Этические беседы
Документы для скачивания
Картотека этических бесед Старший возраст 1 Какими должны быть мальчики и девочки. Знакомить детей с особенностями девочек и мальчиков во внешнем виде, в занятиях, в поведении. Учить соотносить себя с определенным полом. Вос питывать интерес к своим особенностям. 2 Знаешь ли ты себя Формировать представления о собственных особенностях внешнего вида, о внешности других, относить описание к себе и другим, воспитывать любовь к своим близким. 3 Твое любимое блюдо Формировать представления о личных вкусовых предпочтениях, любимых блюдах, о продуктах, полезных для организма. Воспитывать культуру е ды, развивать восприятие. 4 Учусь себя оценивать Развить у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками. 5 Что ты знаешь о своем друге Формировать представления о дружбе, о качествах которые важны для дружбы, о поведении с друзьями, о способах установления добрых отношений, о способах оказания помощи, когда другу плохо. 6 Как надо называть человека Формировать уважительное отношение с окружающим, понимать важность называния человека по имени. Воспитывать понимание, что грубые слова могут обидеть другого, стараться не использовать их в речи. Развивать доброжелательное отношение к людям. 7 Кого называют скромным Р азви ва ть у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить понимание проявления скромности на примерах ситуаций из жизни детей, воспитывать способность сдерживать обиду, не стесняться. 8 Кто это хвастун Развивать у детей способность различать хвастовство и шутку- преувеличение; развить отрицательное отношение к хвастовству; уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна. 9 Привычки хорошие и плохие П родолжа ть формировать у детей понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка», умение; развить сп особности к анализу и сравнению проявления в жизни различных привычек, воспитывать способность к самооценке. Словарь: привычка, умение, истолковать 10 Кто и зачем придумал правила поведения Развивать способность осознавать необходимость выполнения определенных правил поведения, общения, у чить рассуждать, на примере предложенных ситуаций устанавливать свое отношение к поступкам детей, высказывать собственное мнение выхода из ситуации. 11 Как можно узнать настроение человека Развивать способность определять свое настроение и понимать настроение других. Помочь находить приемлемые способы и формы поведения для улучшения ситуации, воспитывать качества внимательности и предусмотрительности. 12 Почему ты обиделся С формировать положительное отношение к противоположному полу, понятие о любви, умение высказать свое отношение. Помочь находить выход из различных ситуаций, воспитывать умение осознавать и признавать свои ошибки, уметь извиниться. 13 Нарочно и нечаянно Ф ормировать положительное отношение к противоположному полу, понятие о любви, развивать понимание значения слов нарочно и нечаянно на примерах из жизни детей. Развивать умение высказать свое отношение, придумывать правила, которые помогают жить дружно. 14 Легко ли быть справедливым Н аучить высказывать свое мнение о выполнении правил поведения; находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и мультфильмов. Развивать навыки справедливого отношения к сверстникам и умения видеть проявления справедливости в их поступках Словарь: справедливая, жестокая 15 Одиночество Развивать осознание чувства одиночества и его проявление в настроении, внешнем виде других, соотносить к себе чувства и эмоции одинокого персонажа. Воспитывать желание оказать помощь и поддержку, находить способы решения проблемы. 16 Давай помиримся Развивать осознание негативных проявлений привычек и характера человека, научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить приемлемые слова для оценки поведения, развить чувство юмора. 17 Учусь прощать Развивать положительные качества характера, научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию с лов «миролюбивый», «обидчивый» на конкретных примерах. Словарь: миролюбивый, отзывчивый 18 Я тебя прощаю Р азви ва ть чувство ответственности, самоконтроля, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам. Формировать способность прощать себе другим, осознавать свои способности и желания. С ловарь: великодушный 19 О фантазерах и лгунишках У чить детей различать обман и выдумку, фантазию, Подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту. Формировать способность понимания последствий неприятных поступков и слов. Словарь: фантазия, фантазеры, ложь, мечта. 20 Красота души и тела Р азвить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику. Словарь: прелесть, прелестное. Формировать способность высказывать свое мнение, отношение, желания. 21 Какой я без взрослых Р азви ва ть умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми. Воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим. Развить понимание необходимости правил и их выполнения. Формировать способность соотносить правила с конкретными ситуациями и применять их. 22 Учусь сочувствовать Развивать понятия о сочувствии, закрепить умение детей замечать, что кому- то плохо, выражать свое сочувствие словами, оказывать помощь. Формировать способы осознания, развивать чувствительность. 23 Достаточно ли мы воспита ны Развивать способности детей пользоваться моральными оценками; развить самоконтроль, самооценку; вызвать желание радоваться успеху сверстников. Формировать способности детей в игровых ситуациях. 24 Почему бывают драки Ф ормировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вес ти себя в конфликтной ситуации, находить мирные способы разрешения ситуаций. Словарь: спор, договор, миролюбие 25 Как надо обращаться с просьбой Развивать способность детей использовать речь как средство общения. Формировать способы обращения к близким и незнакомым, знакомить с использованием этикета в игровых ситуациях. 26 Как надо называть родных Развивать понимание кто как называет друг друга, как по- разному могут называть одного и того же человека. Важно, чтобы правила вежливости и уважительного отношения друг к другу были главными в любой семье. 27 Как надо здороваться Развивать понимание как здороваться со взрослыми и сверстниками, учитывать время суток, а также какие формы приветствия возможно использовать, проявляя уважение. Формировать желание быть доброжелательным и приветливым. 28 Что такое доброта Развивать понимание доброты, показать на примерах доброту истинную и показную, формировать способность оценивать поступки других доброжелательно, высказывать свои суждения. 29 Отчего становятся злыми Развивать понимание доброты и злости, показать на примерах проявление злости в поступках, формировать способность оценивать поступки других доброжелательно, высказывать свои суждения, находить пути выхода из неприятных ситуаций. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. 30 Бывают ли волшебные палочки 31 Какие черты характера ты знаешь Развивать способность узнавать и определять черты характера людей, соотносить их с общеизвестными. Высказывать свое суждение о приемлемых проявлениях характера и о нежелательных, высказывать свое отношение к ним, находить способы их изменения. 32 Героические пост упки Формировать представления о героических поступках людей на примерах из жизни, книг, сказок. Воспиты вать желание быть похожими на них, понимать, каким образом приобретают смелость, мужество. 33 Как общаться при распределении игрушек и ролей Уточнить представления детей о справедливом распределении ролей и игрушек, совершенствовать коммуникативные умения детей при распределении ролей, игрушек: прямо адресовать свои обращения к партнеру, с вниманием выслушать его ответ, умение обосновать собственное мнение, выяснить, удовлетворен ли сверстник полученными игрушками и ролью. 34 Кто такие мудрецы Развивать представления о мудрецах, формировать понятие о проявлении в жизни м удрости среди своих близких, знакомых. Воспитывать почтительное отношение к мудрым советам.
ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ 1 ЭТАП Какими должны быть мальчики и девочки. Знаешь ли ты себя? Твое любимое блюдо. Учусь себя оценивать. Что ты знаешь о своем друге? Как надо называть человека? Кого называют скромным. Кто это- хвастун? Привычки хорошие и плохи Кто и зачем придумал правила поведения КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ? Воспитатель вносит двух кукол( условно девочку и мальчика) . На куклах перепутана одежда. Беседу можно начать со стихотворения «Мальчик девочкою стал. . . ». В процессе беседы может быть использован иллюстрированный альбом, в котором изображенные персонажи разделены по половому признаку не только внешне, но и по видам деятельности и другим признакам. Воспитатель начинает диалог: Все люди на земле разделены на два пола — женский и мужской. Кто относится к женскому полу? Кто относится к мужскому полу? Чем девочки отличаются от мальчиков( внешне, по поведению, играм, игрушкам, по голосу) ? Чем похожи мальчики и девочки? ( Воспитатель предлагает детям посмотреть друг на друга. ) Почему про мужчин говорят, что они «сильный пол»? Почему про женщин говорят, что они «слабый пол»? Кто кого должен защищать? От кого защищать? Как защищать? Какие девочки вам, мальчики, больше нравятся? Какие мальчики у вас, девочки, вызывают больше уважения? С кем вам нравится играть? В какие игры мальчики и девочки могут играть вместе? Как вы будете распределять роли в игре? Что вам говорят мамы и папы о том какими должны быть девочки или мальчики? — Какое поведение девочки можно назвать мальчиковым? —Какое поведение мальчика можно назвать девчоночьим? — Может ли мальчик плакать, если ему больно или его обидели? —Чем отличаются взрослые женщины и мужчины? —Когда девочка вырастет, кем она будет? —Когда вырастет мальчик, кем он будет? — Кто может родить ребенка — взрослые мужчина или женщина? —Что такое вежливость мальчика, мужчины по отношению к девочке, ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ? Воспитатель приносит зеркала и предлагает ребятам обсудить ситуацию — потерялся ребенок, поэтому надо составить его внешнее описание. Воспитатель начинает беседу: Все люди разные, но чем они отличаются, почему мы не путаем людей? Воспитатель задает вопросы ребенку: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какого цвета у тебя волосы? ( Варианты — светло- русые, темно- русые, каштановые, черные, белые, рыжие, пепельные. ) Прямые или вьющиеся? Мягкие или жесткие? Какая у тебя прическа? ( Варианты — стрижка, коса, волосы до плеч, до середины спины. ) Какого цвета у тебя глаза? ( Варианты — серые, черные, карие, голубые, зеленые. ) Что еще можно сказать о твоих глазах( их форма, выражение) ? Какой формы у тебя нос? ( Варианты— вз дернутый, прямой, курносый. ) Какие у тебя губы? ( Варианты — пухлые, полные, узкие. ) Если тебя сравнить с другими детьми, как ты думаешь, какого ты роста? Ты худощавый или полный? Какого цвета твоя кожа? ( Варианты — смуглая, белая, розовая, бледная. ) ~ Есть ли у тебя родинки, по которым тебя можно узнать? Какой формы у тебя брови, на что они похожи? Какую одежду ты любишь носить? Какой цвет одежды тебе нравится? Или тебе нравится сочетание разных цветов в одежде? Каких? Любишь ли ты носить украшения? Какие? Что в твоей внешности больше всего нравится родителям, окружающим? А тебе? Проводится игра «Узнай по описанию». Воспитатель описывает ребенка, находящегося в группе. Он должен узнать себя. При этом учитываются особенности внешнего вида( не следует обсуждать на общей беседе недостатки во внешнем виде ребенка) . Во время разговора надо попытаться убедить ребенка, особенно девочку, что он самый привлекательный шутить, использовать различные сравнения( например, если У ребенка есть веснушки — привет от солнечных лучиков, которые тебя полюбили и оставили свои следы, чтобы не спутать ни с кем другим) . Для игры можно использовать зеркала, различные наглядные пособия. Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брага. Воспитатель завершает беседу следующими вопросами: Какую обувь носит твоя мама? У нее туфли на высоких каблуках или на низких? ТВОЕ ЛЮБИМОЕ БЛЮДО Воспитатель приносит кулинарную книгу и предлагает детям ее рассмотреть, обращая внимание на разнообразие блюд, их аппетитный вид. Воспитатель. Сколько блюд мы с вами рассмотрели, узнали много новых блюд. А как замечательно они приготовлены поварами и кулинарами! Так и хочется съесть все! Вы, наверное, тоже очень любите поесть? Что обычно готовят вам мама или бабушка на завтрак, обед, ужин? Как ваша мама украшает стол? — К то помогает маме готовить еду? —Как вы помогаете маме? Как приготовить бутерброд? —Чем можно начинить блинчики, вареники? —Ч то можно приготовить из картофеля? Что можно приготовить из яиц? Что можно приготовить из теста? Какое варенье вам нравится больше всего? Как можно узнать вкус блюда? — Как можно узнать, какое блюдо готовит на кухне мама, не видя его? — Из каких продуктов готовят суп? Какие супы вы пробовали? Какой суп вам понравился больше всего? Почему на завтрак чаще всего варят каши? Чем они полезны? Какие каши вам известны? Из чего их варят? Какая каша вам нравится больше всего? Что можно добавить к каше чтобы она стала вкуснее? - Б люда бывают полезные и вкусные. Какие предпочитаете вы? — Кто из вас любит сладкие блюда/ Что полезнее — сахар или варенье? ( Подсказка — в «варенье много полезных микроэлементов. ) Чем полезны морковь, яблоки и другие овощи и фрукты? ( Подсказка- содержат витамины, укрепляют десны, улучшают работу кишечника. ) Почему обязательно надо пить натуральные соки? Какой сок вы любите? Воспитатель завершает беседу: Я предлагаю вам сейчас вместе со мной приготовить вкусный фруктовый салат и полакомиться им! Приятного аппетита! УЧУСЬ СЕБЯ ОЦЕНИВАТЬ Цель: развить у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитать умение анализировать поведение сверстников доброжелательно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками. Словарь: терпеливый, выдержанный, самооценка. Педагог. Вы помните пословицу «По одежке встречают, по уму провожают»? Хотите узнать, почему так говорят: «. . . по уму провожают»? Называет ли вас мама или папа: «Ты моя умница( умник) »? Часто ли они вам говорят эти слова? Вспомните, за что и почему вас назвали этим словом? Как вы считаете, за каждый ли ваш поступок можно назвать вас таким словом? Расскажите о поступке, когда вы сами смогли бы себя оценить словом «умница»( «умник») . Можете ли вы рассказать о поступках детей нашей группы, которых бы вы оценили словом «умница»( «умник») ? Если человек ошибся в своем действии или поступке, можно ли его называть « дураком »? Я рада, что вы считаете это слово грубым и недопустимым по отношению к другим детям, а можно ли о себе сказать: «Я не всегда поступаю умно» или «Я сделал глупость»? Расскажите, бывают ли случаи, когда вы знаете, как надо поступить правильно, а поступаете наоборот? Вы делаете это нарочно или нечаянно? Я думаю, что вы просто еще недостаточно умеете терпеть, сдерживаться. Мы сейчас поиграем в игры, которые учат терпению. Хотите? Игра « Смешилки »( победитель тот, кто засмеется последним или не засмеется вообще) Игра « Терпелки »( кто последним заговорит, тот выиграл) Вы стали намного терпеливее или, еще говорят, «выдержаннее», чем были раньше, это значит, что чем старше человек становится, тем он становится терпеливее, выдержаннее в общении с родными и чужими детьми. Значит, когда говорят «по уму провожают», имеют в виду не только то, что человек много знает о природе, космосе, но и обязательно умеет умно, правильно вести себя среди людей, по этому люди оценивают сначала человека внешне( по одежке встречают) , а потом по поведению( по уму, по умению провожают) . Какую оценку вы бы поставили своему поведению за вчерашний вечер дома? В этой тарелке( на этом подносе) пятерки, четверки, тройки, двойки — выбирайте. Почему вы поставили такие оценки себе? Не беда, если вы поставили себе не пятерку, главное, чтобы человек умел правильно оценивать свое поведение и хотел становиться умнее. Понравилось ли вам ставить оценки самому себе? Как вы думаете, есть ли в вашей группе ребенок, которому за поведение в детском саду можно почти всегда поставить пятерки? Хотите, мы еще и на следующих занятиях будем учиться оценивать самих себя? ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОЕМ ДРУГЕ? Воспитатель начинает беседу: Дети, сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о дружбе, о ваших друзьях, без которых на свете вам жилось бы грустно. Кого можно назвать своим другом? Что означает это слово? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы вы хотели видеть своего друга? Как вы выбираете себе друзей? Что вас привлекает в них больше всего? Где вы знакомитесь с друзьями? Вы хорошо знаете своих друзей? Можете ли вы сказать, как бы повел себя ваш друг, если бы вы попали в беду? Как бы он вам помог? Что бы сделал? А что сделали бы вы для своего друга в этом случае? Представьте себе, что перед днем вашего рождения, вы поссорились с другом. Пригласите ли вы его на свой день рождения? Пригласит ли он вас? Почему? Если он вас не пригласит, что вы сделаете? Тебе купили новую игрушку, а у твоего друга такой игрушки нет. Как ты себя будешь вести в этом случае? Как поступит твой друг? Ты вышел на улицу со сладостями, конфетами. Поделишься ли ты ими с другом? А он всегда делится с тобой? Если вы с другом гуляли, неосторожно играли и испачкали или испортили одежду, то пойдет ли твой друг к тебе домой, чтобы разделить с тобой упреки родителей или даже наказание? Сделаешь ли это ты? Твой друг заболел. Что ты будешь делать? А как поступит он? Как тебя называет твой друг? А как ты называешь его? Есть ли у тебя и твоего друга прозвища, Они обидные или нет, Что они означают, А как ласково ты зовешь друга? Кто может быть твоим другом кроме твоего сверстника? Может ли быть другом мама, Папа, Животное? Итог: Берегите своих друзей, дружбу, и вам будет радостнее жить. КАК НАДО НАЗЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА Воспитатель начинает беседу. Варианты начала беседы: Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и видела, как два мальчика о чем- то спорили и называли друг друга очень грубо — Сашка, Мишка. На них так неприятно было смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга. Когда я сегодня утром шла в детский сад, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой, а ей нравится, когда ее зовут ласково — Катенька, Катеринка, Катюша. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем нас называют мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека разными отличительными чертами характера. Например, Петр означает камень. Но человека можно называть не только по имени, а любым ласковым словом( солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка и т. д. ) . Может быть, кого- то из вас тоже называют таким ласковым словом? Какими еще словами вас называют? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка. . . ( Воспитатель спрашивает имена других детей и подбирает различные варианты произношения их имен. ) Вы знаете, что имена дают родившимся детям. Когда ребенок маленький, его зовут очень ласково и нежно( например, Оленька, Олюшка) , а когда он подрастает, его зовут по- другому( Ольга) . Меня зовут( воспитатель произносит свои имя и отчество) . Почему меня так зовут? Как зовут вашего папу? Взрослых людей всегда называют по имени и отчеству. Когда вы вырастете, к вам тоже так будут обращаться. Попробуйте назвать себя по имени и отчеству( дети называют свои имя" отчество) . Вот какие интересные имена у наших ребят. 4- Как вы, ребята, обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у многих из вас есть прозвища. Мне хочется понять, почему вы так называете друг друга? Как вы называете Диму? Как ты считаешь, Дима, это хорошее или плохое прозвище? Что думают об этом дети? Теперь мы знаем, какие прозвища у наших ребят, как их называют по- другому, как их будут называть, друзья. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами. КОГО НАЗЫВАЮТ СКРОМНЫМ? Цель: довести до понимания детей содержание понятий «скромность», «стеснительность», научить оценке и самооценке поведения. Словарь: выскочка, стеснительный, скромный, застенчивый. Педагог начинает занятие, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение. ( Куклы перебивают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают. ) Затем оценивает поведение кукол, проводя аналогии с поведением скромных детей. Педагог. Умница, не перебивала, внимательно выслушивала до конца, ты вела себя скромно. А ты, Петя, — «выскочка», неприлично вел себя на занятии: размахивал руками, говорил непонятно, неприятно было общаться с тобой. Как вели себя куклы? Что значит «скромный человек»? Что значит «нескромный человек»? Как можно назвать ребенка, который всегда ведет себя скромно? ( Скромница, воспитанный. ) Воспитатель показывает картинку с мальчиком, который покраснел, и рассказывает историю о нем: мальчика попросили прочитать стихотворение, а он застеснялся. Что значит «стеснительный»? Такому человеку неловко, что все на него смотрят. Он стесняется выступать на утреннике, так как боится, что забудет слова и над ним будут смеяться. Надо ли стесняться? Не надо, даже если забыл. А тот, кто смеется, — делает неправильно. Это плохо или хорошо, когда кто- то стесняется? Плохо: неудобно общаться с другими — не познакомиться и не поговорить. А когда отвечаешь уверенно, громко, то и тебе хорошо, и другим приятно тебя слушать. Как ведет себя стеснительный ребенок, если кто- то его о чем- то спросит? ( Смущается, краснеет, опускает голову, замолкает. ) Если вы нечаянно совершили неловкость, как надо поступить? Если человек все время перебивает, отбирает игрушки, вскакивает с места, как его называют? ( Выскочка. ) Почему? Кому из вас нравятся такие выскочки? Какими бы вы хотели быть: скромными, стеснительными, выскочками? Конечно, быть скромным — хорошо и тебе и всем вокруг! Какие бы правила вы составили после нашего разговора? Будь скромным — это приятно тебе и окружающим. КТО ЭТО- ХВАСТУН? Цель: научить детей различать хвастовство и шутку- преувеличение; развить отрицательное отношение к хвастовству; уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна. \ Словарь: хвастать, хвастун, шутить. Предварительная работа: чтение сказок( «Заяц- хвастун») . Педагог. Добрый день! Я рада вас снова видеть. Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся хвастуны. Хотите? Тогда слушайте: : « Сидят два малыша. Им по три годика. Один говорит: «Вырасту с дерево». Второй: «А я — с дом! » Как бы вы их назвали? Да какие же они хвастуны — хвастунишки! И стыдить их смеш- 1го: маленькие еще. Ничего им не говорить? Или ласково сказать: «Вы еще маленькие и не знаете, что человека с дом не бывает». Два клоуна хвастают друг перед другом. Мы их называем хвастунами? Всерьез нет. Почему? Да они же для смеха, для шутки. Значит, если мы сейчас начнем для шутки хвастать — мы не хвастуны? Конечно, нет! Попробуем: : Я сегодня летала на Луну — здорово! А ты, Лена? И так далее. Смешно, правда? А сейчас серьезные задачи: Дети взяли в поход завтраки. У Сашиной мамы было мало Кнег, и она дала ему две картошки и бутерброд. Вася увидел и хвастливо сказал: «А у меня банан, апельсин и шоколадка! » Что вы думаете о детях? Давайте это сыграем. Что ты чувствуешь в роли Саши? А ты, Лена? А ты, Сережа? А по отношению к Васе? Маленькая Риточка пришла с улицы и сказала: «Во дворе Лора ела клубнику и никому не давала. Все стояли вокруг и смотрели, как она ест. А Миша попросил даже. Она говорит: " Мне вкусно, я не делюсь, у меня дома еще много" . А я ушла, и мне противно. Не хочу завидовать, пусть перед собой хвастается, а не передо мной! » А вы как считаете? Хорошо ли есть на глазах других то, чего у тех нет? Почему хвастунов не любят? Потому, что это: а) обижает других, б) просто противно. Что надо помнить, чтобы нечаянно не стать хвастуном? 1. Показывая что- то новое, не хвастай. 2. Если не хочешь угостить другого или дать поиграть игруш кой — не выноси во двор и не приноси в детский сад. З. Если хочешь пошутить, поиграть в небылицы, так и скажи. ПРИВЫЧКИ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ Цель: продолжить формировать у детей понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. Словарь: привычка, умение, истолковать. Педагог. Прошу вас внимательно посмотреть на эти иллюстрации( показывает иллюстрации, на которых ребенок умывается, чистит зубы, одевается, ест) и сказать, чем занимаются эти дети. Умеете ли вы делать то же самое? Вам нужно об этом напоминать или вы делаете это без напоминания? Если человек делает правильно: чистит зубы, умывается — о нем говорят, что он умеет это делать! По- другому можно сказать: «У него есть умение! » Если человеку напоминают, что нужно сделать, — у него есть умение, но нет привычки. Если человек делает что- то самостоятельно, всегда, без напоминания, говорят, что у него есть привычка. Давайте проверим, как вы поняли, что такое умение и что такое привычка. У вас на подносиках лежат красные и зеленые кружочки. Если вы считаете, что у вас есть умение чистить зубы и умываться, — положите перед собой зеленый кружочек. Если считаете, что у вас есть привычка, — возьмите красный кружочек. Сейчас я буду называть умение и привычку — вы будете брать нужный кружочек. У вас всегда в кармане есть носовой платок. ( Это привычка. ) Вы умеете пользоваться носовым платком, но забываете положить его в карман. ( Это умение. ) Вы умеете зашнуровывать обувь, завязывать шнурки и делаете это быстро и аккуратно. ( Привычка. ) Вы умеете делать, но делаете это медленно и неаккуратно, а иногда просите помочь маму. ( Умение есть, привычки нет. ) Я сказала вам сейчас, что нет привычки, — так ли это? Ведь если вы всегда делаете медленно и неаккуратно, то появляется привычка, но плохая. Поэтому, если у вас такая привычка, возьмите себе желтый кружочек. Получается, что привычки бывают хорошие и плохие. Давайте возьмем толковый словарь и посмотрим, что говориться о привычках в словаре. ( Читает. ) Мы с вами рассуждали правильно, почти как в словаре. Теперь я предлагаю вам подумать и назвать хорошие привыч- Ечси, относящиеся к еде. ( Есть бесшумно, хлеб отламывать маленькими кусочками, пользоваться ножом и вилкой. . . ) Вспомните, на эту тему есть пословицы, связанные с хорошими привычками. Если у вас есть названные привычки, за каждую возьмите себе красный кружок. А если такой привычки нет, возьмите желтый кружочек. Скоро вы будете первоклассниками. Подумайте, какие привычки нужны первокласснику. ( Если дети назовут недостаточно, добавляет. ) Собирать ранец вечером, приготовить одежду вечером, не опаздывать в школу, не задерживаться из школы по дороге домой. . . Как вы думаете, когда у вас появятся эти хорошие привычки? Когда начнете учиться. Что произойдет с вами, если у вас не будет хороших привычек? Вместо них появятся плохие — противоположные. Сейчас я предлагаю посчитать, сколько у вас красных, зеле- шых, желтых кружков. ( Называет вслух детей, у которых красные кружочки. ) Всем остальным детям нужно подумать, как лучше подготовиться к школе. КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ? В гости к детям приходит Незнайка, он не воспитан и плохо ведет себя. Никто из детей не хочет с ним играть, но он не понимает, по какой причине. Все говорят о правилах поведения, о которых Незнайка ничего не знает. Воспитатель обсуждает вместе с детьми несколько примеров из жизни Незнайки: он отправился в театр, ел в зрительном зале мороженое, испачкал соседей, во время спектакля ел конфеты и громко шуршал обертками, разговаривал с соседом; идя по улице, размахивал руками и задевал прохожих, бросил на тротуар обертку от съеденного мороженого; когда уходил из гостей, не попрощался с хозяевами, и они обиделись на него; когда взрослые разговаривали, он часто перебивал их, капризничал, и мама наказала его и т. п. Почему же все окружающие были недовольны поведением Незнайки? Что такое правила поведения? Какие правила поведения в общественных местах вы знаете? Как вы будете вести себя в кинотеатре или театре? Как вы будете вести себя в магазине? Как надо вести себя в общественном транспорте? Какие вы знаете правила поведения в парке, в лесу, на речке? Что было бы, если бы правил поведения не существовало? Мы говорили о том, какие правила поведения вам известны, а теперь давайте обсудим вопрос, почему их надо выполнять? ( Воспитатель предлагает детям несколько ситуации с различными правилами поведения и предлагает детям по рассуждать о последствиях несоблюдения правил по ведения. ) Расскажите мне о том, как были нарушены правила поведения кем- то, и как вы от этого пострадали? ( Воспитатель делится с детьми ситуациями из собственного опыта. ) Как вы думаете, кто придумал правила поведения и для чего? Какие вы знаете книги, в которых рассказывается о правилах поведения? Какие сказки, рассказы, стихи? В завершение беседы воспитатель говорит: Теперь вы поняли, почему никто не хотел играть с Незнайкой? Я думаю, что вы — вежливые и воспитанные дети, и окружающие будут только радоваться общению с вами. Не забывайте правила поведения и учите этим правилам других. Сколько родственников в вашем генеалогическом, дереве? Дружите ли вы со своими родственниками? Какие праздники отмечаете вместе с ними?
INCLUDEPICTURE" C: \ \ Documents and Settings\ \ 1\ \ Мои документы\ \ ЕЛЕНА\ \ Облако\ \ по социальному развитию\ \ Разгильдеева\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE" C: \ \ Documents and Settings\ \ 1\ \ Рабочий стол\ \ все этические беседы\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ II ЭТАП Как можно узнать настроение человека? Почему ты обиделся? Нарочно и нечаянно. Легко ли быть справедливым? Одиночество. Давай помиримся. Учусь прощать. Я тебя прощаю. О фантазерах и лгунишках. Красота лица и души. Какой я без взрослых. КАК МОЖНО УЗНАТЬ НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА? Воспитатель начинает беседу: У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на фотографии этих людей( показывает фотографии) и скажите, чем они отличаются? Почему человеку бывает грустно? Если тебе грустно, как ты себя ведешь? А если у твоего друга или у мамы плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у человека с плохим настроением? Как вы можете поднять плохое настроение? Как следует спрашивать о причине плохого настроения? Может ли причиной плохого настроения быть желание человека побыть одному? Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Почему оно возникает? Как погода действует на настроение человека? Если в доме гости, все отмечают праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты это демонстрировать гостям? Как ты думаешь, гостей это огорчит? Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение. Воспитатель может предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации с изображениями человеческих лиц, попросить определить настроения людей, указать причину. Воспитатель должен объяснить детям, как важно уметь правильно определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Воспитатель может предложить детям ПОЧЕМУ ТЫ ОБИДЕЛСЯ? Цель: сформировать положительное отношение к противоположному полу, понятие о любви, умение высказать свое отношение. Словарь: ныть, нытик, милая, бестактность. Педагог. В младшей группе плачет мальчик, которому всего три года. Он плачет потому, что ему сказали: «Ты — рева и плакса, значит, ты девочка, а не мальчик! » Ему обидно. Почему? Давайте вместе разберемся. Ему сказали так, потому что он плакал? Или потому, что ревел, ныл, вел себя некрасиво? Что же получается — что девочки ревы и плаксы? Все? Конечно, не будем обижать девочек такими словами, тем более всех сразу. У вас есть девочки, которые не ноют, не плачут по пустякам? Если у мальчика выступили слезинки от боли и обиды, стоит ли его обижать, называя плаксой? Мальчики, вы обижаетесь друг на друга? На что именно? Всегда ли прав тот, кто обиделся? Например, если он не дал, пожалел, а потом обиделся, когда его назвали жадным. Значит, чтобы тебя не обидели, умей делиться, уступать. Девочки, на что вы обижаетесь? Всегда ли вы правы, когда обижаетесь? Плохо, когда мальчики обижают мальчиков; девочки — девочек, но совсем плохо когда ссорятся мальчики с девочками, и наоборот. Почему я сказала «совсем плохо»? Да, мальчики сильнее. Сильный должен знать, для того, чтобы обидеть слабого — ни ума, ни доброты не надо. Значит, если ты обижаешь слабого — ты злой и неумный человек. А теперь девочки, подумайте и скажите честно: вы всегда относитесь к мальчикам приветливо? Были случаи, когда вы сами обижали мальчиков? Это ужасно, когда девочка кого- то обижает. Девочки — милые, нежные, ласковые приветливые- не должны забывать, что, когда они кого- то обижают сразу из принцессы превращаются в злое чудовище, вроде Бабы Яги. Скажите, в группе есть девочки, которые никогда не обижают других? А мальчики? Можно сказать, что их все любят? Что значит «любят»? Эта дети всем нравятся' с ними приятно разговаривать, с ними интересно играть, хочется быть рядом сидеть вместе с ними, о них скучаешь, если они не пришли в детский сад Могут ли дети- даже самые любимые- кого- то обидеть? Да, но нечаянно. А бывает и так. Девочка говорит подружке при всех и громко: «У тебя старое платье и туфли старые». Подружка обиделась. Кто из них прав, а кто неправ? Да, бестактность( грубость) обижает сильно. Еще одна ситуация: не даешь конфету, тебе говорят, что ты жадина. А вы бережете конфету младшему братику. Кто прав и неправ? Не торопись оценивать другого плохо. Недобрые слова, жесты и даже злой взгляд очень сильно обижают. Если ты обидел нечаянно, спроси, почему человек обиделся — и извинись. ' НАРОЧНО И НЕЧАЯННО Цель: развить нравственные чувства — сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров. Словарь: толковый словарь, оплошность. Педагог. Дети, вы знаете слова «нарочно» и «нечаянно»? Вот эта толстая книга( показывает) — толковый словарь. Толковый, толковать — значит объяснять. Посмотрим, что значит «нарочно». . . А теперь найдем слово «нечаянно». . . Что можно сделать нечаянно? ( Толкнуть, напугать. ) Расскажите, с кем и когда такое случалось. Как вы себя чувствовали, когда такое случалось? А что чувствовал тот, кого напугали или толкнули вы? Как вы себя повели? Как надо себя вести, если вы нечаянно совершили оплошность? ( Объясняет что это такое. ) Нечаянно можно уронить, разбить, потерять, забыть? Почему вас не ругают за «нечаянно»? Почему не хвалят? Если человек, в том числе ребенок, знает правила общения с людьми и предметами, он почти не совершает оплошностей. У нас в группе есть дети, которые не роняют, не ломают, не толкают? Значит, эти дети знают правила поведения в играх, в разговорах, в раздевалке и за столом — это очень приятно. Я на прогулке видела, как малыш бросался песком и камешками. Он, конечно мал но опасность от этого не меньше. В чем опасность для других детей? Как вы думает е- ' он делал нечаянно или нарочно? Я думаю, что маленькие любят бросать и смотреть' как летит. И малыши не знают, не понимают, что это опасно' Как вы думаете, большие дети бросают, зная об опасности? Чем это грозит? ( Ьросишь камень- ранишь, бросишь песок- з аболят глаза. ) Да, они знают, но, не умея или не желая мирно договариваться или уступать делают нарочно, назло. ' ' нет^ " ЛТ: Г Л ° ВеК' Делающий назло ДРУ™ У& gt; себе делает добро? Почему нет/ ( У него не будет друзей, с ним не захотят играть. ) Что легче: подумать и никогда не бросаться камнями и песком или бросать не думая? Легче бросать. Думать, узнавать правила, быть воспитанным, иметь много друзей труднее, конечно, но интереснее! дру^ и Придумайте правила, которые помогут жить дружно( Соблюдать правила в играх; если что- то нечаянно не так сделал, совершил оплошность, сразу извиниться, показать, что сожалеешь об этом. ) Дети, вам приходится слышать слова: «Дай сдачи в ответ». На что вам советуют чГ Т в Ь асТо1о ° Рее ВСеГ °' ^ Т™ 3аДеЛИ ВаШу П0СТ Р° ЙК У не назло, а потому что вас много, а места мало. Как правильно, скажут, что задели нечаянно Е сли ра30бравшись' б^ ет Д елать: не разобравшись, дать сдачи или разоб раться? Возможно, перед вами сразу извинятся, а не давать сдачи- в группе с утра до вечера будут драки. Давайте придумаем правило: прежде, чем дать сдачи споить «Ты сделал назло, нарочно? » Второе правило: задел —! ' ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ? Цель: научить высказывать свое мнение о выполнении правил поведения; находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивая его с поведением героев сказок и мультфильмов. Словарь: справедливая, жестокая. Педагог. Мы сегодня поговорим с вами о справедливых людях и справедливых поступках. Сначала посмотрим в словарь, что значит «справедливый». Здесь написано: «Справедливый тот, кто поступает правильно, по правилам, честно». Помните сказку «Дикие лебеди»? Как поступила мачеха с Элизой? Конечно, несправедливо, не по правилам, нечестно. Нарочно или нечаянно она выгнала Элизу' ? Как можно сказать о мачехе? ( Несправедливая, злая, жестокая, отвратительная. ) А люди, которые хотели казнить Элизу за то, что она молчала, вели себя справедливо? Они хотели совершить несправедливость по незнанию. Их можно простить? Элиза поступила справедливо, сделав для всех братьев рубашки из крапивы? То, что младшему не хватило на рукав — справедливо? Конечно, жаль, что у него крыло вместо руки, но Элиза не виновата в этой несправедливости, она торопилась спасти братьев. Мне очень хочется, чтобы вы вспомнили самых справедливых героев сказок и мультфильмов, героев, которые всегда поступали честно, даже если было страшно. Кто первый? Как много героев, на которых хочется быть похожими. Вспомните, как они ходят, разговаривают, как держат голову и руки. Не называя по имени, скажите их голосом и их словами что- нибудь. Постарайтесь изобразить выражение их лица, походку. Кто, по- вашему, входит в число несправедливых героев? Клоун в цирке все время нарушает правила — его можно назвать обманщиком? Почему? Да, потому что он все делает шутя, для удовольствия людей. А вы замечали, как внешне отличаются справедливые и несправедливые герои в сказке? Опишите несправедливого героя( любого) . А чем похожи злые герои? ( Злые глаза, противные лица, пальцы крючком. ) А как выглядит справедливый человек? Кто в группе всегда старается поступать честно, справедливо? На кого из героев похож наш( а) . . , ( называет имя) ? Мы сегодня говорили об очень важном качестве человека- с праведливости. Скоро вам идти в школу, в класс, где будет много незнакомых ребят. И если вы станете поступать честно, справедливо, то и к вам начнут хорошо относиться, считать вас спра ведливыми и добрыми людьми. Тема 3. ОДИНОЧЕСТВО Вариант 1 Материал. Кукла Гномик. Ход занятия В группе появляется грустный Гномик. Воспитатель обращает внимание детей на выражение его лица( брови нахмурены, не улыбается, глаза печальны) и просит их догадаться, почему гость такой невеселый. Выслушав ответы детей, Гномик рассказывает свою историю: «Ребята, я грушу потому, что скучаю по своим друзьям. Совсем недавно я переехал в новый чудесный дом. Он такой красивый и уютный, а на лужайке перед ним растут огромные белоснежные цветы. Когда я вышел погулять и увидел играющих гномиков, то очень обрадовался, однако на меня никто не обратил внимания и не пригласил поиграть( вздыхает) . Мне так одиноко. А ведь я привык, что со мной всегда были мои верные друзья что они делили со мной и радость и горе. Я же теперь даже позвонить им не могу, пригласить их в гости, потому что у меня нет телефона. Но я уверен что мои друзья обязательно пришли бы мне на помощь в трудную минуту( прикрывает глаза и говорит мечтательно) . Мы бы погоняли мяч на лесной лужайке, а потом пили ароматный чай с земляничным вареньем». Некоторое время гномик сидит неподвижно, потом начинает плакат ь- «Никто меня не любит! » Воспитатель успокаивает гнома и предлагает ребятам придумать что- нибудь, что могло бы ему помочь( написать письмо старым друзьям, пригласить новых соседей в гости и подружиться с ними и т. д. ) . ДАВАЙ ПОМИРИМСЯ Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. Словарь: миротворец, творец. Педагог. Ссоры бывают у всех, согласны? Ссорятся многие, но по- разному. Совсем плохо — драка, война. Плохо — грубые слова, обзывательства. Тихие ссоры — когда не дерутся, не грубят, но сердятся, не разговаривают, не играют вместе. Кто из вас как ссорится? Из- за чего бывают ссоры? Да, что- то не поделили, не уступили. А ведь можно было договориться мирно. Посмотрите( садится спиной с ребенком) , как мы с. . . ( называет имя) будем разговаривать. . . 7 J Легко поссориться? Конечно, мы ведь не видим лиц друг друга. Посмотрите, теперь( встает, ребенок, сидит) . . . удобно? Конечно, нет К ак лучше разговаривать, чтобы было удобно, приятно? ссоры еСЛИ приветлив 0 смот Р ишь в лицо, спокойно говоришь, вряд ли дойдет до Но если она случилась, как же помириться? Вспомните когда вам после ссоры хотелось( не хотелось) помириться П очему? Вы не знали как? Или не хотели? Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать? Соблюдай правила. Не смейся над товарищами. Не жадничай. Уступай. Не злись на тех, кто лучше что- то делает, чем ты( не завидуй) . Кто в нашей группе умеет мирно жить? Кто умеет мириться? Кто умеет мирить других? Кто знает « мирилки »? ( Повторяет с детьми. ) Награждаем медалью «миротворец», то есть творец мира( тот кто делает мир) тех кто больше всех предложил « мирилок ». ( Предлагает ситуации для обыгрывания. J Д вое детей поссорились- помири их. Двое хотят играть одной игрушкой- помири их Т вои друг обижен- попробуй помириться с ним. В ситуациях дети меняются ролями. А сейчас поупражняемся. Нахмуримся, — как рассерженная мама поссорившийся упрямец. Улыбнемся, как кот на солнышке, как мама малышу. Я знаю одну песню, в которой есть припев: Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда, Давай еще раз помиримся УЧУСЬ ПРОЩАТЬ Цель: научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый». Словарь: миролюбивый, отзывчивый. Педагог рассказывает о первокласснике и его младшей сестричке, которая перевернула ранец, измяла тетради. Педагог. Наказывать ли ее? Как? Обидно, если тебе так навредили? Долго надо обижаться? ( Показывает картинку, где сестричка сама обнимает брата. ) Простить ее? Почему? ( Она не знает правил, не понимает, надо не ругать, а учить, а обижаться на нее — смешно. ) Старшие взяли вашу игрушку и выбросили( подарили) . Обидно? А как себя вести? Заплакать — нормально? Что сказать? Надуться или молчать? Можно так сказать: «Я очень обиделся, я, может быть, сам бы отдал. Но нельзя же без моего разрешения — мне от этого плохо». Ребенок бежал и вас толкнул. Вы упали и ударились. . . Что делать? Его толкнуть? Ударить? Простить? В каком случае? ( Если извинится. ) Если вас чуть- чуть толкнули или ваш рисунок чуть- чуть подвинули, обижаться? Кто это «чересчур обидчивый»? Какое настроение у того, кто долго обижается? А как он выглядит? Приятно? А вот про Сашу и Иру говорят: «Какие миролюбивые дети». Миролюбивые — что это значит? Кто из вас придумает правила миролюбия? ( Не обижать тех, кто слабее, кто младше. Долго не обижаться и прощать. Не обижаться по пустякам. ) Встаньте в круг, закройте глаза, скажите себе: «Хочу со всеми жить в мире». Я ТЕБЯ ПРОЩАЮ Цель: развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике, жестам. Словарь: великодушный. Педагог. Вчера в троллейбусе меня толкнула девочка и сразу же сказала; «Извините, пожалуйста, я нечаянно». «Ничего, я тебя прощаю», — ответила я. Как выдумаете, мне было приятно, когда меня толкнули? Почему же я сказала: «Я тебя прощаю»? В одной группе сегодня на занятии я видела, как мальчик капнул краской на рисунок девочки- соседки, но не извинился. Она сердито, нарочно, капнула на его листок. . . ' Разберитесь, кто прав, кто виноват? ( Девочка дала сдачи. ) Стоило ли в этом случае «давать сдачи»? Не лучше ли было сказать: «Ничего, ты же нечаянно», если даже мальчик не извинился. Значит, чтобы услышать «Я тебя прощаю», что надо уметь? Тому, кто просит? Тому, кто прощает? Как можно попросить прощения? Сказать: «Прости, пожалуйста, я нечаянно», «Извини, пожалуйста, я не хотел», «Извини, я не подумал», «Извини' мне жаль, что я так сделал». Разделимся на пары и попробуем попросить прощения и ответить на извинения. А теперь поменяемся ролями. Посмотрите на мое лицо, когда я прошу прощения. Как я себя в это время чувствую? Неловко, неудобно, а бывает- и стыдно. Это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, потому что человек переживает о сделанном что- то не так. Человек, у которого просят прощения, видит, что другому неловко? Да, если искренне( честно) жалеешь, что сделал нехорошо, это видно в глазах, в наклоне головы и даже по рукам( сложены или теребят, перебирают одежду) вот так( показывает) . Расскажите, было ли с вами так? Видели ли вы другого человека, который просит прощения, а вам его было даже жалко? Почему? Потому что человек испытывает стыд, неловкость, ему плохо. А когда его простили — ему легче. А тому, кто простил? Тоже легко, светло, тепло на душе. Потому что ты поделился добротой. Про человека, который умеет прощать, говорят «великодушный». Это значит — великая душа. Великая, большая — не по размеру, а по доброте. Если мама, папа вас прощают, они поступают великодушно, то есть у них в душе много доброты. О ком в вашей группе можно сказать «великодушный»? Игра «Колдун»( заколдовал речь) . С помощью жестов и мимики дети извиняются — прощают. Потом меняются ролями. О ФАНТАЗЕРАХ И ЛГУНИШКАХ Цель: научить детей различать обман и выдумку, фантазию, Подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту. Словарь: фантазия, фантазеры, ложь, мечта. Предварительная работа: чтение произведения Б. Носова «Фантазеры» и нескольких сказок. Педагог. Мне приятно вам сказать, что вы выросли и многое понимаете и мы с вами о многом говорим как друзья, как взрослые люди. Поговорим сегодня о том, откуда берутся обман, ложь. Мы прочитали с вами рассказ, который называется «Фантазеры». Скажите, где обман, а где выдумка, фантазия? Чем они отличаются? ( Фантазия для смеха, безобидна, обман — чтобы скрыть правду, спрятать правду, это зло. ) Кто такие фантазеры? Над ними можно смеяться? Нет, потому что они, как писатели, сочиняют. Но над тем, что рассказывают, можно, если смешно. А у вас в группе есть фантазеры? Расскажите о них. Не называй фантазера обманщиком. Нельзя придумывать про других детей группы небылицы, это некрасиво, они могут обидеться. Фантазеры( выдумщики) должны объяснить: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно». А сейчас я предлагаю вам поговорить о лжи. Что такое ложь, обман, вранье? Мальчик нечаянно разбил вазу и не признался. Почему? Да, обман всегда брат страху, но вы теперь большие и сами можете выбирать, сказать ли правду. Сказать сразу и попросить прощения — поругают, накажут, но тебе станет легче. Обмануть, соврать — тебе долго будет плохо, потом все равно узнают, тогда рассердятся сильнее и накажут. Да еще и взрослым будет долго плохо: неприятно, что у них такой ребенок — обманщик, лгун. Ребята, скажите, а как взрослые узнают правду? Почему говорят: «Я вижу, что ты говоришь неправду». Для демонстрации можно использовать фланелеграф и два лица: одно — открытый взгляд, второе — неприятное, или фотографии. Человек краснеет, не спокоен, руки прячет, не смотрит в глаза, глаза «бегают». Почему? ( Он боится что увидят ложь, обман, вранье. ) Так откуда же берется обман? ( От страха. ) Так чему нужно учиться, если ты уже в старшей группе? ( Смелости говорить правду. ) Детям предлагается проиграть ситуации. Дети одеваются на утренник. Ира не может нарядиться, так как мама лежит в больнице, папа уехал, и приходит в обычном платье. К ней подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцев и принцесс». Ира плачет. Даша сказала правду? Значит, есть правда, которую нельзя говорить? Когда? Кому? Почему? ( Да, человеку с увечьем — о его увечье, человеку с горем — о его горе. ) Какие же правила мы для себя выберем? Не трусить, если что- то натворил — говорить сразу. Не называть лгуном и обманщиком фантазера. Никогда не выдумывать про друзей. Не говорить обидную правду, если человеку и так плохо. ( Просит повторить правила шепотом, вслух и громко. Предлагает записать правила и вывесить в раздевалке. ) Пусть родители увидят, какие хорошие правила вы придумали сегодня. КРАСОТА ЛИЦА И ДУШИ Цель: развить у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения; развить умение и навык всматриваться в человеческие лица, адекватно оценивать мимику. Словарь: прелесть, прелестное. Педагог. Поговорим сегодня о вашей группе. Нравится ли тебе в группе? Что привлекает? Что бы ты изменил в группе? От кого зависит, чтобы в группе было приятно, интересно, хорошо? А теперь закройте глаза и подумайте. . . о себе: нравятся ли вам, что вы девочка( мальчик) , цвет ваших волос, лицо, голос? Что бы вы хотели изменить в себе или что бы было другое: как у мамы, папы? Что важнее для окружающих: цвет ваших волос или ваше отношение к друзьям, к окружающему? Докажите. Объясните мне значение слов писателя Льва Николаевича Толстого из его книги «Детство»: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица. . . » Почему он так написал? А какие лица называют прелестными? Вот иногда смотрят на человека, ребенка и говорят: «Какая прелесть! »( Те, в которых выражены нежность, скромность, приветливость. ) Рассматривает с детьми каргины- поргрегы художника А. Шилова. Можно ли представить их злыми? А сейчас посмотрите на этот портрет. Что за лицо у этого че- ювека? Портится лицо человека, и сам он становится злым, у г- ) юмым. ( Рассматривает с детьми портрет Ивана Грозного художника И. Е. Репина. ) Приятно ли общаться с таким человеком? У вас есть такие знакомые? Какой портрет больше всего вам понравился? Чем? От каких лиц наши собственные лица становятся красивее? А сейчас загадайте желание( на выбор) : хочу красивым быть; хочу добрым быть; хочу быть таким, чтобы людям со мной хотелось быть рядом. Подумайте, всегда ли я этого хочу, не бываю ли я грубым, не обижаю ли других бранными словами? Хотели бы вы сказать о своем желании? ( Если нет, то не надо. Но помните, если чего- то очень хочется, то и получится. ) Рассматривает с детьми случаи из жизни группы: разговор с жвачкой, свист. Какое правило можно вывести из сегодняшнего разговора? «Надо быть добрым — тогда лицо будет приветливым, приятным. Улыбка — символ добра». —хочу красивым быть; —х очу добрым быть; —хочу быть таким, чтобы людям со мной хотелось быть рядом. Подумайте, всегда ли я этого хочу, не бываю ли я грубым, не обижаю ли других бранными словами? Хотели бы вы сказать о своем желании? ( Если нет, то не надо. Но помните, если чего- то очень хочется, то и получится. ) Рассматривает с детьми случаи из жизни группы: разговор с жвачкой, свист. Какое правило можно вывести из сегодняшнего разговора? «Надо быть добрым — тогда лицо будет приветливым, приятным. Улыбка — символ добра». КАКОЙ Я БЕЗ ВЗРОСЛЫХ Цель: развить умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми. Воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим. Развить понимание необходимости правил и их выполнения. Педагог. Дети, давайте посекретничаем, расскажем друг другу кое о чем, но это будет нашим общим секретом. Рассказывает о своем секрете из детства. У вас были такие трудные минуты, когда вы делали что- то, что делать нельзя? Что вы при этом чувствовали? А что чувствовали потом? Были ли такие случаи в детском саду? Когда вы остаетесь без взрослых, как вы ведете себя? Почему? А если кто- то ведет себя неприлично, как вы поступаете, что чувствуете? Значит ли, что дети, которые нарушают правила: могут не знать правил; нарушают, а потом стыдятся; нарушают назло, что совсем плохо? Что бы вы посоветовали этим детям? ( Учиться сдерживать себя от плохого поступка действия. ) Но если вам стыдно за совершенное действие, значит, вы действительно хотите научиться сдерживаться. Давайте проверим, кто из вас самый терпеливый, самый сдержанный? Игры « Молчалки », « Гляделки » Если вы умеете терпеть в игре, то сумеете потерпеть, когда 1нет взрослых Можно ли про вас сказать, что вы нарушаете или не всегда соблюдаете правила если рядом нет взрослых? Умеете ли вы без взрослых: привести себя в порядок; чем- то заняться; убрать за собой после игр, занятий? Что бы вы выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему? Можете ли вы оценить других детей в группе, кто умеет вести себя правильно без взрослых/ Можете ли оценить свое поведение? Игра «Я поступил хорошо, когда. . . »( дети называют) Вспомните случаи, когда вы понимали, что так делать нельзя, и не делали. Что мешало вам сделать плохо? Когда совершаешь какой- то поступок, можно задать себе вопрос: «Почему я так сделал/ » — и попробовать объяснить. Я так сделал потому, что. . . ( не успел подумать, не знал, как правильно, от обиды очень хотел — не смог удержаться) . «/ ? ^ 1Г1/ ЗР0СЛЫе Ва ° ПР ° ЩаЮТ? ( 0ни любят вас и ве Р ят& gt; что «* будете поступать К акой вывод вы сделали для себя из нашего секретного разговора?
INCLUDEPICTURE" C: \ \ Documents and Settings\ \ 1\ \ Рабочий стол\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE" C: \ \ Documents and Settings\ \ 1\ \ Рабочий стол\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE" C: \ \ Documents and Settings\ \ 1\ \ Рабочий стол\ \ все этические беседы\ \ media\ \ image1. jpeg" \ * MERGEFORMATINET ЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ III ЭТАП Учусь сочувствовать. Достаточно ли мы воспитаны. Почему бывают драки? Что такое доброта? Отчего становятся злыми? ( Медведица и три бородача из «Добрых сказок) . Бывают ли волшебные палочки? ( Чудеса в музыкальном зале из «Добрых сказок) . Какие черт характера ты знаешь? ( Приключения на волшебной поляне из «Добрых сказок) . Героические поступки( Митя и Завидуся «Добрые сказки) Следует ли слушать советы? ( Дворец из шоколада «Добрые сказки») . УЧУСЬ СОЧУВСТВОВАТЬ Цель: закрепить умение детей замечать, что кому- то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь. Словарь: волнует, сочувствовать. Предварительная работа: просмотр диафильмов «Золушка», «Сказка о золотой рыбке»; чтение сказок «Дикие лебеди», «Аленький цветочек». Звучит магнитофонная запись плача ребенка. Воспитатель отмечает реакцию детей. Педагог. Почему дети плачут? Что вы чувствуете, когда слышите плач человека или плач животного? Значит, вы сочувствовали плачущему человеку. Сочувствовать — значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо, радостно. Со- чувствовать — чувствовать настроение другого. Хорошо или плохо, что человек умеет плакать? ( Да, если человек видит боль других и сочувствует, то это хорошо. Например, плохо бабушке или дедушке, когда смотрим фильм о войне и переживаем о ком- то. ) Когда не стыдно плакать? ( Когда больно, кого- то жалко, обидно. ) К огда стыдно плакать? ( Когда можно потерпеть; громко плакать, требуя что- то. ) Надо ли учиться плакать? Знаете ли вы, как надо плакать? Чтобы все видели вас? ( Нет, можно отвернуться, закрыть лицо руками. ) А прилично ли вытирать слезы руками? А как? ( Использовать носовой платок. ) Плакать громко прилично? Дети, как называют тех, кто плачет часто, громко, без причины? «Плакса» и даже дразнят: «рева», «плакса- вакса». А у вас есть «ревы» и «плаксы» в группе? Вам повезло! Дети, вы умеете сочувствовать тому, кто плачет, то есть жалеть другого? Что вы чувствовали, когда мы читали сказку «Дикие лебеди»? Какой момент был для вас самым волнующим? Как вы думаете, что можно предпринять, когда человек плачет? Вспомните, в каких сказках кто- то кого- то успокаивает и как? ( Рыбка — старика, волшебница — Золушку, ласточка — Дюймовочку, петушок — зайчика в «Заячьей избушке». ) Хорошо, что вы умеете сочувствовать. В жизни так бывает, что с некоторыми людьми случаются несчастья, когда они становятся инвалидами( без рук, ног, слепые, глухие) , кто- то рождается инвалидом. Послушайте отрывок из книги В. Короленко «Слепой музыкант». «. . . Послушайте, это опять вы? — спросил мальчик. - Разве вы не видите, что это я? — Этот вопрос больно отозвался в душе слепого. Отчего вы такой сердитый? — спросила девочка. Я. . . не сержусь на вас. . . — сказал тихо мальчик. Так давайте играть вместе. Я не умею играть с вами. . . Какой вы смешной! Мальчик услышал, как девочка перебирает цветы. Он взял в руки цветок, легко пальцами тронул его. Это лютик, — сказал он, — это фиалка. Потом неожиданно стал ощупывать лицо и волосы девочки. Девочка испугалась и заплакала. Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка? ! Пструсь сидел с низко опущенной головой, впервые испытывая унижение калеки. Потом упал на траву и заплакал. . . - О чем ты плачешь? Ты такой странный! — сказала девочка с задумчивым участием. — Я не странный. . . Я. . . Я — слепой. . . » Как надо относиться к таким детям? ( Со- яувствоватъ. ) Надо ли пристально смотреть на них и показывать пальцем? Я шла по улице, а дети громко смеялись над больным мальчиком, которого везли на коляске. У меня на глазах появились слезы. Почему? Как можно назвать детей, которые смеялись? ( Жестокими, безжалостными, бесчувственными. ) Никогда не смейтесь и не смотрите в упор на таких людей. Это неприлично, а им обидно и больно. Маленький ребенок не мог перейти дорогу — проявите ли вы сочувствие? Как? А сейчас посмотрите друг на друга. У всех ли у вас хорошее настроение? Не грустно ли кому? Как поднять настроение? У вас в группе новые дети, всегда ли им хорошо, замечаете ли вы это? Кто бы как помог? ( Показывает изображения ситуаций. ) «Ребенок прыгнул неудачно с крыльца в сугроб». «Старичок переходит дорогу». «Котенку отдавили лапку, и он передвигается на трех». «Ребенок плачет». Сегодня мы учились жить по правилам, жить среди людей. Какое правило вы запомнили? Плакать надо тихо! Отворачиваться! Замечать тех, кто плачет. Помогать маленьким и пожилым. Нельзя разглядывать инвалидов. Неприлично! Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем успокаивать их и помогать им. «Умею сочувствовать! » Произнесите это шепотом, хором. ДОСТАТОЧНО ЛИ МЫ ВОСПИТАННЫ? Цель: научить детей пользоваться моральными сценками; развить самоконтроль, самооценку; вызвать желание радоваться успеху сверстников. Словарь: соперники. Педагог. Сегодня я хочу предложить вам проверить себя, как уверенно вы выполняете правила, которые узнали на занятиях. Разделимся на две команды и выберем капитанов. ( Готовит табло для итогов. ) е задание. Какую оценку вы поставите за внешний вид команде- сопернице? е задание. Сыграть сценку «Встреча с новеньким( ой) ». Один ребенок~ новенький, участвует вся команда. е задание. Сыграть страх, грусть, гнев, не произнося слов( можно по 2—3 человека) . Одна команда показывает, вторая угадывает, и наоборот. Дети оценивают игру. е задание. Двое детей «поссорились». От каждой команды по человеку. ( По очереди их мирят. Кто сделал лучше — оценивают дети. ) е задание — капитанам. О каждом товарище из команды скажи доброе слово( какой? ) , но не повторяйся. Оценивают все дети. 6- е задание. Успокой товарища( от каждой команды по человеку) . е задание. Ребята играют, а ты опоздаа к началу. Что ты будешь делать, если попросишь принять в игру, а они не захотят? Ответ принимается от команды, по человеку. е задание. «Дружная пара». По два человека от команды, прижав ладошки, преодолевают 2—3 препятствия. Какая пара дружнее? ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ДРАКИ? Цель: сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. Словарь: спор, договор, миролюбие. Педагог. Поговорим сегодня о драке, ссоре. Почему они бывают? Да, оттого, что люди не умеют или не хотят договориться, то есть понять друг друга. Посмотрите на иллюстрацию( показывает иллюстрацию с изображением двух баранов) . Кто вспомнит текст к ней? ( На дорожке утром рано Повстречались два барана. , , ) Они могли договориться? Почему? У них нет речи, они не умеют говорить. А люди? Значит, говорить умеют, а договариваться. . . ( не все, не всегда) . Что значит договариваться? Уметь выслушать другого. Не обижаться по пустякам, не кричать. Спорить, а не ругаться. Уступить, если не прав. Давайте рассмотрим лицо, руки, позу человека, который готовится к драке. ( Показывает иллюстрации, фото. ) Значит, это сразу видно? Что можно сделать? Можно сказать. «Подожди, не сердись, давай разберемся». «Что же ты начинаешь сердиться, мы же люди, а не звери, умеем говорить». «Подожди, может, ты прав, давай не будем ругаться, только поговорим». Кто из вас говорит эти слова в группе? Из- за чего вы ссоритесь? А договориться можно было? Кто хочет попробовать вежливо поспорить из- за игрушки? Можно со мной. Драка и борьба — одно и то же? В чем разница? Когда можно влезть в драку? Когда ты солдат. Когда ты милиционер. Когда ты видишь, что несколько человек нечестно бьют одного. Но это делают сильные и смелые мужчины. Девочки дерутся? Очень противно. Почему? Принцесса, Золушка, Мальвина — на кого станут похожи в драке? - В старшей группе дети должны уметь без драки решать спор? Что вы выбираете, спорить словами? Или как на этой иллюстрации? ( Показывает изображение двух баранов. ) Тогда повторим, что за слова мы должны сказать друг другу. Я рада, что вы выбрали правила для людей. КАК НАДО ОБРАЩАТЬСЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ С ПРОСЬБОЙ? Воспитатель начинает беседу: Дети, мы с вами уже говорили, как надо здороваться с другим человеком. Существуют еще много различных слов, помогающих нам общаться, поднимающих наше настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и культурно обращаться с просьбой к другому человеку. —Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это сделать? Как вы думаете? Знакомого человека обязательно надо назвать по имени, посмотреть ему в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем: «Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку. Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги. Наташа, будь так добра, поправь, пожалуйста, мне воротник». —А теперь давайте представим, что вам надо обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как пройти в нужный вам магазин. Как вы обратитесь к нему: Будьте добры Будьте любезны Если вас не затруднит Помогите мне, пожалуйста Окажите мне услугу( Проиграть варианты по ситуациям. ) Если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или к знакомому вам взрослому, который в это время разговаривает с кем- нибудь, следует сказать так: Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться? ~ Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос? Воспитатель завершает беседу: Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите всем окружающим радость от общения с вами. тебе; скажи маме, что тебе не нравится какое- то блюдо, которая она приготовила; скажи повару в детском саду, что тебе не нравится то, что он приготовил; После этого можно провести групповое обсуждение, в ходе которого воспитатель задает следующие вопросы: — Одинаково ли ты будешь говорить с мамой и с посторонним? Почему ты будешь разговаривать по- разному? С кем тебе легче разговаривать? С кем, по- твоему, трудно разговаривать? Педагог с детьми приходят к выводу: для сохранения дружеских отношений важно, отстаивая свою точку зрения, считаться с мнением других. Другие варианты «Поручения — обращения» Ребенок ставится в ситуацию, когда ему необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» Дети рисуют на одном листе то, что им разрешают делать, на другом — то, что запрещают; затем проводится беседа. «Письмо родителям» Дети с помощью воспитателя составляют письмо, в котором просят родителей больше им доверять и не запрещать делать то, что им хочется. КАК НАДО НАЗЫВАТЬ РОДНЫХ? Воспитатель начинает беседу: Тебя постоянно окружают близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они все очень разные. У каждого из них есть свои имена. Каждый день ты с ними общаешься. Давай с тобой вспомним, как ты называешь своих маму, папу, бабушку, дедушку. Ты любишь их? Почему? А что делает твоя мама дома? Какой характер у твоей мамы? Как ты обычно называешь свою маму? —Как ты называешь своего папу? —К ак называет твою маму папа? Как называют твою маму бабушка с дедушкой? Когда к твоей маме приходят подруги, знакомые, как они ее называют? — Почему они так называют ее? Как зовут твоего папу? Как мама называет папу? —Как папу называют бабушка с дедушкой? —К ак зовут твоих бабушку и дедушку? Как их называют твои родители? Представь, что ты гуляешь с бабушкой или с дедушкой и к вам подошла соседка — как она будет называть твоих бабушку и дедушку? Почему именно так? Если твои бабушка или дедушка заболеют, как ты их будешь называть? Воспитатель заканчивает беседу: - Сегодня вы узнали, кто кого и как зовет у себя в семье. Важно, чтобы правила вежливости и уважительного отношения друг к другу были главными в любой семье. КАК НАДО ЗДОРОВАТЬСЯ? Воспитатель начинает беседу: Ребята, давайте с вами подумаем, что мы говорим, когда встречаем знакомых нам людей или приходим в гости? ( Да, мы говорим: «Здравствуйте». ) Но всех ли мы одинаково приветствуем? Как, например, вы, встретив своего друга, поздороваетесь с ним( привет, здорово, здравствуй) 1? Как вы думаете, можно ли так же здороваться со взрослыми? ( Подсказка — нет. ) Взрослым лучше говорить: «Здравствуйте», но со своими родителями можно поздороваться как с другом. Знаете ли вы, что, произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья? Можно ли сказать незнакомому человеку «привет»? ( Подсказка — нет. ) Да, это будет выглядеть неприлично. «Привет» — это обращение только к самым близким людям. Можно ли сказать: «Доброе утро»( Подсказка — да. ) А когда уместно это сказать? Можем ли мы днем сказать: «Доброе утро»( Подсказка — нет. ) Утром мы говорим «доброе утро», днем — «добрый день», вечером — «добрый вечер». Говоря человеку «доброе утро», мы желаем ему, что бы утро для него прошло хорошо, чтобы оно было добрым и удачным. Как нужно вести себя, когда вы здороваетесь? ( Подсказка — улыбаться, кивать головой, смотреть в глаза. ) Как надо здороваться с пожилыми людьми( Подсказка — громче. ) Да, иногда они могут недослышать, и кивок головой также может служить им сигналом, что с ними поздоровались. Как надо здороваться мужчине с женщиной? Как здороваются мужчины? Давайте попробуем поздороваться. На этом воспитатель заканчивает беседу. —О на работает до 19 часов. —Спасибо вам большое за помощь. До свидания. Звоните при необходимости, мы всегда рады вам помочь. На этом воспитатель завершает беседу Беседа о содержании и способах общения при распределении ролей и игрушек. ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Цель: Уточнить представления детей о справедливом распределении ролей и игрушек; совершенствовать коммуникативные умения детей при распределении ролей, игрушек: прямо адресовать свои обращения к партнеру, с вниманием выслушать его ответ, умение обосновать собственное мнение, выяснить, удовлетворен ли сверстник полученными игрушками и ролью. Ход беседы: После чтения и краткого обсуждения рассказа В. Осеевой «Сторож» Воспитатель. Оказывается, дети, и когда вы делите между собой игрушки волшебные слова тоже могут очень помочь вам. Только говорить их нужно' глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь, и быть внимательным к ответу товарища. Вот Ира, например, так предлагает Жене распределить игрушки доя игры: «Ты согласна, Женя, если я возьму себе одну куклу и зайчика а тебе останется кукла и лисенок? » А другая девочка- Оля, уже поделив игрушки, замечает своей подруге Ларисе: «Вот и разделили игрушки Н о у меня получилось два помидора, а у тебя один. Зато у тебя такой лимон» Ты не будешь обижаться, Лариса? » если бы Ира и Оля с такими словами обратились к вам, вам было бы приятно продолжать с ними общую игру? Почему? ' Дети. Потому что они спрашивают, доволен ли другой, согласен ли. Если сказать, что не согласен, можно и по- другому разделить Воспитатель особо подчеркивает, что, для того чтобы учесть желания другого ребенка в ходе распределения игрушек, знать, доволен ли другой полученными игрушками, необходимо прямо к нему обратиться( посмотреть на него, назвать его по имени) , с вниманием выслушать его ответ Воспитатель. А какие слова, когда вы делите игрушки, могут обидеть другого ребенка? Дети. Я « лриниматель », поэтому беру себе лучшие. Я же главный- мне больше надо. А будешь спорить, совсем исключу из тгры Воспитатель отмечает недопустимость авторитарных форм общения и спрашивает детей, получится ли дружная игра, если один ребенок обижает другого, берет себе в игре все лучшее.