a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ (2)

Опубликовано: 2017-02-28 13:22:02

Документы для скачивания

1. Актуальность и перспективность опыта. Главным аспектом проблемы безопасности дорожного движения является сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому остро встаёт проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах. Разработка данного перспективного опыта направлена на формирование у воспитанников культуры поведения на дорогах, отношения к своей жизни и жизни окружающих людей как к ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Актуальным является работа помогающая сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в чрезвычайных ситуациях. Одна из задач ФГОС- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь игровая деятельность- ведущая в жизни дошкольника. У детей очень хорошо развито воображение и только яркие моменты оставляют в сознании детей нужные знания, так необходимые ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре. Исходя из выше сказанного, можно говорить об актуальности и перспективности опыта. Ведущая педагогическая идея моего опыта- использование наиболее эффективных средств, методов и приёмов в условиях детского сада и семьи, разностороннее и гармоничное развитие ребёнка по направлению безопасного поведения на дорогах. 2. Условия формирования опыта. Основная идея опыта формировалась при условии введения ФГОС в систему дошкольного образования. Исходя из возникших условий я, как и большинство педагогов, стараюсь решить проблему оптимальной организации развивающей деятельности дошкольников, организацию индивидуализации развивающих моментов. Улицы и дороги для дошкольников всегда опасны, учитывая часто непредсказуемые действия, как детей, так и водителей. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между: - возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД; - знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения( родителей, знакомых, родственников) . Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге. Необходимость работы по данному вопросу обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями. Поэтому особую тревогу вызывает слабая по дготовленность детей в безопасном участии в дорожно- транспортном процессе. И как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. 3. Теоретическая база опыта. На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.  Авдеевой, Р. Б.   Стеркиной, Н. Л.  Князевой, А. В.   Гостюшиным, Н. И.   Клочановым, М. М Котик, О. А.   Скоролуповой, Т. А.   Шорыгииой и др. Кочемасова  Е. Е. в книге «Окружающий мир для дошкольников» отмечает, что анализ дорожно- транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из- за невнимательности детей, отсутствия наблюдательности. Поэтому педагогам дошкольных учреждений при обучении детей правилам дорожного движения особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Старцевой О. Ю. , является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении.  Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания( например, бежать, когда это опасно, и т.  д. ) . Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно- транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. 4. Технология опыта. Обучение происходит с лёгкостью, упражнения и обучающие технологии остаются в памяти ребёнка надолго. В основ у технологий положены такие общие методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно- образовательного процесса в соответствии с общими целями технологий в ДОУ, как: - не механически заучивать с детьми Правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге. - сочетать изучение Правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности. - использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую- то форму основной, а какую- то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге. Цель работы: формирование у детей, как участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи работы: - способствовать формированию навыков соблюдения и выполнения правил дорожной безопасности; - воспитывать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах; - развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортных ситуациях; - способствовать формированию правилам поведения в транспорте и дорожной этике; - способствовать сохранению здоровья и жизни детей; - способствовать предупреждению дорожно- транспортного травматизма; - поиск новых направлений совместной деятельности с ГИБДД, родителями, общественными организациями по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма. - расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения. Основные формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения: - Рассматривание иллюстраций. - Наблюдение. - Ситуативные разговоры с детьми; - Решение проблемных ситуаций. - Рассказы, беседы. - Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг- Игровые задачи и проблемные ситуации. - Дидактические игры. - Создание коллажей, тематических выставок. - Игры- занятия. - Тематические досуги. - Сюжетно- ролевые игры. - Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Организация пространственно- развивающей среды: - Наглядные пособия. - Методическая и художественная литература. - Фотоальбом развлечений по пропаганде дорожной азбуки, детские рисунки. - Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма. - Комплект плакатов «Правила дорожного движения». - Материал по работе с родителями. - Макет светофора, дорожные знаки. - Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года. - Уголки безопасности дорожного движения в группах. - Информационные стенды для родителей. - Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков. Наше дошкольное учреждение работает в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД Задачи совместной работы ДОУ с ГИБДД- Реализовать единую линию предупреждения дорожно- транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровье сберегающий характер. - Организовать пропаганду и всеобуч родителей по профилактике дорожно- транспортного травматизма детей дошкольного возраста. - Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма – проблема всего общества. Она должна решаться общими усилиями. Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. В каждой возрастной группе я, в соответствии с возрастом детей и требованиями программы, создавала уголки безопасности дорожного движения. В младшей группе в уголках по ПДД дети играют и приобретают знания о том, что на улицах посёлка есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия « улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор. В средней группе: дети, играя, знакомятся с элементами разметки «зебра», «разделительная линия», одностороннее двустороннее движение. Во время сюжетно- ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди. Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и в подготовительной группе. Содержание материала в этих группах более сложное: в уголках обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с таким понятием, как «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения. Дети этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем. Поэтому основным направлением работы является интеллектуально- игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. Необходимо отметить, что обучение правилам дорожного движения проводятся и на занятиях по разным видам деятельности( рисование, конструирование, развитие речи, театральная деятельность, музыкальные занятия, физкультурные занятия) . Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма с семьями воспитанников мы строим контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники. Так, стало хорошей традицией в конце учебного года проводить конкурс «На лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является совместная деятельность взрослого и ребенка. Учитывая требование ФГОС- активное взаимодействие с семьёй воспитанников, каждый месяц в уголке для родителей помещается информация для них или организуется совместная с детьми акция. Месяц Название мероприятия Ответственный сентябрь Рисование плана дороги в детский сад совместно родителями совместно со своим ребёнком. Родители, воспитатель октябрь Памятка для родителей «Пример взрослых заразителен» Воспитатель ноябрь Консультация с родителями «Игры с детьми по ПДД» Воспитатель декабрь Дискуссия с родителями «Аккуратность в гололёд на дороге вас спасёт» Воспитатель январь Сотворчество родителей и детей «Осторожно улица»( рисование) Родители, воспитатель февраль Советы «Маленькие пешеходы» Воспитатель март Анкета « Осторожно, дорога! » Воспитатель апрель Составление родителями совместно с детьми рассказов из личного опыта «Я и мой ребёнок на улицах посёлка» Родители Для выявления уровня образованности детей по знаниям дорожного движения мы используем педагогическую диагностику. Результаты оценки сравниваются с допустимыми критериями для того, чтобы планировать дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком. Для работы с деть ми 2 раза в месяц планируется совместная или самостоятельная деятельность в виде рассматривания картинок, проведения подвижных и дидактических игр, составление коллажей, разгадывания кроссвордов и т. п. 5. Анализ результативности. Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественной, п ознавательно й, исследовательской, коммуникативной, физической, а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. В процессе работы по проблеме предметная среда группы пополнилась игровым и дидактическим материалом; произо шло накопление информационной базы по теме знакомства детей с правилами дорожного движения; была создана картотека игр по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, подобран иллюстративный материал. Для успешной организации обучения в группе созданы и используются подобранные средства обучения: тематические настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы, дороги, транспорт, тематические коллажи, альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности. Полезной стала подборка дидактических и физкультурных игр по т еме, которые помогают развивать внимание, память, мышление, воображение, ловкость, координацию движения. Лабиринты, ребусы, кроссворды, придуманные детьми совместно с родителями. В результате работы по проблеме, у детей сформированы навыки соблюдения и выполнения правил дорожной безопасности; умение ориентироваться в дорожно- транспортных ситуациях; дети знают правила поведен ия в транспорте. Отлажено взаимодействие с ГИБДД по вопросам пропаганды родителей по профилактике дорожно- транспортного травматизма детей дошкольного возраста. Группа пополнилась иллюстративным материалом, детской художественной литератур ой, альбомами с творческими рассказами детей и родителей. Наша гордость- альбом «Правила дорожного движения в рисунках и рассказах детей и родителей». 6. Трудности и проблемы при использовании опыта. Изучив проблему воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах, хочу отметить, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время. Поэтому необходимо об еспечить активное участие родителей и педагогов в изучении ПДД. Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Как говорится, «у каждого родителя своя правда». И нам надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд обеих сторон. Мы все продолжаем учиться. И очень важно при этом формировать у детей дошкольного возраста навыки осознанного безопасного поведения на улице, своевременно делать работу над ошибками и правильно расставлять знаки препинания! 7. Адресные рекомендации по использованию опыта. Мой опыт работы могут использовать воспитатели дошкольных учреждений, родители. Распространение опыта осуществляю: - через публикации на сайте ДОУ: - дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; - консультации.

Оставить комментарий: