Проект «С нами чудо из чудес — Благовещение с небес!»
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Проект « С нами чудо и з чудес — Благовещение с небес! » Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Ли Ольга Михайловна Апрель, 2017 Пояснительная записка Духовно- нравственное образование и воспитание имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Сегодня без преувеличения можно сказать, что эту задачу необходимо осмыслить как входящую в круг важнейших приоритетов национальной безопасности страны. У молодых людей произошла утрата духовно- нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста. Реализуя муниципальную программу духовно- нравственного воспитания под растающего поколения в 2012 учебном году, в М АДОУ № 26 «Родничок» начал свою работу кружок по знакомству детей с основами православной культуры “Добрый мир ”. Цель создания кружка – содействие воспитательно- образовательной работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно- нравственным традициям через организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности. В ходе работы кружка был разработан и реализован проект “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ”. П едагоги детского сада “Родничок ” с большой ответственностью подбирали наглядный материал, разрабатывали конспекты занятий и экскурсий, создавали сценарий православного праздника, изготовляли народные костюмы и декорации. Свою работу строили под девизом “Доброе насаждение приносит добрые плоды”. 7 апреля, в детском саду, дети и педагоги все вмести встретили один из главных православных праздников Благовещение Пресвятой Богородицы красочным праздником « ВСТРЕЧА ВЕСНЫ – БЛАГОВЕЩЕНИЕ» Проблема( см. приложение 1) . Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси? Цель. Формирование духовно- нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности. Задачи: Обучающие( см. приложение 2) : - познакомить детей с основами духовно- нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного праздника Благовещение; - дать некоторые сведения из Священной истории, повествующие о празднике Благовещение; - познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими тематике занятий. Развивающие: - развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы, художественную литературу и продуктивную деятельность; - оказать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества; - содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности. Воспитывающие: - воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по- доброму, приумножать красоту; - прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к своим близким людям. Ожидаемый результат: Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные. Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой и проведением православного праздника, народных приметах; Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками. Участники проекта: дети( возраст 3- 6 лет) , воспитатели, роди тели, музыкальный руководитель. Продолжительность проекта: 1 месяц( март) Мероприятия по реализации проекта Познавательно- речевое развитие. Тематическое занятие “Светлый православный праздник весны”. Задушевные беседы на темы: “В день Благовещения”, “Без доброты нам не прожить на свете”, “Что за чудо- этот храм! ”, “Что такое иконы? ”. Экскурсия в Храм «Всех скорбящих матерей». Чтение художественных произведений: “Этот дом- не просто дом! ” Евгений Санин, “Как нарядно в нашем храме! ” Нина Орлова, “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев; “Птичка” А. С. Пушкин; “Гуси- лебеди” Русская народная сказка, “Благовещение” С. Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров. Рассказывание на тему: “Птицы возвращаются на Родину из тёплых краёв”, “Любимый православный праздник моей семьи”, “Что я видел в храме”. Заучивание стихотворений: “Птичка” А. С. Пушкин, “Благовещение” С. Высоцкая, “Благовещение” Дмитрий Захаров. Словарная работа: Благовещение, икона, иконопись, православный, духовный, послушание, милосердие, благая весть, колокольный благовест, ангел, архангел, гармонист, хоровод, ельник, березник, вестник, Иисус, младенец. Разучивание русских народных песен: “Капуста”, “Ой бежит ручьём вода”, “Ельник да березник ”, “Веночек”. Художественно- творческая деятельность. Занятие по изодеятельности “Птички- невелички! ” Рисование: “Мы на экскурсии”, “Встречам весну”, “Русская изба”, “Русский народный костюм” Аппликация “Птицы” Оригами “Ангел” Инсценировка сказки “Гуси- лебеди” Изготовление из солёного теста “Праздничная птица” Рассматривание картин из серии “Иконы”. Слушание духовной музыки в аудиозаписи. Игровая деятельность. Дидактические игры: “Приметы весны”, “Перелётные птицы”, “Деревенский дворик”. Подвижные игры: “Кто дальше перепрыгнет через костёр? ”, “Гуси- гуси”. Хороводные игры: “Капуста”, “Заводите хоровод вокруг гармошки”, “Веночек”, “Ельник да березник ”. Сюжетн о- ролевые игры: “Семья”, “Птичий рынок”. Работа с родителями. Создание рисунков “Любимый православный праздник моей семьи” Консультация для родителей “Доброе насаждение – приносит добрые плоды! ” Лекторий( см. приложение 3) для родителей в форме папки- передвижки “Благовещение Пресвятой Богородицы”. Помощь в оформление музыкального зала к празднику “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ” Перспективное планирование работы с детьми по проекту март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1. Тематическое занятие по познавательному развитию “Православный праздник Благовещение”. 2. Беседа “Без доброты нам не прожить на свете”. 3. Чтение художественных произведений: “Гуси- лебеди” Русская народная сказка “Перелётные птицы” Виктор Афанасьев 4. Расск азывание на тему: “Птицы возвра щаются на Родину из тёплых краёв”. 5. Рисование “Встречаем весну” 6. Рассматривание картин из серии “Иконы”. 7. Разучивание русской народной песни “Ой, ручьём бежит вода”. 8. Хороводная игра “Капуста”. 9. Подвижная игра: “Кто дальше перепрыгнет через костёр? ” 10. Дидактическая игра: “Приметы весны”. 1. Беседа “Что такое иконы? ” 2. Чтение художественных произведений: “Этот дом- не просто дом! ” Евгений Санин “Птичка” А. С. Пушкин 3. Рассказывание на тему “Любимый православный праздник моей семьи”. 4. Рисование “Русский народный костюм”. 5. Аппликация “Птицы”. 6. Дидактическая игра “Перелётные птицы”. 7. Сюжетно- ролевая игра “Семья”. 8. Хороводная игра “Заводите хоровод вокруг гармошки”. 9. Рассматривание картин из серии “Иконы”. 10. Разучивание русской народной песни “Ельник да березник ”. 1. Занятие по изодеятельности “Птички- невелички”. 2. Беседа “Что за чудо- этот храм! ” 3. Чтение художественных произведений: “Как нарядно в нашем храме! ” Нина Орлова 4. Экскурсия в Храм Архангела Михаила. 5. Рисование “Мы на экскурсии”. 6. Оригами “Ангел” 7. Инсценировка сказки “Гуси- лебеди” 8. Дидактическая игра “Деревенский дворик”. 9. Подвижная игра “Гуси- гуси”. 10. Хороводная игра “Ельник да березник ”. 11. Разучивание русской народной песни “Веночек”. 1. Беседа “В день Благовещения”. 2. Чтение художественных произведений: “Благовещение” С. Высоцкая “Благовещение” Дмитрий Захаров 3. Рисование “Русская изба”. 4. Хороводная игра “Веночек”. 5. Сюжетно- ролевая игра “Птичий рынок”. 6. Подвижная игра “Гуси- гуси”. 7. Рассказывание на тему “Что я видел в храме”. 8. Слушание русских народных песен. 9. Праздничное развлечение “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ” Реализация проекта по этапам Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап: 1. Формулирует проблему: Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси? 2. Вводит в игровую ситуацию( как помочь Весне подневольных птичек отпустить на волю? ) 3. Подводит к формулировке задач: - узнать, как на Руси праздновали православный праздник Благовещение; - иметь представление о православных и народных традициях дня Благовещения; - отразить свои впечатления в рисунках, аппликации, хороводных играх; - при нять участие вместе с детьми в православном празднике “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ” 1. Входят в проблему. Рассматривают и читают письмо от Весны. 2. Вживаются в ситуацию. 3. Обсуждают проблемную ситуацию. 4. Принимают задачи, дополняют. 2 этап: 1. Организует деятельность детей: - познавательно- речевую; - художественно- творческую; - игровую; - работу с родителями. 2. Организует экскурсию в Храм «Всех скорбящих матерей». 1. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. 2. Заучивают песни, стихи, распределяют роли в инсценировке сказки. 3. Рассматривают икону, знакомятся с убранством храма. 3 этап: Проводит с детьми праздничное развлечение “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ” Участвуют в подготовке и проведении праздника. Сценарий развлечения детей “С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! ” Цель: закрепить знания детей, полученные в ходе реализации проекта в продуктивной, художественной, творческой и музыкальной деятельности; создать у детей праздничное настроение, эмоциональный отклик. Познакомить с традициями духовной культуры нашего народа на примере празднования праздника Благовещение. Способствовать воспитанию нравственности через народные традиции. Предварительная работа: Чтение «Библии» и беседы о прочитанном. Разучивание песен и стихотворений к празднику Благовещение. Знакомство с историческими традициями праздника Благовещение. Разучивание стихов. Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Мир, покой тому, кто в нашем дому. Долго длилась зима на Руси. С нетерпением ждали прихода весны в старину. Чтобы весна красная быстрее пришла, ее не просто ждали, а зазывали, закликали, в гости приглашали. Как эт о делали, мы вам сейчас покажем. Звучит музыка, дети врассыпную вбегают в зал, свободно располагаются по залу. 1- й ребенок. Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись! Сыпать снег зима устала, Кап- кап- кап! Весна настала! 2- й ребенок. Идет матушка – Весна, отворяй ворота! Первым март пришел, белый снег сошел! А за ним апрель – отворил окно и дверь! А как пришел май – солнце в дом приглашай! Ведущий: Светлеет небо, тает снег, Мы расскажем о весне! 3- й ребенок. Что за волшебница Весна! Откуда в ней так много силы? Едва очнувшись ото сна, Она природу пробудила. 4- й ребенок. Волшебной палочкой взмахнув, Она сугробы растопила И сразу же, не отдохнув, Ручьям дорогу проложила. 5- й ребенок. Потом, как будто дирижер, Она учила петь капели. И их веселый, звонкий хор Поет которую неделю. 6- й ребенок. И солнцу жарче греть велела, Дала лучей ему взаймы, И сразу все зазеленело, Как будто не было зимы. 7- й ребенок. Дождем все улицы умыла, Из- за морей вернула птиц. Ведь как без них зимой уныло! А ныне – радость без границ! 8- й ребенок. Так, даже не присев с дороги, Весна трудилась день- деньской. И мишка вышел из берлоги, И зажужжал пчелиный рой. Все. И воздух чист, и даль ясна! Поет природа, оживая. - Да, ты – волшебница, Весна! Теперь мы это точно знаем! Дети поют песню «Солнечная капель». ( м уз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой) . Ведущая: Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою. Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала. Дети садятся на стульчики. В зал в русских костюмах входят Евдокия Плющиха и Герасим Грачевник. Евдокия и Герасим. Доброго вам здоровья! Мы рады всем гостям. ( Кланяются) Герасим. Мы пришли к вам с зимой прощаться, весну встречать. Евдокия. Я – Евдокия Плющиха. Я весне первая помощница, где пройду, там снег тает, ручьи бегут. Герасим. А я Герасим Грачевник – парень веселый да сноровистый: как засвищу, так грачи с юга летят, весну красну на крыльях несут. Входит зима Зима: Это кто тут хозяйничать собирается? Хотите снега мои топить да Весну приваживать? Я – Зима- госпожа: как захочу, так и будет! Евдокия. Да, полно, Зимушка, куражиться! Пришла пора, уходить тебе со двора! Герасим. Уноси скорее ноги, очищай Весне дорогу! Зима. Как бы не так! Не бывать, этому! ( Топает ногами) . Евдокия. Что же делать будем, люди добрые? Герасим. Ну, народ, выручай! Всем миром победим Зимушку, глядишь, и Весна объявится. Зима. Ишь, какие смелые! Все на одну! На санках да лыжах катались? У елки плясали? А теперь меня, Зимушку, пожалеть некому! Евдокия и Герасим. Мы же на честное состязание тебя вызываем, Зимушка! Зима. Хорошо, согласна! Начнем с загадок. Гость гостил, золотой мост мостил: Без ножа, без топора, без железного долота. ( Мороз) . Выгляну в оконце – лежит белое суконце. Всю зиму лежит, а весной убежит! ( Снег) . Евдокия. А ты, Зимушка, наши, отгадай! Сверкает, мигает, огненные стрелы пускает. ( Молния) . Герасим. Стоит ствол, на нем кол, На колу дворец, во дворце – певец! ( Скворец) . Зима. Давайте лучше в играх молодецких состязаться! Проводится соревнование « перетягивание каната». Участвуют все дети, одни вместе с Зимой, другие – против. Зима. Ладно, согласна, вы сильнее, а Весны- то все равно нет! Ведущий. А ну- ка, ребята, вставайте, Весну покличем! Весна, весна, красная! Приди, Весна, с радостью! . С радостью, с радостью, да с великой милостью! Со льном высоким, с корнем глубоким, да с хлебами обильными! Ведущий. В старину пели веснянки – песни, которыми зазывали весну, чтобы птицы поскорее с юга вернулись, чтобы снег в полях растаял, чтобы снега взошли… Дети заводят хоровод «Веснянка», укр. Нар. Мелодия. На п в входит Весна и становится в хоровод. 1- й ребенок. Здравствуй, Весна- красна, ты зачем пришла? Весна. Я приехала на возочке, приплыла на челночке. 2- й ребенок. Весна – красна, что ты нам принесла? Весна. Принесла я вам здоровье: первое – коровье, второе – овечье, третье – человечье. 3- й ребенок. Весна – красна, чем ты нас одаришь? Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом. ( Весна обращается к зиме) . А тебя, Зимушка, я провожаю. Дети. Ты прости – прощай Зимушка – матушка! Ты на нас не серчай! Ждем тебя через годок, на осенний на листок! Весна. Эй, дружочки, месяцы мои! Отзовитесь! Расскажите- ка нам о себе! Март. Я – март, первый месяц весны. Еще лежит снег, но солнышко пригревает ласковей. Недаром говорят: «Весна, зажги снега! »( Звенит колокольчиком) . Апрель. Я – апрель, второй месяц весны, весны – воды. Издавна в народе говорят: «Апрель – водолей! » В апреле, дни становятся длиннее и теплее, пробуждается природа. ( Играет на металлофоне) . Май. Я – май, третий месяц весны, весны зеленой травы. На деревьях распускаются первые листочки, в лесах поют соловьи и зяблики. ( Играет на свистульке) . Весна. Давайте, ребята, покличем птичек перелетных. Скворушка, прилетай, себе домик выбирай. На дереве высоком, с крылечком широким. Ты, позвонче свисти да почаще щебечи. Проводится игра «Скворушки» или «Займи домик», муз. М. Магиденко. Песня «Скворушки» А. Филиппенко. 1. Скворушки, скворушки, черненькие перышки – 2раза Греет солнышко теплей, прилетайте поскорей! - ( манят птичек руками) 2. Домики, домики мы построим домики – 2раза( стучат правым кулачком по левой ладони, и Для скворцов построим дом, чтобы птицы жили в нем! наоборот) Весна: На Руси весну встречали трижды. Первый раз – 15 февраля в день Стретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение. Третья встреча – один из главных праздников весны. В этот день звонили колокола, звали людей в храмы поклониться Богородице. Звон колоколов. С крыши льется светлая капель, Блеском солнца сад обрызган весь, Не случайно избран был апрель, Чтобы принести благую весть! Ребенок. Вся природа эту весть ждала, Жаждал мир любви и возрожденья, И потоки света и тепла Жизнь земную привели в движенье. Вешний воздух над землей царил, Зеленели тонко луговины – Весть Архангел Гавриил О рождении Спасителя и Сына! ( Т. Шарыгина) Вед: С Благовещением сердечно поздравляем, Весть, принесённую Гавриилом, все мы знаем. Благая весть приятная для всех, Она вселяет веру нам в успех. Деву Марию все благодарим И веру в Бога в сердце мы храним. Желаем цели в жизни достигать, Всё, что задумано- вам с Богом совершать. Вед: Ребята, я хочу напомнить вам трогательную историю, которая и послужила основой праздника. Видеоролик. Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Наши дети знают стихи об этом празднике, давайте послушаем их. 1. Благовещенье и свет, Вербы забелели. Или точно горя нет, Право, в самом деле? 2. Благовестие и смех, Закраснелись почки. И на улицах у всех Синие цветочки. 3. Сколько синеньких цветков, Отнятых у снега. Снова мир и свеж, и нов, И повсюду нега. 4. Вижу старый город наш В молодом уборе. Я смеюсь и я живу, Солнце в каждом взоре. 5. В чуть пробившейся траве Сон весны и лета. Благовещенье везде, Это праздник света. Ведущий: ( выносит солнце) На Благовещение даже солнце играет: играет перед восходом, вертится по небу, катается, раскидывает лучи и опять собирается. А чтобы увидеть, в старину в деревнях будили раненько ребяток, таких, как вы, да посылали в поле, на окраину села, туда, где солнышко восходит, на игру его полюбоваться. 1- й ребенок. Солнышко, солнышко, красное ведрышко. Высоко взойди, далеко посвети… 2- й ребенок. На темные лесочки, на сырые борочки … На речку, на поля, на синие моря… На зеленый огород и на весь народ. Дети исполняют «Песенку про солнышко». Весна. Ребята, к ак в народе говорили о празднике Благовещение? 1- й ребенок. На Благовещение весна зиму поборола. 2- й ребенок. Если на Благовещение снег на крышах лежит – значит лежать ему до Егория. 3- й ребенок. Бывает на Благовещение и первая гроза – значит быть лету теплому. 4- й ребенок. На Благовещение птица гнезда не вьет, девица косу не плетет. 5- й ребенок. В этот весенний день на Руси было принято делать добрые дела, освобождать птиц, выпуская их из клеток на волю. Ребенок. Птицы, Маленькие птицы! Грустно жить вам в тесной клетке, Словно узникам в темнице. В это утро золотое Радость льется с небосвода, Дверцу клетки я открою – Отпущу вас на свободу! Улетайте в лес и в поле, Вейтесь в синем поднебесье, Прославляйте Божью волю Радостною звонкой песней. ( Т. Шарыгина) Под музыку дети сажают птичек на веточки дерева, как бы выпуская их на волю. Весна. Спасибо вам, ребята, за то, что с радостью меня встретили. Принесла я вам солнышко ясное да птиц хоровод. Травушка – муравушка вас в сад позовет. А к празднику Благовещения я подарю вам птичек – невеличек. Весна дарит детям и гостям испеченных жаворонков Весна. А вас, дорогие гости, с праздником поздравляю! Счастья будет вам горой, Урожая воз большой, На столе всегда пирог, Легких вам всегда дорог! Приложение №1 Конспект вводного занятия по познавательно- речевому развитию Тема. «Весеннее оживление» Проблема. Как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси? Игровая мотивация: Как помочь Весне подневольных птичек отпустить на волю? Задачи: активизировать познавательную, продуктивную и творческую деятельность детей через создание проблемной ситуации, постановку поисковых вопросов; развивать любознательность детей, кругозор. Ход занятия: ( Дети находятся в групповой комнате, воспитатель вносит игрушечного зайчика с жёлтым бантом «Солнечный зайчик») 1. Организационный момент Воспитатель: Ребята! Посмотрите, кто сегодня к нам пришёл в гости. Кто это? Ответы детей Воспитатель: Он пришёл, чтобы помочь нам научиться замечать приметы наступающей весны и предлагает с ним поиграть. Вы согласны? Ответы детей. Воспитатель предлагает детям встать в круг. 2. Беседа с детьми. Воспитатель: - У кого в руках оказывается зайчик, тот должен сказать, какие из признаков весны он видел сегодня по дороге в детский сад. Ответы детей. ( Светило солнышко, таяли сосульки, стало меньше снега и т. д. ) Воспитатель: - А теперь зайчик отправляется по кругу во второй раз. Теперь вы дети должны назвать весенние звуки, которые вы слышали на улице. Ответы детей. ( Чирикают птицы, капает с крыш, мягкий снег издаёт другие звуки, а не скрип, как зимой и т. д. ) Воспитатель: - Ещё в третий раз зайчику захотелось прогуляться по нашему кругу и узнать удалось ли вам, как- то почувствовать действие приходящей весны. Ответы детей. ( По- весеннему стало пригревать солнышко, чувствуется дуновение ещё прохладного, но уже весеннего ветра, пахнуло в воздухе запахом весенней свежести и т. д. ) Воспитатель: - Ребята, Солнечный зайчик хвалит вас за наблюдательность. Ой, ребята он что- то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? ( слушает) Солнечный зайчик говорит, ребята, что вам кто- то передал письмо. Давайте посмотрим. Вот оно! Вот конверт, большой и жёлтый Как же нас, конверт нашёл ты? На конверте адрес наш. А обратный чей? Лесной! Вам ребята, интересно, Что же пишут нам из леса? Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Дети отвечают. Воспитатель: ( открывает и читает письмо) « Здравствуйте, мои друзья! Я, Весна- красна всем издали видна, ветерок меня ведёт, птицы славят мой приход! Вот уж и водотёк- протальник наступил( а по- нашему март значит) , а время не стоит. Скоро берёзол( апрель значит) подойдёт, а с ним и великий праздник Благовещенье! С этим праздником связан особый обычай. Накануне дня Благовещенья открывается особенный рынок- Птичий. Покупают птиц в праздник для того, чтобы сразу же выпустить их из клетки на волю. Я знаю, что в вашем городе такого рынка нет. Попрошу я вас ребятушки, по старому русскому обычаю встретить праздник Благовещенье. Да следуя доброй традиции своего народа, выпустите на волю птичек- невеличек, которых вы можете сделать своими руками. С уважением Весна» Воспитатель: - Ребята, а хотите ли вы узнать о православном празднике Благовещение? Ответы детей. 3. Постановка проблемы. Воспитатель: - Дети, а как же праздновали православный праздник Благовещение на Руси? 4. Обсуждение проблемы. Воспитатель: - Ребята, где мы можем об этом узнать, и кто нам в этом поможет? Рассуждения и ответы детей: - спросить у своих родителей, бабушек и дедушек о великом празднике, о том, как его отмечают, какие поют песни; - прочитать в детской библии, о том, что же послужило основой православного праздника Благовещенье; - рассмотреть иллюстрации; - сходить в церковь; - рассмотреть икону к этому празднику; - разучить новые стихи, песни, хороводы; Воспитатель: - Ребята вы хорошо всё придумали, нашли правильное решение. Итак, впереди нас ждёт интересная, радостная и увлекательная работа. Приложение №2 Конспект занятия по познавательно- речевому развитию Тема. «Светлый православный праздник весны». Программное содержание: познакомить детей с событиями праздника Благовещения; развивать внимание при рассматривании иконы праздника; воспитывать интерес, уважение к православной культуре, чувства радости от сопричастности традиции. Необходимые материалы: икона Благовещения Пресвятой Богородицы, листочки с кроссвордом, солёное тесто для поделок, бусинки или бисер( 2 на каждого ребёнка) , цветная гуашь, деревянная вилка, образцы готовых поделок. Ход занятия: 1. Беседа с детьми. Воспитатель: - Пришла весна. Белая одежда зимы, наконец- то будет сброшена. Солнце начинает понемногу растапливать снежные равнины. Реки рвут на себе ледяные оковы, выливаются из берегов, и начинают тихонечко звенеть маленькие ручейки. Ребята, скажите, а как второй месяц весны называется? Ответ детей Воспитатель: - Что вы можете рассказать об апрельских изменениях в природе? Ответы детей Воспитатель: - Правильно! В окружающей нас природе всё обновляется с приходом весны: по- новому, по- весеннему дует ветер, ярче светит и пригревает солнышко, бегут ручьи, тает снег- всё просыпается после зимнего сна. 2. Рассказ воспитателя. Воспитатель: - В один из таких замечательных весенних дней Православная церковь празднует один из великих дней. 7 апреля- праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Однажды, Господь послал к Марии архангела Гавриила. Божий вестник сказал Марии: «Не бойся, ибо ты обрела благодать у бога, ты родишь сына и наречёшь ему имя- Иисус». Ангел принёс Деве Марии радостную весть о том, что именно она станет Матерью младенца. С этого времени Мария стала ожидать рождение сына. Благую, добрую весть принёс ангел. Поэтому этот праздник называется Благовещение. 3. Рассматривание изображения икон( Педагог предлагает детям рассмотреть икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Важно не спешить рассказывать о событиях праздника. Надо дать детям возможность самим всмотреться в изображение и рассказать о том, что они увидят на иконе, помогая им вопросами) Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно рассмотрим икону праздника, что вы на ней видите? Ответы детей( Ангела и Пресвятую Богородицу) Воспитатель: - Как вы смогли их узнать? Ответы детей( Ангел изображён как обычно на иконах, в виде юноши, с крыльями за спиной, что бы он мог быстро долетать до людей. А Деву Марию можно узнать по особому одеянию- тёмно- вишнёвому плащу, на котором изображены три золотых звёздочки) . Воспитатель: - А за каким занятием застал Ангел Деву Марию? Ответы детей( Она пряла пряжу, в руках у неё веретено, на которое она наматывает красную нитку) Воспитатель: - А можно ли сказать, что появление ангела было для неё неожиданным? Ответы детей( Явление Ангела было неожиданным. Мария обернулась, услышав шум ангельских крыльев. Она с тревогой смотрит на нежданного гостя) Воспитатель: - А что может означать изображение белого голубя? Ответы детей( Доброту, мир, хорошую весть) . Воспитатель: - Молодцы, вы внимательно рассматриваете изображение. А давайте вспомним, какую весть принёс Ангел Деве Марии? Ответы детей 4. Рассказ воспитателя о традиции праздника. Воспитатель: - Наши прабабушки и прадедушки очень любили старинный обычай- на праздник Благовещения выпускать на волю птичку, в память о той радости, которая принесла всему миру весть о скором рождении младенца. Они специально ездили на птичий базар, где в клетках у торговцев сидело множество простых серых птичек. Там покупали птичку «на выпуск» и, в день праздника, с радостью и весельем отпускали её на свободу. Об этом благочестивом событии написал в своём стихотворении великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вот, послушайте его: ( стихотворение читает ребёнок, заранее выучив его) «Птичка» В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью. За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! Воспитатель: - Мы с вами, ребята, уже делали красивых птиц из картона. Но я знаю, что ещё в старину специально к этому дню пекли из теста жаворонков и вырезали из серебристой бумаги ангелов. Сейчас мы с вами тоже начнём готовиться к празднику, и слепим из солёного теста птичку. 5. Изготовление поделок из теста. План работы: Готовое солёное тесто делим на небольшие полоски. Каждому ребёнку даётся полоска, которую нужно раскатать так, чтобы получился тонкий валик. Полученный валик завязать узелком. Один из концов узелка будет головкой птички, вставляем две бусинки вместо глаз. Другой конец узла- хвостик. Его нужно немного расплющить и надавить на него вилкой, получатся птичьи пёрышки. Теперь птичку нужно просушить. ( Некоторые умельцы советуют завершать работу так: выложить поделку на газету и положить в духовой шкаф, предварительно нагретый до 150 градусов, следить, чтобы не пригорело) . Через 30 минут всё будет готово. ( Когда поделка остынет, потихоньку отделить её от газеты) . После просушки птичку раскрашивают и покрывают лаком, если есть необходимость. Воспитатель: - Ребята, в канун предстоящего праздника Благовещения мы с вами сделали красивую поделку- птичку из солёного теста. Эту птичку нельзя будет отправить в полёт, но мы можем любоваться ею сами, а ещё лучше подарить близким людям, доставить им радость. 6. Домашнее задание. Воспитатель раздаёт детям листочки с кроссвордом «Птички», и предлагает отгадать его вместе с родителями дома. Рецепт солёного теста: Мука и соль в равных пропорциях. Вода, в которую добавлена гуашь нужного цвета( жёлтая или голубая) . Все ингредиенты нужно соединить и вымесить тесто без комков. Тесто по консистенции должно быть похоже на пластилин. Готовое тесто выложить в холодильник на 2 часа. Приложение №3 Лекторий для родителей. Тема. Благовещение Пресвятой Богородицы. Задачи: познакомить родителей с событиями праздника Благовещения; вызвать желание готовиться и отмечать всей семьёй православные праздники. Содержание: Уважаемые родители! Мы, дети и воспитатели, хотим поделиться с вами радостным событием, которое происходит в жизни нашей группы. Посещая в детском саду занятия кружка «Свечечка»( Основы православной культуры) , мы узнали, что скоро, 7 апреля, православная церковь празднует один из великих праздников- Благовещение. Мы предлагаем вам встретить этот праздник вместе с нами красочным театрализованным представлением «С нами чудо из чудес- Благовещение с небес! », к которому уже началась подготовка. И мы с радостью приглашаем вас, принять активное участие в этом. Зная, как вы заняты на работе и не можете посещать занятия нашего кружка, где так много интересного, мы подготовили для вас информацию об истории православного праздника- Благовещение. Благовещение Пресвятой Богородицы Знаете ли вы, какие же события послужили основой Благовещения? Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка озарилась каким то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей, радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его Иисус. Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. «Март сменяется апрелем, Утро тонет в птичьих трелях. С нами чудо из чудес Благовещение с небес! » Предки наши говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно- народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое- либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на несколько времени крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещения считали начало года, который от сего нередко назывался у наших предков «благовещенским». Благовещение считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать семена, которые потом хранятся нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божия для хорошего роста и плодородия своих нив. Придерживающиеся старины люди советовали печь « мирские( из общей муки) благовещенские просвиры» и нести их для освящения к обедне. Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещение в день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева. Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред творцом виновников своей свободы. Во многих местах нашей Родины этот обычай стремительно возрождается.