a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

доклад на ШМО

Автор: Сулейманова Патимат Магомедовна Опубликовано: 2017-05-23 15:40:20

Документы для скачивания

Выступление на ШМО учителей начальных классов из опыта работы на тему « АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» Подготовила учитель начальных классов Сулейманова Патимат Магомедовна. февраль 2017 Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Главная задача каждого преподавателя- не только дать уча щи мся определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Активные методы обучения- это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, игры. Уроки фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки. Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся началь ных классов на уроках, которые я использую: Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок( видеофрагмент, ребус, заг адка, анаграмма) , выяснение целей, ожиданий, опасений. Постановка и решение проблемных вопросов, создание прблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: ситуация не ожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора. Организация релаксации и подведения итогов. Презентации учебного материала – использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др. Элементы – изюминки( обучающий анекдот, и нтеллектуальная разминка, эпиграммы) . О рганизация групповой деятельности школьников( работа в парах, в группах постоянного сос тава, ) и самостоятельной работы детей. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки- сказки, уроки- исследования, проектная деятельность и др. Игры, игровые моменты( ролевые, имитационные, дидактические) . Остановлюсь на некоторых из них подробнее, использовав их на моих уроках литературного чтения. Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнёмся друг другу». Дети выполняя задания, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать у рок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течении нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как « Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковёр идей» позволяют учителю понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно- ориентированного подхода к обучающимся. . Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются, заранее разрезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают( хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённую поляну, дерево и т. д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Существует такой метод презентации учебного материала, как «Инфо- угадайка ». Учителем даётся ряд картинок из того или иного произведения и дети пытаются вспомнить, что же это за произведение и кто его автор. Эта работа выполняется в группах. ( Догадайтесь о теме урока) . При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для раб оты над темой урока использую метод «Ульи»- обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений- методы «Светофор»( во время дискуссии поднимаются карточки согласия- не согла сия по цветам светофора) . Для предоставления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как « Автобусная остановка», «Творческая мастерская». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения. Здесь прослеживается ме тапредметная связь( с уроками Изобразительного искусства и технологии) . К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книжки необычных форм. Даётся задание разделиться на группы, создать и презентовать проект на заданную тему. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально и выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы( картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов- главная цель этого урока. Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда несколько минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы- « физминутки » позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. Существуют множество нетрадиционных форм проведения уроков. Чаще всего я в своей работе на уроках литературного чтения использую такие формы, как «Урок- соревно вание », « Урок игра», «Урок концерт», «Урок диалог» и т. д. Как и у каждой методике есть свои плюсы и минусы. Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету. М етодов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Оставить комментарий: