"Формирование самостоятельности у детей"
Документы для скачивания
Консультация для родителей 2 младшей групп ы «Формирование самостоятельности у детей» Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей формируется самостоятельность, управление действий. 1. Речь как регулятор поведения. В 3- 4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим. 2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение- правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем. Ребёнок 3- 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали. 3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей. В 2, 2- 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я»( с помощью взрослого) . Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. ( Пример: культурно- гигиенические навыки) . Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам: - слушать взрослого; - выполнять простые просьбы, поручения; - умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами; поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что- либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами( но не всегда) , переносит требования в разные ситуации. • Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные, эгоистические интересы. • Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою( соответствует возрасту) . Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик. • Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности( пример: умение слушать рассказ, познавать что- либо новое, культурно- гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит: - от личной заинтересованности; - от умений, которые сформировались при помощи взрослых; - от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы. • Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования самостоятельности, управлением действий. В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу. Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что- то не получается: - быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью( нужно разобраться, в чём дело) ; ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно, ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются, могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость, а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого( ребенок, возможно, стремится быть самостоятельным, но виду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите словесно ребёнка обращаться за вашей помощью) ; • Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания. Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами. 4. Воспитывайте культурно- гигиенические навыки: • Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки. • Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным. Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место. • Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами( носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место. От того как привьются культурно- гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца. Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности. «Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер! » Всё в ваших руках уважаемые родители!