Домашняя игротека
Документы для скачивания
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА
«Игры способствующие развитию основных умений общаться
Я И МОЕ ТЕЛО
- «ПУТАНИЦА»
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Образуется путаница. После этого все открывают глаза. Задача детей — распутаться, не отпуская рук.
В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку. Несколько другой вариант этой игры мы представим в главе «Ребенок с нарушением самооценки».
- «КОТЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ»
Взрослый рассказывает ребенку историю про котенка, а затем малыш изображает действия и движения героев сказки, Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда котенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление. Упражнение направлено на осознание чувства напряжения и расслабления. «Маленький пушистый котенок заблудился и остался один на улице. Он не знает, куда ему идти и где его мама. На улице идет дождь, дует холодный ветер. Котенок сжался в комочек, и весь дрожит от холода. Он лежит и думает, как хорошо сейчас дома, в тепле, рядом с мамой. Мама- кошка долго искала своего малыша. Она шла по улице сквозь ветер и дождь и нашла его лежащим, свернувшись в клубок, у подъезда. Мама и котенок очень обрадовались, увидев друг друга. Они пошли домой, согрелись и спокойно уснули, лежа у печки».
- «МЕДВЕДИ ИДУТ НА ОХОТУ»
Игра предназначена для группы детей. В начале игры дети для более полного вживания в сюжет строят «медвежью берлогу». Используются все подручные материалы: стулья, подушки, диван, шкаф. Затем группа делится на две части. Одни дети становятся медведями, другие изображают маленьких лесных зверей. Взрослый становится ведущим.
Сначала медведи сидят в берлоге. Ведущий говорит: «Медведи идут на охоту!» Медведи, взявшись за руки, пытаются окружить («поймать») какую- нибудь зверюшку. Пойманный выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный зверь.
Эта игра также способствует снятию мышечного напряжения, стимулирует активность ребенка и способствует развитию навыка совместных действий. Для ее проведения можно использовать сделанные детьми маски, изображающие медведей и других зверей.
- «НАСОС И МЯЧ». Автор Чистякова М. И.
Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие — мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок. Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой — мячом, затем они меняются ролями.
Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.
- «ПОХОДКИ». Автор Леви В.
а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных; например, походить, как глубокий старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как лев, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок ребенок может придумывать сам.
б) Возможен другой вариант этой игры, когда дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.
Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.
- «ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ»
В игре участвуют два ребенка или ребенок и взрослый. Одному из участников завязывают глаза. Игроки берутся за руки. Один из них (тот, у кого глаза открыты) начинает совершать танцевальные движения под музыку и увлекает за собой второго. Ребенок с завязанными глазами пытается, по возможности, повторить его движения.
Игра направлена на расслабление и мышечное раскрепощение детей, осознание своего тела и формирование свободы движений.
- «ДОМАШНИЙ ТЕАТР»
Дети разыгрывают по ролям небольшие сценки. Могут использоваться самые разнообразные сюжеты из детских сказок, стихов, песенок. Дети прослушивают
Я И МОИ ЭМОЦИИ
- «РИСУЕМ ЭМОЦИИ ПАЛЬЦАМИ». Автор Чижова С. Ю.
Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев. Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.
- «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК»
Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т. п. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. п. Этот мешок со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.
Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
- «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»
Для этой игры вам потребуются краски и несколько небольших баночек с водой. Предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Спросите его, как сделать «сердитую воду», «добрую», «веселую». Можно раскрашивать воду в самые разные настроения. Покажите малышу, как можно с помощью одной и той же краски получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение» воды. Например, черная вода была «сердитой», а серая стала уже
«задумчивой».
Игра помогает ребенку осознать широкий спектр различных эмоций, а также способствует развитию восприятия цветовых оттенков.
- «ЛЬДИНКИ»
Эта игра является прямым продолжением предыдущей. Она очень быстротечна, но изумительно красива. Заморозьте в холодильнике раскрашенную ребенком воду, а затем разбейте разноцветные льдинки на мелкие кусочки. Попробуйте выложить узор из ледяной мозаики. Вспомните, какое настроение было у раскрашенной воды. А какое стало у получившегося узора?
- «НАСТРОЕНИЕ»
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Ведущий (взрослый) бросает его одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.
Например: веселый — грустный; добрый — злой; теплый — холодный; ясный — темный (мрачный);
медленный — быстрый; молчаливый — общительный;
тихий — шумный; красивый — безобразный (страшный);
сильный — слабый.
Если ребенок затрудняется назвать настроение, он передает мяч сидящему рядом. Взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку.
Игра помогает малышу увидеть разнообразие возможных настроений и понять, как они связаны между собой.
- «МУЗЫКА И ЭМОЦИИ»
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая — грустная, довольная — сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, бодрая — усталая, спокойная — взволнованная, медленная — быстрая, теплая — холодная, ясная — мрачная.
Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Конфликтное поведение ребенка
Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми.
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
содержание сюжета, распределяют между собой роли и разыгрывают сценку. Желательно, чтобы при проведении спектакля в комнате звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с настроением сценки. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона. Для каждого спектакля можно подготовить специальные костюмы, маски, грим. Обычно дети легко и охотно исполняют предложенные роли, Очень скоро в репертуаре вашего «домашнего театра» будет несколько мини-спектаклей. Можно представлять их на детских праздниках или в случаях, когда в дом приходят гости. Это поможет ребенку раскрепоститься, снимет физическое напряжение, которое возникает при общении с незнакомыми людьми. Аплодисменты зрителей способствуют повышению самооценки ребенка и преодолению его застенчивости.
Я И МОЙ ЯЗЫК
- БЕСЕДА «КАК МОЖНО ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ»
Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.
- «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передаче сообщений, легко ли им было.
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.
- «ИЗОБРАЗИ СКАЗКУ»
Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.
возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками бесконфликтного общения.
- РИСУНОК «МОИ ДРУЗЬЯ»
Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».
В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.
- «СКАЗКА НАОБОРОТ»
Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я часть — с привычными образами сказочных героев; 2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.
После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:
- Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
- Как в жизни люди относятся к разным характерам?
- Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
- Бывают ли в жизни такие ситуации?
Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.
- «РИСУЕМ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»
Детям предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обратите внимание ребенка на! особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему; на каких героев они хотели бы быть похожи; что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку и т. п.
- «СКАЗКА ПО КРУГУ»
Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.
Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.
Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого, Но по мере развития сюжета эти трудности обычно проходят.Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.
В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
- «ИНОСТРАНЕЦ»
К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, все это без слов.
- «УГАДАЙ-КА»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой- либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.п.). Малыш пытается угадать, кого он показывает. После нескольких сценок малыш сам пытается изобразить предметы без слов.
Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».
- «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»
Это речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.
Упражнение 3 — «Пословицы».
Возьмите любую из книг - «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Почитайте фразы пословиц или афоризмов течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.
Упражнение 4 - «Настроение».
Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием разорвите листок и выбросите в урну. Ваше эмоционально-неприятное состояние исчезло, оно перешло в ваш рисунок и было уничтожено.