НОД ФКЦМ (старший дошкольный возраст) Тема: «Знакомство с русским народным костюмом»
Документы для скачивания
Конспект непосредственно образовательной деятельности ФКЦМ( старший дошкольный возраст) Тема: « Знакомство с р усски м народны м костюм ом » Цель: Приобщ ение детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом. Задачи: Образовательные: - учить детей сравнивать, описывать, делать выводы; - формировать образную речь, о богащать словарь новыми словами; - формировать у детей представления о русском народном костюме, знакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма; - обогащать знания о его элементах и деталях, - расшир я ть представление о цветовом колорите народного костюма; Развивающие: - способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа; - развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику; - развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, у кра шать русский народный костюм, правильно состав лять на нём узор, симметрично располага ть его элементы. Воспитательные: - Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи. Планируемые результаты: Воспитанники проявляют любознательность, интересуются причинно- следственными связями, имеют представление об историческом прошлом русского народа, ценят русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно- прикладного творчества. Дети владеют навыками украшения декоративными орнаментами предметов одежды, умеют читать знаки русского народного узора, активно взаимодействуют со сверстниками, проявляют инициативу и самостоятельность. Образовательная среда: Картонные куклы в национальной одежде, картонные куклы без одежды, готовые силуэтные изображения частей одежды для украшения с клапанами для надевани я на кукол; краски гуашь, кисточки и тычки, емкости для воды, салфетки, фломастеры; к омпьютер для просмотра слайдов. м ультимедийная презентация «Русский народный костюм», аудиозапис ь коллаж из русских народных мелодий. Карточки с орнаментами, тексты загадок, поговорок. Форма организации: групповая, индивидуальная. Характер взаимодействия: эмоционально- личностное, ситуативное, деловое. Руководство деятельностью: Потребностно- мотивационно- целевой этап: ( Звучит как фон аудиозапис ь русских народных песен) Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит желать доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы! Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы! В: Ребята, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? ( ответы детей) В: На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Дети: Красивая одежда. Воспитатель: Верно. А ещё людей делает красивыми не только одежда, но и хорошие поступки. Ребята, посмотрите друг на друга, вы одеты в красивые платья, юбки, рубашки, шорты, а как называется эта одежда? Д: Современная. В: А где сейчас можно увидеть русскую народную одежду? Д: В книгах, кино, музеях. В: Правильно. Ребята, у нас в Центре краеведения есть куклы од етые в русские народные костюмы, посмотрите, какие они красивые, яркие, нарядные, но это не самые первые русские костюмы. А вы хотите узнать, какими были самые первые русские народные костюмы? Тогда проходите и садитесь на стульчики. Практический этап: ( СЛАЙД 1) В: Посмотрите. Что здесь изображено? Кто что видит? ( Ответы детей: Я вижу рубашку, брюки, платье) В: Как это можно назвать одним словом? ( Одежда) В: Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? ( Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? ( Давно, в старину. ) Как называют одежду, которую сейчас не носят? ( Старинная) Эту одежду носили в Древней Руси. Давным- давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия. ( СЛАЙД 2) Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой( СЛАЙД3) Мужской костюм состоял из рубахи, портов, кафтана. ( СЛАЙД 4) Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху называли косовороткой из- за особенности воротника. делали длинной и подпоясывали её поясом –к ушаком. ( СЛАЙД 5) Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. ( СЛАЙД 6) Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны( СЛАЙД 7) Мужской головной убор того времени – колпак: это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. ( СЛАЙД 8) Из каких частей состоял мужской костюм? ( СЛАЙД 9) Основной одеждой женщин была длинная рубаха. Поверх рубахи надевали сарафан. ( СЛАЙД 1 0) Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из полотна. Украшалась вышивкой. ( СЛАЙД 1 1) Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. ( СЛАЙД 1 2) Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана. ( СЛАЙД 1 3) Головным убором у женщин были платки и кокошники. ( СЛАЙД 1 4) Итак женская одежда – это …. - А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду загадывать загадки о какой- нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду. 1. Каждый день поутру надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Она зовется( Сарафан) 2. Он украшает голову, на цветок похож. Весь расшит узорами, уж очень он хорош. А зовут такой убор( Кокошник) 3. Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. ( Рубаха) 4. Целый день я в нем хожу словно в обруче. ( Пояс) 5. Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них ходили раньше люди И плели из лыка. А чтоб с ножки не спадали, Их веревкой привязали. ( Лапти) - У вас под стульчиками разложены карточки, на которых нарисованы части мужского или женского костюма. У кого нарисованы части мужского костюма подход и т е к мольберту, где находится добрый молодец. А у кого нарисованы части женского костюма под ойдите к мольберту, где на картинке красн а- девица. - Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали. В: А теперь посмотрим, как украшали русский народный костюм. ( СЛАЙД 1 5) Мастерицы вышивали зна ки: ромбы, кресты, цветы, круги. Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. ( СЛАЙД 16) Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды. ( СЛАЙД 17) Вы заметили, какой интересный узор вышит на этой одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл. Вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Украшая вышивкой свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах и оберегали руки, сохраняли в них силу и ловкость; у выреза на вороте, оберегали легкие и сердце; на подоле, не давали злой силе подобраться снизу. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Например: ( показ и рассматривание иллюстраций) круг- знак солнца. Что оно дарит людям? ( тепло, добро) . Ромб – знак земли, обозначает плодородие. А если в нём ещё крест и маленькие кружочки, то это засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. А вышитый крестик берег людей от злых сил. А н а что похож этот знак? ( на волны, на реку) . Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак – к вадраты, а в них точки, это засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Каждый цвет в одежде обозначает что- то свое: Красный – благополучие, хорошую жизнь. Желтый – тепло и ласку, Синий – радость, Черный – богатство. В: А теперь мы с вами пройдем в мастерскую Марьи- искусницы. Вы будете украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Давайте вспомним, какие детали одежды нужно украшать? ( Ворот, манжет, оплечье, подол, пояс, разрез) Ребята, у вас на столах лежат заготовки. Посмотрите, чего не хватает на них? Д: Узора. В: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим ими одежду по вороту, рукавам и подолу. Но сначала приготовим пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика. «Рубашка» У рубашки два манжета, ( показать манжеты на двух руках) Воротник( показать воротник) И рукава, ( провести ладонями по рукавам) И застежка есть, чтоб легче( показать застежку сверху вниз) Проходила голова. Пуговицы застегнем, ( имитировать движения) И работать мы начнём. Результативный этап: Мастера, скорей за дело, Украшай рубаху смело. Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор. Дети выполняют работу. В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. П окажите мне и друг другу свои работы. Недаром в народе говорится: Не то дорого, что шито золотом, А то дорого, что доброго мастера. Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы. Сделал дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться. В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость, жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали различные игры. Игра «Баба снежная» Это тоже русская народная игра. Давайте поиграем в эту игру. Для игры выберем водящего русской народной считалкой « Кафтан»: У Ивана три кафтана: Красный, белый, голубой, У Ивана три кафтана, Выбирай себе любой! Рефлексия- Что нового для себя вы сегодня узнали? - В чем сходство и различие женского и мужского костюма? - Что означала вышивка на одежде? - Какие элементы русского народного костюма вы узнали?