«Развитие детского творчества на занятиях по конструированию из бумаги в технике "оригами» Сухарева Е. А.
Документы для скачивания
«Развитие детского творчества на занятиях по конструированию» Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида Сухаревой Елены Анатольевны п. Тургенево Республики Мордовия Большое значение в гармоническом развитие детей и подготовке их к школе в детском саду имеет конструирование на занятиях и в свободной деятельности. Дети учатся планировать работу, контролировать свои действия, представляя работу в целом, самостоятельно исправлять ошибки. Конструирование способствует совершенствованию речи детей, т. к. в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств ребёнка. Обучение старших дошкольников сооружению построек, изготовлению различных игрушек из бумаги и др. материалов для подарка маме, бабушке, домиков для птиц и животных воспитывает у детей определённую направленность нравственных чувств( заботу о людях, птицах, животных) . Одной из основных задач в нашей работе является: сделать пребывание детей в саду занимательным, разбудить в каждом ребёнке фантазию, развивать воображение и образное мышление. Поэтому неограниченные возможности представляет конструирование из бумаги, в том числе, и работа в технике оригами. Оригами( японск. ) - приём создания разнообразных поделок из цветной бумаги путём сгибания её в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием для получения изображений рыб, птиц, животных, игрушек и т. д. Чтобы они могли быть узнаваемы, дополнительно наклеивают глаза, крылья, гребешки, украшения, чешую у рыб. Выделение в поделках каких- то частей, например, ног у слона, ушей у зайца, хвоста у рыб, позволяет конкретизировать их образы. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребёнка и желание самому научиться создавать подобные изображения. При этом он проявляет удивительное упорство и терепение. Практика показывает, что чем доступнее и интереснее задание, тем с большим увлечением дети работают. Достоинством этой формы занятий- простота в приготовлении. Для работы понадобятся: цветная бумага, ножницы, клей. Не нужно готовить шаблоны, детям из цветной бумаги. Начать курс занятий по оригами можно с краткой беседы о бумаге как универсальном материале: она легко режется, скручивается, сгибается, склеивается. Одним из важных условий для организации работы по изготовлению поделок в д. с. и создания интереса у дошкольников является наличие и доступность бумаги разнообразных и ярких расцветок. При анализе работ поощряются выдумка, творчество ребёнка, изменения и дополнения, внесённые им в образец: приклеенная морковка к лапке зайца, у белки шишка, у лягушки корона и т. д. Поделки по типу оригами условно объединяют в 3 группы в порядке усложнения особенностей обработки бумаги: 1 группа – рыбы, лягушки. 2 группа – разновидности домашних, водоплавающих и экзотических птиц: петушок, голубь, лебедь и т. д. 3 группа – животные: кролик, собачка, белочка, слон и т. д. Кроме этого, просто невозможно обойтись без изготовления ёлочки, домика или конуры для собачки. Они нужны для обыгрывания изготовленных игрушек. Для защиты детей от солнца потребуется изготовить пилотки, в которых дети могут идти на экскурсию. Можно взять с собой и сделанные по типу оригами самолётики, чтобы запускать их на лугу. А также можно заранее приготовить стаканчики, которые легко уместятся в кармане ребёнка и пригодятся, чтобы напиться ключевой воды. Приходит весна, и нам просто не обойтись без бумажных корабликов, которые можно запустить в ручей, да, к тому же, и соревнования устроить: чей кораблик быстрее плывёт. Выносной игрушк ой летом может служить и флюгер, закрепить который на палочке могут родители. Поделки из оригами очень красивы, поэтому могут использоваться в качестве подарков для родителей, украшение праздничного зала и групповых уголков. Приглашение на новогодний праздник родители могут получить в виде открытки с наклеенной ёлочкой, украшенной аппликацией. На 23 февраля можно подарить папам и корабль, и пар оход, а так же открытку с будёновкой, изготовленную старательно детьми. Подарок для мам – корзиночка с тюльпанами, которая готовилась не один день. Очень важно обыграть изготовленные игрушки. Для этого можно смастерить деревню из домиков, лес из ёлочек на берегу водоёма. Там поселятся рыбки в пруду, лягушки; по воде будут плавать утки и лебеди, прилетят голуби и чайки. По деревне будут разгуливать самодельные поросята, расхаживать важные петухи, собачка заберётся в конуру; в лесу будет прыгать зайчик, заберётся на дерево белочка. Так рождается оригамская сказка, а вместе с ней и неограниченная детская фантазия. Дети могут сами придумывать, или что бывает чаще всего, вспомнить знакомые сказки. Так, например, когда я дала задание придумать сказку про поросят, один ребёнок вспомнил поросёнка Фунтика( дадим ему весёлую гармошку и оденем колпачок, ведь он артист) , другие же вспомнили сказку «Три поросёнка». Создаю проблемную ситуацию: наши поросята не похожи на знаменитых Ниф- Нифа, Нуф- Нуфа и Наф- Нафа. Чего- то не хватает. Сделали им три домика, надели на поросят пилотки. Если чуть- чуть пофантазировать, то простая лягушка может стать царевной- лягушкой или лягушкой- путешественницей. Лягушата- спортсмены получат имена и устроят соревнование: кто дальше прыгнет. На пруд прилетит стая лебедей и тогда Гадкий утёнок поймёт, что он не одинок, и они примут его в свою стаю. На тихом озере мирно раскачивалась яхточка, люди любовались диковинными птицами, но вот вдалеке показалось пиратс к ое судно с чёрным флагом. Пираты напали на яхточку, н о вот у же навстречу движется большой па роход. Это российский флаг развевается на ветру… Или, изготовив кораблик, дети вспоминают стихотворение А. Барто «Кораблик». Матросская шапка, Верёвка в руке, … Занятия можно начинать с загадок или со стихов. Тем самым сообщаем тему. Грызун – трусишка, хвост коротышка, Глазки с косинкой, усики вдоль спинки, Одежда в два цвета: на зиму и лето( Заяц) . Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. Две медали на груди – лучше в дом не заходи( Собака) . Есть у Савки пятачок: Два блинка и кренделёк. Без шнурков на нём ботинки, А костюмчик из шерстинки( Поросёнок) . Кто с утра кричит: кря- кря И купается не зря? ( Утка) . Можно дать задание на дом: придумать с родителями сказку, выучить стих, найти загадку на заданную тему. Наша задача- научить детей работать в коллективе, сообща, объединять поделки на общей основе в соответствии с определённой темой: «Птички на дереве», «Рыбки в аквариуме», «Лебединое озеро», «Утки плавают в пруду», «Птичий двор». Такие композиции делаются в виде панно, на плоскости которого выделяются фигуры птиц, зверей, рыб. Фон берётся в соответствии с темой в технике аппликации или рисунка. Так, для панно «Утки плавают в пруду», берут синий или голубой цвет бумаги- это плоскость воды. Её края- берега украшают камышами, водными цветами, наклеивают жёлтую полоску песка. На эту основу дети наклеивают фигуры уток, располагая более крупные в нижней части фона, а мелкие- наверху. Так они учатся соизмерять между собой формы, величину, разное положение в пространстве место бумаги в зависимости от удалённости фигуры. Интересно и красочно можно создать композицию на тему: «Аквариум» или «Морское дно». Заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, а поэтапно, по мере усвоения детьми разных приёмов изображения. Так у детей формируется интерес, желание придумать что- то новое, индивидуальное, развивается художественный вкус и фантазия детей.