Статья «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Документы для скачивания
МБДОУ ДС № 67 « Ум ка» КОНСУЛЬТАЦИЯ «Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Воспитатель: Грибач Елена Ивановна Проблема социально- личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Актуальность социально- коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - формирование социально- коммуникативных речевых умений( развитие способности вступать в общение и поддерживать его) . Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий- использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий; - реализация общеобразовательной программы; - обогащение предметно- пространственной среды. Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как- личностно- развивающий и гуманистический. п редполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Выделяются основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму: - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - учёт этнокультурной ситуации развития детей; ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально- оммуникативное развитие»: Содержание направлено: - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»: 1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога: - Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; - Поддержка индивидуальности и инициативы детей; - Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях; - Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника; - Организация сотрудничества с родителями воспитанников. 2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально- коммуникативному развитию» по ФГОС: Младший дошкольный возраст- Вариативная организация игр- экспериментов и игр- путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания; - Организация сюжетных игр; - Организация моментов радости, связанных с культурно- гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ; - Простейшие поисковые и проблемные ситуации; - Игры с моделированием; - Литература и игра( чтение) ; Средний дошкольный возраст- Организация сюжетно- ролевых игр; - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр- экспериментирований и игр- путешествий, игр- этюдов. - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры Старший дошкольный возраст- Ситуационные задачи, их широкая вариативность. - Использование метода проектов. - Использование метода коллекционирования. - Использование театрализованной деятельности. - Использование литературно- игровых форм( сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков( форма коротких стихов) - Самостоятельная деятельность детей. 3. Инновационные формы работы с родителями: - Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные; - Вечера вопросов и ответов; - Родительские гостиные; - Тренинги по запросам родителей; - Клубы по интересам; - Родительские конференции; - Совместное творчество родителей, детей и педагогов; - Творческие выставки и фотовыставки; - Тематические вечера и викторины; - Совместные досуги; - Видеоинтервью и мультимедийные презентации; - Выпуск семейных газет и книжек- малышек; - Совместное создание мини- музеев. 4. Формирование социально- коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно- педагогических условий: - Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви; - Обучение умению слушать и слышать другого; - Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении; - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях; - Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам; - Формирование чувства симпатии между участниками общения; - Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие; - Обучение умению детей владеть собой; - Развитие умения анализировать ситуацию; - Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков. ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности. В помощь предлагаю следующую методическую литературу: • «Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой( я определила и поставила для себя цели и задачи в игровой деятельности, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников) . • «Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан( я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей) . • «Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик( данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру, помогая им понять нравственные нормы и представления) . • «Ребёнок в детском саду» Т. И. Бабаева( книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств) . • «Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова( книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников) . • «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова( организация самостоятельной игровой деятельности) • «Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н. В. Краснощёкова. ( о рганизация самостоятельной игровой деятельности) Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий: • правильная организация и руководство игрой; • правильно сформулированная мотивация; • многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность; • учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов. При решен ии поставленных задач рекомендованы следующие методы и приемы работы: • организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым; • инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье; • общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия; • наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду( повар, няня, врач, дворник, воспитатель) ; • образные игры- имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные- для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками; • чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных( образовательная методика «Добрые сказки») ; • рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях( взрослых и детях) , ориентировки в ближайшем окружении( в группе, ДОУ и в семье) ; • сюжетно- ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых. В дошкольном возрасте сюжетно- ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе: • развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию; • формирование умения договориться о теме игры; • самостоятельное распределение ролей; • обсуждение основного развития сюжета; • подготовка игровой обстановки.