Консультация «Вариативность использования проектного метода в ДОУ»
Документы для скачивания
МКДОУ Кантемировский детский сад №1 Консультация «Вариативность использования проектного метода в ДОУ» Подготовила: В оспитатель Горбанева Л. В. 2017 г. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Проект( буквально «брошенный вперед») — прототип, прообраз какого- либо объекта или вида деятельности, а проектирование — процесс создания проекта. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность воспитанника; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса; служит развитию критического и творческого мышления. способствует повышению компетентности педагогов. Вариативность использования проектного метода довольно многообразна. Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ; комплексные блочно- тематические занятия; интеграция: −частичная интеграция; ( интеграция художественной литературы и изодеятельности) ; −полная интеграция; ( экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием) ; и нтеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. метод проектов: −форма организации образовательного пространства; −метод развития творческого познавательного мышления. Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно- эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно- прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. Основно й целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Развитие познавательных способностей, Развитие творческого воображения. Развитие творческого мышления. Развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию( ведущая роль педагога) ; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации( вместе с педагогом) ; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности( практические опыты) . В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Значения использования проектного метода в дошкольном образовательном учреждении: 1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. 2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. 3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. 4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.