a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методика проведения этических бесед

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-02-23 08:59:04

Документы для скачивания

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД Методика проведения этических бесед включает в себя: - подготовительный этап, - проведение беседы, - организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на ос нове усвоенных нравственных норм и правил. Опыт проведения этических бесед показывает, что продолжитель ность беседы не должна превышать 25—30 минут в подготовительной и старшей группах, в младшем дошкольном возрасте – 10- 15 минут. Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность воспитателя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы реко мендуем следующий: 1) определение темы, 2) подбор материа лов и пособий, 3) составление плана, 4) подготовка детей. Для того чтобы определить, на какую тему в настоящий мо мент целесообразно провести беседу, мы старались быть вни мательными к нравственной стороне жизни детского коллектива и отдельных дошкольников. На протяжении дня наблюдали, как дети относятся к обще ственным обязанностям, к своим и чужим успехам и неудачам, честны ли они, развиты ли у них чувства товарищества, коллек тивизма. Дети высказывают свои суждения о жизни коллектива, по поводу прочитанного, делятся наблюдениями за отношениями в семье, оценивают поступки друг друга. Все это давало возможность нам составить представление о том, какие нравственные нормы дети усвоили и поступают ли в соответствии с ними, какие ошибки и неточности встречаются в их знаниях. Анализ фактов помогал определить характер взаимо отношений детей, типичные поступки и в связи с этим наметить тему беседы. Варианты последовательности прове дения бесед различны. Так, если иметь в виду развитие жиз ни детского коллектива, то в начале года мы старались провести беседу о дружбе и товариществе. В период, когда подводятся итоги соревнования или какой- то совместной работы, спортив ных состязаний, проводили беседу о справедливости и кол лективизме. Большое значение для эффективности беседы имеет правиль ный подбор иллюстративного материала. К иллюстративному материалу мы относим: художественные произведения, публи цистические и деловые статьи в периодической печати, кино- и диафильмы. В процессе подготовки к беседе детям поручали различного рода задания. Содержание задания, его объем зависят от темы беседы, изучаемого явления, от возраста и развития детей. Напри мер, при проведении беседы на тему «О добросовестном отно шении к трудовым обязанностям» с детьми были выполнены следующие задания: 1) рассказать какие трудовые обязанности имеют дети дома и как они к ним относятся; 2) подобрать рассказы и стихи о труде детей, об их помощи взрослым. 3) расспросить родителей об их труде, уз нать у них, что значат слова «трудовая дисциплина». 4) подобрать иллюстрации о труде людей( из старых иллюстрированных журналов, плакаты) , 5) подобрать пословицы и поговорки об отношении к труду. В подготовку к беседе были включены все дети. Конечно, не все они были одинаково актив ны и самостоятельны. Но каждый имел «свои» факты и склады вающиеся суждения о добросовестном отношении к учению и труду. Проведение беседы требует большого мастерства. И поэтому главное требование — обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Проводя беседу, Мы задавали вопросы, приводили яркие примеры, делали краткие убедительные замечания, направляли и уточняли выска зывания детей, что не позволяло и не давало закрепиться неверным мыслям. При этом учитывали некоторые особенности детских суждений. Иногда дети по одному лишь факту делают об общения. Например, «он плохой — сегодня плохо отвечал на занятии». В таких случаях старались учить ребенка обосновывать сделанное им обобщение, помогали его конкретизировать. Так, «плохой» можно расчленить на «ленивый», «непослушный», «невнимательный». При проведении беседы по прочитанному старались правильно задавать вопросы, т. к. вопросы должны затрагивать ум и чувства детей; заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Если мы замечали, что у детей недоста точный объем знаний о нравственных нормах, то задавали вопросы, направленные на воспроизведение события, которому дается нравственная оценка или которое содержит образец, как надо поступать, согласуясь с требованиями норм. Последовательность вопросов подводила детей к выве дению морального правила, которому надо следовать при об щении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах с детьми на моральные темы можно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравствен ную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предмет ными действиями людей. Вопросы следует ставить так, чтобы они помогли ребенку увидеть и выделить отношение человека к чему- либо, к другим людям, к самому себе, своим обязанностям, долгу. 