a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технология "Путешествие по реке времени"

Опубликовано: 2017-03-02 08:32:20

Документы для скачивания

Технология «Путешествие по реке времени» В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно- исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой- либо сфере жизни. О дин из типов детского исследования- путешествие по “реке времени”. Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием- панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать( различать и объединять) вещи и явления. Актуальность в том, что данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Основной развивающей задачей исследований- путешествий является освоение временных отношений( представлений об историческом врем ени – от прошлого к настоящему) . Эта задача указана во всех ныне действующих примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования. Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации. Дидактическое пособие «река времени» – это длинный бумажный лист( обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река) . Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность»- «старина»- «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время»- современный мир. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований». Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда- то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Нет смысла запутывать дошкольников деталями и строгими определениями исторических периодов из школьного курса. Если же у детей возникают вопросы по поводу каких- либо исторических реалий, можно предложить дополнительные «остановки»( например, найти место на «реке времени» для великих культур древнего мира) . На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации( размером примерно в половину стандартного листа формата А 4 — «метки» каждой остановке во времени. Такими символами- «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде( например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города- крепости, обитатели современного города) . Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что- то характерное для определенной исторической эпохи. В начале, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели? » Начинается работа с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций- вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, п рофессий, письменности и т. д. , используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным и справочным текстам, привлекая для этого родителей, организуя экскурсии в библиотеку, музей. Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии( например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами) . Такие картины- иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги( формат А 4) используются многократно. Также понадобятся аналогичные по тематике( но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки- «метки» для наклеивания на панно( размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см) . Сначала мы их делали только прямоугольной формы, но поняли, что интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной. Решение образовательных задач предусматривает: - опору на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка- детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение; - опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность; - организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка; - предоставление информации из разных областей культуры( естественных наук, экологии, истории, географии и пр. ) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности. Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, в используются следующие методы: 1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас. 2. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов, показ слайдов- презентации. в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли. 3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. 4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно- ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. Тематика путешествий, предложенная Н. А. Коротковой: История жилища и бытоустройства; История сухопутного транспорта; История огня( освещение и тепло) ; История мореплавания и воздухоплавания; История письменности( книгопечатание) ; История коммуникации( почта) ; История профессий. Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие- панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно- исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников. В процессе познавательно- исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов. В систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.

Оставить комментарий: