a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Построение предметно-развивающей среды в старшей группе «Фея» в соответствии с ФГОС ДО

Автор: Сивкова Евгения Тимофеевна Опубликовано: 2017-03-09 23:13:30

Документы для скачивания

Построение предметно- развивающей среды в старшей группе « Фея » в соответствии с ФГОС ДО Организованная развивающая предметно- пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно- развивающая среда организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельност и- игры, соответствует возрастным особенностям детей 5- 6 лет и теме недели, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, использовано несколько вариантов ее построения: 1.      Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования. 2.      С оздание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться. Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все  пять образовательных областей: 1) социально- коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно- эстетическая, 5) физическая. При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались  следующие принципы: 1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития. Оборудование группы мебелью и пособиями отвеча ет задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способств ует охране нервной системы ребенка. 2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 15- 20 детей. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом. 3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания Оборудование группы способств ует соблюдению условий жизни детей, входящих в группу, живущих по режиму соответственно и х возрасту и состоянию здоровья, а так же с пособств ует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом. 4. Принцип надежности и безопасности Интерьер группы включа ет предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п. 5. Принцип гигиенического соответствия Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, име ют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не теря ют структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться. 6. Принцип эргонометрического соответствия Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей. 7. Принцип вариативности. Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, созда ют ощущение комфорта. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей. 8. Принцип гарнитуры Вся мебель едина по стилю, цветовому решению, обеспеч ивает сочетаемост ь предметов мебели. Разработка предметно- пространственной развивающей среды осуществлялась на основе следующих характеристик детского сообщества: • в соответствии с возрастом; • психологической характеристики группы; • количественного соотношения мальчиков и девочек; Поскольку у ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании, то р азвивающ ую сред у группы организова ла так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Для каждой детской деятельности оформлены центры на основе интеграции содержания и видов деятельности  по следующим направлениям: Образовательная область « Познавательное развитие » Логико- математический центр «Считалочка» В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр занимательной математики решает следующие задачи: • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. В центре есть наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, наборы счетных палочек для каждого ребенка. Имеются книги с игровыми заданиями, альбом «Веселый счет» с математическими упражнениями. П редставлены ц ифров о е лото, домино, мозаик и. Достаточно широкий выбор игр на логическое мышление: « Бродилки », «Остров сокровищ», «Путешествие по саванне», «Цирк », «В гостях у Деда Мороза»; для развити я мелкой моторики руки: «Магнитные лабиринты», геометрические конструкторы, дидактическая игра «Геометрические вкладыши» и др. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать умственное развитие детей и логическое мышление. ДО ПОСЛЕ Центр краеведения « Сибирячок » Это ц ентр нравственно- патриотического воспитания. В нем размещена фотография президента; государственная символика: флаг; герб; гимн; ; открытки «Москва», «Петергоф», «Красноярск», книга «Летопись земли назаровской », «Житница Красноярья. Назаровский район», Альбом «Подвиг Сибиряков в ВОВ». Так же здесь находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины: набор картонажных кукол разных народов и национальностей. О формлен ы   альбом ы  «Мой город», «Моя семья». Неотъемлемой частью этого центра стал мини- музей тряпичной куклы « Берегиня » с экспонатами, изготовленными детьми по технологическим картам. 242189067945- 350520123190 ДО ПОСЛЕ Центр науки, природы и естествознания «Всёзнайка» Задачи: - Развитие познавательных процессов( восприятие, мышление, внимание и т. д. ) посредством наблюдения, опытно- экспериментальной деятельности; - ф ормирование трудовых навыков по уходу за растениями; - о богащение представлений об окружающем мире, о природе родного края; - в оспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе. В центре размещен необходимый инвентарь: лейки, клеенка, фартучки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы, где в процессе трудовых действий дети знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков. Лупы, ёмкости, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Здесь так же представлены дидактические игры по темам: климат, растительный и животный мир, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала( шишки, мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь) , муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. . В этом уголке дети наблюдают за изменениями в погоде и зарисовывают свои наблюдения в «Календаре погоды». ДО ПОСЛЕ Центр конструирования «Мастер» Задачи: - С озда ние постро ек по индивидуальному и совместному замыслу; - р азви тие творчеств а, изобретательност и, эстетическ ого вкус а в гармоничном сочетании деталей, в красоте и целесообразности оформления постройки дополнительными материалами, преобразовывать их по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции; - с овершенствова ние элементарны х навык ов пространственной ориентации( спереди, сзади, посередине, внутри) , моделирова ния по элементарным чертежам и схемам, разбираться в несложных планах. В группе расположен центр строительно- конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов: крупный пластмассовый, мелкий деревянный конструктор, конструктор « лего »( крупный и мелкий) , набор пластмассового разборного конструктора с пластинами и гайками и др. , а так же схемы, технологические карты, мобильные модули. М ожно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Для реализации своих замыслов дети используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. ДО ПОСЛЕ Центр безопасности( ОБЖ, ППБ и ПДД) «Палочка- выручалочка» Задачи: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности по ППБ, ПДД, а так же в семье и обществе и безопасности окружающего мира. 3822065287020 Центр отражает безопасность дома, на улице( ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный макет с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, книги по ПДД, плакаты по ППБ «Чтобы не было беды», игры по ПДД, руль, светофор, модуль «Улицы города», иллюстрации знаков, ситуаций на дорогах, лото по ПДД, жезл, жилет. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. ДО ПОСЛЕ Образовательная область « Речевое развитие ». Центр речевого развития, кругозора и коммуникации « Говорушки ». Задачи: - ф ормирование навыка общения, умения обращаться с книгой; - формирование целостной картины окружающего мира; - развитие речи и расширение кругозора детей; Этот центр предоставляет возможность нашим воспитанникам действовать и индивидуально, и парами, и небольшими группами, используя пособия для организации речевых игр: макет компьютера, набор телефонов, фотоаппаратов, а так же разнообразные, настольно- печатные игр ы, наборы сюжетных и предметных картинок, игр ы по познавательному и речевому развитию «Магнитная азбука», «Логопедическое лото», игры для развития мелкой моторики рук. Для проведения артикуляционных упражнений имеется набор маленьких зеркал, картотека упражнений. Мною накоплен и систематизирован практический материал для рассказывания( мнемотаблицы «Расскажи сказку», «Составь предложение» и др. ) , изготовлено д идактическое пособие «Найди букву»( из бросового материала- крышек от бутылок) . Здесь же находятся книги: русские –н ародные сказки, рассказы, которые являются ступенью в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к художественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи, а так же книжки по программе, любимые книжки детей, книжки- малышки, книжки- игрушки, «Умные сказки»; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и др. Я выставляю обычно 4- 5 книг, с рок пребывания которых определяю интересом детей к ним, в среднем срок их пребывания составляет 2- 2, 5 недель. На магнитно- маркерной доске размещаю иллюстрации по теме недели. Т ак же, в этом центре часто появляются энциклопедии( по теме недели) , которые нам приносят родители. ДО ПОСЛЕ Образовательная область « Социально- личностное развитие ». Центр сюжетно- ролевых игр « Игралочка ». Задачи: - формирова ние коммуникативны х навык ов. - разви тие умени я выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Основной вид деятельности детей – игр а. Оборудов ание и материалы: куклы, кукольная мебель для комнаты и кухни, кровати с набором постельных принадлежностей, гладильная доска, утюг, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, весы, сумки, ведёрки для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», одежда для ряжения. Вся м ебель и игровые модули передвигаются в зависимости от сюжета игры. О борудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников  весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно- ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные( чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте) . Тематические наборы мелких фигурок- персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов( так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих) . ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ ДО ПОСЛЕ Образовательная область « Худ ожественно- эстетич еское» Театрально- музыкальный центр «Калейдоскоп» Задачи: - приобщение к словесному искусству; - развитие литературной речи, театрально- музыкальных и актерких способностей. Центр представлен различного вида театрами( настольный картонажный театр, кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, маски и шапочки с изображением сказочных героев) . Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, а декорации дети изготавливают либо с помощью взрослого, либо самостоятельно. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Музыкальные инструменты: гитара; бубен; колокольчики; дудочка; барабан; погремушки; микрофон; маракасы, дидактические игры, картотека музыкальных игр, ДО ПОСЛЕ Центр изотворчества и ручного труда «Умелые ручки». Задачи: - развитие продуктивной деятельности детей( рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование) ; Оборудование и материалы: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки- тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом, т рафареты для пластилинографии, водные и обычные раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации, непроливайки, кисточки, раскраски, клей, цветная бумага, цветной и белый картон, бумага для творчества, пластилин, стеки, салфетки, ткань, нитки, вата, синтепон, тесьма, природный и 32753301390650 бросовый материал. 340995911860 В центре так же находятся папки с образцами декоративной росписи, а так же технологические карты поэтапного рисовании( лепки) . ДО ПОСЛЕ Образовательная область « Физическое развитие». Центр физкультуры и спорта « Здоровячок »- развитие основных движений детей; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - воспитание физических и личностных качеств. - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; Материалы: мячи, кегли, ленточки, шары, кольцеброс, коврики для профилактики плоскостопия, нестандартное оборудование, флажки, обруч, кольца, картотека подвижных игр, картотека утренней гимнастики, кар тотека корригирующей гимнастики, а так же мягкие большие модули, которые легко переносятся в любую часть групповой комнаты. ДО ПОСЛЕ

Оставить комментарий: