a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Целевой содержательный модуль социально -нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-03-08 19:02:30

Документы для скачивания

ЦЕЛЕВОЙ МОДУЛЬ Развитие социально- нравствен ных качеств ребенка в общении со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности в соответствии в возрастом СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Задачи социально- нравствен ного развития Младший дошкольный возраст Средний дошкольны й возраст Старший дошкольный возраст 5- 6л Старший дошкольный возраст 6- 7л Мир социальных отношений 1. Способствовать формированию позитивного взаимодействия между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, 3Способствовать освоению способов взаимодействия со сверстниками в игре, в п роцессе повседневных бытовых ситуаций 4 П риучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду 1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать окружающих по примеру взрослых 2. Развивать эмоциональную отзывчивость в отношениях со взрослым и сверстниками, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к окружающему природному и рукотворному миру 3. Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться осознавать проявление отрицательных эмоций, действий и стараться сдерживать их. 4. Развивать стремление к совместным играм, к позитивному взаимодействию в различных видах деятельности 5. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности. 1. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. 2. Развивать добрые чувств а, эмоциональную отзывчивость, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. 3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычку следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. 4. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать установленным нормам поведения, осознавать рост своих возможностей. Развивать стремление к новым достижениям. 1. Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. 2. Воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах. 3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми. 4. Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада и группы 5. Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником. 6. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране, к себе Содержание Ребенок образовательной в мире деятельности социальных отношени й Эмоции Учить понимать и различать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния людей( радость, веселье, слезы, гнев) . Учитывать их в общении при побуждении или показе взрослого: пожалеть, у гостить, ласково обратиться Развивать умение понимать и различать ярко выраженные эмоциональные состояния, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса( радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие) . Показать связь эмоций и поступков людей по отношению друг к другу. Осваивать способы проявления сочувствия, отзывчивости, отмечать их влияние на эмоциональное состояние Знакомить с разнообразием эмоциональных состояний взрослых и сверстников, их выражение в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи( радость, веселье, огорчение, удивление, обида, доброта, нежность, восхищение) . Развивать эмоциональную отзывчивость, осваивать способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого, пожилого человека Закреплять умения различать и называть широкий круг эмоций( радость, грусть, любовь, удивление, страх, нежность, печаль, злость, восхищение) . Формировать п редставление о богатстве эмоционального мира человека, средствах внешнего выражения эмоций( мимика, пантомимика, интонации голоса, движения, позы) . Продолжать знакомить с многообразием способов проявления эмоциональной отзывчивости и сопереживания Взаимоотношения и сотрудничество Формировать представления о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляется доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Осваивать простые способы общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях, вступать в парное общение. Вовлекать детей в совместные игровые и бытовые действия с воспитателем, учить действовать согласовано, учитывать совет. Формировать представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов( считалки, жребий) , проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои намерения и действия. Поощрять проявления доброжелательного отношения к сверстникам, уважения к взрослым. Овладевать при поддержке взрослого умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, добиваться хорошего результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям( «Все работали дружно… и теперь мы. . ») Осваивать разные форм ы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: в парах, подгруппах, фронтально. Уметь оценивать результаты совместных действий. Расширять представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях( доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства) . Оценивать поступки с позиции норм и правил. Формировать п редставления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Развивать у детей чувство «единой семьи» в детском саду, интерес к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Осваивать при поддержке воспитателя организационных умений: определять общий замысел, планировать работу, уметь договориться о распределении обязанностей в небольшой подгруппе, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения. Умение использовать разны е способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов( считалки, жеребьевка, очередность, предварительная договоренность) . Воспитывать г отовность помогать тому, кому трудно, поделиться своими знаниями и умениями, научить. Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность, проявлять терпение, не вступать в ссоры, не перекладывать свою работу на других. Семья. Формировать представления о семье, членах семьи, их отношениях( родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге) . Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях Формировать представления об обязан н остях членов семьи, с емейных делах, событиях( совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, в ыставки, цирка, новоселье, выезд на дачу) . Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи( сделать открытку родным, нарисовать младшему брату. . ) Обогащать представления о профессии родителей, семейных и родственных отношениях, о ближайши х родственник ах по линии матери и отца. Формировать понимание отношений между старшими и младшими. Формировать понимание что ребенок –ч асть семьи Расширять п онимание «родственные связи»: как общаются родственники: ( переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта) , как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знакомство с семейными традициями, любимыми занятиями членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого- то из членов семьи, некоторые правила поведения и помощи в отношении больного. Правила отношения к пожилым людям в семье. Создавать условия для активного проявления добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Расширять представления о семейных и родственных отношениях, о своих обязанностях и членов семьи. Формировать понятие ценности труда членов семьи Знакомить с родословной с емьи, п равила ми общения в семье, понятием « семейный бюджет », « памятные события» Воспитывать чувство единения с семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь Культура поведения Культура общения со взрослыми и детьми Знакомить детей с правилами культуры поведения, учить приветливо здороваться, прощаться, благодарить. Учить доброжелательно относиться к сверстникам, играть рядом, делиться игрушками, не мешать другим, не драться Упражнять в проявлении вежливости: здороваться, прощаться, благодарить. Обращаться вежливо ко взрослым по имени отчеству. Знакомить с нормами этикет а( культура еды, поведения за столом, поведения в гостях, общественных местах, культура речи) Доброжелательно относиться к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, говорить приятным тоном, спокойно, быть дружелюбным. Учить делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию сверстников, проявлять сочувствие, помогать в затруднениях Упражнять детей в применении правил культурного поведения по отношению к взрослым и сверстникам. Упражнять в проявлении этикет а( культура еды, поведения за столом, поведения в гостях, общественных местах, культура речи) Упражнять в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «ВЫ», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и оказанную услугу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам, избегать грубого тона в общении. Уметь справедливо оценивать поступки сверстников и критически свои. Уметь в разговоре смотреть на собеседника, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен. Способствовать дальнейшему использованию освоенных правил культуры общения со взрослыми и детьми, норм этикета( культура поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора, правила поведения в общественных местах, правила уличного движения) . Формировать представления о конкретных формах проявления уважения к старшим и пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, заботливого отношения к их проблемам, воспитывать терпимое отношение к поведению, обычаям, традициям людей разных национальностей. Труд взрослых и рукотворный мир Формировать первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми( на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель- результат» Фо рмировать основы воспитания ценностного отношения к предметному миру, понимания необходимости труда. Обогащать представления детей о содержании и структуре процессов хозяйственно- бытового труда взрослых в ДОУ: сервировка стола; мытье посуды и др. , о труде взрослых в ближайшем окружении. Формировать представления о структуре трудового процесса: цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужны для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению. Понимать что трудовые действия н аправлены на результат ре( доктор заботится, чтобы дети были здоровы. . . ) Знакомить с конкретными профессиями и содержанием труда в соответствии со структурой процесса: цель и мотив, материалы и инструменты, оборудование, серия трудовых действий, результат. ( Архитекторы проектируют новые здания, строители осуществляют проект; шоферы подвозят нужный строительный материал; рекламные агенты и менеджеры осуществляют продажу квартир) . Понимать, что создаются современные материалы, техника, используемые в трудовой д еятельности взрослых Воспитывать у важение к труду родителей, представление о материальном обеспечении семьи. Расширять представления о разнообразных профессиях в современном мире, о содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. Уточнять п редставления о личностных качествах представителей разных профессий( пожарные, милиоционеры, – люди смелые, они должны быстро принимать решения, от которых часто зависит жизнь людей. Формировать представление о деньгах, стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек. Деятельностный модуль Формы работы Основной формой работы является социальная ситуация( повседневная жизненная, игровая, проблемная) Ежедневное общение: фронтальное, в малых подгруппах, в парах, индивидуальное Организация общих дел и событий в группе- работа в парах, подгруппами, фронтально. Разнообразная продуктивная совместная деятельность( изобразительная, конструктивная, музыкальная, театрализованная) Создание разнообразных коллажей, альбомов, выставок. Досуги, развлечения, праздники, концерты с приглашением гостей; престарелых людей; Речевые тренинги Младший возраст Средний возраст Старший возраст 5- 7 л Игры с правилами( коммуникативные, д идактические( словесные, сенсорные, настольно- печатные, народные, подвижные, сюжетные, театрализованные) . Ситуативные разговоры; Элементарные поручения Наглядное моделирование Игровые проблемные ситуации с куклами Групповая традиция «Для всех и для каждого» Групповая традиция « Дружный кружочек» Групповая традиция «Встреча с интересным человеком» Групповая традиция «Школа добрых волшебников» Игры с правилами( слове сные, настольно- печатные, подвижные, народные, сюжетно- ролевые, театрализованные, конструкторские) ; Групповая традиция « Дружный кружочек» Групповая традиция «Встреча с интересным человеком » Групповая традиция «Школа добрых волшебников» Групповая традиция «Наши добрые дела» Игровое м оделирование «Правил а жизни группы», М оделирование проблемных ситуаций «Телефонные разговоры» Беседы на этические и нравственные темы Дежурство, трудовые поручения; Коллективный труд; Совместные проекты Чтение художественной литературы Групповые праздники Социальные акции Игры с правилами( словесные, настольно- печатные, подвижные, народные, сюжетно- ролевые, театрализованные, конструкторские, шансовые, творч еские игры) Групповая традиция « Дружный кружочек» Групповая традиция «Наши добрые дела»» Групповая традиция «Встреча с Интересным человеком » Моделирование «Правил жизни группы», М оделирование ситуаций из жизни детей Беседы на этические и нравственные темы Дежурство, трудовые поручения; Коллективный труд; Совместные проекты Групповые праздники Социальные акции Волонтерская деятельность Методы работы Мир социальных отношений Эмоции Имитационные игры с передачей образов и настроений «Веселые, озорные, грустные зайки, кошки, щенки…. Чтение художественной литературы н равственной направленности, развитие чувств, сопереживания состоянию героев в процессе общения по теме произведений. Коммуникативные игры, направленные на эмоциональное сближение детей, умения определять и проявлять эмоции. Игры сенсорные( на развитие восприятия звуков, объектов, тактильных ощущений. и соотношение их с проявлением эмоций) Игровые ситуации проблемного характера с игрушками( Кукла плачет. . Кошка злится. . Кукла заболела. . Кукла испачкалась … Мишка сердится. . ) Рассматривание сюжетных картин нравственного содержания( в каких ситуациях какие чувства и эмоции были проявлены, как они проявляются в мимике, жестах) . Пример взрослых- реакция на эмоции других( плачет – успокоить, пожалеть) . Общение с детьми по содержанию и ллюстраций нравствен ного характера( обратить внимание детей на контрастные эмоциональные состояния людей, их внеш нее проявление – мимика, жесты) . Дидактические, настольно- печатные игры на осознание и различение эмоций и нравственных поступков. Коммуникативные, словесные игры, направленные на умение выполнять совместные действия, сопереживать, проявлять эмоции в настроении; И гры – имитации, игры народные( развитие эмоциональной отзывчивости, выразительности движений, жестов, мимики в передаче образа, формирование представлений об эмоциональных состояниях людей) ; Игры на эмоциональное сближение; Чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков( побуждение к сопереживанию героям произведений) ; Пример воспитателя- непосредственное проявление отзывчивости на эмоциональное состояние окружающих Игровые упражнение в определении внешнего выражения эмоций( радость, грусть, страх, гнев, удивление, нежность, любовь) с помощью пиктограмм, картинок. И гры – имитации, импровизации т еатрализованные этюды( развитие эмоциональной выразительности движений, жестов, мимики в передаче образа; формирование представлений об э моциональных состояниях людей) Коммуникативные, словесные и гры на эмоциональное сближение; Просмотр мультфильмов( общение по поводу увиденного эмоционального состояния и настроения героев, причин данного настроения и предполагаемого изменения( «Почему обиделась? Как порадовать? » и др. ) ; Чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков( побуждение к сопереживанию героям произведений) Общение с детьми по распознаванию и оцениванию эмоционального состояния людей разного пола с учетом гендерной принадлежности Побуждение детей к проявлению эмоциональной отзывчивости, чуткости в процессе повседневной жизни. Игровые упражнение в определ ении внешнего выражения эмоций( радость, грусть, страх, гнев, удивление, нежность, любовь) с помощью пиктограмм, картинок. Повседневные практические ситуации, и специально созданные требующие самостоятельного проявления эмоциональной отзывчивости на эмоциональное состояние окружающих( пожалеть, утешить, помочь, развеселить, отвлечь и др. ) . Общение с детьми о связи настроения взрослого и поступков детей( «Маму порадовало, что я…», «Папа рассердился, потому что я …. ») ; Взаимоотношения и сотруд ни чество Групповая традиция «Для всех, для каждого »( деление игрушками, фантиками, сладостями, бантиками… Групповая традиция « Дружный кружочек»; Групповая традиция «Школа добрых волшебников» Груп п овая традиция «Наши добрые дела » ситуации общения в добрых делах( поздравление с днем рождения, с праздниками, встреча гостей, украшение группы, . . ) Элементарные поручения для совместного выполнения с детьми( со взрослым, сверстником, в подгруппе) Рассматривание сюжетных картин на тему общения, распределения игрушек, совместных игр с мальчиками и девочками. др. ) Моделирование нравственных ситуаций с игрушками Д идактические, настольно- печатные игры нравственной н аправленности Коммуникативные игры на сплочение, принятие желаний и мнений сверстников, развитие доброжелательности. Общение в специально организованной дея тельности на развитие восприятия звуков, объектов, тактильных ощущений и умение рассказывать о них. Групповая традиция « Дружный кружочек»; Групповая традиция «Школа добрых волшебников» Групповая традиция «Наши добрые дела» ситуации общения в добрых делах( поздравление с днем рождения, с праздниками, встреча гостей, украшение группы, совместный труд…) Дида ктические, подвижные, с южетно- ролевые, режиссерские игры- позиция воспитателя – «сотрудничество »( установление ролевых отношений, ролевых диалогов, воспитатель – образец культуры ведения ролевых диалогов, обогащает способы игрового взаимодействия) ; Общение по поводу создания игровой обстановки, результатов общения в игре. Чтение художественной литературы нравственной направленности, общение по поводу прочитанного( обогащение представлений о социальных отношениях, о том, что такое хорошо и что такое плохо) ; Гуманистические ситуации помощи заботы о сверстниках( помощь, утешение, желание доставить радость другим – принести новую книгу, игру шку, игру и т. д. ) ; Этические беседы, общение по теме и практические игровые ситуации. Моделирование игровых ситуаций с игрушками Моделирование ситуаций из жизни детей «Телефонные разговоры» на установление ситуаций общения в социуме. Рассматривание картин, иллюстраций на этическую тему. Определение и установление в группе правил поведения и общения. Организация разнообразной продуктивной деятельности- обучение детей овладению умением принимать общую цель, договариваться о способах деятельности, достигать результата, выражать свое отношение к результатам и взаимоотношениям с другими в процессе деятельности. Групповая традиция « Дружный кружочек»; « Групповая традиция «Школа добрых волшебников» Групповая традиция «Наши добрые дела» ситуации общения в добрых делах( поздравление с днем рождения, с праздниками, встреча гостей, украшение группы, совместный труд, организация концерта для именинника…) Коммуникативные игры на установление позитивных отношений со сверстниками, сотрудничество, умения считаться с другими. Сюжетно- ролевые, строительно- ко нструктивные, режиссерские игры, т еатральные игры, игры – драматизации; Общение детей в период подготовки к играм под косвенным руководством воспитателя( планирование игровых действий, обсуждение основных сюжетных линий, создание обстановки для игры и др. ) через интеграцию разных видов деятельности изобразительной, конструктивной и т. д. ) Подвижные игры; спортивные развлечения; Рассматривание картинок, фотографий с изображением людей разного возраста, пола, беседы по их содержанию- нахождение гендерных отличий во внешнем обли ке. Чтение художественной литературы, ( обсуждение событий и поступков г ер оев, и х нравственны х качеств, присущих всем людям: доброта, правдивость, справедливость, ответственность за слова и действия и др. ) ; Общение воспитателя с детьми о многообразии стран и народов мира, их особенности, типичные занятия; Организация разнообразной продуктивной деятельности- обучение детей овладению умениями совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, добиваться результата, выражать свое отношение к результатам и взаимоотношениям; Совместные проекты с привлечением детей, педагогов, родителей, социальных организаций( получение опыта разновозрастного взаимодействия) Социальные акции( сотрудничество детей и взрослых в деятельности гуманистической, социальной и экологической направленности) ; Проведение досугов, развлечений, концертов с приглашением или посещением детей –и нвалидов; ветеранов ВОВ Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками Повседневные и игровые ситуации общения по усвоению и использованию основных форм речевого этикета( привет ствие, просьба, благодарность. . ) Поощрение доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам; Приучение детей по образцу взрослого, напоминанию взрослого здороваться, прощаться, благодарить Организация и использование жизненных ситуаций для освоения опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым( «В группу пришел гость – з дороваемся, приглашаем пройти, присесть и т. д. ») ; Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и в детском саду и семье; Создание проблемно- игровых ситуаций гуманистического содержания( «Поможем куклам играть дружно. . Моделирование с картинками «Правил а жизни группы»( знакомство с правилами культуры поведения и общения в детском саду) ; Ежедневное приучение детей выполнять указания и просьбы старших, соблюдать правил а поведения в ДОУ, использовать вежливые обороты речи; Повседневные и игровые ситуации общения для упражнения в использовании форм речевого этикета, освоения вариативных форм приветствия( здравствуйте, добрый день, доброе утро, привет и др. ) ; Упражнения в выполнении культуры поведения в жизненных ситуациях( встреча гостей группы, обращение с просьбой и др. ) Инсценировки проблемных ситуаций с игрушками( демонстрация форм культурного поведения, неправильного поведения, рассуждение о причинах неправильного поведения, последствия данных действий для других людей) ; Игро вые проблемные ситуации из жизни детей( Рассердился на друга. . Не играют со мной. . Пролил компот… Толкнули больно. . ) Общение с детьми в повседневных, игровых, проблемн о- практических ситуациях по освоению умений задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать других, понимать эмоциональное состояние собеседника и адекватно реагировать на него. Общение с детьми в повседневных ситуациях по освоению речевого этикета при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; Театральные игры, игры – драматизации на нравственную тематику; Поощрение самостоятельности детей в выполнении правил общения со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях; Пример воспитателя- показ примера культурного поведения в новой ситуации; Приучение детей к выполнению правил поведения при взаимодействии со сверстниками Рассматривание сюжетных картин, этические беседы по теме нравственного содержания. Создание и принятие « П равил жизни группы, ДОУ»( продолжение знакомства с правилами культуры поведения и общения с детьми и взрослыми в детском саду) ; с оздание панно Повседневные и игровые ситуации общения для упражнения в использовани и различных форм речевого этикета; «Телефонные разговоры»- и гровые и практические ситуации по воспроизведению и упражнению в формах культурного поведения, этикета( культуры ведение диалога по телефону; гостевой этикет, столовый этикет; этикет взаимодействия в общественных местах- в театре, музее, кафе, в общественном транспорте и др. ) ; Общение с детьми в коллективных разговорах( внимательно слушать собеседника, задавать вопрос и высказываться по содержанию разговора) ; Общение с детьми в повседневных ситуациях: при сговоре на игру, при разрешении конфликтов; Личност ные нравственные темы; Этические беседы о культуре поведения, нравственных качеств ах людей( добрый, вежливый. трудолюбивый и др. ) и поступков, учет возраста людей в своем поведении( малыши нуждаются в помощи, пожилым людям необходимо внимание, забота, помощь, уважение близких) Этические беседы о правилах поведения и общения с людьми, имеющих физические недостатки( инвалиды) , недопустимости смеяться над физическими недостатками взрослых и сверстников; Театральные игры, игры – драматизации; Проблемно- практические и проблемно- игровые ситуации, связанные с решением социальных и нравственных ситуаций. Семья. Создание группового альбома, «Моя семья»; Рассматривание сюжетных картин, беседы по их содержанию для обогащения представлений о ближайшем социальном окружении( семье) ; Ситуации «добрых дел» для членов семьи; Чтение художественной литературы на темы доброты, любви к родителям, заботы. Чтение художественной литературы на темы доброты, любви к родителям, заботы о близких; доброго отношения к старшим; обсуждение поступков людей( взрослых и детей) по отношению друг к другу, высказывание своего отношения к данным поступкам; Рассматривание сюжетных картин, семейных фотографий, беседы по их содержанию для обогащения социальных представлений о ближайшем окружении( семье) ; Общение с детьми о том, что бывают р азные семьи( семья с одни м ребенком, многод етные семьи( их возраст, отношения между членами семьи) ) ; Сюжетно- ролевые игры на семейные темы; Проектная деятельность на тему «Я и моя семья» Ситуации «д обрых дел» для членов семьи. Чтение художественной литературы на темы доброты, любви к родителям, заботы о близких; Рассматривание семейных фотографий, беседы по их содержанию для обогащения социальных представлений о ближайшем окружении( семье) ; Общение с детьми на «семейные» темы( о проявлении заботы и внимания к близким, интересные события в жизни семьи и др. ) ; Игры по коммуникативному развит Создание фотоальбома, фотовыставки «Мама, папа, я- дружная семья»; Ситуации «добрых дел» для членов семьи Проектная деятельность на тему «Моя семья – мое богатство», « Семейные тради ции»; Групповой праздник «Концерт для мам »; Групповая традиция «Встреча с интересными людьми»( приглашение пап и мам в группу с рассказами о своих профессиях, увлечениях, путешествиях) ; Совместные праздники, конкурсы. , выставки; Участие семей в социальных акциях гуманистической направленности Создание альбома, выставки «Мама, папа, я- дружная семья»; Ситуации «добрых дел» для членов семьи Труд взрослых Показ изготовления и создания разнообразных предметов для детских игр из бумаги и бросового материала, установление взаимосвязи «цель – результат в труде»( формирование первоначальных представлений о том, что все предметы делаются людьми) ; Рассматривание сюжетных картин, наблюдение, беседы по их содержанию для формирования первоначальных представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в детском саду ознакомлению с простейшим хозяйственно- бытовом трудом «Поможем Мишке подготовиться к встрече гостей и др. »; Сюжетные игры под прямым руководством воспитателя- показ способов использования предметов в бытовой, игровой и других видах деятельности Общение с детьми в повседневных ситуациях по воспитанию ценностного отношения к предметному миру( игрушки, книги, мебель, пособия- обращаться бережно и аккуратно) ; Образовательные ситуации обследовательских действий с разными предметами для вычленения его частей, материала, из которых он сделан, назначения предмета, установление связи между ними; Образовательные ситуации на основе наблюдений и наглядного моделирования( составление пооперационных карт) процессов хозяйственно- бытового труда взрослых в детском саду( сервировка стола, мытье посуды, стирка белья, приготовление пищи и др. ) ; т руде взрослых в ближайшем окружении; Образовательные проблемно- игровые ситуации по формированию представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов( цель труда, предметы, материалы и инструменты, трудовые действия, результат труда) ; Образовательные ситуации, общение с детьми в повседневных ситуациях по расширению представлений о предметном мире, как результате трудовой деятельности взрослых Сюжетно- ролевые