Семинар - практикум "Пескография"
Семинар-практикум для педагогов
«Нетрадиционная техника рисования. Пескография»
1.Песок
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, проигрывая возможные ситуации вместе с персонажами участвующими в играх с песком, ребенок получает определенные знания, развивает свои творческие возможности.
Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация. Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития. Рисование песком рекомендовано всем возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ заземления своих негативных эмоций.
- Рисование песком в ДОУ
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Сегодня мы с вами поговорим о нетрадиционной технике рисования, а именно рисование песком или sand-art (пескография)
Работа с песком успокаивает, в нем как будто содержится солнечная энергия, которая способна зарядить позитивными эмоциями. При рисовании песком не обязательно иметь художественных навыков, чтобы создавать те или иные композиции, а значит, не будет место разочарованиям и неуверенности в своих силах. На «песочном» занятии дети раскованы и веселы, они создают свой собственный мир, и делать им это бесконечно приятно. Прекрасным помощником будет песок и в развитии речи. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестические центры, связанные с теми участками мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Детей постарше можно учить составлять рассказы на основе того, что они нарисовали на песке. Это учит их связной речи, навыкам рассказа. Причем детям это очень интересно: кому не хочется описать то, что изобразил самостоятельно.
3.Основные противопоказания
Есть и противопоказания при работе с песком. Нежелательно привлекать к такой деятельности детей с заболеваниями эпилепсией или шизофренией, если есть астма или аллергия на пыль и мелкие частицы, а так же при наличии кожных заболеваний и порезов на руках.
4.Оборудование для работы с песком
- Ящик для песка или песочница (50*70*8)
- Песок кварцевый или обычный, но обязательно просеянный и прокаленный в духовом шкафу
- Коллекция миниатюрных фигурок
- Совок и щетка для песка
- Советы по организации занятий
Перед работой с песком необходимо повторить с детьми правила поведения при работе с песком:
- Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
- После игры надо убрать всеигрушкина свои места.
- Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол и собрать песок в совок для мусора.
- Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
- До и после игры с песком надо помыть ручки.
- Простые приемы рисования на песке
Базовые образы очень просты. Порядок работы доступен любому ребёнку. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно, что помогает одновременному развитию обоих полушарий мозга. Можно рисовать:
- Кулаком
- Ладонью
- Ребром большого пальца
- Щепотью
- Мизинцами
- Одновременное использование нескольких пальцев
- Симметрично двумя руками.
- Отсечение лишнего
- Насыпание из кулачка
7.Практическая часть
Столик с песком готов, включена приятная музыка (например, альбом «Эффект Моцарта»). Насыпаем песок на центр стола. Для начала песок нужно почувствовать, почувствовать его крупицы, песок можно помять, попересыпать. Можно помазать песок обоими ладошками. А теперь попробуйте погладить песок как кошку, так мы подготовим поверхность для рисования.
Давайте представим, что мы на пляже. Соберем наши руки в кулачки и будем «ходить по пляжу», потом нарисуем большой пальчик и прижали четыре пальчика- вот и получились следы на песке.
Теперь попробуем рисовать море. Начнем с рыбки. Рука сжата в кулак, вытягиваем мизинец. Ладонь тыльной стороной прижимаем к стеклу и мизинцем как циркулем очищаем полукруг. Тремя пальцами рисуем «змейкой» хвост нашей рыбки, указательным пальцем оформляем его. Берем песок щепоткой и как бы присаливаем нашу рыбку, мы будем рисовать ей чешую. Чтобы песок сильно не рассыпался, пальчики держим пониже. Теперь немного очистим (сформируем) голову нашей рыбке и на оставшейся части рисуем чешуйки тремя пальчиками. Ноготками нарисуем плавники. Теперь нарисуем глаз , берем песок щепоткой и аккуратно, низко- низко высыпаем. Для того, чтобы открыть наш глазик, мы чуть- чуть прижали указательным пальчиком. Нашей рыбке не хватает губок, ставим указательный палец, чуть ниже глазка рыбки и выдвигаем его вперед, чуть вверх, а теперь так же чуть вниз.
Нарисуем морское дно. Как делали следочки- рисуем камешки на дне, потом раскрытой ладонью торцом симметрично рисуем водоросли с обоих сторон от рыбки. Наша картина готова.
8.Простые упражнения
Можно выполнить такие упражнения:
- «Холодно-тепло» Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.
Поскольку малышу будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»
После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»
- проскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, - и проложить «трассы» и пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы;
- создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.);
- провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком), а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности;
- можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы.
Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?
- «Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
- «Дерево». Нарисовать ствол, ветки, листву. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
- «Травка». Работают пальчики, штриховые и точечные движения-прикосновения к песку) .
- Заключительная часть
Перспективой применения рисования песком в практике работы детского сада является общая психологическая подготовка детей к школе, развитие мелкой моторики руки, подготовка к обучению письму и развитие навыков изобразительной деятельности. Так как при работе с песком
- Развивается восприятие, творческое мышление, память, речь, воображение и фантазия;
- Происходит развитие мелкой моторики и глазомера;
- Развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции;
- Успокаивает и расслабляет, снимая напряжение;
- Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе;
- Помогает познавать внешний и свой внутренний мир.
Список использованной литературы:
- Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Практикум по песочной игротерапии.» – СПб.: Речь, 2010.
- Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада.» – Просвещение, 1985.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.
4.Зейц М. «Пишем и рисуем на песке»