2. Вопрос должен заставить ребенка задуматься над мотива ми поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и резуль тата поступка. Следует задавать вопросы, ответы на которые требуют сравнения различных мотивов при одинаковых поступ ках; одинаковых мотивов, приводящих к разным поступкам. 3. Вопрос должен заставить детей увидеть нравственные по следствия любого поступка для других людей. 4. Вопрос должен привлечь внимание дошкольников к внутрен ним переживаниям людей, научить ребенка по внешним призна кам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать. Э этические беседы с детьми старались проводить в непринужден ной обстановке, что не носило морализующего харак тера, назиданий, упреков и насмешек. Дети высказывали свои суждения, впечатления свободно, непринужденно. Если их выска зывания были наивны, неточны, неверны, то мы не обрывали детей, а просили ребят дополнить, высказать свое мнение и, если из детских высказываний все же не получалось должного обоб щения, на помощь приходили сами( воспитатель) , как старший их на ставник. Для этических бесед хороши небольшие рассказы, в которых раскрывается сущность нравственных ка честв и отношений. Приведем пример в связи с чтением рассказа Ю. Ермолаева «Навестили». После чтения рас сказа задавалсяся вопрос: «Что вы думаете о мальчиках Алике и Косте? » Несколько секунд дети молчат, их поразила изложенная в рассказе ситуация, поднимается много рук, всем хочется вы сказать свое мнение о происшедшем. Ответы детей разные: они пришли навестить больного Толика. Они совсем не думали о больном Толике. Они опоздали в школу, поэтому зашли к То лику. Воспитательница: - Из добрых ли чувств ребята пришли наве стить товарища? Ответы: 1) Нет, не из добрых; 2) Они боялись, что их будут ругать за опоздание в школу; 3) Они решили обмануть учитель ницу, сказать, что были у больного товарища. - Что обидело Толика? Ответы: 1) Сначала Толик обрадовался, он подумал, что ребята помнят о нем, пришли навестить. А когда узнал, что ребята пришли к нему, потому что опоздали в школу и боялись, что учительница их отругает за опоздание, ему стало грустно; 2) Толику стало грустно еще и потому, что ребята стали гово рить, что их даже похвалят за то, что они навестили его. - Как можно назвать поступок Алика и Кости? Ответы: 1) Нечестным; 2) Трусливым; 3) Они испугались замечания учительницы. - Почувствовали ребята, что они обидели Толика? Ответы: 1) Нет, они о нем совсем не думали; 2) Они нечуткие. Воспитатель: Вы правильно сказали «нечуткие». А еще как их можно назвать? «равнодушный». Воспитатель: Какой вывод вы сделаете в связи с об суждением прочитанного рассказа? Ответы: 1) Не нужно поступать так, как поступили маль чики; 2) Надо быть чуткими; 3) Надо помогать товарищу и не считать, что за это тебя должны хвалить; 4) Нельзя быть равно душным к беде товарища. - «Что в дружбе важно, о чем всегда надо помнить? » Ответы: — Надо всегда помогать товарищу. — Надо быть чутким. — Нельзя быть равнодушным к горю товарища. — Быть честным в дружбе и искренним. — Нельзя хвастаться хорошими поступками. — Не надо менять друзей. — Надо быть постоянным в дружбе. В процессе беседы под руководством воспита теля дети смогли сделать правильный нравственный вывод из прочитанного рас сказа. Систематические беседы с детьми обеспечивают прочность усвоения знаний о нравственных нормах. Эффективность нравственного просвещения до школь ников во многом зависит от согласованной работы воспитат елей и семьи. Родители должны знать, какие норм ы нравственности преподносит воспита тель их детям, какие требования предъявляются к поведению детей, как оцениваются поступки детей по нрав ственному критерию. Единство воспитывающего влияния родителей и педагогов проявляется в однозначном понимании целей и кон кретных задач воспитания, в умении реализовать их, используя разнообразие методов и приемов. Для повышения эффективно сти этического просвещения до школьников необходимо, чтобы и родители анализировали свой опыт бесед с детьми на моральные темы, видели результаты( положительные и отрица тельные) воздействия словом на нравственное развитие детей, на их поступки. Таким образом, обеспечивается непрерывность воспитания детей.

Оставить комментарий: