a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация работы по самообразованию

Опубликовано: 2017-02-25 17:28:52

   Совершенствование качества обучения и воспитания в дошкольном учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

   Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

 Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, 

 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

 «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование педагога.

   Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

   Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Источники самообразования

   В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации

   В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования

   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

  1. I. Выбор направления для самообразования

   Только сам педагог может знать, в каком направлении необходимо самообразовываться. Воспитатель-методист может лишь посоветовать провести элементарную самодиагностику.

   Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу, и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

   С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.

Как правильно сформулировать тему:

  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс      

Предмет исследования 

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние и т.п.  

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность и т.п. 

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности и т.п.

Например:

«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы по схемам:

 

¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

 

¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

 

¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

 Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

 

1.Определение актуальности и новизны исследования

 

   Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

   Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

   Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

 

2.Формулирование цели исследования

   Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

 Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

 

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 

3.Формулирование задач исследования

 

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

 

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования 

Частичный предмет деятельности

 

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

Форма завершения самообразования может быть представлена:

 

  1. Консультация для педагогов по теме самообразования;
  1. Выступление на заседании совета педагогов;
  1. Проведение открытого просмотра;
  1. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
  1. Составление картотеки по проблеме;
  1. Изготовление игр и пособий;

      7.Советы и рекомендации по проведению учебно-воспитательной  работы;

  1. Составление перспективного плана работы с детьми;

      9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

  1. Творческий отчет

     11.Оформление передового педагогического опыта.

  1. Публикация
  1. Дидактический материал с обоснованием и описанием

Содержание папки  по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)

1.Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2.Актуальность выбранной темы.

3.Что используется  в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература  при работе над данной темой.

4.Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

5.Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1.Не могу определиться с темой самообразования        

¨ Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

¨ Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2.При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе   

Подбор литературы:

¨ Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨ Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨ Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

¨ Включите современные взгляды на проблему

¨ Используйте опыт работы педагогов других ДУЗ.

3.При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал   

¨ По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨ Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨ Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨ Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4.При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.    

¨ Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨ Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5.Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.  

¨ Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Оставить комментарий: