продолжительность соответствует требованиям п. 12. 11 СанПиН и составляет: - в средней группе – не более 20 минут, - в старшей группе – не более 25 минут, в подготовительной к школе группе – не более 30 минут. Одним из важнейших условий реализации ЛЕГО технологии является создание развивающей среды. Она представлена ЛЕГО- уголками в каждой возрастной группе. Методический комплекс может быть рассчитан на освоение дошкольниками LEGO технологии на протяжении пребывания их в детском саду с 3 до 7 лет. Уникальность ЛЕГО технологии заключается в адаптации компьютерных сред: LEGO WeDO, ROBOLAB для детей старшего дошкольного возраста. Материально- техническое оснащение комплекса включает: Компьютер стандартной комплектации( колонки, микрофон, желательно наличие интерактивной приставки MIMIO Интернет Программное обеспечение: Macromedia Flash, Smart, Microsoft Office Power Point С Л АЙД 7 Методическое обеспечение ЛЕГО технологии предполагает подготовку педагогов. Необходимо проведение обучающих семинаров для педагогов. Педагогам необходимо ознакомиться с разнообразием конструкторов ЛЕГО, изучить литературу по теме, методические рекомендации по организации работы с детьми, проанализировать возможности предметно- развивающей среды для создания уголков ЛЕГО в группах, обеспечить достаточное количество соответствующего возрасту конструктора. Необходимо определить уровень готовности педагогов в работе с семьей и детьми, выяснить отношение родителей к проблеме ЛЕГО- конструирования дошкольников, провести диагностику уровня развития детей по ЛЕГО- конструированию. Затем планировать цели и задачи деятельности, Учитывая методические рекомендации по организаци и работы с детьми, составить перспективное планирование по Л ЕГО- конструированию, картотеку построек, подготовить схемы- образцы построек. Для отслеживания эффективности использования Лего- конструирования как средства развития творческих способн остей детей( в начале и конце учебного года) нужно разработать методику диагностики конструктивной ЛЕГО деятельности, разработать критерии и определить параметры по уровням развития конструктивной деятельности. В процессе диагностики обследовать технические возможности детей, эмоционально- личностное отношение к данной деятельности. СЛАЙД 8 Совместная деятельность педагога с детьми включает: Индивидуальные с ребенком игры, подгрупповые, дидактические игры, организацию развлечений, досугов. В самостоятельной деятельности детей имеет место коллективная спонтанная игра, конструирование по замыслу, схемам, чертежам Для успешного проведения деятельности с Лего- конструктором нужно создать определенные условия: - сформировать группы детей по 8- 10 человек; - организовать свободный доступ к конструктору, чтобы дети могли выбирать нужные им детали; - осуществить подробное знакомство детей с деталями конструктора и их использованием, с образцами построек- специально подобрать музыку для сопровождения продуктивной деятельности СЛАЙД 9 Лего- конструирование в непосредственно образовательной деятельности помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций. В непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с основными видами конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить( например, изображение или схема дома) . При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать( например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим) . Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. СЛАЙД 10 LEGO конструирование начинается с трехлетнего возраста: с этапа знакомства с конструктором ЛЕГО. Детям предлагается конструктор LEGO DUPLO. Они знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков. Затем организуются непосредственно образовательная деятельность с детьми, основой которых является сказка. К концу года дети могут построить простую конструкцию, соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. Дети сначала под руководством воспитателя, а после самостоятельно собирают из разноцветных пластмассовых или деревянных деталей больших размеров несложные конструкции, например, домик( кубик плюс крыша) . Вос питатель показывает из каких частей можно собрать то или иное сооружение. Постепенно необходимо продемонстрировать детям, что одна и та же деталь может быть применима для различных конструкций. Например, из пластин, положенных на пол, можно сделать дорожку, а из поставленных пластин – забор. Главное, чтобы дети понимали, для чего им вообще стоит заниматься конструированием. К примеру, в кроватку или на диван можно будет положить любимую игрушку, а по мостику или по дорожке куклы могут ходить друг к другу в гости. Немаловажным является и элемент соревнования, только соревноваться дети пока должны, в основном, не друг с другом, а с воспитателем, который может предложить детям соорудить домик или башенку выше и красивее, чем у него. Кроме того, обо всех успехах малыша должны обязательно знать его родители и, по возможности, заниматься с ним и домашним конструированием. С детьми 4- 5 лет закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, получе нные в младшей группе, и знакомятся с мелким конструктором LEGO D АСТА. С ним проводятся четыре последних занятия. Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается В старшем дошкольном возрасте д ети 5- 6 лет не только закрепляют приобретенные навыки работы с конструктором LEGO D АСТА, но и знако мят с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO Digital Designer. LEGO Digital Designer- программа представляющая собой виртуальный конструктор LEGO, с помощью которого можно собирать всевозможные 3D- модели. Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотра Важным является тот факт, что в процессе виртуального конструирования у дошкольников формируются навыки компьютерной грамотности: навыки и умения, необходимые в работе с различными видами цифрового оборудования( компьютером, интерактивной приставкой MIMIO, диктофоном. П риемы организации детской деятельности самые разнообразные: конструирование по схемам, моделям, по заданным условиям. Педагог учит детей планировать этапы создания собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения, использовать при этом подвижные, крутящиеся детали, конструировать во фронтальной плоскости, формирует навыки работы с партнёром и в коллективе. С детьми 6- 7 лет – LEGO конструирование с использованием робототехники. Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO WeDO, ROBOLAB предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. В этом возрасте главное направление – это усложнение моделей с использованием вращающихся и подвижных деталей, для выполнения которых дети могут объединяться в пары. Основные приемы, используемые в работе с детьми – работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу. СЛАЙД 11- 15 На слайдах представлены образцы ЛЕГО уголков, виды конструктора, готовые постройки по возрастным группам СЛАЙД16

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Умка» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ В ГРУППЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАС ТА Воспитатель: Грибач Елена Ивановна Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых организации педагогического процесса в ДОУ. Следовательно, нужно создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие качеств у ребенка. Актуальность данной проблемы определяется социальным заказом общества. В законодательных и нормативно- правовых документах, принятых в последние годы подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и  быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире.   Согласно ФГОС необходимо направить внимание   на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Воспитатель должен стать сегодня педагогом широкого профиля – проектировщиком разнообразных методов и приемов, способным оказать педагогическую поддержку каждому ребенку в соответствии с его психическими особенностями и потребностями, уметь проводить коррекционную диагностику, находить верное решение проблемной педагогической ситуации. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.   Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо сформировать уже в детстве творческое мышление, способность к видению и разрешению проблем, способность нестандартно смотреть на окружающий мир. Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач- «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В законодательных и нормативно- правовых документах, принятых в последние годы подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач- «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В законодательных и нормативно- правовых документах, принятых в последние годы подчеркивается, что стратегической задачей образования в России является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребенок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым действовать в нашем динамично изменяющемся мире. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление. Понимание выше перечисленного, необходимость воспитать талантливого человека и дало толчок к принятию и использованию ТРИЗ- РТВ технологии. Цель ТРИЗ- РТВ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателя инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей каче ств тв орческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ- РТВ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Н а базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ- РТВ. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт готовые знания, не раскрывает перед детьми истину, он учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам. Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Основные задачи использованияТРИЗ: Помочь детям овладеть современной методологией для дальнейшего использования ее в различных видах детской деятельности, в быту. Создать творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечить комфортное пребывание Детей, родителей, сотрудников в детском саду Показать эффективность методов и приемов ТРИЗ технологии В ыработать с помощью игровых занятий способность порождать новые идеи отличные от традиционных схем мышления, научить быстро решать проблемные ситуации В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ- РТВ в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром. В этом случае воплощается в жизнь две цели: ознакомление ребенка с окружающим миром, окружающей действительностью и развитие творческих способностей: мышления, воображения и речи ребенка   дошкольного возраста, умения ребенка вести себя в постоянно изменяющемся окружающем мире, решать, сначала сказочные, а затем и жизненные проблемы, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.   Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что   он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применить общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.   Главная ценность опыта в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планировали работу по данной технологии основываясь на ознакомлении с окружающим Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка: 1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. 2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка. 3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью». 4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество. 5. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями. 6. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей( чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим) , поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения. 7. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими. 8. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают. 9. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение. 10. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих. 11. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог у не нужно давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не зада ет вопроса, тогда нужно ук азать противоречие. Тем самым по ставит ь ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.       На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Для организации правильного исследовательског о процесса с детьми взрослый должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ. Основными из них можно назвать следующие. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗа Метод «погружений». Метод «открытий». Метод сравнений. Метод «Постановка проблемного вопроса». Метод «Превращений». Метод «Решения проблемных ситуаций». Метод «Ассоциаций». ( что+ и- , кому лучше, почему? ) Метод « Решения противоречий». Метод « Оператор РВС»( р азмер в ремя стоимость) . Метод « ИКТ»( идеальный конечный результат Метод « Выявление противоречий»( хорошо – плохо) Метод « Цепочки противоречий»( положительное и отрицательное) Метод проектирования( что…. если…) . Метод « Эмпатии »( оживления) . Методы нетрадиционного изображения предметов. Цель первого этапа- научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа- учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками Содержание третьего этапа- решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, " Вас поймала баба- яга и хочет съесть. Что делать? На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры Хорошо- плохо. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эту игру можно начинать играть уже с детьми 4- го года жизни. В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1- м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5- го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая- плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства( " В следующем году мы пойдём в первый класс- это хорошо или плохо? " ) . В игре" Наоборот" хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3- летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению( функции) . Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2- й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9- экранной системы. Систему характеризует оператор РВС( размер, время, стоимость) . Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор стоимость. При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков( М. М. Ч. ) . М. М. Ч. - практическое воплощение идей Г. С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М. Ч. начинается в группе детей 5- го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом: на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее. После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко 2- му этапу работы по ТРИЗ- РТВ. Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос К ак спасти колобка" - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе. Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов( М. Ф. О. ) . Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4- го года жизни. При этом решаются следующие задачи: п ридумать что- либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект; познакомить детей с новым объектом; создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение. Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать Игра" Д а- Нетки ” или" Угадай, что я загадала” Например: загадываем слово" Слон”, дети задают вопросы( Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон? ) , воспитатель отвечает только" да” или" нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: " Шорты”, " Машина”, " Роза”, " Гриб”, " Береза”, " Вода”, " Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: " Хорошо – плохо”, " Черное – белое”, " Адвокаты – Прокуроры” и др.      ИграЧерное- белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: Книга «. Хорошо – из книг узнаешь много интересногою. П лохо – они быстро рвутся. . . и т. д. )      Можно разбирать в качестве объектов: " Гусеница”, " Волк”, " Цветок”, " Стульчик”, " Таблетка”, " Конфетка”, " Мама”, " Птичка”, " Укол”, " Драка”, " Наказание” и т. д.   Игра" Наоборот” или" перевертыши”( проводится с мячом) . Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч( хороший – плохой, строить – разрушать, выход – вх Метод фокальных объектов( М. Ф. О. ) способствует снятию психологической инерции, развитию воображения. Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4- го года жизни. При этом решаются следующие задачи: придумать что- либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект; познакомить детей с новым объектом; создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение. Морфологический анализ еще один метод, снимающий инерцию мышления и позволяющий увеличить число перебираемых вариантов. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. С делать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты. Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными( статичными) , а какие переменными( динамичными) . Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему" динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему" статика ”п еременные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему" динамика”, мог бы изменять форму( превращать во что- нибудь) . А человек, измененный по приему" статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост( ро ст взр ослого человека) . Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки. Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Перспективы развития: – обеспечение интеграции ТРИЗ во все виды детской деятельности; – координация работы специалистов ДОО по решению поставленных задач; – создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка по системе ТРИЗ. Целенаправленная, системная работа по использованию ТРИЗ поможет нам добиться поставленной цели, а главное – подготовить ребёнка к развивающему школьному обучению, к решению жизненных творческих задач в так быстро развивающемся мире. Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что- то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное- не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цел и можно постоянно!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Умка» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ: Педагог: личность и профессионал Воспитатель: Грибач Елена И в ановна Вы любите кино? Я тоже. а ктером быть хорошо. Поездки, приключения. Почет и уважение. Как в жизни. Наверное каждый из вас любит свое кино, и сейчас вспомнились любимые фильмы и любимые актеры. Вы любите театр? Кто был в театре вспомнили о любимых спектаклях, актерах. Вы любите музыку, песни? Кто то поет, играет, Кто- то просто слушает. Песен много. о ни разные, на любой вкус и возраст, под любое настроение, каждому нравится свое. Вы любите танцевать, читать книги, путешествовать, трудиться? Вы любите природу, животных. л юдей? Все, что есть в этом мире? Что мы умеем, что мы любим, чем можем поделиться? Мы все разные, каждый любит свое. У каждого свой жизненный путь и практика, свои знания. Каждый из нас сказочник и мудрец, творец своей жизни. В этом мире много разнообразия. Нам дана свобода нарисовать, сыграть, спеть, станцевать главную роль в собственной жизни. Как режиссер написать свое произ ведение, поставить свою сказку, может пьесу, или драму. Положить намерение понять свое назначение выбрать свое: место, дело, цель, приоритеты, способы И неважно, что, а как получилось и просто любить, что сотворено. Любовь принимает любое творение. Мы все что- то любим, значит у нас есть способность творить. Если мы любим, , значит у нас много общего и можем делиться своими творениями через эту способность, мы можем любить и творить д руг друга. , передавая это другим. . Так из веков передавалась великая сила c отворчества. По праву рождения Природа с величайшей Любовью одаривает нас бесценным подарком- Жизнью. Принять себя во всех проявлениях жизни таким подарком, каким создали, раскрыть, развить заложенные в нас способности в Любви к окружающему Миру- вот цель нашей жизни. Общечеловеческие ценности изначально заложены в нас Природой. У каждого свой путь, своя задача: пронести по Жизни все, что предназначено с Любовью, с Радостью, с достоинством. . Любовь- основа жизни. Человек- проявление высокой Любви. Если мы с детства окружим каждо го человечка любовью, заботой, радостью, лаской, наполним верой, что добротой сердца можно разрушить все жизненные преграды, растопить лед злости, отчаяния, беспомощности, создадим в его душе мир радости, веселья, ожидания чуда, то эта благоприятная почва станет опорой в его жизни. . И кто как не мы приоткроем ребенку сущность общечеловеческих ценностей, в общении с природой и другими поддержим доброе отношение к ним, вдохновим его поверить в себя. к ак в великое чудо природы. Как важно, чтобы мы были понимающими, чуткими, отзывчивыми, справедливыми, откровенными, чтобы находящиеся рядом дети доверили нам себя. Как воспитатели мы выполняем сложную и благородную миссию воспитания человеческой души. Воспитатель- человек, с особым состоянием души, особым мировосприятием, особым стилем жизни, неиссякаемым запасом любви, в котором, заботясь о счастье детей, находит свое собственное и с постоянным поиском ответа на вопрос себе: «Как жить, чтобы своим примером воспитывать детей? ». В нашем устремлении к звездам не будем забывать о достоинстве и самоуважении. Когда мы- з везды уважаем священное право других людей- звезд светить и переливаться всеми красками Наша профессия важная Но возраст неважен, когда у человека есть главное- любовь к себе и жизни, любовь к своему делу и, конечно успех Мы все уважаем себя и очень серьезно относимся к своему высокому предназначению. И пусть невозможно за столь короткий срок пребывания детей в детском саду заложить все, необходимое в их жизни. Дети как и мы все разные- уникальные и неповторимые. Дети всегда остаются удивительно неуловимыми, непознанными секретами и благодаря этому появляется необходимость учиться у них и познавать их, воспитываясь среди них. Мы верим, что меняясь сами, мы покажем детям пример стремления к эволюции и развитию в дальнейшем. Если мы станем делать чуть – чуть больше усилий, думая о благе других, то наша собственная жизнь станет богаче и радостнее. Если отдавать искренне, радостно, от избытка обладания, понимания безграничности Любви, тогда наши дары примутся и приумножатся дет ьми, а наша собственная жизнь станет богаче и радостнее. Мы получаем возможность и право войти в пространство детства, где все взаправду, по настоящему искренне, подарить детям радость жизни, заполнить ее общением, игрой, сотворчеством, помочь открыть этот прекрасный и безграничный мир. Мне хочется показать им путь, который ведет к успеху и удаче, помочь принять и усвоить только один главный урок: «Верить в себя, доверять себе. Творить добро и любить». Сама жизнь доказывает мне правильность избранного пути. Нам остается только научиться быть благодарными и не особенно беспокоиться о результатах. Просто делать максимум того, что можем и еще чуть- чуть. Мы несем огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово, ведь невозможно предугадать, какие жизненные впечатления вынесет ребенок из ситуации. Каждый ребенок личность, со своими способностями. Знание того. что с нами столько сокровищ, накопленная радость совместных счастливых моментов делает меня счастливой и способной делиться своими сокровищами, дарить, отдавать любовь и радость. Как знак благодарности слышать веселый детский смех, шепот признаний в любви, видеть счастливые улыбки, наслаждаться их обществом и испытывать чистую радость бытия. Безусловная Любовь, подаренная детям станет им поддержкой в поиске места в жизни, очистит и сделает светлым их путь. Какие воспоминания оставим мы в душе ребенка, зависит от нас, взрослых. Хочется, чтобы мои воспитанники через годы вспоминали свое детство с радостью, а вложенные в их воспитание любовь позволили им жить гармоничной, успешной личностью. С древнейших времен люди почитали великих учителей и считали, что назначение учителя – выявлять природные дарования человека и направлять их умы туда, куда они стремятся. Роль учителя ответственна и почетна. Ведь открыть сущность общечеловеческих ценностей, сформировать доброе отношение к миру, к своим дарованиям может лишь тот, в ком имеются доброта и эти ценности, кто воспитал себя. Все великие Учителя оставляли свой след в жизни. Какой след оставим мы? Сколько нитей любви соединяет нас с теми, кого мы воспитали за свои 25 лет. Дети, родители, бабушки, дедушки. Куда протянулись вслед за выпускниками эти нити? Я счастлива, пусть даже капелька любви осталась в их сердце живым воспоминанием беззаботного счастливого детства. Своим воспитанием заниматься легко и просто. Всего лишь надо быть внимательным. , Н аблюдательным, поменьше говорить. побольше слушать и смотреть. Как поступают другие. Коллеги например. Ч то и как они делают. Как говорят, ведут себя. Что думают о тебе. В этом мне повезло Все годы работы в коллективе меня окружали люди. высоких человеческих качеств, личности у которых было чему учиться. . Мудрые руководители. Добрые и требовательные, Коллеги – творческие, инициативные, добрые и внимательные, приходящие на помощь. Я благодарна вам, мои коллеги, что работаю вместе с такими замечательными людьми. МБДОУ № 67 « Лесная сказка» ВЫСТУПЛЕНИЕ на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ» Воспитатель: Грибач Е. И. г. Н ижневартовск 2014г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Умка» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Проект «С чего начинается дружба» в старшей группе Воспитатель: Грибач Елена Ивановна Слад 1 Титульный лист Название проекта Слайд 2 П редлагаю вашему вниманию краткосрочный творческо- информационны й игровой проект «С чего начинается дружба». В котором приняли участие дети старшей группы, их родители, воспитатели. Слайд3 Важность формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, продуктивному взаимодействию с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте у детей повышается интерес к сверстнику. Теперь ценность группы детского сада измеряется присутствием товарищей по игре. Легко было ребенку научиться играть рядом с ними, обмениваться игрушками, не бросаться ими. Но дружба- дело непрост ое, и проблемы новые посложнее. Детская дружба- мир креатива, полный красок радости и грусти, огорчений и обид. Наблюдение за детьми показало, что дети умеют играть как вместе, так и отдельно группами, у многих детей установились устойчивые предпочтения в выборе сверстников. С некоторыми детьми хотят играть многие, а некоторых сторонятся, и из- за этого происходят ссоры. Но даже кажущиеся на первый взгляд настоящие дружеские отношен ия не обходятся без конфликтов. Некоторым детям сложно договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, и ссор. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Выяснилась п роблема: Дети хотят дружеских отношений, но сами затрудняются их устанавлива ть. Поэтому мы решили создать краткосрочный проект о дружбе, что бы увлечь детей поиско м «дружеского» опыта на примере други х, помочь соотнести свои поступки с желаемым, понять необходимость принятия и следования определенным правилам, приемлемых для всех, а также предоставить возможность приобрести личный опыт дружеских взаимоотношений в детских в идах деятельности в коллективе, принимая себя и всех такими, как они есть. Слайд 4 Для решения проблемы поставили цели: Развитие нравственных качеств личности в процессе формирования дружеских отношений между детьми. Формирование нравственных представлений детей в процессе общения в разных видах деятельности Слайд5 Определили задачи: Формировать на конкретных примерах понятие о дружеских взаимоотношениях и собственное отношение к соблюдению( несоблюдению) нравственных правил. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками, уметь уступить, поделиться, помочь в затруднении, действовать сообща в достижении желаний. Воспитывать привычку придерживаться установленных правил поведения и общения Развивать эмоциональную отзывчивость на эмоци ональное состояние окружающих, желание сдерживать негативные эмоции, прилагая волевые усилия. Слайд 6 Мы предположили, что в результате решения поставленных задач и создания необходимых условий для организации п роекта будут достигнуты следующие результаты: У детей сформируется понятие «дружба Дети приобретут опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми и возможность поделиться им с другими Улучшится взаимопонимание с родителями детей, повысится степень вовлеченности родителей в дела группы Дети станут дружными, проблемные ситуации станут реже, а возникающие будут решаться детьми быстрее и мирно. Положительная эмоциональная атмосфера станет нормальным явлением. Слайд 7 На подготовительном этапе проекта занялись и зучение м психолого- педагогической и методической литературы по теме «Дружба в детском коллективе», составили план проекта, определили форм ы, методы и приемы по реализации задач в процессе совместной деятельности, сделали подборку методической и художественной литературы, тематических журналов, наглядных пособий, картинок, песен, создали картотеку игр нравственной направленности, картотеку этических бесед, подборку проблемных ситуаций. Слайд 8 Познакомили с проектом родителей, обратились к ним с просьбой почитать детям произведения о дружбе, подобрать и выучить с ребенком пословицу о дружбе, составить вместе с ребенком рассказ о дружбе, из личного опыта, принести игрушки, книги, картинки о дружбе. Слад 9 Определили способы введения детей в проектную деятельность через обсуждение и размышления в беседе « Как дружить- чтобы радостно жить», насыщение повседневной жизни детей всевозможными играми. Кот Леопольд в процессе беседы выя сня л представления детей о понятии Дружба. Детям задали во п росы: Что значит «дружить? » Где можно узнать о дружеских отношениях других? Какими должны быть друзья? Предложили В спомнить примеры из личного опыта, в детсаду Дети активно высказывали свое понимание дружбы. Выслушали всех желающих. «Это значит вместе играть» «Это значит когда обнимаются» «Приходишь в группу, а там тебя ждут. . Друг» «Ну, это когда игрушки раздаешь» Высказывания детей показали что представления детей о дружбе, в основном сводились к игре и игрушкам, меньше к нравственным качествам во взаимоотношениях. Обсуждение отношения к соблюдению общих «универсальных правил» в общении показало, что дети знают об нравственные правила, и в приведенных ими примерах и з личного опыта считают, что другие нарушали их, хотя сами не пытались сказать им об этом. К акими должны быть настоящие друзья, дети затруднились объяснить. Причиной нежелания дружить ребята назвали неряшливость, полноту, драчливость сверстников. Леопольд признался детям, что некоторые поступки окружающих вызывают у него негативные эмоции, и поинтересовался, какие негативные эмоции испытывают дети. По высказываниям некоторых детей эмоции злости знакомы им, и не всегда удается с ними справиться. Леопольд посоветовал быть добрыми, и учиться держать себя в руках. В Дидактической игре «Что такое хорошо. . » дети верно соотносили ситуацию на картинке с понятием хорошо. Продолжить пословицы о дружбе дети затруднялись. На вопрос Леопольда о том, где можно узнать о дружеских отношениях других, дети назвали книги, мультфильмы, взрослых. Леопольд поделился с детьми своим пониманием о настоящем друге. Чтобы помнить об источниках поиска, мы составили напоминалоч ку Слад 10 На основном этапе, ч тобы нацелить детей на восприятие детей не похожих на них внешне, ввели в проект хантейскую девочку Улю. Встреча с ней вызвала оживленную реакцию детей, некоторое удивление, перешептывание, Интересно, что знакомство Ули с каждым из ребят дети приняли всерьез, кто искренне улыбаясь, передавал ее как ребенка, называли себя кто с серьезным видом, кто смущаясь, кто быстро назвав себя, передавал Улю дальше, кто глядя на ребят, не на куклу, словно неловко чувствуя себя перед ними. Но ее просьба о помощи заколдованным детям- хантам вызвала привычное желание детей помочь и наполнить ее пустой мешочек добрыми пожеланиями и секретами. Дети высказали свое мнение как можно помочь: «показать Уле, как мы дружим, какими делами занимаемся, как умеем мириться, веселиться, р исовать, петь, играть. Кто- то вспомнил о советах Леопольда, о напоминалочке. Слайд 11 Дети познакомили Улю с библиотекой в группе. Они п ринесли в группу книги о дружбе и п риняли участие в организации выставки книг. «Крошка Енот», «Храбрый слоненок», «Сказки В. Сутеева », « Крокодил Гена и его друзья» « Чтобы выяснить, знакомы ли детям книги о дружбе, организовала «Книжную викторину » ребята показали знание детских книг о дружбе. Угадывали их название по обложкам, коротким репликам героев, по иллюстрациям, по описанию личностных качеств персонажей. Из собранных с помощью родителей стихов сделали альбом. В совместной деятельности изготовили книжки- малышки в подарок друзьям Ули, решили попросить родителей сочинить небольшие истории и поместить их в книжку Слайд 12 Дети любят петь, и спонтанно получился маленький концерт, предложили спеть любимые песни о дружбе: «Дружба крепкая», «С голубого ручейка. . », «Песня Чебурашки» Кто- то похвалился что слышал такие песни в мультиках, и разговор пошел о мультиках, с тали вспоминать их персонажей. Слайд 13 В традиции «Утро добрых встреч» дети показали любимые игры, утренние ритуалы приветствия в играх «Глазами, ладошками, улыбкой, рукопожатием», приглашаем Улю «вырастить» друзей в игре «Жучок», показали способы справедливого выбора ведущих в игре считалочкой, разучили новую. «Мы с приятелем вдвоем Дружно, весело живем Я иду и он шагает Я смеюсь, хохочет он Если грустно мне бывает Он печалится со мной В совместной деятельности р ассматривая картинки, собранные вместе с родителями, предполагаем, что в поселке где живет Уля возможно дети теперь забыли о правилах поведения со сверстниками, а мы можем им на п омнить. Дети выбрали картинки по содержанию которых сформулировали правила поведения детей в общении со сверстниками П оместили их на поле, в центре которого пара заек. Получилось панно «Кодекс правил поведения». Слайд 14 Игры с правилами хорошее средство для формирования понятий «честность», «справедливость». На утренней гимнастике в игре «Поймай мышку» некоторые дети проявляли недовольство, когда их пятнали. Уточнили, что это только игра, и нужно относиться с пониманием к проигрышу. Дети умеют собрать на игру сверстников, но иногда В настольных играх в процессе игры у детей появляется возможность тренировать силу воли в ожидании картинки, соблюдать очередность, не подыгрывать. Слайд 15 Как- то дети вспомнили о праздниках и девочки предложили отметить день рождения Уле. К ним присоединились мальчики, вместе исполнили традиционный каравай, ребята договорились принести п одарк и. Вручили подарки, поздравили Улю, и дружно уселись за стол. Как из скатерти- самобранки щедро наполнив его, стали чаевничать и угощать друг друга. В день конструирования из модулей ребята построили дом, а потом решили расширить его, достроив к нему во все стороны домик и, чтобы хватило места всем. Желающих приобрести дома стало немало. На машине ребята доставили жильцов- зверушек, маленьких кукол, и строительство перешло в игру. Было кучно, но весело и интересно вместе, не возникало споров. Слайд 16 Использовав для расширения представлений детей о дружеских отношениях различные источники информации, мы сделали вывод, что игровая деятельность детей стала интереснее, детям нравится проявлять свои знания. А применять свои знания дети сумели в НОД. После отсутствия в группе появился любимый персонаж Капитоша с волшебным сундучком. Он расстроен. Хотел познакомить ребят с волшебными предметами, но помогая в других группах недружным ребятам, они п отеряли свою силу. Волшебство можно восстановить если ребята не испугаются трудностей и открыть секреты «С чего начинается дружба» Добрые слова и приятная мелодия прослушанной песни «Крошки Енота» вызвали улыбку на лицах детей. Это настроение сохранилось и умножилось в игре « Глазастики ». Секрет первый всем примерный – Улыбка и солнечное настроение в кругу друзей. Слад 17 Слад 17 В следующе й задании ребятам надо было описать нравственную ситуацию на картине, предложить приемлемый выход из нее и рассказать, какие эмоции испытывали персонажи сначала и потом. Задание не совсем легкое, так как описать словами вид эмоций детям оказалось сложнее, чем показать. Но благодаря подсказкам друг другу, справились. Следующее задание побудило детей самостоятельно вспомнить все вежливые слова и формы обращений применительно к изображенной на картинке ситуации. Без подсказок не обошлось. И второй секрет открыли: Имей доброе сердце. Будь щедрым. Скупых Не любят. Говори по- доброму, приятно. Слайд 18 Выбрав по желанию напарника и картинку с проблемной ситуацией, детям нужно было разыграть ситуацию, научить их мирилкам и считалкам. Некоторые дети не разрешив «свою» ситуацию, к соседям пошли. Кстати пришлось напомнить пословицу «Не суй свой нос, куда не п росят» Кстати, При разыгрывании не слышно было предложений силового характера. Секрет третий У чись мирно разрешать конфликты, владеть эмоциями. Слайд 19 В команде, где можно посовещаться, помочь, интересно, и легко соотнести показанную ситуацию с солнышком или злючкой Секрет четвертый: Приходи друзьям на помощь при затруднении, умей действовать сообща. Слад 20 Понять проявление справедливости, честности на картинке можно если эти понятия ребенку близки. А кто не знает, тот открыл для себя Секрет пятый: Будь честным и справедливым. Слайд 21 Уф- ф. Все живы- з доровы, счастливы, веселые. Задания выполнены, секреты открыты. Собрали их вместе и вспомнили. В каких заданиях показали терпение, в каких проявили доброту, честность. Что было сложным, где было весело, легко. С кем захотелось продолжить испытания. Мы собрали… секреты дружбы. Мы любим … дружно жить Мы знаем какими. . нужно быть Мы можем поделиться … с другими Мы нашли. . новых друзей Слад 22 Интересно узнать, а волшебство появилось? И ситуация кстати возникла. Миротворцы появились. Одну мирилку применил, вторую, обида появилась и недовольство с другой стороны. Расстилаем коврик мира. Мир …. Работает. От Желающих нет отбоя. Вспомнились прошлогодние ссоры… Волшебство «заразная» штука Слайд 23 У нас есть любимые, самые близкие друзья. Мы много узнали о себе. Что близкие знают о дружбе? Как они дружат? Что мы сможем вместе с ними сделать? Слайд 24 К акие результаты п олучили? Дети получили разнообразный опыт сотрудничества Проявили знание нравственных правил и этикета. Помогли Капитоше оживить волшебные предметы. Узнали, какие важные помощники в дружбе хорошие книги и добрые фильмы Почувствовали, как весело и интересно играть вместе Поняли, что всему можно научиться, если не бояться и не лениться. Научились мастерить книжки. Выучили новую мирилку, считалку. Узнали новые пословицы. Изготовили настенное панно Собрали секреты дружбы, которые помогут и другим ребятам. Нашли Уле много друзей Слайд 25 Наша гостья Уля поживет в группе Мы откроем для себя и нее другие секреты и готовы заняться интересными делами: Создать фотоальбом «Наши добрые дела» Создать книгу о дружбе Познакомиться с жизнью хантейских детей, их играми, книгами Игра «Да- да- да, Нет- нет- н ет» Вос- ль: задает вопросы, а дети отвечают хором. Сильные руки бросятся в драку( нет- не т- нет) Добрые руки погладят собаку( да- да- да) Умные руки умеют играть( да- да- да) Добрые руки будут обижать( нет- нет- нет) Ласковые руки умеют лечить( да- да- да) Сильные руки будут дразнить( нет- нет- нет) Будем крепко мы дружить( да –д а- да) Уля приобрела друзей, с ней желали играть даже мальчики. Е е присутствие в группе оживило сюжеты игр детей. 11. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья

Оставить комментарий: