Педагогический проект "Социально-нравственное развитие дошкольников на основе деятельностного подхода"
Документы для скачивания
Ханты – Мансийский автономный округ- Югра Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Умка» ПРОЕКТ СОЦИАЛЬНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Воспитатель Грибач Е. И г Нижневартовск Аннотация Настоящий П роект раскрывает особенности создания и реализации условий для совершенствования качества образования в ДОУ в условиях реализации ФГОС по направлению «Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» Нормативной базой Проекта являются: - За кон Российской Федерации от 29 декабря 2013 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 2660- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования »; - Программа «Развитие города Нижневартовска на 2015- 2020 годы»; - Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №67 «Умка». Данный Проект является составной частью образовательной программы ДОУ, в части формируемой участниками образовательного процесса по направлению «Социально- коммуникативное развитие» и содержит этапы деятельности по совершенствованию условий социально- нравственного развития детей на основе деятельностного подхода, «модель социально компетентного ребенка», «модель социально- нравственного развития дошкольника» в соответствии с ФГОС дошкольного образования, перспективный план социальн о- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; методические рекомендации для педагогов по использованию в образовательной деятельности с детьми новых элементов содержания образования, новых образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, формы и методы работы с родителями. Данный Проект разработан с учетом ведущей деятельности дошкольника, зоны ближайшего развития и особых образовательных потребностей детей. Настоящий Проект направлен на развитие социально- коммуникативной сферы детей дошкольного возраста в рамках внедрени я ФГОС и на повышение качества образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Основные цели и задачи Проекта отражают образовательные, методические, социальные особенности образовательной деятельности ДОО. Представленный Проект ориентирован на педагогов в дошкольных учреждениях. Введение. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано, в основном, на обеспечение познавательного развития детей. Радикальные преобразования в стране повлекли за собой социальные перемены, изменили требования, предъявляемые к развитию личности. России нужны личности не только образованные, грамотные, но и свободные, творческие, уверенные, обладающие чувством собственного достоинства, с добротной нравственной основой, социально компетентные в системе отношений с другими людьми. Сегодня в обществе говорят о возрождении в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Социальное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Социальное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру, воспитать его душу. Воспитание души ребенка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности, закладывается в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений. В работах Т. А. Репиной, Е. К. Золотаревой показано, что группа детского сада – важнейший социализирующий агент, способствующий развитию социального поведения и личности ребенка. Поэтому перед системой дошкольного образования стоят особые задачи: ориентирование на личностное развитие ребенка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, забота о воспитании нравственных основ, формирование социальных умений и способностей в отношениях с другими людьми. Многие исследования представителей зарубежных психологов и ученых: Ж. Пиаже, В. Штерна, З. Фрейда, Э. Эриксона, Дж. Б рунера посвящены вопросам развития личности человека. Эти направления нашли свое отражение в отечественной детской и социальной психологи в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович. Л. С. Выгодский придавал определяющее значение детскому возрасту, как наиболее сензитивному периоду развития адаптированной к природе и обществу детской личности и определил «социальную ситуацию» детства. На основании своих исследований он дал такую трактовку понятия «личности»: «Личность – результат общественных отношений производимый общением, деятельностью и ценностными ориентациями», формируется только в благоприятной социальной ситуации развития. А. В. Леонтьевым была разработана теория деятельности, согласно которой развитие ребенка осуществляется в процессе специфически дошкольных видах деятельности. Работы Д. Б. Эльконина посвящены видам человеческой деятельности, через которые предстоит пройти человеку от рождения, и одному из важных видов деятельности, способствующему развитию ребенка- общению. Развитие ребенка в детстве обусловлено успешностью усвоения им социокультурного опыта, передаваемого взрослым в разных видах деятельности в процессе воспитания и обучения. Эти исследования показывают, что дошкольный возраст – это период становления базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, установок, а также социально- психологических особенностей в системе отношений с социальным миром. Несмотря на все богатство фундаментальных исследований, эти направления относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования. Актуальность социально- нравствен ного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культу ры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально- коммуникативного развития. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие: - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегул яции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование готовности к совместн ой деятельности со сверстниками; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей с емье, малой родине и Отечеству; - формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; - формирование основ безопас ности в быту, социуме, природе; - формирование социально- коммуникативных речевых умений( развитие способности вступать в общение и поддерживать его) . Проблема: Задачи социально- нравственного воспитания актуальны в настоящее время, однако их решение вызывает затруднение у практических работников, вызванные тем, что в учебной и методическо й литературе вопросы социально- нравственного воспитания освещаются недостаточно полно: нет технологии реализации задач социального воспитания, средства и методы даются выборочно, не разработаны пе дагогические условия социально- нравственного развития ребенка. По мнению родителей, обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не столько интеллектуально развитый, но и человек, успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии. Между тем для успешного вхождения ребенка в социальную действительность, важно предоставить ребенку возможность накопления личного опыта: позитивных навыков в общении, успеха в решении социальных конфликтов, преодолении неудач. Получить разнообразный опыт в общении со сверстниками и взрослыми представляется детям возможным, при создании условий для усвоения определенных правил и норм поведения в процессе жизнедеятельности в детском саду: в играх, в совместной деятельности, специально организованной взрослым. Из существующего многообразия детских игр, в данной работе уделяется особое внимание коммуникативным играм и общению детей со взрослыми и сверстниками в процессе различных видов деятельности. Коммуникативные игры являются тем универсальным средством, которое позволит не только развить личностные качества, но и сформировать социальные навыки ребенка интересно общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. Цели проекта Создание учебно- методического комплекса по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе деятельностного подхода и апробирование его для обеспечения повышения качества образования в ДОУ. Формирование социально уверенного поведения ребенка, коммуникативных навыков и способностей в сфере дружеских отношений с окружающими посредством коммуникативных игр и взаимодействия в специфически детских видах деятельности в процессе жизнедеятельности в ДОУ. Время проведения: сентябрь 2014 –май 2017 Участники: дети старшего возраста, музыкальный руководитель, психолог, родители, администрация. Задачи: Создать необходимые условия для формирования социально- нравственных качеств детей. Включить детей в процесс активного общения, привить социально –н равственные навыки Формировать умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды, принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах, потребностях Развивать ценностную ориентацию и правильное отношение к общественно принятым нормам поведения, чувство ответственности. Воспитывать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей и рас, желание дружелюбно взаимодействовать с окружающими с учетом своих интересов и интересов партнеров по общению. Суть Проекта. Развитие социально- нравствен ной сферы у детей дошкольного возраста, создание системы условий для удовлетворения потребности в общении с окружающими и создание комфортной образовательной среды. В основе Проекта лежит модель социально- нравственного развития детей на основе сотрудничест ва со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту, видах д етской деятельности. Технологической основой проекта является системно- деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательной среды. В работу по реализации Проекта включены субъекты образовательной деятельности: администрация, педагоги, дети, родители воспитанников, смежные специалисты ДОУ. Основные характеристики деятельности: Сочетание обучения с развитием навыков общения в коммуникативных играх, групповых традициях, подго товке к праздникам, в труде, в познавательно- продуктивной деятельности. Проект рассчитан на три года, на две возрастные группы: старшая и подготовительная. Для реализации проекта использовались следующие методы: Наглядный метод чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций нравственного содержания, моделирование историй с куклами, коммуникативные игры, наблюдения и др. Словесный метод художественная литература, беседы, с элементами диалога, проведение разнообразных видов игр, составление рассказов, разбор житейских ситуаций, проведение викторин, праздников. Практический метод Организация продуктивной деятельности, экскурсии, изготовление с детьми наглядных пособий, открыток, плакатов. Формы работы с родителями- родительские собрания; - открытые показы воспитательн о- образовательного процесса; - проведение совместных мероприятий; - индивидуальные консультации специалистов; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ. - проектная деятельность- создание семейных презентаций- социальные акции Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно- эстетическая, речевая, физическая Предполагаемый результат: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияет на различные виды их деятельности( игровую, познавательную, художественно- речевую, музыкально- игровую, продуктивную) . Предполагается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровой деятельности, дети проявят интерес и желание участвовать в игре. Разработанная тема будет способствовать формированию диалогической и монологической речи дошкольников, как составной части процесса социализации личности на основе общения в играх и совместной деятельности. В ходе реализации проекта дети будут активнее общаться друг с другом и со взрослыми, проявлять творческий подход к общению, реже будут возникать конфликтные ситуации среди детей, дети станут проявлять больший интерес к играм, повысится дисциплина, организованность детей, расширятся сведения об окружающем, обогатиться и активизируется словарь детей, улучшатся взаимоот ношения между детьми в группе. Удастся достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, при условии, что родители примут активное участие в реализации проекта; Итогом работы будет перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволит расширить круг его взаимоотношений и создаст условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире. Целенаправленная работа создаст основу для развития у детей положительных нравственных качеств: взаимопомощи и отзывчивости, доброты и терпения, смелости и уверенности, дети в процессе воспитания приобретут практический опыт применения этих качеств в повседневной жизни. Результатом реализации Проекта будет: 1 Модель социально- нравственного развития дошкольников в соответствии с ФГОСДО. 2. Модель социально- компетентного ребенка детского сада 3. Мероприятия по повышению психолого- педагогической культуры родителей воспитанников дошкольного учреждения по проблеме социально- нравственного развития дошкольников. 4. Модель взаимодействия с родителями. 5. Мониторинг оценки социально- коммуникативного развития в соответствии с ФГОСДО( комплекс диагностического инструментария для определения уровня развития ребенка) . 6. Копилка коммуникативных игр по развитию коммуникативных навыков у детей разных возрастных групп 7. Целевой, содержательный и результативный модуль по развитию социально- нравственных качеств ребенка в общении со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности для разных возрастных групп. 8. Разработка учебно- методического комплекса по развитию коммуникативных навыков у детей разных возрастных групп( консультации, методические рекомендации для педагогов, консультации, памятки для родителей) . 9. Модель предметно- развивающей среды в группе, направленная на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии с ФГОС ДО. 10. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, усвоение норм и ценностей. 11. Разработан проек т «С чего начинается дружба », направленный на воспи тание у детей и родителей основ толерантной культуры. Работой данного проекта по направлению «Социально- коммуникативное развити е детей» будут охвачены дети, педагоги, их родители, специалисты ДОУ. Результаты будут представлены педагогам ДОУ. Способы диагностики: 1. Наблюдение. 2. Моделирование проблемных ситуаций. 3. Анализ игровой деятельности. 4. Тестирование. Механизм реализации проекта 1 этап подготовительный этап Задачи: анализ проблемы и определение путей их решения Мероприятия Результаты Дата 1. Изучение нормативно- правовой документации о внедрении ФГОС ДО федерального, регионального, муниципального уровней. Пакет документов на электронном носителе Сентябрь 2014- 2. Изучение методической литературы по проблеме социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста, изучение новых технологий Выводы о степени освоения данного раздела, особенностях применения новых технологий Октябрь 2014- 3. Повышение личной квалификации по вопросам ФГОС ДО Прохождение курсов повышения квалификации по ФГОС ДО Ноябрь 2014 4. Выбор направлений проекта Разработка модели социально- коммуникативного развития дошкольников в рамках внедрения ФГОС ДО Декабрь 2014 5. Анализ условий реализации проекта Мониторинг соответствия предметной и образовательной среды ФГОСДО Январь- февраль 2015 6. Выбор способов мониторинга и критериев оценки Диагностический инструментарий Март- апрель 2015 7. Выбор форм и способов работы с родителями План работы, выбор направления в работе, новые элементы Май 2015 2эт ап Выбор условий повышения качества по направлению образования « Социальн о- нравственное развитие дошкольников» 1 Отбор новых элементов содержания образования по социальн о- коммуникативному развитию детей, новых технологий, форм, методов и средств Включение в образовательный процесс деятельност- ного подхода Л. Г. Петерсон; проблемного обучения, техноло- гии проектного обучения С ентябрь- октябрь 2015 2 Организация работы в помощь педагогам ДОУ по знакомству с новыми образовательными технологиями Подготовка консультаций, проведение семинара- практикума. Рекомендации по построению образовательной работы с детьми на основе технологий деятельностного подхода. Ноябрь- декабрь 2015 3 Создание модели предметно- пространственной развивающей среды в группе направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, совершенст- вование материально- технических условий в группе в соответствии с ФГОС ДО. Модель предметно- пространственной развивающей среды в группе в соответствии с возрастом. Январь- март 2016 4 Разработка учебно- методического комплекса по развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничеств со сверстниками средствами коммуникативных игр, бесед Создание картотеки коммуникативных игр по возрастам Апрель- май 2016 3 этап. Внедрение проекта Задачи этапа: непосредственное внедрение модели Мероприятия Результаты Дата 1 Апробирование учебно- методического комплекса по развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничеств со сверстниками средствами коммуникативных игр, бесед Созд ание картотеки этических бесед; В ыбор тем по толерантному В оспитанию; Подборка литературы, дидактических игр, изготовление альбомов: - правила группы в картинках, - проблемных ситуаций в картинках- картин нравственной направленности- фигур кукол Сентябрь 2016- м ай 2017 2 Создание предметно- пространственной развивающей среды в группе направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Создание панно «Правила группы в картинках», коврика мира, волшебной палочки, мешочка недобрых слов Октябрь2016 3 Реализация мероприятий по повышению компетентности педагогов и психолого- педагогической культуры родителей воспитанников по проблеме социально- коммуникативного развития детей дошкольноговозраста Презентация и выступление по теме «Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников» Изготовление памяток, буклетов Мастер- класс по проведению коммуникативных игр Январь- февраль 2017 4 Реализация социальных акций, групповых традиций, шефства В течени и года Интеграция образовательных областей Подборка детских песен, потешек, историй и сценок из жизни детей Октябрь- ноябрь 2016 4 этап. Аналитический Задачи этапа: анализ, систематизация полученных результатов Мероприятия Результаты Дата 1 Мониторинг результатов реализации проекта. Результаты мониторинга отображение результатов в индивидуальных картах развития детей. Апрель- май 2017г 2 Оценка степени удовлетворенности родителей степенью вовлеченности в деятельность ДОУ Аналитическая справка опроса родительской общественности. Апрель- май 2017 3 Обобщение и распространение опыта по социально- коммуникативному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО Передача опыта молодым специалистам Тиражирование результатов продуктивной деятельности деятельности. ( Интернет- ресурсы, буклеты) 4 Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с предполагаемыми результатами с выходом на перспективу дальнейшей работы Передача опыта молодым специалистам 5 Расширение организационных и содержательных взаимосвязей с другими партнерами образовательного пространства. Диагностический материал: Методика Т. А. Репиной «Изучение особенностей социально- нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»; Методика по изучению понимания нравственных норм: - Р. М. Калининой «Сюжетные картинки»; - Р. М. Калининой «Закончи историю»; Методика «2 дома» Л. А. Венгер по изучению благополучия взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы; Методика «Моя семья» по изучению представлений дошкольников о своей семье, характере отношений к близким; Методика Л. А. Венгера по изучению сформированности образа «Я»; Методика социометрии по изучению взаимоотношений детей со сверстниками. СТУПЕНЬКИ ОБЩЕНИЯ 1397034701 Компетентность в общении 00 Компетентность в общении 1397010978000 Анализ положительных и о трицательных сторон поведения 139701143000 Умение устанавливать позитивные контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях 254075565 Способность к восприятию другого человека в совместной деятельности 00 Способность к восприятию другого человека в совместной деятельности 317514033500 Положительный образ «Я», восприятие себя в Мире Работа с педагогами: Реализация работы по социальному развитию детей требует компетентности педагогов в данном направлении, и предполагает соответствующую теоретическую подготовку( Приложение) . Работа с родителями: Непременным условием социального развития ребенка и результативности прилагаемых усилий педагогов является преемственность воспитания и обучения в детском саду и семье. Поэтому, согласовывая работу в детском саду и дома, необходимо сделать родителей активными помощниками. В работе с родителями используются как традиционные, так и новые формы работы, соответствующие содержанию программы работы. Родительские собрания: На собраниях знакомить родителей с основными целями социального развития, значением социальной компетентности для всей последующей жизни ребенка, так как основное внимание в работе уделяется воспитанию, которое базируется на положительных примерах поведения взрослых. Собрания можно проводить в нетрадиционной форме, используя командные тренинговые игры с обсуждением жизненных ситуаций, « Круглый стол », демонстрацию совместных с детьми домашних заданий, показ подготовленных дома представлений, презентаций, тестирование, анкетные опросы. Знакомство с работой детского сада: на « Дне открытых дверей », при посещении различных общесадовских мероприятий, на т ематических выставках, выставках детских рисунков. Использование наглядной информации в виде консультаций, плакатов, памяток. В помощь родителям можно изготовить « Домашнюю игротеку » с практическими советами и играми по вопросам социального воспитания детей, рекомендациями по темам домашних бесед. Индивидуальные беседы про водить не только с родителями «проблемных» детей, но и с теми, чьи дети застенчивы, нерешительны, неконтактны. Вовлекать родителей в совместную с детьми деятельность по изготовлению альбомов, пособий, рисунков п о социальному развитию, игрушек для украшения группы к празднику, подготовке к установленным традициям, по созданию тематических проектов «Моя семья», «Мой уникальный ребенок», «Дети- детям» «Здоровая семь я- здоровый ребенок». СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ. Направления 1 ступенька. Положительный образ «Я». Первое направление- формирование социальных способностей детей названо «Я и мир. Что я знаю о себе». Цель: Объединение, эмоциональное сближение детей, развитие их системы восприятия. Задачи: Предоставить детям возможность познавать свои чувственные ощущения и говорить о них, слушать высказывания других детей, проявлять к ним внимание, ждать своей очереди. Помочь приобрести опыт в выражении своего мнения, определении желаний, предпочтений, осознании своей индивидуальности. Помочь научиться делать выбор, устанавливать эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, находить способы самовыражения в совместных с ними действиях. 2. ступенька. Способность к восприятию другого человека. Второе направление предполагает формирование способностей к восприятию сверстников, развитие эмпатии и названо « Какие они другие? Как с ними общаться? ». Цель: Развивать умения детей воспринимать другого человека. Задачи: Учить детей устанавливать контакт со сверстниками, проявлять к ним внимание, интерес, доброжелательность, воспитывать умение слышать, понимать и принимать желания сверстников, проявлять сопереживание. Формировать знания о нормах общения в коллективе сверстников, о необходимости считаться с мнением других «Развитие эмоциональной сферы». 3 ступенька. Умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях. Третье направление направлено на формирование социальных навыков и названо «Я знаю, как общаться ». Цель: Формировать навыки совместной групповой деятельности. Задачи: Учить детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками: ориентироваться на поставленную перед группой задачу, вступать в контакт с другими детьми, объединяться с ними, проявлять к ним внимание. , договариваться, определять свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с партнерами, доводя их до результата, переживать свой успех, как собственный. , подчиняться общим правилам. 4 ступенька. Анализ положительных и отрицательных сторон поведения. Четвертое направление- формирование социальных навыков получило название « Я один и вместе с другими ». Цель этапа: Формировать у детей умение реализовывать самоутверждающие способы поведения. Задачи: проявлять и осознанно выражать желания, чувства, позитивные и негативные эмоции, предъявлять требования, разрешать конфликты и проблемы. Учить представлять себя, высказывать свою точку зрения, стимулировать и поддерживать активность в установлении и поддержании контактов со взрослыми и детьми; выбирать способы поведения в различных жизненных ситуациях. Игры На развитие эмоциональной сферы. На развитие коммуникативных способностей. Интерактивные игры, направленные на сплоченность, сотрудничество. На обучение эффективным способам общения. Направленные на снятие конфликтности. На формирование доброжелательного отношения к сверстникам. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностика социально- коммуникативной компетентности( старший возраст) . 2 Диагностика социально- коммуникативного развития по Коломийченко Л. В 3 Картотека коммуникативных игр младший, средний, старший дошкольный возраст 4 Картотека специально организованной деятельности( старший дошкольный возраст) . Приложение 1 Диагностика социально- коммуникативной компетентности( старшая группа) . Диагностика социально- коммуникативной компетентности детей 5- 7 лет осуществляется по следующим параметрам: Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрос лого( веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нем. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами дру гих людей. У мение принимать участие в коллективных делах( договаривать ся, уступать и т. д. ) . Умение уважительно относиться к окружающим людям. Умение принимать и оказывать помощь. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных си туациях. По каждому параметру выделяются уровни сформированности со циально- коммуникативной компетентности: высокий, средний, низ кий. Высокий уровень( оценивается в 3 балла) — ребенок самостоятель но выполняет задания, добивается результата. Средний уровень( оценивается в 2 балла) — ребенок понимает ин струкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого. Низкий уровень( оценивается в 1 балл) —р ебенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить( не проявляет интереса или не уверен в достижении результата) , либо за трудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий( теряет интерес, отказывается от выполнения) , на помощь взрослого не реагирует. Сводная таблица результатов диагностики уровня социально- коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Группа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата проведения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Воспитатели: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ № п/ п Фамилия И. О. ребенка Параметры социально- коммуникативной компетентности в баллах Кол- во баллов Уровень № № № № № № № № 1 2 3 4 5 6 7 8 Приложение 2: Диагностика социально- коммуникативного развития по Коломийченко Л. В. № Критерии Диагностические методики Ребёнок и взрослые 1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Дидактическое упражнение" Выложи цепочку" . Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой? 2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми( женщина- любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение) . Индивидуальные беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время? 3. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды. Индивидуальная беседа с ребёнком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? 4. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых. Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их. 5. Имеет представления о культурных традициях своей семьи. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, анализ бытовых ситуаций. 6. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе. Индивидуальная беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что- то такое, чего нет в других семьях? 7. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности( добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый) . Рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. 8. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека. Чтение художественной литературы. Оценка качеств личности персонажей. ( Красная шапочка добрая или хитрая? И т. д. ) Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет? Ребёнок и сверстники 1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях. Игра" Что кому? " . Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам. 2. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д. 3. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Что он делает? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни. Отношение ребёнка к самому себе 1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей. Индивидуальная беседа с ребёнком. 2. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования. Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т. д. Зачем человеку. . . ? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? 3. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? 4. Знает отдельные правила дорожного движения. Дидактическая игра на правила дорожного движения. 5. Знает свою родословную. Вопросы: Как зовут бабушек( дедушек) ? Сколько у них детей? Как звали их мам( пап) ? Кем они были? 6. Знает некоторые сведения об истории города Красноуфимска, достопримечательности, главные улицы. Рассматривание иллюстраций о г. Красноуфимске, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т. д. 7. Имеет представления о школе, О жизни школьника. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника? Уровни освоения: НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему( обучение в школе) . ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на с амостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой. Прил ожение 3 Картотека игр коммуникативной направленности 1 НАПРАВЛЕНИЕ «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ» «Я И МИР» РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ: ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ, ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЕ СВЕРСТНИКОВ. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫБОР. № п/ п Название игры Задачи ПРИВЕТСТВИЕ Создание мотивации у детей, эмоционального настроя, объединение группы «С добрым утром солнце» —«— «С добрым утром ручки» —«— «С добрым утром ножки» —«— 1 «Что я могу» Учить воспринимать звуки, развивать способность распознавать их и дифференцировать Приветствие глазами «Кому дать игрушку» Учить устанавливать зрительный контакт, включаться в сотрудничество, развивать зрительную восприимчивость, уверенность в действиях 2 «Наши помощники» —«— Учить ориентироваться в окружающем 3 «Катай каравай» пространстве без участия зрения, развивать уверенность в себе Приветствие ладошками Расширять опыт тактильного восприятия объектов, 4 разминка пальцев Игра «Гном Ладошка» учить осознавать и высказывать чувства вызываемые прикосновениями Учить различать тактильные прикосновения к 5 «Найди пару» дощечкам, находить пару на ощупь, развивать уверенность в восприятии 6 «Птенчики в гнезде» Учить воспринимать прикосновения к самому себе, выражать свои эмоции, настроение 7 «Накормим птичку» Прикосновения к другим детям, принятие и понимание их, эмоциональное сближение Формировать уверенность в общении со 8 «Корова Му » сверстниками, малознакомыми, уметь делать выбор, ждать своей очереди 9 «В стране ладошек и пальчиков» Учить объясняться с другими выражая чувства с помощью прикосновений. Развивать умение чувствовать себя непринужденно, естественно 10 «Лабиринт» Понимать прикосновения- сигналы, учиться управлять другими, уверенно чувствовать себя 11 «Змейка» Учить делать выбор, определять свои предпочтения, симпатии, развивать уверенность 12 «Веселый клоун» Учить исполнять ведущие роли, представлять себя другим, проявлять свои способности 13 «Приглашение в гости» Исполнять роль ведущего, воспитывать доверие, доброжелательность друг к другу, проявлять активность и уверенность в действиях 14 «Где моя кошечка? » Развивать умение поддерживать визуальный контакт, правильно понимать взгляд, подсказывать глазами, 15 «Маки» Учить исполнять роль ведущего, воспитывать доброжелательность, развивать уверенность в действиях 16 «Наливное яблочко» Пробудить интерес к общению, взаимодействию, помочь эмоционально сблизиться, самостоятельно сделать выбор, проявить симпатии, развивать активность в действиях 17 «Как живете» Побуждать к проявлению доброжелательности, развивать эмоциональную отзывчивость, единение с другими 18 «Моргалки» 19 «Улыбка» Способствовать установлению контакта, развивать умение воспринимать других детей 20 «Жучок- паучок» Развивать уверенность в принятии выбора, восприимчивость к другим, доброжелательность, заботливое отношение к ним 21 «Комарики» Побуждать проявлять заботу о других, проявлять активность и уверенность в действиях 22 «Наводнение» Развивать умение двигаться синхронно в паре, группе, подстраиваться под других, воспитывать внимательное отношение друг к другу 2. НАПРАВЛЕНИЕ «КАКИЕ ОНИ ДРУГИЕ» СПЛОЧЕННОСТЬ, ПЕРЕЖИВАНИЕ ОБЩИХ ЭМОЦИЙ, ПОНИМАНИЕ ДРУГИХ, УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ВЫБОР, ДЕЛАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ, ПРИНЯТИЕ ПОЗИЦИИ СВЕРСТНИКА. № п/ п Название игры Задачи «Доброе животное» Способствовать сплочению детского коллектива, научить понимать чувства других, переживать общие эмоции «Паровозик» Создавать положительный эмоциональный фон, способствовать сплочению группы, развивать произвольный контроль, умение подчиняться правилам других «Дракон кусает свой хвост» Сплочение группы, помочь ощутить единение с другими, учить проявлять терпение «Жучок» Способствовать развитию открытости, умению выражать свои чувства и эмоции «Объятия» Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, высказываться о своих желаниях, считаться с интересами других «Аплодисменты по кругу» Способствовать групповой сплоченности «Попроси игрушку» Развитие коммуникативных навыков «Хороший друг» Развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения «Ты мне нравишься» Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми «Король» Формировать адекватную самооценку. Прививать новые формы поведения. «Гусеница» Воспитание доверия к партнерам, поддержка. единение «Зайки и слоники » Повышение самооценки «Волшебный стул» Повышение самооценки, улучшение взаимоотношений между детьми «Злой дракон» Эмоциональное единение, переживание общих эмоций «Мышата в мышеловке» Переживание общих эмоций, взаимовыручка «Кто смешнее засмеется» Развитие эмоциональности 3. НАПРАВЛЕНИЕ «Я ЗНАЮ КАК ОБЩАТЬСЯ» ВЗАИМОПОМОЩЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ДОСТИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ. ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СООТВЕТСТВЕННО СИТУАЦИИ. № п/ п Название игры Задачи «Старенькая бабушка» Учить детей сопереживать, оказывать помощь и поддержку другим в смоделированной ситуации «Живые куклы» Учить самостоятельно решать проблемы, проявляя понимание к пожеланиям сверстника, развивать готовность идти друг другу навстречу «Шляпа волшебника» Поощрять желание детей оказывать помощь и поддержку нуждающимся, развивать готовность внести свою лепту в общее дело «Гномики» Учить детей проявлять самостоятельность в принятии решения, показать что значит помогать и поддерживать, переживать общую радость «Заблудившийся ребенок» Учить детей принимать на себя роль, выражать эмоции соответственно ситуации, поощрять проявления сочувствия и сопереживания, самостоятельности в принятии решения «День помощника» Учить детей оказывать взаимопомощь, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других «Заблудившиеся дети» Развивать готовность детей объединяться, выражать свои эмоции, понимать чувства других «Две страны» Учить детей общаться, вызывать заинтересованность в общей цели, научить понимать чувства других, воспитывать доброжелательность, «Уходи злость» Проявление, коррекция негативных эмоций «Нет! Да! » Проявление эмоций «Актеры» Развитие эмоций, сплоченность «Ночные звуки» Развивать групповую сплоченность, проявление эмоций в действии «Курица с цыплятами» Учить детей заботиться о других, сопереживание, коррекция негативных проявлений «Школа разведчиков» Учить руководить другими, проявление эмоций в действии, совместные де й ствия «Веселая зарядка» Раскрепощение застенчивых детей «Колдун» Учить общаться с помощью неречевых средств общения «Цветик- семицветик » Учить сотрудничать со сверстниками, делать правильный выбор 4. НАПРАВЛЕНИЕ «Я ОДИН И ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ» № п/ п Название игры Задачи «Что написано» Способствовать развитию умения общаться, учить видеть в сверстнике самоценную личность, ощущать единение с другими « Обзывалка » Учить детей находить и высказывать добрые слова и пожелания, доставлять другим удовольствие и радоваться вместе с ними «Спящая красавица» Учить детей подбирать приятные и ласковые слова, проявлять активность и уверенность, развивать эмоциональную отзывчивость «Пожелания магов» «Добрые волшебники» Учить детей проявлять свою индивидуальность, способности, заинтересованность в достижении цели «Комплименты» Помочь детям ощутить единение с другими, пережить общие эмоции, учить оказывать поддержку сверстникам «Волшебные очки» Учить детей видеть и подчеркивать в сверстнике его положительные качества и достоинства и говорить о них, развивать активность, инициативность «Конкурс хвастунов» Способствовать сплочению группы, развивать коммуникативные навыки и умения бесконфликтного поведения, учить оказывать поддержку сверстникам «Связующая нить» Способствовать сплочению детей, помочь ощутить единение с другими, развивать уверенность в себе «Царевна Несмеяна » Учить проявлять инициативу, самостоятельность в выборе слов и действий, эмоциональную активность «Если бы я был королем» Учить проявлять свои лучшие качества в выборе пожеланий, доставлять удовольствие другим и радоваться вместе с ними, развивать эмоциональную близость «Садовники и цветы» Учить выполнять поставленную задачу, находить и говорить приятные слова, развивать активность и уверенность в себе «День прощения» Учить детей просить прощения у сверстников, проявлять дружелюбие, уважение в отношениях с ними, развивать эмоциональную отзывчивость Приложение 4 НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. ЭТАП Представления о себе, своих вкусах, предпочтениях, установление социальных контактов со сверстниками, эмоциональное единение. Тема Программное содержание Ты и твое имя Развивать представления детей об имени и отчестве. Что ты любишь поесть Продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. Что ты хочешь носить Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других. Что ты умеешь делать Определять вместе с детьми их умения. Какой ты, что тебе нравится Учить детей обобщать свои индивидуальные особенности. Правила общения Знакомить детей с правилами общения( невербального) , устанавливать доверительные отношения друг с другом. Дарим подарки Знакомить с проявлениями внимания и доброжелательности в отношениях с окружающими. Яблоко Помочь детям эмоционально сблизиться, объединиться с другими, преодолеть замкнутость, проявлять отзывчивость Зонтик Помочь детям проявлять эмоциональную отзывчивость, активность, интерес к общению со сверстниками, сближаться с сверстниками в решении проблем. Ветерок и зонтик Прогулка в сад 2. ЭТАП Способность к восприятию других, интерес к сверстникам, умение слышать, понимать их чувства, поступки, эмоции, их вкусы, желания, установление социальных контактов принимать Тема Программное содержание РОБКИЙ Определить вместе с детьми, кого можно считать робким. Смелый Определить вместе с детьми, кого можно считать смелым Мимические признаки эмоций Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица позе Твои поступки и чувства других Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков Спорящие лица Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций Печаль, горе Помочь детям понять, что такое горе, учить сочувствовать другим, оказывать поддержку, проявлять выдержку Никто меня не любит Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и сострадании Красивое- безобразное Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что- безобразным Волшебники Помочь детям научиться выражать положительные чувства, расширять представление о себе, учиться оценивать действия другого. Учимся дружить Помочь детям проявлять навыки невербального общения, устанавливать доверительные отношения со сверстниками, воспитывать ответственность за свои поступки Учимся делать комплименты Учить детей выражать свои чувства словами и действиями, развивать понимание других детей, их чувств, воспитывать желание приносить радость. Дедушка Молчок Учить детей устанавливать контакты со сверстниками, понимать и принимать их чувства, мнения, Выражать свои чувства в действии. Козленок Учить чувствовать других детей, действовать с ними согласованно, проявлять активность и уверенность в действиях. 3. ЭТАП Сотрудничество со сверстниками, участие в совместной деятельности, согласование действий, умение договариваться, ориентация на поставленную задачу. Тема Программное содержание Я считаю себя хорошим Продолжать развивать представления о том, что такое дружба С кем я дружу Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях. Одиночество Помочь детям понять, что такое одиночество, почему оно возникает и почему плохо быть одному. Ссора Учить детей осознавать причины, приводящие к конфликту, находить возможные пути их решения. Дразнить, обижать Развивать добрые, теплые отношения между людьми, учить позитивно реагировать на шутки. Как можно все объяснить взрослым. Помочь детям устанавливать хорошие отношения со взрослыми путем формирования умения объясниться. Вместе с друзьями Способствовать формированию хороших отношений между детьми. Совместные игры Помочь детям делать выбор, определять как интереснее играть. Мы лесовики Формировать навыки групповой деятельности: объединяться с другими, договариваться, анализировать свое поведение, переживать групповой успех, как собственный Помощники Святобора Учить достигать согласия с другими в общем деле, проявлять инициативу, понимание, выражать свои чувства в действии. Литература. Ансупова Г. Л. Давай поиграем. Р на Д. , 2000. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей. М. , 200 Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М. , 2008. Коноваленко С. А. Коммуникативные способности и социализация детей 5- 9 лет. М. , 2004. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М. , 1986. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. – М. , 2007. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М: ТЦ Сфера 2009. – 65 с Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с Михайленко Н. И. Взаимодействие взрослого с детьми в игре. М: Просвещение, 2009. – 54 с. Гусеницына Л. М. , Защиринская О. В. , Воронова А. А. Азбука общения. М: Просвещение, 2011. – 67 с. Карпова С. Н. , Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 142 с Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 2008. – 235 с