"Роль сказки в духовно- нравственном развитии дошкольников"
Документы для скачивания
" Роль сказки в духовно- нравственном развитии дошкольников" Нравственное воспитание- важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников. В настоящее время Россия переживает один из не простых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- это разрушение личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Дошкольное детство- это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не с разу сам по себе приобретает навыки и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь вперед с помощью проб и ошибок, он овладеет нормами жизни в человеческом обществе. Основной мотив деятельности дошкольника- познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов и форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является организатором жизни ребенка, объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяет эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой. Что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к природе. Сказка входит в мир ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающем миром в целом. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственности образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно- следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольников. Сказка является одним из самых доступных средств, для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а это значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умения чувствовать и понимать другого, повышать самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже врем я загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенка его собственных проблем. Она ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка для разграничений добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребенка. Дошкольный возраст – возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказке пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им сам язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений, повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. Сказка не дает прямых наставлений детям( например «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения») , но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставления взрослых. Проживая образы сказки, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражения и проявления различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают просмотр творчеству. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. К. Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическим воздействием на ребенка. А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем. Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств духовно- нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно- нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от физиологического уровня их развития к социальному. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально- поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Сказка рассматривается как средство духовно- нравственного воспитания детей и в тоже время, как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в не котором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ни чем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.