Консультация «Система работы в ДОУ по развитию речи».
Документы для скачивания
«Система работы в ДОУ по развитию речи». В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения- устной речью. Компоненты устной речи: 1. Формирование словаря 2. Звуковая культура речи 3. Грамматический строй речи 4. Связная речь 5. Подготовка к обучению грамоте Словарь включает в себя два понятия- это активный и пассивный словари. Задача воспитателя состоит в том, чтобы активизировать пассивный словарь. Активный словарь- это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Пассивный словарь- это слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. К 6- ти годам активный словарь ребёнка увеличивается до 3- 3, 5 тысяч. Работа по расширению словаря у детей в детском саду проводится во всех видах деятельности: на занятиях, на прогулке, в про цессе игр, в бытовой деятельности, в процессе труда, во всех режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми. Звуковая культура речи включает формирование чёткой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности. Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха. В детском саду ежедневно проводятся артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Также используем в работе проговаривание чистоговорок, скороговорок, стихов, потешек, подбираем словесные игры. Грамматическим строем речи ребёнок начинает овладевать очень рано. В детском саду во всех возрастных группах проводят занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Именно речевое занятие в целом является основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам, поскольку грамматикой языка ребёнок овладевает прежде всего в общении. В подготовительной группе ребёнок должен согласовывать слова в предложении, образовывать( по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Правильно построить сложноподчинённые предложения, использовать языковые средства для соединения их частей( чтобы, когда, потому что, если, если бы и др. ) . Пример: игра «Учимся правильно говорить». Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Существует два типа связной речи: диалог и монолог. Диалог- это беседа нескольких людей, не меньше двух. Монолог- это связная речь одного лица. Диалог по стилю в основном разговорная речь, а монолог, как правило, речь книжного стиля. К 7- ми годам у детей развивается умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формируется умение составлять план рассказа и придерживаться его. Развивается умение составлять рассказ из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему. Подготовка к обучению грамоте. Основные задачи- это формирование представлений о предложении и составление предложений. Членение предложений на слова с указанием их последовательности. Делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части( ма- ли- на) . Составлять слова из слогов( устно) . Выделять последовательность звуков в простых словах. Игры: «Звонкий- глухой», «Маленькие слова», «Необычные цветы», «Слова- волшебники», « Чей это домик», «Я учу буквы» и др.