Развитие коммуникативных способностей детей
Документы для скачивания
Консультация для родителей
«Развитие
коммуникативных
способностей детей»
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими его людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых - помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные способности - это
индивидуально - психологические особенности ребёнка, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими детьми.
Коммуникативные способности включают в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими " Я хочу общаться с другими "
2. Умение организовать общение " Я умею общаться с другими ", (умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации).
3. Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими " Я знаю, как общаться с другими".
Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
Всему этому ребёнок научается в семье, в группе детей и в общении с взрослыми - педагогами, родителями.
Чем раньше мы обратим внимание на сторону общения ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
В индивидуальные особенности ребёнка входят: медлительность, упрямство, неуравновешенность, агрессивность, жестокость, эгоизм, неуверенность в себе, страхи, враньё.
Чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относим:
- Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания (отвержение, излишняя требовательность)
- Психофизиологические нарушения, наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребёнка со сверстниками, избежание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность.
- На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)
Дети - сангвиники - активны, богаты мимикой и движениями, эмоционально впечатлительны. Такие дети легко сходятся с детьми, хотя они не отличаются постоянством в своих привязанностях.
Дети - холерики - энергичны, резки в движениях, ярко эмоциональны, вспыльчивы, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.
Дети - флегматики - пассивны, медлительны, спокойны, трудно сходятся с детьми, но отличаются постоянством привязанности, затрудняются в проявлении своих чувств.
Дети - меланхолики - пассивны, эмоционально ранимы, замкнуты и отчуждённы, тревожны и неуверенны в себе. Детей- меланхоликов всегда пугает новая обстановка и незнакомые люди
Значение взаимоотношений ребёнка с окружающими огромно, их нарушения - тонкий показатель отклонений психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым — это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.
Психологи, изучающие общение детей обнаружили, что становясь старше, дети меньше играют в одиночестве и всё больше тянутся к сверстникам, с которыми они усваивают социальные нормы поведения.
Так было выделено 6 типов поведения:
/. Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
- Игра - наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
- Игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми. 4
- Параллельная игра: ребёнок играет один, однако в непосредственной близости от других детей.
- Связная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется.
- Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения
какой-либо общей цели и получения определённого результата.
Игры и упражнения, способствующие развитию основных умений, общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребёнком или вместе с его друзьями. Эти игры можно разделить на несколько различных направлений:
" Я и моё тело И Упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, спокойное™ детей, двигательное раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён,
( игры " Путаница'', " Насос и мяч ", " Походки")
"Я и мой язык ". Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимики, на понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
( игры: Беседа: " Как можно общаться без слов". " Иностранец",
" Через стекло", "Изобрази сказку", " Расскажи стихи без слов ", " Испорченный телефон").
" Я и мои эмоции". Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, на распознание эмоциональных реакций других людей, развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
(игры "Мимическая гимнастика", "Рисуем эмоции пальцами",
" Музыка и эмоции", " Рисуем настроение музыки "," Дневник настроений ")
"Я и Я ", упражнения, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям.
" Я и другие", упражнения, направленные на развитие навыков совместной деятельности, чувства общности, внимательного, доброжелательного отношения к другим людям.
" Я и моя семья" упражнения, направленные на осознание о гношен и и внутри сем