a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методические рекомендации по взаимодействию ДОУ с родителями

Опубликовано: 2017-03-02 10:50:34

Документы для скачивания

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с родителями воспитанников Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми. Задачи работы дошкольного образовательного учреждения( далее ДОУ) по взаимодействию с родителями: - Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника- Объединить усилия для развития и воспитания детей- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки- Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях Принципы взаимодействия с родителями: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.   Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.   Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество.   Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли могут дать результаты и принести плоды. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь. 4. Серьезная подготовка.   Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество. 5. Динамичность.   Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Наглядная информация, в виде стендов и уголков,   универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно- просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Как правило, родители – люди очень занятые   и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная информация. Наглядно- информационные формы   организации общения педагогов и родителей   решают задачи ознакомления   родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задача педагога научиться подавать информацию   так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей.   Но не стоит забывать   о важности преподнесения информации.   Ведь   однообразные, стандартные уголки,   папки- передвижки уже   не могут привлечь внимание   родителей. Поэтому,   прежде чем размещать информацию,   нужно   тщательно продумать   ее содержание и оформление. Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них –   информационно- ознакомительной   – является ознакомление родителей   с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и   преодоление поверхностных мнений   о деятельности дошкольного учреждения. Задачи другой группы –   информационно- просветительской   – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей   об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Информация,   размещаемая на стендах, в папках, информационных листках,   должна соответствовать   нескольким требованиям: быть   конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна. Конкретность.   Если это советы психолога или логопеда( дефектолога) , то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой- либо причине ждать ребенка. Должна быть не одна большая и толстая папка, с ассорти из информации по всем вопросам, а лучше, если папок будет несколько и, у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Советы логопеда», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т. д. Следует обратить внимание на   эстетичность и безопасность.   Категорически запрещается использование кнопок, скрепок и других острых предметов для приклеивание листов к стене, на двери.   Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика.   Традиционные уголки для родителей, папки– передвижки необходимо оформлять необычно,   красочно,   чтобы родители останавливали свой взгляд на них. В оформлении использовать разнообразные материалы: паралон, пенопласт, пластик, ткань, оракал и т. д. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле.   Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером. И, в этом случае, у воспитателя есть гарантия того, что большинство из родителей представленный материал прочтет. Предлагаем обратить внимание на выносную наглядную информацию. В преддверии летнего оздоровительного периода   актуально   размещение родительских уголков   на участках, верандах, при входе в детский сад. Тематика статей должна соответствовать летнему периоду: «Секреты безопасного отпуска»; «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»; «Сделайте вместе с детьми»; «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»; «Секреты хорошего аппетита». Оформление уголков детского творчества:   рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша и т. п. . Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков и аппликации можно использовать не только выставки, но и папки с конвертами( файлами) на каждого ребенка: «Я- творец», «Мои художества. . ». Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки. На стенде при входе   в детский сад   целесообразно размещать   рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе. В уголках «Питание и воспитание», «Будьте здоровы» и др. размещается следующая информация: - основные принципы рационального питания, - меню диеты при заболеваниях ЖКТ, пищевой аллергии, - правила детского питания, - график выдачи пищи с пищеблока, - общее меню( для групп раннего и дошкольного возраста) , - рекомендуемые объемы порций для детей; - как организовать рациональное питание дома- и другие советы и консультации для родителей и сотрудников ДОУ. Информационная работа   с родителями   начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения.   Это визитная карточка ДОУ.   На ней необходимо дать наиболее полную информацию о дошкольном учреждении Информационные стенды в группах Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространения педагогических знаний. Варианты оформления этих стендов сегодня неограниченны. Профессионалы предлагают Важные моменты: все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей( текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки- символы) ; содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой( выборка главных мыслей) , актуальной для данной группы, без нравоучений. Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам! », «Наши успехи», «Музыкально- поэтический уголок». Рубрика «Вести с занятий»   знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». А обыденное название «Сетка занятий» — на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела». В информационных уголках   обязательно должна присутствовать рубрика   «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек.   Не рекомендуется   перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада( за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске оборудования) . Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения. Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц,   но для того,   чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина. Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, чистоты и порядка. Буклеты, листовки, памятки Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах   может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде. Листовки —   это короткая информация о конкретном мероприятии, например о проведении конкурса, приглашение на открытое занятие и т. п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей. Памятки   познакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду. Журнал для родителей,   д остаточно удобная форма работы. Родители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. Материал для журналов готовится заранее,   поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально выпустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить дополнительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении( Новый год, 8 Марта, День мамы, Репортаж с прогулки и т. д. ) . Журнал должен иметь постоянное название,   содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей. Педагог – это сеятель, он сеет плоды знаний и благоразумия и, если сеятель – достойный труженик, то его труд обязательно принесет свои плоды.

Оставить комментарий: