Консультация для педагогов "Народные игры в эколого-оздоровительных мероприятиях детского сада"
Документы для скачивания
Консультация для педагогов Народные игры в эколого- оздоровительных мероприятиях детского сада Отличным средством эколого- оздоровительной работы с дошкольниками являются народные подвижные игры. Подвижная игра как деятельность, отвечающая возрастным потребностям дошкольников, рассматривается педагогами как одно из важнейших средств физического воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития. Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт отмечал большое воспитательно- образовательное значение подвижных игр, рассматривая игру как элемент культуры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей – в отдыхе, в развлечении, в развитии духовных и физических сил; она развивается вместе с культурой общества. Народные игры содержат заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. В прежние времена ребенок с ранних лет воспитывался на ярких, красочных народных играх, прибаутках, потешках, играх- забавах. В таких играх заняты подсознание, разум и фантазия. Как отмечает ведущий специалист в области исследования русских народных игр и праздников В. М. Григорьев «… на воспитание действительно высокой культуры взаимоотношений человека с природой направлена едва ли не самая большая и древняя по происхождению часть народных игр. У земледельцев славян это прежде всего игры, говорящие о возделываемых растениях: „ Уж мы сеяли, сеяли ленок“, „Просо“, „Мак“, „Редька“, „Репка“ и т. д. У скотоводческих народов в центре исконно народных игр – кони, верблюды, бараны и т. д. А еще более древние, с охотничьих времен дошедшие игры, – о самых разных диких животных, растениях, явлениях природы, к которым с детства должен разумно и по- доброму относиться каждый человек». В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Русская народная культура богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, физического, экологического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается в них с духовным обогащением. Использование народных игр формирует у детей устойчивое заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создает эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. Детские психологи, психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с нарушением психики, нередко ставят диагноз: «Ребенок в детстве не доиграл», есть понятие «игровая дистрофия детей». В медицине и психологии существует игротерапия. В подвижных играх ребенку самому приходится решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Движения в народных подвижных играх очень разнообразны: подражательные, образно- творческие, ритмические. Они требует проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В этих играх проявляются творческая активность, инициатива, эмоциональность, владение словом. Народная игра сопровождается радостью и весельем – и это одно из обязательных условий игровой деятельности, без которой игра теряет для детей смысл. Наш поиск в области использования в работе с дошкольниками народных игр сочетается с экологическим содержанием всей воспитательно- образовательной работы в детском саду. В физкультурных мероприятиях используется материал, в содержании которого представлены природные явления. При этом осуществляется согласованная работа с воспитателями групп – они знакомят детей с теми животными и растениями, которые упоминаются в фольклорном материале. Осуществляется некоторая переработка фольклорных текстов, если они не отвечают задачам гуманного отношения к природе. Приведем пример использования фольклорного материала в эколого- оздоровительной работе с самыми маленькими детьми. «К бабушке- Забавушке »( игровая зарядка с детьми 2–4 лет) Педагог произносит: Лады, лады, ладушки — Едем в гости к бабушке. К нашей милой бабушке, Бабушке – 3абавушке. Едут к ней ребятушки, Милые внучатушки. Дети двигаются друг за другом или врассыпную дробным топающим шагом. Вот идет петушок. Гордо поднял гребешок. Красная бородка, Важная походка. Дети идут, высоко поднимая ноги, с оттянутым вниз носком( «носок смотрит вниз») , корпус держат прямо, голова слегка поднята. Руки расправлены в стороны и слегка отведены назад. Дети активно «машут крыльями» – поднимают и опускают руки. Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки — Желтые цыплятки. Дети идут на носках, сложив руки за спиной. Легкий бег, руки отведены назад. Помахивают, как крыльями, кистями рук. Вот козленок озорной, Вдруг затряс бородой, Головой качает, Рожками пугает. Дети подпрыгивают, отталкиваются одной ногой от пола, делают небольшие повороты вправо- влево, прижимают к голове указательные пальцы, имитируя рожки козленка. Кошка очень хороша, Ходит мягко, не спеша, Сядет, умывается. Лапкой вытирается. Дети идут мягким, пружинистым шагом, имитируют движения кошки. Вот щенок озорной. Он с лохматой головой, Бегает и лает, Во дворе гуляет. Дети выполняют легкий пружинистый бег( можно с небольшим покачиванием из стороны в сторону) ; руки согнуты в локтях перед грудью( как лапки щенка) , кисти расслаблены; голова приподнята. Уточка- голубушка П о двору идет. Уточка вразвалочку Деточек несет. Дети идут шагом, слегка раскачиваясь, руки сложены за спиной, как крылышки. Вот веселые ребятки, Розовые поросятки. У них носик пятачком, Хвостики торчат крючком. Дети стоят на месте, руки согнуты в локтях; с легкими полуприседаниями делают быстрые развороты бедрами вправо и влево. Цок, цок, цок, цок. Вот лошадка – серый бок. Начала она скакать, Приглашает поиграть. Обыкновенный шаг с высоким подниманием ног. Согнув в локтях руки с «уздечкой», дети держат их перед грудью или вытягивают перед собой. Бег( колени подняты высоко, носок ноги оттянут, корпус слегка отклонен назад) . Дети идут друг за другом или двигаются врассыпную. – Лады, лады, ладушки, Где были? – У бабушки! Нас бабуся привечала, Всех ребяток угощала. До свиданья, бабушка, Бабушка- Забавушка! Дети помахивают руками, прощаясь с бабушкой. Использование народных игр в работе с детьми разных возрастов, включение их в эколого- оздоровительную работу требует от педагога специальной подготовки. Это, прежде всего, подробный анализ, вскрывающий содержание и воспитательные ценности игры; умение в яркой, сжатой, увлекательной и понятной форме изложить содержание игры детям, прочувствовать самому и показать дошкольникам народный характер игры. Объяснение игры старшим дошкольникам может осуществляться в сказочной форме, форме рассказа; сопровождаться показом действий и движений. П ри проведении народных подвижных игр важно: • правильно выбрать игру с учетом возраста детей, задач их воспитания и развития; • подготовить физкультурный инвентарь, игровую атрибутику, площадку; • хорошо организовать игру и правильно руководить ею; вовремя закончить игру и подвести итоги; • научить детей самостоятельно играть в предложенную игру; подключить воспитателя группы к организации игры в свободное время на прогулках. Ввести детей в игру можно по- разному: заранее познакомить их с игрой; предварительно поиграть с небольшой группой ребят. Но можно включить игру в занятие и без предварительного ознакомления. Выбор способа зависит от общего и моторного( двигательного) развития детей, от воспитательной задачи, а также от личных способностей и опыта воспитателя. Очень важно создать в игре общую положительную атмосферу, позитивное отношение детей к ней. Поэтому при проведении игр не следует удалять ребенка, если у него что- либо не получается; останавливать игру и публично делать детям замечания( их можно сделать тактично по ходу игры) . Остановить игру можно лишь в том случае, если дети не поняли, не усвоили ее правила. Народные игры бывают индивидуальные и коллективные. На физкультурных занятиях используются в основном коллективные игры. Правила у этих игр бывают разные: 1) относительно четко установленные требования к организации игры, допускающие произвольные изменения размеров площадки, количества игроков, инвентаря; 2) четко установленные правила. Б ыли опробованы различные виды народных игр в ходе эколого- оздоровительных занятий и н а основе этого был сделан вывод о том, что детям старшего дошкольного возраста интересны: • народные подвижные игры преимущественно сюжетного характера; • некомандные игры; • игры с прятаньем, угадыванием; • игры- упражнения, требующие зрительно- двигательной реакции и координации движений; • игры с речитативом и музыкальным сопровождением; • игры, требующие использования знаний о повадках зверей, птиц, насекомых, о явлениях неживой природы; • игры, требующие большого словарного запаса, артистичности, эмоций. Н ародные подвижные игры привлек ательны тем, что в них можно играть без специальной физической подготовки в любом возрасте. Игры не имеют сложной техники и тактики, а правила можно изменять в зависимости от ситуации. С помощью этих игр расширяются и углубляются представления детей об окружающей действительности, знания о повадках зверей, птиц, насекомых, о явлениях неживой природы. Все это способствует решению экологических задач, использованию всего богатства эмоционально- оздоровительных, познавательных компонентов, заключенных в народных играх. П ример ы некоторы х считалок: Лиса по лесу ходила Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, себе трое. И детишкам П о лаптишкам! Комарики- мошки, Тоненькие ножки П ляшут на дорожке. Близка ночь — Улетай прочь! На зеленом кусту, На дубовом мосту П о лебедю крылатому, По волку лохматому. Волк в лес бежит, Лебедь за море летит! Шел баран П о крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто травку возьмет, Тот вон пойдет! Ходит свинка по бору, Рвет траву- мураву, Она рвет и берет. Этот выйдет – вон пойдет! Таря- Маря в лес ходила, Шишки ела – нам велела, А мы шишки не едим, Таре- Маре отдадим! Катилось яблочко М имо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон выйдет! О писания некоторых игр: «Много троих, хватит двоих»( игра для детей 5–7 лет) Игра развивает быстроту реакции и движений. Дети встают парами друг за другом, лицом к центру круга. И гру начинают двое ребят, выбранные с помощью считалки. Один из них водящий, он стоит в 3–4 шагах позади второго ребенка, который будет убегать от него. Убегающий хлопает в ладоши 3 раза и после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой- либо пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих! » Тот, кто в этой паре стоит последним, убегает от водящего, произнося: «Хватит двоих! » Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями. Во время игры нельзя пробегать через круг; убегающему нельзя делать больше двух кругов; как только убегающий вбегает в круг, он должен сразу встать впереди любой из пар. Ребенок, нарушивший правило, становится водящим. Если водящему удалось осалить убегающего, и они поменялись ролями, то убегающий может встать впереди одной из пар после кратковременного бега. Иногда водящему долго не удается догнать убегающих от него игроков, так как они сильнее и быстрее. В этом случае нужно заменить его, но не упрекать, а положительно оценить его усилия. В ходе игры воспитатель внимательно следит за самочувствием играющих. «Пятнашки»( игра на развитие ловкости для всех возрастов) Начинают игру с выбора водящего( с помощью считалки) , его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Тот кого он коснулся рукой, становится пятнашкой. Дети должны внимательно следить за сменой водящих и их действиями; пятнашка не должен бегать только за одним играющим или стоять рядом и ждать, когда тот побежит; «запятнанный» не должен салить того, кем был только что запятнан( кроме игры «Пятнашки с передачей») . У этой игры много вариантов: • «пятнашки с домиком»( для всех возрастов) ; • «пятнашки Зайки»( для средней группы) ; • «пятнашки с передачей»( для подготовительной группы) ; • «пятнашки с именем»( для всех возрастов) . ( Пятнашка выбирает себе имя – название цветка, птицы, зверя. ) «Коршун»( игра для детей 5–7 лет) С помощью считалок выбирают коршуна и наседку, остальные дети – цыплята. Они встают друг за другом и каждый держится за пояс впереди стоящего, впереди стоит наседка. Получается связанная цепочка: наседка с цыплятами. Коршун «роет ямку», а наседка с цыплятами подходят к нему. Наседка спрашивает: – Коршун, коршун, что ты делаешь? – Ямки рою. – На что тебе ямки? – Высокий забор поставлю. – На что тебе высокий забор? – От твоих цыплят схорониться. – А что они тебе сделали? – Капусту мою топчут. – А высокий забор будешь строить? Коршун встает, поднимает руки, показывая высоту изгороди. – Вот такой! – Мои цыплята маленькие, послушные, в чужой огород не ходят. – Нет, пока я забор не построил, буду их ловить, чтоб мою капусту не топтали! – Не дам тебе моих цыплят ловить! Коршун пытается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Кыш, кыш, кыш, злодей! » Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра заканчивается, когда поймана половина цыплят. Цыплята должны крепко держаться друг за друга; тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место; наседка, защищая своих цыплят, не должна отталкивать коршуна руками; коршун ловит последнего игрока в цепи. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут две группы, в каждой свои наседка и коршун. «Воробьи»( игра для детей 4–7 лет) Дети- «воробьи» связывают себе ноги платком или шнуром, встают в ряд и нараспев все вместе произносят прибаутку: Чили- чили, воробей! Прилетай к нам поскорей! Пекла баба калачи, Калачи горячи. Ты скачи, воробей, Принеси нам калачей! С последними словами прибаутки играющие прыгают к тому месту, где лежат «калачи»( любые предметы) . Тот кто первым допрыгает, развяжет ноги и с «калачом» вернется к месту начала игры, считается победителем. Вариант игры: дети делятся на две подгруппы. Одни «воробьи» скачут а другие вместе нараспев произносят прибаутку. С первыми словами воробьи начинают прыгать к «калачам», до которых они должны успеть допрыгать с последними словами прибаутки. Затем дети меняются ролями. Расстояние, на которое перемещаются «воробьи», можно увеличивать или уменьшать в зависимости от п одготовленности детей. Воспитатель следит за равномерным распределением детей по площадке во время движения, не допускает их столкновений. «Стадо»( игра для детей 5–7 лет) Играющие выбирают пастуха и волка( используя считалку) ; остальные дети – овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле — Погулять на воле. Пастух выгоняет овец на луг; они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку П о сигналу пастуха: «Волк! » овцы бегут «в дом» – на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все овцы, которых поймал волк, выходят из игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли; волк овец не ловит, а салит рукой; пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его рукой. Т ребования к занятиям физической культурой, построенным на основе народных подвижных игр: • вводная часть строится на малоподвижной игре, требующей внимания, чтобы организовать детей и постепенно вовлечь их в активные действия( «Море волнуется», «Пустое место» и др. ) ; • основная часть может включать 1–2 интенсивные и сложные по структуре игры, разнохарактерные, требующие координации движений и зрительно- двигательной реакции( «Гуси», «Много троих – хватит двоих», «Пятнашки с домиком», «Волк во рву») ; • заключительная часть строится на малоподвижной игре, требующей внимания и наблюдательности( «Жмурки на месте», «Круговые жмурки») . После заключительной части занятия можно проанализировать игры, поведение играющих, объяснить тактику игр и т. д. Но необходимо постепенное введение разнообразных игр в физкультурные занятия. Изученные игры можно включить в досуги «Поиграй со мной», «Праздник русской рубахи», в праздник «Масленица». В настоящее время народные подвижные игры занимают все более важное место в эколого- оздоровительной работе детского сада. Дети воспринима ют игры эмоционально, у них повы шается выносливость, улучш ается координация, зрительно- двигательная реакция, дружелюбнее относиться друг к другу, узна ют много нового о быте, работе и отдыхе людей в былые времена. Литература: Николаева С. Н. «Юный эколог»/ Мозаика – Синтез, 1999, 110 с. Светлана Николаева: Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольниковМ. 2010 Быстрова И. , Рыжова Н. Поговорим о природе. – 200 0. Вдовиченко С. , Воробьёва Т. Экологические модели – 2008. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром. – 2007. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию. – 2010.