игры- проигрывание трудовых процессов профессий ближайшего окружения; Дидактические, развивающие игры типа «Для чего это нужно? », «Кому что нужно? »- обучение детей определению назначения предметов, как основы воспитания ценностного отношения к предметному миру, понимания необходимости труда взрослых. Общение с детьми в по вседневных с итуациях по расширению представлений о безопасных способах обращения с предметами в детском саду и дома; Рассматривание сюжетных картин, беседы по их содержанию для расширения представлений о труде взрослых, о коллективности Развитие п редставления о ручном труде и конструировании. Освоение умений создания поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, способов конструирования из бросового материала, изготовление игрушек в технике оригами. Хозяйственная помощь детей в семье( совместно со взрослыми мыть посуду, поливать растения, кормить домашних животных, Целевые прогулки, экскурсии, общение с детьми по ознакомлению с конкретными профессиями, взаимосвязи между ними, содержании их труда; Чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картин и репродукций, просмотр мультимедийных презентаций о профессиях взрослых; Дидактические игры по расширению представлений о взаимосвязях трудового процесса»( обучение детей вычленять содержание труда людей разных профессий по общей структуре трудового процесса: цель и мотив, предметы, материалы и инструменты, трудовые действия, результат труда) ; Групповая традиция «Встреча с интересными людьми»- приглашение родителей, взрослых для знакомства с городскими профессиями, результатами труда( воспитание уважения к труду родителей, других взрослых) ; Сюжетно- ролевые игры- проигрывание реальных трудовых процессов; Дежурство, трудовые поручения; Коллективный труд; Организация детских мини – мастерских для продуктивной деятельности; Общение с детьми в повседневных ситуациях, направленное на осознание детьми нужности профессий, добросовестности отношения к работе- залог благополучности жизни всех людей; Познавательное общение с детьми по формированию представлений о деньгах как измерителе ценн ости товара. Результативный модуль Младший возраст Средний возраст Старший возраст В мире социальных отношений Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет преобладающее эмоционально- положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми( здороваться, прощаться, обращаться на «вы») . Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок. Стремится к самостоятельности, проявляет свою индивидуальность. Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям. Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, охотно выполняет их, владеет разными способами культурного поведения. Доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общ ение, в совместную деятельность, владеет навыками налаживать контакты, вести и заканчивать разговор. Стремится к взаимопониманию, у меет сам выдвинуть идеи, план д ействий, организовать партнёров, умеет выражать желания и требования. В случае затруднений аппелирует к правилам. Внимателен к эмоциональному состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, проявляет участие и заботу о близких и сверстниках. Умеет выражать как позитивные так и негативные чувства, управлять проявлением негативных чувств. Умеет самокритично наблюдать, оценивать свое пов едение и доброжелательно других, ищет различные возможности удовлетворения различных притязаний. Имеет близких друзей( друга) , с удовольствием общается, участвует в общих делах, о бсуждает события, делится своими мыслями. Нацелен на самостоятельность, адекватно воспринимает похвалу, имеет адекватную самооценку. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, стремится овладеть грамотой. . Развиваем ценностное отношение к труду Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы из которых сделаны предметы и вещи. По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям. Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх. Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свой ств пр едметов и материалов; рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о том, как он был создан. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми Ребенок проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному человеком. Отражает представления о труде взрослых в играх, рисунках, конструировании. Проявляет самостоятельность и инициативу в труде, способен принять цель от взрослого или поставить цель самостоятельно, осуществить процесс, получить результат и оценить его. Охотно участвует в совместном труде со сверстниками, заинтересован в получении хорошего результата. Добросовестно выполняет трудовые поручения в детском саду, и в семье.

Оставить комментарий: