a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Эссе "Современный дошкольник на пороге школы"

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-02-24 19:32:41

Документы для скачивания

ЭССЕ НА ТЕМУ: «Современный дошкольник на пороге школы» Верно гласит народная мудрость: Если думаешь о завтрашнем дне- сей зерно, если на 10 лет вперёд- сажай лес, если же на 100 лет- воспитывай детей. Что же мы  знаем о наших детях? Современные дети. Какие они? Однозначно не получится от ветить. Можно говорить в целом о том хорошем, что присуще большинству детей. Можно говорить о недостатках большинства детей. Все дети разные. Хо рошо, что они разные: веселые, жизнерадостные, добрые, упрямые, плаксивые, недовольные, активные, нежные, агрессивные, умные, настырные, ласковые. . Каждому из них присущи разные качества одновременно. . Что- то заложено природой и развито в должно й мере, что- то дается с трудом, кого- то надо чуть- чуть направить, подбодрить. Главное нам, взрослым, понять: кому что нужно. Важно помочь ребенку найти свой путь, создать каждому соответствующую ситуацию развития, воспитать чувство доверия к миру, показать его разнообразие, приумножить то лучшее, что есть в каждом. Современные дети совсем другие, чем были пару десятков лет назад. Ведь радикально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государства в сфере образования и ожидания взрослых, материальное состояние людей подходы к воспитанию детей в семье, педагогические требования в детском саду и в школе. Эти изменения привели к изменениям психологическим. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого рождения им доступны современные высокотехнологичные достижения. Привычно, что все технические новшества становятся обычным явлением: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематографа. Тем самым современные дети приобретают сознание, развитое в общении с телевизором, компьютером, рекламой. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют иного подхода к воспитанию и образованию. Актуальным становится применение мультимедийных технологий в п рофессиональной деятельности, как шаг в сторону современных детей. Становится необходимым и возможным задействовать все технические возможности для достижения наилучшего результата. С другой стороны, «технологичность» оказывает негативное влияние на детей. Бесспорно, слишком много соблазнов: всегда есть выбор, и не всегда правильный и лучший, дети увлекаются красочностью информации, быстрой сменой «кадров», разнообразием сюжетов, часто далеких от реальной жизни. Достаточно одного нажатия кнопки и развлечение появляется без приложения каких бы то ни было усилий. Могут и не выбирать, обилие рекламы непроизвольно направит их выбор. В личностном развитии детей нет образцов для подражания. Дети проживают иллюзорную жизнь, образцами которой являются супергерои и принцессы, поэтому сталкиваясь с простыми житейскими ситуациями, они быстро теряют интерес, расстраиваются, впадают в уныние. Часто можно услышать, что в детском саду скучно. Дети желают жить красиво и интересно, а самим организовать интересную жизнь без нажатия кнопки лень. Проявляется потребительское отношение к жизни. Поэтому в этом контексте нам важно выстроить событийные ситуации в группе, увлечь детей интересной, разнообразной совместной деятельностью в простом бытии, «прожить» сюжеты, задействовав чувственный коллективный опыт: сами, вместе. Сегодня можно говорить о новых детях, и их уникальных интеллектуальных способностях. Да, дети много знают, умные, умеют рассуждать, судить о взрослых вещах наравне со взрослыми. В то же время большое число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально- волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании услов ий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательной уравновешенности и физического здоровья. Более того, в связи с пробле мами со здоровьем некоторые дет и имеют задержку психического и речевого развития. Многие дети пятилетнего возраста нуждаются в помощи логопеда. Поэтому проблема психологической поддержки и коррекции дошкольников на сегодняшний день актуальна. Хотя некоторые родители, желающие помочь своим детям, находят выход, посещая коррекционные занятия на платной основе. Современный дошкольник говорит быстро, много, но не всегда хорошо. У детей страдает не только" Связная речь" , но и" Слова рь" . Информированность детей не гарантирует увеличение словарного запаса. Возрастает зависимость от телевизора, компьютера, которая негативно сказывается на психическом развитии детей. Необходимо ограничивать время проведения в компьютере, у телевизора, рецензировать развивающие игры и мультфильмы обязательно. Современные дети в основном активны, общительны, в то же время отмечается тенденция к снижению навыков самообслуживания. Хотя, начиная с раннего детства, мы настойчиво и успешно решаем задачу по формированию навыков самообслуживания у детей, родители часто не понимают важность формирования этих навыков и их влияние на дальнейшее школьное обучение. Им всегда некогда. Часто можно наблюдать такую картину: родители забирают ребенка из детского сада, торопят, чтобы он быстрее одевался. Иные родители одевают ребенка даже в подготовительной группе, хотя каждый может делать это самостоятельно. А потом удивляются отсутствию у ребенка самостоятельности и организованности в школьном обучении. Социальная ситуация развития желает быть лучше. Получая все по первому желанию, ребенок перестает ценить то, что имеет, считаться с желаниями других. Дети беспокойны, боятся не успеть, боятся не справиться, у некоторых нарушено чувство самосохранения, они наделяют себя супер способностями, имеют страхи, неуверенность в принятии решений. Для современных городских детей природа выступает непонятной, неизвестной средой. Дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками во дворе, их игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена. В условиях современного общества отмечается дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания между детьми и родителями. Родители все меньше общаются со своими детьми, в большей степени заботятся о материальной стороне жизни Экономическая и социальная нестабильность в обществе, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью( обеднеть, потерять работу, заболеть) , нарушает уверенность и эмоциональную стабильность семьи. Всё это косвенным образом проецируется на детей. Новым социальным страхом для родителей становится неуспешность детей. Многие родители одержимы идеей как можно раньше научить детей считать и читать. Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, перенасыщают информацией, нанимают репетиторов. Однако не обращают внимания на самое важное: как ребенок чувствует себя в окружающем мире, радостно или безразлично, настороженно или доверчиво, сердито, уверенно или счастливо. Родители упускают из вида, что формирование положительного мировосприятия – это основа будущей успешности маленького человечка, и так важно соблюдать основополагающие принципы: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Родители должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить. В итоге мы имеем следующую картину: большинство родителей винят во всех возникающих трудностях образовательную систему, а мы, кто занят в образовательной сфере, виним как раз родителей. Хотя в случившемся относительно виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация. Заметно растет эмоциональный дискомфорт детей, их сложнее удивить, заинтересовать, Эмоциональный романтизм становится прагматичным. Детей привлекает возможность получить приз, произвести обмен. Появившееся чувство собственничества мешает быть бескорыстным, делиться своим. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата. Хотя современные дошкольники технически" подкованы" , легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Нынешние дети достаточно развиты коммуникативно, в них реже наблюдается страх перед взрослыми, дети не терпят насилия и протестуют, если взрос лые заставляют их что- то делать по принуждению. Это нужно учитывать в развитии сферы духа и следовать определенной системе отношений. Если мы находимся с ребенком на позиции партнера, опытного сотоварища по общению и совместной деятельности, то ребенок развивается совсем по- другому. Ведь развитие подразумевает появление нового отношения к миру и другим людям, появление новых способностей и новых желаний, интересов и побуждений к действию, к деятельности. Все это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда мы стимулируем ребенка сам ого что- то придумать, создать, к чему- то стремит ь ся. При таких условиях у ребенка развивается ощущение успешности и уверенность в собственных силах. Нам, педагогам, нужно помнить, что п едагогическая задача воспитания современных детей заключается в создании условий для развития волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, ответственности и уверенности в себе. Серьезную проблему вызывает невысокий уровень развития сюжетно- ролевой игры современных детей. Исследования сюжетно- ролевой игры у дошкол ьников 6- 7 лет показывают, что наивысшего уровня развития игра не достигает. А ведь игра – это школа жизни. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. И как р езультат – снижение показателей готовности к обучению. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, можно отметить ориентацию общества, и соответственно, детей на потребление, ограничение детской самостоятельности родителями, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. В следствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка, дети не хотят взрослеть. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других. Хочется, чтобы взрослые были единодушны в понимании того, что успешное обучение в школе завтра, зависит от того, как мы сегодня обеспечим ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье сформируем чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый ответственный период своей жизни- детств о.

Оставить комментарий: