Экологический проект "Белоствольная красавица"
Документы для скачивания
Название проекта: «Белоствольная красавица» Вид проекта: Познавательно- исследовательский Участники: дети, воспитатели, родителиВозраст: 6- 7 лет Продукт деятельности: - вернисаж совместного творчества( дети совместно с родителями) ; - составление творческих рассказов «Сказка о березе»; - развлечение «Белоствольная красавица»»; Сроки реализации: 08. 10. 2016г. - 12. 10. 2016 г. Актуальность. Береза. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! На территории России березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках, в парках, садах и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березке? Проблема: - Недостаточные представления детей о березе, как символе России. - Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. - Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Цель: формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно- поисковую деятельность детей через организацию познавательной и продуктивной деятельности. Подготовительный этап: — подготовить природный материал для деятельности детей; — подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, грамзаписи, дидактические игры и др. ; — сделать папку- передвижку для родителей «Береза символ России ». Содержание проекта: — провести с детьми цикл наблюдений за березой, обсуждать наблюдаемые явления, заносить их в альбом в виде рисунков, фотографий, рассказов; — на основе наблюдаемого провести комплексные и обобщающие НОД, расширяющие представления детей о березе; — предложить родителям вместе с детьми выполнить поделки и нарисовать рисунке «Люблю березку русскую», разучит стихи о березе. Задачи: «Познавательно- речевое развитие »- Р асширение представлений о самом почитаемом дереве в России – березе; - Развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, мультфильмов, при проведении игровой деятельности( п/ и, д/ и, , рассматривании и чтении книг о свойствах и особенностях березы, наблюдения, ситуативный разговор, НОД, чтение и разучивание стихотворений, загадок, чисто говорок, скороговорок и т. - Закрепить правила и навыки экологически безопасного и грамотного общения с живым существом; упражняться в применении приобретенных знаний и умений в посильной практической природоохранной деятельности. Вызвать желание делиться своими пожеланиями со сверстниками, родителями. - Р асширять представления детей о пользе и значении ее в жизни человека посредством ситуативных разговоров, рассматриваний наглядностей, предметов; развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, формировать заботливое отношение к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека. - 2. «Социально – коммуникативное развитие»- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей. - Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности: п/ и, игровые ситуации, развлечение; 3. «Художественно – эстетическое развитие»- Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к березе, как к живому существу, научить воспринимать привычку заботиться о ней в ходе активной деятельности, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить; помочь детям осознать такие категории, как сочувствие, доброта, милосердие, любовь к ближнему. Предполагаемый результат: 1. будут знать: о самом почитаемом дереве в России – березе; 2. будут уметь: читать стихи о березе, загадывать загадки; собирать разрезные картинки, раскрашивать рисунки с изображением деревьев; рисовать, описывать внешний вид. 3. будут воспитывать в себе: внимательное, заботливое и бережное отношение к деревьям( березе) Совместная деятельность с детьми и родителями: — циклические наблюдения за березой; — вернисаж совместного творчества «Люблю березку русскую»; — изготовление поделок из соленого теста, композиции на осеннюю тему; — Пап ка- передвижка «Береза символ России» ». Примерная схема осуществления проекта 1. Физ- ка «Осенний лес». 2. П/ И «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне». 3. Игровая беседа «С кем ты дружишь, береза? »; 4. Сбор веток на территории д/ с для продуктивной деятельности 5. Сит. разговор" Домашний доктор" - занятие о лекарственных свойствах березы 6. Д/ и «Спрячь слоги в ладошки»; «Назови ласково»; «Один- много», «Опиши березу», «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Запомни и повтори», «Найди березу среди других деревьев»( командная игра) ; «Четвертый лишний», «Сложи картинку», «Скажи, какое? » 7. НОД- «Белоствольная красавица»; " Встреча с русской красавицей" ; Сит. разговор «Береза- белая красавица»; ФЭМП «Березка в гостях у ребят»; «Береза- белая подруга»; 11. Н аблюдение на прогулке" Снятся ли березе сны" ; Экскурсия «Березонька, красавица, подружись со мной… »; А ппликация «Осенняя березка »; Р ассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; Шишкин А. И. «Березовая роща»; Ра зучивание песни «Во поле береза стояла»( хоровод девочек) 12. Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой; 13. Пословицы и поговорки о деревьях, березе; ч тение стих- я А. Прокофьева «Люблю березку русскую. »; М. Пришвин «Этажи леса»; р. н. с. «Как коза избушку построила»; рассказ Е. Тимошенко «Елочки- метелочки»; С. Есенина «Белая береза»; План проекта 1. Вводная часть. • Постановка проблемы, цели и задач, схема и формы реализации проекта. • Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы. 2. Практическая часть. • НОД, посвященные теме «Белоствольная красавица». • Пословицы, стихи, загадки о деревьях, березе. • Чтение рассказов и сказок. • Игровая деятельность: театрализованная деятельность, п/ и, д/ и. • Двигательная деятельность: физминутка, п/ и • Культурно – досуговая деятельность: развлечение. 3. Заключительная часть. 1. Развлечение «Белоствольная красавица» 2. Вернисаж совместной деятельности «Люблю березку русскую». 3. Оформление стенда «Береза символ России» Познавательно- исследовательская деятельность. Наблюдение на прогулке на тему: " Снятся ли березе сны" Цель. Обобщение представлений о признаках сезона, о состоянии неживой природы, о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы. Задачи: - расширять представления детей о березе( «Познавательно е развитие ») - формировать эстетическое отношение к природе через произведения поэтов, художников, композиторов( «художественно – эстетическое развитие ») - воспитывать чувство люб ви к Родине, родной природе( «Социально – коммуникативное развитие ») Индивидуальная работа. Активизировать словарный запас Егора П. , Кирилла П. , Ромы Е. ( чечевички, береста, белоствольная, деготь) Предварительная работа. Слушание произведений Вивальди: альбом" Времена года" , концерт" Осень. Зима" Логика совместной деятельности Педагог: Ребята, посмотрите вокруг и назовите все деревья, которые растут на нашем участке. ( Дети отвечают) - Скажите, чем деревья отличаются друг от друга. ( Дети отвечают) - У меня для вас есть загадка об одном де реве. Послушайте её и отгадайте Ствол белеет, Шапочка зеленеет, Стоит в белой одежке Свесив сережки. ( Дети отвечают) - Да, это береза. И сегодня мы отправляемся к ней в гости. 1. Речевое упражнение" Скажи красивые слова березе" . 2. Логическая задача" Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чём? " ( фантазирование) - Скажите мне, а как называется кора березы? ( Дети отвечают) - Да, белую кору березы называют берестой. Это защитный покров дерева, непроницаемый для воды и газа. В этом мы сможем убедиться, если проведем один простой опыт. Опыт с березовой корой Педагог: Ребята, скажите, чем береза дышит? Дети: Чечевичками. Педагог: Да, в бересте есть своеобразные отдушины, это крупные черные Черточки- “чечевичками”. Скажите, а что такое березовые сережки? Зачем они нужны? Дети: Сережки у березы – это собранные вместе плоды. Плоды березы – это маленькие орешки. У каждого орешка два широких крылышка. Педагог: Давайте возьмем увеличительные стекла – лупы и рассмотрим семена березы. ( Дети рассматривают) А теперь проведем опыт с семенами. ( Опыт с семенами березы) Педагог: Как вы думаете, почему семена березы очень малы? Дети: Чтобы легче ветру и животным разносить их. - В лесу много берез- хорошо это или плохо? Логическая задача: " Чем дышит береза зимой? " ( чёрточками- чечевичками) - Какие народные приметы, связанные с березой, вы знаете. ( Дети отвечают) - Береста березы является хорошим материалом для поделок. - Из неё издавна изготовляли туески, даже целые картины. 4. Труд. Сбор опавших листьев для продуктивной деятельности 5. Последующая работа. Логическая задача" Холодно ли березке будет зимой? " Воспитатель: Береста- защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому береста, как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои березы находятся на поверхности ствола, самые молодые- в глубине. В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет- старое или молодое? Почему? ( молодое) - Березку всегда воспевали в своих произведениях русские поэты, писатели и композиторы. ( Дети читают стихи о березе) 6. Рефлексия. Прощание с березкой( поглаживание ствола, обнимание) .